Порядок действий для утилизации/списания сейфа 1977 г

4128

Вопрос

Порядок действий для утилизации/списания сейфа 1977 г.в. .Вопрос задает ИФНС, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №2 по Республике Бурятия. И что с ним можно сделать? Сдать в металлолом, раздавить и т.д.»?

Ответ

Принятие решения о ликвидации основного средства в учреждении осуществляет постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов.

 

Для подтверждения целесообразности списания основного средства в некоторых случаях учреждение должно провести техническую экспертизу объекта, результаты которой оформляются актом. Данное требование, как правило, устанавливают вышестоящие ведомства

Решение о списании сейфа оформляйте путем подписания акта по форме № 0306003 при списании других основных средств (кроме автотранспортных средств). Оформленный комиссией акт должен утвердить руководитель учреждения. Обоснование причины морального или физического износа основного средства должно быть приведено в акте технической экспертизы. На основании этого акта составляется акт о списании объекта основных средств.

Запись о причине списания может выглядеть, например, так: «Сейф дальнейшей эксплуатации не подлежит вследствие своего физического износа. Ремонт нецелесообразен». То есть принципиально важно указать, что дальнейшее использование либо ремонт имущества невозможны или нецелесообразны. Это позволит избежать лишних вопросов при проверке.

На основании утвержденных актов о списании сделайте отметку о выбытии основного средства в инвентарной карточке основных средств по форме № 0504031 (при выбытии объекта основных средств).

После списания сейфа учреждение может его ликвидировать. Порядок отражения в учете списания сейфа и последующую его ликвидацию (в зависимости от того, как проведена ликвидация: собственными силами или подрядным способом) приведен в Рекомендации.

Порядок отражения в учете сдачи в металлолом сейфа (если учреждение примет, данное решение) и порядок перечисления полученной выручки в доход бюджета приведен в прикрепленном файле.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных, казенных и автономных учреждений

1. Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении ликвидацию основных средств

В процессе эксплуатации основные средства морально и физически изнашиваются. Если объект изношен настолько, что не подлежит восстановлению, или если его дальнейшее использование экономически нецелесообразно, учреждение может принять решение о его ликвидации.

Если основное средство представляет собой комплекс конструктивно сочлененных предметов, оно может быть ликвидировано частично. То есть ликвидируется только часть основного средства, которая не подлежит восстановлению. Например, можно ликвидировать не все здание, а лишь его отдельный корпус. Подробнее об этом см. Как оформить, отразить в бухучете и при налогообложении частичную ликвидацию основных средств.

Порядок распоряжения (в т. ч. порядок согласования документов по списанию) имуществом субъектов РФ (муниципальным имуществом) устанавливают соответствующие органы субъектов РФ и местного самоуправления. В отношении федерального имущества такой порядок установлен Правительством РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834). Подробнее об этом см. Как оформить выбытие недвижимого и движимого имущества.

Случаи ликвидации основных средств

По общему правилу объекты основных средств ликвидируют и списывают с учета, в частности, при следующих обстоятельствах:

  • моральном и физическом износе;*
  • ликвидации из-за аварии, стихийного бедствия и иной чрезвычайной ситуации;
  • выявлении хищения, недостачи, порчи имущества в ходе инвентаризации;
  • частичной ликвидации (в т. ч. при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию);
  • в иных случаях.

Такие правила установлены пунктом 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Ликвидационная комиссия

Для принятия решения о ликвидации основного средства в учреждении следует создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Положение о комиссии и ее состав утверждает руководитель учреждения. В состав комиссии включите сотрудников, обладающих специальными знаниями. При отсутствии в учреждении таких сотрудников председатель комиссии может пригласить экспертов. Кроме того, в состав комиссии могут входить главный бухгалтер, материально-ответственные лица и другие сотрудники. Комиссия должна:*

  • осмотреть объект основных средств, запланированный к ликвидации;
  • принять решение о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объектов основных средств, о возможности и эффективности его восстановления;
  • определить возможность использования отдельных узлов, деталей, материальных запасов ликвидируемого основного средства;
  • установить причины ликвидации (физический и моральный износ, авария, стихийные бедствия и т. п.);
  • выявить виновных лиц (если объект ликвидируется до истечения нормативного срока службы по чьей-либо вине);
  • подготовить акт о списании основного средства и документы для согласования с вышестоящей организацией.

В отношении федерального имущества такой порядок установлен пунктами 6–7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834.

Техническая экспертиза ОС

Для подтверждения целесообразности списания основного средства в некоторых случаях учреждение должно провести техническую экспертизу объекта, результаты которой оформляются актом. Данное требование, как правило, устанавливают вышестоящие ведомства* (см., например, приказ Росводресурсов от 23 ноября 2011 г. № 294).

В отношении имущества субъектов РФ (муниципального имущества) такое требование может быть закреплено в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ (местного самоуправления). Например, в Смоленской области требование о проведении технической экспертизы установлено в отношении списания объекта незавершенного строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения) постановлением администрации Смоленской области от 25 октября 2011 г. № 673.

Расходы на проведение технической экспертизы относите на подстатью КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Акты технической экспертизы должны быть составлены на каждое основное средство, запланированное к ликвидации. В них указывается:*

  • наименование объекта;
  • инвентарный и серийный номера;
  • год выпуска;
  • балансовая и остаточная стоимость;
  • процент износа, причины и характер неисправности, обоснование невозможности (нецелесообразности) ремонта;
  • заключение о целесообразности дальнейшего использования при наличии согласования решения о списании объекта основного средства

Документальное оформление

Решение о списании основных средств оформляйте путем подписания акта:

  • по форме № 0306004 при списании автотранспортных средств;
  • по форме № 0504143 при списании мягкого и хозяйственного инвентаря;
  • по форме № 0504144 при списании исключенной из библиотеки литературы (с приложением списков исключенной литературы);
  • по форме № 0306003 при списании других основных средств (кроме автотранспортных средств);*
  • по форме № 0306033 при списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств).

Оформленный комиссией акт должен утвердить руководитель учреждения.* При списании федерального имущества — недвижимого или особо ценного движимого — руководитель утверждает акт после его согласования с органом исполнительной власти, которому подведомственно учреждение. Проводить мероприятия, предусмотренные в акте (разукомплектование, демонтаж, разбор, утилизацию и т. д.) можно только после его утверждения руководителем.

Такой порядок предусмотрен пунктом 9 Инструкции № 162н, пунктом 12 Инструкции № 174н, пунктом 12 Инструкции № 183н, пунктами 34, 52 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктами 9, 10, 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834.

На основании утвержденных актов о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в следующих документах:

  • в инвентарной карточке основных средств по форме № 0504031 (при выбытии объекта основных средств);*
  • в инвентарной карточке группового учета основных средств по форме № 0504032 (при выбытии группы основных средств).

Материалы от ликвидации

В процессе ликвидации (демонтажа) основного средства могут быть получены отдельные материальные запасы, узлы и агрегаты, годные к использованию. Такое имущество необходимо оприходовать (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н,п. 34 Инструкции № 183н). О том, как это сделать, см. Как оформить и отразить в бухучете поступление материальных запасов, полученных от ликвидации объекта основных средств.

КОСГУ: расходы на демонтаж

Расходы на демонтаж отнесите на подстатью КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Бухучет

Порядок отражения в бухучете выбытия основных средств в связи с их ликвидацией зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Списание основного средства отразите проводками:*

Дебет КРБ.1.104.11.410 (КРБ.1.104.18.410, КРБ.1.104.31.410...) Кредит КРБ.1.101.11.410 (КРБ.1.101.18.410, КРБ.1.101.31.410...)
— отражено списание суммы амортизации, начисленной за период эксплуатации основного средства;

Дебет КДБ.1.401.10.172 Кредит КРБ.1.101.11.410 (КРБ.1.101.18.410, КРБ.1.101.31.410...)
— списана остаточная стоимость основного средства (на основании акта о списании).

Отражение в бюджетном учете затрат, связанных с ликвидацией основного средства, зависит от того, кто выполняет работы, связанные с ликвидацией.

Если ликвидацию основного средства проводит само учреждение, то расходы на проведение этих работ оформите записью:*

Дебет КРБ.1.401.20.200 Кредит КРБ.1.302.11.730 (КРБ.1.303.02.730, КРБ.1.303.06.730...)
— отражены расходы на ликвидацию основного средства (зарплата сотрудников, страховые взносы и т. д.).

Если ликвидацию основного средства проводит сторонняя организация, сделайте проводки:*

Дебет КРБ.1.401.20.200 Кредит КРБ.1.302.26.730 (КРБ.1.302.22.730...)
— отражены расходы, связанные с ликвидацией основного средства, выполненной сторонней организацией.

Такой порядок установлен пунктами 10, 121 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета101.00, 104.00, 401.10, 401.20).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов, связанных с ликвидацией основного средства*

Казенное учреждение «Альфа» в октябре ликвидирует физически изношенный легковой автомобиль.

Ликвидация производится силами собственного ремонтного цеха. Стоимость работ по ликвидации составила 3000 руб.

Первоначальная стоимость автомобиля— 200 000 руб., сумма начисленной амортизации (по октябрь включительно) — 150 000 руб.

В результате ликвидации оприходованы запасные части на сумму 2000 руб.

В учете учреждения сделаны следующие записи:

Дебет КРБ.1.104.35.410 Кредит КРБ.1.101.35.410
— 150 000 руб. — списана сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации автомобиля;

Дебет КДБ.1.401.10.172 Кредит КРБ.1.101.35.410
— 50 000 руб. (200 000 руб. — 150 000 руб.) — списана остаточная стоимость ликвидируемого автомобиля;

Дебет КРБ.1.105.36.340 Кредит КДБ.1.401.10.172
— 2000 руб. — оприходованы запасные части от ликвидации основных средств;

Дебет КРБ.1.401.20.200 Кредит КРБ.1.302.11.730 (КРБ.1.303.00.730)
— 3000 руб. — отражены расходы на проведение работ по ликвидации автомобиля.

В составе внереализационных доходов при расчете налога на прибыль бухгалтер учел стоимость материальных запасов, поступивших от ликвидации, в сумме 2000 руб. Затраты на ликвидацию автомобиля в расходах по налогу на прибыль бухгалтер не учел.

Станислав Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Сергей Разгулин

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Ситуация: Как обосновать списание основных средств в случаях их морального или физического износа

В качестве обоснования такого списания можно указать, что дальнейшее использование либо ремонт имущества невозможны или нецелесообразны.

Обоснование причины морального или физического износа основного средства должно быть приведено в акте технической экспертизы. На основании этого акта составляется акт о списании объекта основных средств по формам, установленным приложением 1 к приказу Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.

Запись о причине списания может выглядеть, например, так: «Сервер не выдерживает возросшей нагрузки вследствие морального износа. Модернизации не подлежит». Или: «Автомобиль дальнейшей эксплуатации не подлежит вследствие своего физического износа. Капитальный ремонт нецелесообразен». То есть принципиально важно указать, что дальнейшее использование либо ремонт имущества невозможны или нецелесообразны. Это позволит избежать лишних вопросов при проверке.* Если спор возникнет, грамотное обоснование причины списания будет весомым аргументом для судей (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 15 апреля 2008 г. № А57-13824/06-17, Северо-Западного округа от 2 ноября 2004 г. № А05-3112/04-12).

Из рекомендации «Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении ликвидацию основных средств»

Станислав Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Сергей Разгулин

действительный государственный советник РФ 3-го класса

3. Ситуация: Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете сдачу металлолома, полученного при ликвидации основного средства

Полученный в процессе ликвидации основного средства металлолом учреждение должно оприходовать (п. 23 Инструкции № 162н,п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н). О том, как это сделать, см. Как оформить и отразить в бухучете поступление материальных запасов, полученных от ликвидации объекта основных средств.

После принятия на учет металлолома учреждение может его реализовать специализированным организациям, которые занимаются деятельностью в области сбора металлолома.

При продаже металлолома оформите накладную на отпуск материалов на сторону по форме № 0315007. Эта форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а. При перевозке металлолома в специализированную организацию автотранспортом дополнительно сформируйте товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т.

