20 выводов ВС РФ о защите чести, достоинства и деловой репутации

23 марта 2016 6002
Президиум ВС РФ обобщил практику по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации

Двадцать главных выводов:

1. Споры о защите деловой репутации рассматривают суды общей юрисдикции, если стороной выступает организация в сфере, не относящейся к предпринимательской деятельности (например, коллегия адвокатов).

2. Арбитражные суды рассматривают дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности независимо от субъектного состава спора.

3. Факт распространения сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство, можно подтвердить любыми доказательствами. Главное, чтобы они были относимыми и допустимыми.

4. В иске откажут, если нет хотя бы одного обстоятельства из совокупности: сведения носят порочащий характер, распространены и не соответствуют действительности.

5. Суд должен назначить экспертизу, если нужно установить, носят ли оспариваемые сведения порочащий характер, или оценить их восприятие третьими лицами.

6. Суд должен устанавливать, было ли высказывание ответчика утверждением о фактах либо это высказывание представляло собой только его субъективное мнение.

7. Лицо, которое распространило сведения, освобождается от ответственности, если докажет, что они в целом соответствуют действительности. Не нужно доказывать соответствие действительности каждого отдельно взятого слова или фразы в оспариваемом высказывании.

8. Критика политиков (и других лиц, осуществляющих публичные функции), допустима в более широких пределах, чем в отношении частных лиц.

9. Суд откажет в иске, если истец оспаривает сведения, которые ответчик изложил в официальном обращении в госорган, а само обращение не содержит оскорблений.

10. СМИ не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию, если оно дословно воспроизвело сообщение, опубликованное другим СМИ, и не доказано, что оно должно было знать о ложности сведений.

11. Когда невозможно установить лицо, распространившее порочащие сведения, заявление о признании таких сведений не соответствующими действительности суд рассмотрит в порядке особого производства.

12. Ущерб деловой репутации компании можно причинить распространением порочащих сведений как о самой компании, так и о ее руководителях и работниках.

13. При реорганизации компании с иском о защите ее деловой репутации могут обратиться правопреемник либо учредитель.

14. Распространение ложных сведений о товарном знаке умаляет деловую репутацию производителя продукции, даже если сам производитель не назван в публикации.

15. Распространение ложной информации о введении процедуры банкротства в отношении компании, наличии у нее значительных долгов наносит ущерб ее деловой репутации.

16. Если порочащие сведения, размещенные в интернете, суд признал не соответствующими действительности, владелец сайта обязан удалить сведения по заявлению потерпевшего.

17. Сведения из процессуальных документов нельзя рассматривать как не соответствующие действительности, если для обжалования таких документов предусмотрен иной порядок.

18. Сумма компенсации морального вреда должна быть разумной, справедливой и соразмерной последствиям.

19. Суд не вправе отказать в иске о взыскании убытков только на том основании, что их точный размер невозможно установить. Он должен определить размер убытков, исходя из принципов справедливости, соразмерности и цели устранить последствия нарушения.

20. Факт привлечения к административной ответственности за оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ) не может быть основанием для освобождения от компенсации причиненного морального вреда по статье 151 ГК РФ.

Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утв. Президиумом ВС РФ 16.03.16



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях
×

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.