Прибыл груз из Казахстана. РЖД удержало с грузополучателя суммы за размещение и хранение транспортных средств с грузом в ЗТК и СВХ

151

Вопрос

Прибыл груз из Казахстана. РЖД удержало с грузополучателя суммы за размещение и хранение транспортных средств с грузом в ЗТК и СВХ. Правомерны ли действия перевозчика? Возможно ли указанные суммы взыскать с РЖД?».

Ответ

: Действия перевозчика могут быть признаны незаконными, однако для определения правомерности действий перевозчика необходимо учитывать все фактические обстоятельства.

 

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие, возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы, возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30, предъявляя иск о взыскании с грузоотправителя (грузополучателя) расходов, указанных ст. 22 Устава, и платы за пользование вагонами, контейнерами, перевозчик должен представить доказательства, подтверждающие размер понесенных расходов, время задержки вагонов, контейнеров, вызванной проведением работ, перечисленных в данной статье, а также доказательства, подтверждающие факт выдачи указаний таможенными либо иными органами государственного контроля (надзора).

Обязательным условием применения положений статьи 22 Устава является наличие указания таможенного органа, отраженного в каком-либо документе письмо, справка, уведомление и другие документы. При этом указание таможенного органа должно содержать распоряжение на производство конкретного вида работ.

Если помещая прибывший груз в зону таможенного контроля до решения вопроса о возможности выдачи его грузополучателю, перевозчик исполнял возложенные на него публичные обязанности, а не действовал по требованию грузополучателя или по инициативе таможенного органа, то удержание денежных средств с грузоотправителя неправомерно. Судебная практика допускает взыскание данных средств с перевозчика в как неосновательное обогащение:

Постановление ФАС СКО от 06.06.2011 № А53-22144/2010;

Постановление ФАС УО от 18.01.2013 № А60-3886/2012;

Постановление ФАС ВВО от 12.01.2011 № А82-18382/2009;

Определение ВАС РФ от 15.05.2013 № ВАС-5448/13;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 7ААС от 01.08.2012 № А45-11339/2012

<…>

«Материалами дела установлено, что 30.03.2009 между ОАО «РЖД» (исполнитель) и ОАО «Алтай-Кокс» (заказчик) был заключен договор №10909/864, с приложением №1 (л.д.106-109, т.8) предметом которого является регулирование взаимоотношений сторон по выполнения работ и оказанию услуг ОАО «РЖД» по просьбам заказчика и оплачиваемым по договорным тарифам, указанным в прайс-листе на дополнительные услуги, оказываемые на Западно-Сибирской железной дороге (Приложение №1), в соответствии со ст.10 Устава железнодорожного транспорта РФ.

09.03.2009 между ОАО «РЖД» и ОАО «Алтай-Кокс» (клиент) заключен договор на организацию расчетов №ЕЛС-450/9-А в редакции протокола согласования разногласий от 26.03.2009, с приложениями №№ 1,2,3,4,5,6 по условиям которого клиенту присвоен код плательщика - 1000003401 и открыт лицевой счет (л.д.93-105, т.8).

В период с 06.06.2011 по 05.07.2011 в адрес ОАО «Алтай-Кокс» со станции Винтспилсэкспорт Латвийской железной дороги поступил импортный уголь, при этом транспортные средства (полувагоны) до завершения внутреннего таможенного транзита размещались в зоне таможенного контроля (ЗТК) на складе временного хранения.

Согласно распоряжению №19-05/3-Р, на станции прибытия груз размещался на пути №8 станция Заринская ЗСиб, определенном таможенным органом как зона таможенного контроля и склад временного хранения.

За выполнение процедур таможенного транзита ОАО «РЖД» списало в безакцептном порядке с лицевого счета №1000003401 ОАО «Алтай-Кокс», денежные средства в сумме 446 933,78 руб.*

Полагая, что в результате необоснованно списанных расходов по хранению груза и транспортных средств на складе временного хранения и в зоне таможенного контроля, а также платы за занятие путей общего пользования в ожидании подачи с ОАО «Алтай-Кокс» необоснованно были списаны 446 933,78 руб., последнее обратилось к ОАО «РЖД» с претензиями №54/п-132-7501 от 21.07.2011, № 54/п-132-10287 от 05.10.2011 (уточненная претензия) (л.д.10-12, 15, т.1).

Неисполнение ОАО «РЖД» требований претензий послужило основанием для обращения ОАО «Алтай-Кокс» в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их того, что списание денежных средств с лицевого счета истца суммы платы за пользование вагонами и платы за хранение груза ответчиком произведено при отсутствии правовых оснований.*

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.