Порядок отражения в бухучете операций по реализации металлолома зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Казенные учреждения могут реализовать материальные ценности (в т. ч. металлолом, полученный при ликвидации основного средства) только с согласия собственника (п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298 ГК РФ). Средства за металлолом покупатель должен перечислить в доход бюджета (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57, ст. 62, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Для этого сообщите ему необходимые реквизиты (в т. ч. код классификации доходов бюджета).*

Код классификации доходов бюджета, который покупатель должен указать в платежном документе, зависит от того, за счет средств какого бюджета финансируется учреждение и кто выступает главным администратором доходов данного поступления в бюджет. Например, если учреждение финансируется за счет средств федерального бюджета, следует указывать код 000 1 14 02013 01 0000 440. При этом на месте 1–3 разрядов кода классификации доходов укажите код главного администратора, на месте 14–17 разрядов — код подвида доходов (например, если главным администратором является федеральный государственный орган, то применяется код подвида доходов 6000).

Порядок отражения в учете операций по реализации металлолома зависит от того, переданы учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет.*

Если за казенным учреждением не закреплены отдельные полномочия администратора доходов бюджета, в учете сделайте проводки:

Дебет КДБ.1.205.74.560 Кредит КДБ.1.303.05.730
— отражена задолженность покупателя перед бюджетом за реализуемый металлолом;

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КДБ.1.205.74.660
— зачислен доход от реализации материальных запасов в бюджет (на основании извещения (ф. 0504805), полученного от администратора доходов бюджета).

Следует отметить, что для учреждений, за которыми не закреплены отдельные полномочия администратора доходов, порядок отражения в бюджетном учете данной операции в Инструкции № 162н не приведен. Поэтому согласуйте приведенные проводки:

  • с финансовым органом;
  • с главным распорядителем бюджетных средств;
  • с Казначейством России.

Если за казенным учреждением закреплены отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, в учете сделайте проводки:

Дебет КДБ.1.205.74.560 Кредит КДБ.1.401.10.172
— начислен доход за реализуемый металлолом;

Дебет КДБ.1.304.04.440 Кредит КДБ.1.205.74.660
— отражены расчеты с администратором доходов бюджета, за которым закреплены отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений (на основании извещения (ф. 0504805)).

Если казенному учреждению переданы полномочия администратора доходов бюджета, в учете сделайте проводки:

Дебет КДБ.1.205.74.560 Кредит КДБ.1.401.10.172
— начислен доход за реализуемый металлолом;

Дебет КДБ.1.210.02.440 Кредит КДБ.1.205.74.660
— зачислен доход от реализации металлолома в бюджет.

Такой порядок установлен пунктами 2, 78, 91, 104, 109, 120 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 205.00, 210.02, 303.05, 304.04, 401.10).

При расчете налога на прибыль выручка от продажи металлолома признается доходом от реализации (ст. 249 НК РФ). Данное правило распространяется, в том числе и на казенные учреждения (письма Минфина России от 5 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/112, от 10 ноября 2011 г. № 03-03-05/105).

Дату получения выручки определяйте в зависимости от выбранного метода учета:

  • при методе начисления моментом получения дохода признается дата перехода права собственности на металлолом (п. 3 ст. 271 НК РФ);
  • при кассовом методе выручка признается в момент получения оплаты за отгруженный металлолом (п. 2 ст. 273 НК РФ). Предварительную оплату (аванс), полученную от покупателя (заказчика), также учтите в составе доходов в момент получения (п. 2 ст. 273, подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило действует, несмотря на то что материальные запасы еще фактически не переданы покупателю (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98).

Кроме того, в состав внереализационных доходов казенные учреждения должны включить рыночную стоимость металлолома, полученного при ликвидации объекта основных средств.

Уменьшить выручку от реализации металлолома на расходы, связанные с его продажей, учреждение не вправе. Это связано с тем, что источником финансового обеспечения всех расходов казенного учреждения являются средства целевого финансирования. Такие средства налоговую базу по налогу на прибыль не формируют. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет этих средств, в составе расходов нельзя. Также в расход не включайте рыночную стоимость металлолома. Такой вывод следует из положений подпункта 14 пункта 1 статьи 251, пункта 1 статьи 252,пункта 17 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

Из рекомендации «Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении ликвидацию основных средств»

Станислав Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Сергей Разгулин

действительный государственный советник РФ 3-го класса

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

27.02.2014г.

С уважением, Булат Ахмутинов

эксперт Горячей линии БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден Наталией Зориной, ведущим экспертом Горячей линии БСС «Система Главбух»

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль