• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Наша компания работает по договору транспортной экспедиции и таможенного оформления с юридическим лицом, которое является еще и наши таможенным представителем по этому же договору

Наша компания работает по договору транспортной экспедиции и таможенного оформления с юридическим лицом, которое является еще и наши таможенным представителем по этому же договору

189

Вопрос

Наша компания работает по договору транспортной экспедиции и таможенного оформления с юридическим лицом, которое является еще и наши таможенным представителем по этому же договору. Наши экспедиторы ненадлежащим образом выполняют свои обязанности, а именно при проведении таможенного досмотра допускают повреждение нашего груза грузчиками. Мы ранее предъявили им претензию. А сейчас они прислали нам фото поврежденного груза и говорят что они не виноваты и факт их невиновности может быть подтвержден независимым сюрвейером которого они привлекли за свой счет. Но нас никто не ставил в известность о привлечении эксперта. Как нам кажется, мы должны были согласовать присутствие сюрвейера. Теперь вопрос: должны были наши экспедиторы сообщить нам о том, что привлекается независимый сюрвейер для присутствия при проведении таможенного досмотра нашего товара в морском порту? и второй вопрос: можем ли мы не принимать акт этого эксперта и что вообще мы можем сделать, если мы точно уверены в том что груз поврежден при выгрузке грузчиками?».

Ответ

: Сюрвейерский отчет, составленный в одностороннем порядке, без уведомления всех заинтересованных лиц, в т.ч. грузополучателя, может быть признан недопустимым доказательством.

 

Данный вывод неоднократно отражен в судебных актах, в частности в Постановлении ФАС МО от 03.12.2013 № А41-59381/2012, Постановлении ФАС МО от 28.03.2012 № А40-13259/2011.

Стоит отметить, что в ст.161 КТМ РФ установлено, что при фактической или предполагаемой утрате либо повреждении груза получатель и перевозчик обязаны предоставлять друг другу возможность проводить осмотр груза или проверку его состояния до выдачи груза получателю.

Если при приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), клиент может взыскать с экспедитора:

реальный ущерб в соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 Закона о ТЭД;

упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, которые произошли по вине экспедитора (п. 4 ст. 7 Закона о ТЭД);

ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (если это было предусмотрено договором);

проценты за пользование чужими денежными средствами (п. 1 ст. 395 ГК РФ), если экспедитор уклоняется от возмещения ущерба.

Однако если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, он не будет нести ответственность перед клиентом (п. 1 ст. 7 Закона о ТЭД). Перечень таких обстоятельств ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон о ТЭД не раскрывают. При возникновении спора экспедитор будет обязан доказывать, что им при перевозке были приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза.

Дополнительно Вы можете ознакомится:

Размер ответственности перевозчика за утрату и повреждение груза по договору морской перевозки груза;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

 

Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза

<…>

«Как взыскать ущерб с экспедитора

Если при оказании экспедиционных услуг груз был утрачен или во время приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), клиент может взыскать с экспедитора:

реальный ущерб в соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 Закона о ТЭД (см. таблицу Определение размера ущерба в случае утраты, повреждения (порчи), недостачи груза экспедитором);

упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, которые произошли по вине экспедитора (п. 4 ст. 7 Закона о ТЭД);

ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (если это было предусмотрено договором);

проценты за пользование чужими денежными средствами (п. 1 ст. 395 ГК РФ), если экспедитор уклоняется от возмещения ущерба.

Однако если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, он не будет нести ответственность перед клиентом (п. 1 ст. 7 Закона о ТЭД). Перечень таких обстоятельств ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон о ТЭД не раскрывают. При возникновении спора экспедитор будет обязан доказывать, что им при перевозке были приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза.

См. также Возгорание транспортного средства не является force major.

Однако суд по аналогии может применить положения об освобождении от ответственности перевозчика (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Если экспедитор докажет, что нарушение вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, его ответственность будет ограниченной.

Чтобы суд взыскал с экспедитора возмещение ущерба, клиенту необходимо:

зафиксировать факт утраты, повреждения или недостачи груза;

уведомить экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза;

направить экспедитору претензию.

Уведомление об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза

Получатель во время приема груза должен уведомить экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза. Причем в этом уведомлении нужно обязательно указать общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза (п. 1 ст. 8 Закона о ТЭД).

Если получатель во время получения груза не уведомит экспедитора о несохранности груза, то считается, что он получил груз неповрежденным.

Если установить несохранность груза при приеме груза обычным способом не было возможности, то получатель или уполномоченное им лицо может уведомить экспедитора в течение 30 календарных дней со дня приема груза. Такая ситуация может возникнуть при перевозке сложного оборудования (например, двигателей, станков с программным управлением), когда внутренние повреждения могут проявиться лишь спустя некоторое время после начала эксплуатации. При этом датой уведомления будет считаться дата, когда экспедитор получит уведомление.

Предъявление претензии экспедитору

Условие об обязательном предъявлении экспедитору претензии установлено пунктом 1 статьи 12 Закона о ТЭД.

К претензии нужно приложить следующие документы:

документы, которые подтверждают право на предъявление претензии;

документы, которые подтверждают количество и стоимость отправленного груза.

Закон о ТЭД устанавливает обязанность прикладывать к претензии указанные документы в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии. Однако прикладывать оригиналы документов к претензии не следует. Это связано с тем, что если экспедитор отклонит претензию и оригиналы при пересылке по различным причинам будут утрачены, то будет весьма затруднительно взыскать ущерб в судебном порядке.

В отличие от порядка предъявления претензии перевозчику претензии к экспедитору можно предъявить лишь в течение шести месяцев со дня, который следует за днем, когда груз должен быть выдан (п. 4 ст. 12 Закона о ТЭД).

После того как экспедитор откажется (полностью или частично) удовлетворить претензию либо клиент (грузополучатель) не получит от него ответа в течение 30 дней, можно будет подать иск в суд.

Срок исковой давности составляет один год и начинает течь также со дня, который следует за днем, когда груз должен быть выдан (ст. 13 Закона о ТЭД). Шестимесячный срок для предъявления претензии входит в срок исковой давности, не продлевает его, не приостанавливает и не прерывает.

Если грузоотправитель (грузополучатель) пропустит срок исковой давности и перевозчик подаст заявление с указанием о пропуске этого срока, то суд может отказать в иске»

<…>

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль