Нормативно-правовая база, фз, инструкции обследование место пожара.

221

Вопрос

Нормативно-правовая база, фз, инструкции обследование место пожара.

Ответ

Базовым является Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

 

Также Приказ МЧС РФ и МВД РФ от 31 марта 2003 г. N 163/208 «О порядке взаимодействия органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами» устанавливает перечень обязанностей на месте пожара начальников региональных центров по делам гражданской обороны.

Также Вам может быть полезен Приказ МЧС России от 05.05.2008 № 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Практикой по данным делам можно считать Определение Нижегородского областного суда от 30 августа 2011 г. по делу N 33-8910.«

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ:

«Статья 22. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

При тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (часть в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и телефонный номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 12 августа 2013 года Федеральным законом от 11 февраля 2013 года N 9-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи (абзац дополнен с 8 декабря 2009 года Федеральным законом от 25 ноября 2009 года N 267-ФЗ — см. предыдущую редакцию).Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества."

2. МЧС РФ и МВД РФ от 31 марта 2003 г. N 163/208:

 

" 2. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам органов ГПС обеспечить:

2.1. Своевременную передачу в дежурные части соответствующих территориальных органов внутренних дел сообщений:

об обнаруженных на месте пожара погибших гражданах, а также гражданах, здоровью которых причинен вред, в том числе и не связанный с опасными факторами пожара, либо наступлении иных тяжких последствий;

о несанкционированном проникновении на объект пожара посторонних лиц, признаках хищения имущества и оборудования с объекта пожара, о повреждении запорных устройств входных дверей и оконного остекления, а также других признаках, свидетельствующих о имевшем место преступлении, предусмотренном соответствующей статьей особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации;

о пожарах на объектах с массовым пребыванием людей;

о пожарах в зданиях органов государственной власти и органов местного самоуправления;

о пожарах, на тушение которых привлечены силы и средства по повышенному номеру (рангу) пожара или для организации их тушения создано три и более боевых участка;

о пожарах на объектах жизнеобеспечения в соответствии с перечнями, утвержденными в установленном порядке.

2.2. Соответствие действий по тушению пожара, а также проведению связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ Боевому уставу пожарной охраны*(5).

2.3. Участие должностных лиц органов ГПС в следственно-оперативных группах для выезда на все случаи крупных пожаров, а также пожаров, повлекших гибель людей или причинение вреда их здоровью.

2.4. Своевременное составление акта о пожаре по установленной форме*(6) с отражением в нем всех необходимых сведений.

2.5. Сохранение от уничтожения (повреждения) огнем финансово-хозяйственной документации и технических средств контроля объекта пожара, а также следов (носителей информации), могущих быть признанными в установленном порядке вещественными доказательствами.

2.6. Недопущение необоснованного разрушения (повреждения), полного уничтожения или изменения обстановки на объекте пожара, а также уничтожения информации о фактах и явлениях, связанных с развитием пожара, в том числе и до значительных (крупных) размеров.

2.7. Проведение, при наличии признаков административного правонарушения, по всем пожарам, независимо от размеров причиненного материального ущерба и иных последствий, административного расследования в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.«

<...>

3. Приказ МЧС России от 05.05.2008 № 240:

«5.2. Мероприятия предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ должны соответствовать оперативно-тактическим и инженерно-техническим особенностям организации (населенного пункта), правилам охраны труда в конкретных организациях, приборно-техническому обеспечению прогнозирования параметров возникновения и развития пожара, решению ряда технических задач по привлечению сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, применению различных средств и способов тушения пожаров, а также требованиям руководящих документов.»

4. Определение Нижегородского областного суда от 30 августа 2011 г. по делу N 33-8910:

«Решением суда первой инстанции исковые требования К.Ю. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ОМ N 4 УВД по г. Н. Новгороду и Пожарной части N ** ГУ МЧС России по взаимодействию по обеспечению сохранности имущества в гараже, принадлежащем К.Ю. при пожаре 13 октября 20ХХ года; с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу К.Ю. взыскано *** рубля ** коп. В остальной части исковых требований К.Ю. о взыскании судебных расходов, о признании незаконными актов должностного лица, компенсации морального вреда отказано.

В кассационных жалобах Министерства Финансов РФ поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с тем, что истец не является собственником гаража; в действиях должностных лиц подразделения охраны и сотрудников милиции отсутствует противоправность, что исключает возможность возмещения вреда; размер ущерба не определен надлежащим образом.

В кассационной жалобе УВД по г. Нижнему Новгороду поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с тем, что имущественный вред истцу причинен не по вине сотрудников УВД, размер ущерба не определен надлежащим образом.

В возражениях на кассационные жалобы К.Ю. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В силу ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Разрешая заявленные сторонами требования, суд правильно установил правоотношения сторон и применил к спорным отношениям нормы права, их регулирующие: положения ст. ст. 1064, 1069, 1071 ГК РФ, ч. 8 ст. 22 ФЗ РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 15 Закона Нижегородской области от 21 декабря 1994 года N 16-З «О пожарной безопасности», п. 1.6 ч. 3, п. п. 1.7, 2.4.7, 5.4 ч. 5 Приказа МЧС от 05 мая 2008 года N 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ», Инструкцию по организации взаимодействия ДЧ ГУВД, ГО РУВД с ГУ МЧС по Нижегородской области при ликвидации пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций (утв. 01.11.2004 года), приказ МЧС РФ и МВД РФ от 31 марта 2003 года N 163/208 «О порядке взаимодействия органов управления Государственной противопожарной службы МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами»."



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.