Как применять нормы ГК РФ о добросовестности

15 февраля 2016 1686
11 февраля в рамках семинара, проведенного компанией ИРСОТ, Роман Бевзенко рассказал о принципе добросовестности. Он на примерах пояснил, как должны действовать нормы Гражданского кодекса РФ.

Представим ситуацию, компания обращается в банк за получением кредита. Банк выдает деньги под залог недвижимости заемщика. Спустя некоторое время третье лицо оспаривает право собственности заемщика на недвижимость. В этом случае ипотека сохранится, так как банк будет добросовестным залогодержателем. Но могла быть и другая ситуация. Если бы недвижимое имущество украли, то есть оно выбыло бы из владения собственника вопреки его воле, то его можно было бы виндицировать. В таком случае добросовестность отступает перед виндикацией.

Другой пример – доверитель сообщил представителю о том, что отзывает его доверенность. Представитель не вернул доверенность и сразу после этого заключил от имени доверителя договор с контрагентом. Контрагент еще не знал о том, что доверитель отозвал доверенность. В таком случае договор будет считаться заключенным между контрагентом и доверителем, так как контрагент действовал добросовестно, он не знал об отсутствии полномочий у представителя. Это субъективная добросовестность.

Для понимания доктрины объективной добросовестности Роман Бевзенко рекомендовал обратиться к пункту 4 статьи 1 ГК РФ, которая говорит «никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконнного или недобросовестного поведения». Нужно обратить внимание на союз «или». Законодатель разграничивает незаконное и недобросовестное поведение, отмечая, что недобросовестное поведение не является незаконным. Закон не разрешает формально законное, но при этом недобросовестное поведение.

Показательным примером было дело между Apple и Samsung, рассмотренное в США. Apple выиграл суд, взыскав несколько миллионов. Samsung  исполил решение суда и выплатил долг мелкими монетами, которые разгрузил перед офисом Apple. Действия должника законны, но недобросовестны. Кредитор мог бы не принять исполнение, сославшись на недобросовестность. Но возможно, эту позицию пришлось бы отстаивать в суде.

Однако может быть и другая ситуация, в которой действия должника были бы добросовестными. К примеру, основная деятельность должника связана с торговлей через автоматы и он получает доход монетами. Сумма долга перед контрагентом меньше. В таком случае отдать долг монетами было бы добросовестным поведением.

Пленум Верховного суда РФ в постановлении № 25 от 23.06.15 указал, что нельзя рассматривать дела формально. Он отметил, что «оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны».

Другими словами, добросовестным можно считать такое поведение, какое было бы в этой ситуации у обычного гражданина. Разрешая вопрос о добросовестности, нужно подставлять на место участников спора обычных граждан и оценивать, как поступили бы они. Если бы они повели себя также, значит, поведение сторон добросовестно. Если они повели бы себя иначе – значит, недобросовестное.

Спикер привел еще один пример. Поставщик передал товар покупателю, но не в полной объеме (99 единиц вместо 100). Покупатель отказался от всего товара. В этом случае действия покупателя были бы законными, так как закон дает ему такое право. Но они были бы недобросовестными.

Особое внимание Роман Бевзенко уделил положениям пункта 3 статьи 307 ГК РФ, который прямо обязывает участников гражданского оборота быть добросовестным в процессе переговоров. Если компания готовилась к сделке, но контрагент, спустя некоторое время, необоснованно отказался от нее, он должен возместить убытки компании. Яркий пример – переговоры между Сбербанком и General Motors  о покупке компании Opel. Другое дело, если стороны не договорились о существенных условиях договора.

В 2015 году в Гражданском кодексе РФ в дополнение появилась статья 433.1, которая устанавливает ответственность за недобросовестные переговоры.

Еще один момент, на который обратил внимание Роман Бевзенко – ответственность за недобробросовестное поведение после прекращения договора. Она закреплена также в пункте 3 статьи 307 ГК РФ. Спикер рассмотрел это положение на примере – деле, которое суд Германии рассмотрел в 1939 году. Застройщик построил коттеджный поселок. С первой линии поселка открывался хороший вид на горы и видовые дома стоили дороже. Однако в договоре застройщик не гарантировал сохранение этого вида. Покупатели приобретали видовые дома. Через год застройщик построил перед ними новые дома, которые заслонили вид на горы. Покупатели предъявили иски о взыскании разницы в цене, которую они переплатили за вид. Суд удовлетворил их, так как застройщик отобрал у своих бывших клиентов то благо, за которое ранее получил деньги. Несмотря на то, что договор прекратился, продавец должен действовать добросовестно. Действует «принцип постдоговорной верности клиенту».

Другой пример – компания долгое время арендовала помещение под магазин. Договор закончился, компания съехала, оставив на двери объявление о своем новом адресе. Арендодатель не нашел новых арендаторов и сорвал объявление. Арендатор обратился в суд с требованием к арендодателю претерпевать наличие объявления до конца сезона, так как сторона должна быть добросовестной даже после прекращения договора. Суд удовлетворил требование.

Российские суды не всегда учитывают принцип добросовестности при разрешении споров, но указывать на это нужно и практика изменится.

Организатор семинара: ИРСОТ

Также см.: 

Принцип добросовестности в обязательственном праве. Новые инструменты защиты от хитрых уловок контрагентов;

Применение принципа добросовестности. В каких спорах нужно оперировать этим понятием;

Ключевые выводы о добросовестности в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 25.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Только для зарегистрированных пользователей

      Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.