В соответствии со ст.784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Исходя из ст.785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдачи его управомоченному на его получение лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Таким образом, по смыслу названных выше правовых норм обязанности перевозчика по отношению к грузоотправителю и грузополучателю считаются выполненными в момент выдачи груза получателю, а не в момент доставки груза в пункт назначения.

Порядок выдачи и хранения грузов, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации, регулируется таможенным законодательством.

Согласно Решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС №48 от 05.07.2010 с 01.07.2010 в Российской Федерации применяется положения Таможенного кодекса Таможенного союза.

Из материалов дела усматривается, что перевозка груза в адрес ОАО «Алтай – Кокс» осуществлялась по таможенной процедуре таможенного транзита.

В случае перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, применяются специальные условия перевозки с применением таможенной процедуры таможенного транзита в соответствии с главой 32 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Следуя п.п.1,2 ст.215 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Таможенный транзит применяется при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа; иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа; товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.

Согласно ст.36 Устава железнодорожного транспорта РФ по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.

При этом, в силу п. 20.1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ №29 от 18.06.2003, когда груз находится под таможенным контролем, перевозчик не вправе выдать железнодорожную накладную получателю до ее предоставления должностному лицу таможенного органа.

В соответствии со ст. 34 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.

В силу ст.225 Таможенного Кодекса Таможенного Союза при перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, на перевозчика возложена обязанность по завершению процедуры таможенного транзита. Таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля.

Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в течение времени, установленного технологическим процессом железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств-членов таможенного союза.

Таким образом, доставка товара, находящегося под таможенным контролем, следующего в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, требует завершения таможенной процедуры в установленном порядке.

Работы по подаче/уборке вагонов в зону таможенного контроля (далее ЗТК), оформлению документов на помещение грузов в ЗТК, хранению грузов в ЗТК до завершения процедуры таможенного транзита связаны с исполнением перевозчиком обязанности по завершению процедуры таможенного транзита после доставки груза в место назначения. У грузополучателя в рамках публичных правоотношений (перевозчик - государство в лице таможенных органов) какие-либо обязательства отсутствуют.*

Учитывая, что в накладных в качестве декларанта указано ОАО «РЖД» спорные перевозки не могли быть завершены перемещением товара на указанную грузоотправителем станцию назначения, поскольку в силу названной нормы Таможенного Кодекса Таможенного Союза для завершения таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию и иные товаросопроводительные документы.

На основании ст. 22 Устава Железнодорожного транспорта РФ расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие, возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы, возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

Исходя из разъяснений, изложенных в п.17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №30 от 06.10.2005 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», предъявляя иск о взыскании с грузоотправителя (грузополучателя) расходов, указанных ст.22 Устава, и платы за пользование вагонами, контейнерами, перевозчик должен представить доказательства, подтверждающие размер понесенных расходов, время задержки вагонов, контейнеров, вызванной проведением работ, перечисленных в данной статье, а также доказательства, подтверждающие факт выдачи указаний таможенными либо иными органами государственного контроля (надзора).

Таким образом, обязательным условием для применения положений ст.22 УЖТ РФ является наличие указания таможенного органа, отраженного в каком-либо документе письмо, справка, уведомление и другие документы. При этом указание таможенного органа должно содержать распоряжение на производство конкретного вида работ.

Доказательств, подтверждающих выполнение перевозчиком каких-либо работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), а также возникновение оснований для возмездного хранения груза ОАО «РЖД», несения затрат за время нахождения вагонов на путях станции, выделенных под временную зону таможенного контроля, в материалы дела не представлено.

Ссылка подателя жалобы на то, что таможенными нормативными документами не предусмотрена письменная форма указаний таможенного органа, а также не определено должностное лицо, в обязанности которого входит выдача такого разрешения, признается несостоятельной, поскольку отсутствие нормативного регулирования данной процедуры, не может являться основанием для изменения, установленного законом порядка.*

По общему правилу, установленному ст.39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, плата за занятие путей общего пользования, начислена ответчиком за вагоны, не принадлежащие ОАО «РЖД».

Указание в приложение №1 к договору №10909/864 от 30.03.2009 на внесение грузовладельцем платы за нахождение вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования в размере, установленном Тарифным руководством №2, как правильно указал суд первой инстанции, не свидетельствует о согласовании сторонами порядка и размера платы. Тарифное руководство №2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ.

В связи, с чем довод подателя жалобы на то, что истец добровольно установил возможность взимания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, подлежит отклонению».

<…>

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль