Пять правил составления жалоб на судебные акты

30 августа 2016 7488 0
50 процентов успеха при обжаловании судебных актов зависит от того, как составлена жалоба.

Я хочу затронуть вопрос, касающийся такого важного аспекта ведения дела как составление жалоб на судебные акты. Но мой взгляд, как минимум 50 % для успеха при обжаловании судебных актов зависит именно от качества составленной жалобы. Помимо правовой позиции, которая содержится в жалобе, важно значение имеет и то, как эта правовая позиция была изложена. Вы можете быть гениальным юристом, но если вы не умеете грамотно изложить суть ваших идей, возрастает риск того, что они не будут понятны суду.

Не стоит быть наивным и ожидать, что судья будет делать работу за вас. Сегодня почти каждый судья в нашей стране имеет колоссальную нагрузку и даже при желании не может найти необходимого времени для полноценного разбора 80% дел. Ваша задача помочь ему справиться с его работой, но с пользой для вас. Как это сделать? Очень просто. Составьте такую жалобу, которая сэкономит время судьи при изучении дела и написании мотивировки судебного акта.

Ниже я сформулировал пять элементарных правил, которые, по моему мнению, помогают сделать жалобу лучше. Эти правила носят универсальный характер, и я всегда стараюсь придерживаться их в своей работе.

Структурированность. Любая жалоба должна иметь понятную структуру, позволяющую судье ориентироваться в ней. Согласитесь, намного труднее разобраться с текстом, который не имеет логического содержания и должного внешнего оформления. Обычно при написании жалобы я придерживаюсь следующей структуры, которая четко визуально прослеживается в тексте жалобы:

I) Фактические обстоятельства дела

II) Правовое обоснование жалобы, обычно включающее в себя следующие подразделы:

а) нарушение норм процессуального права

б) нарушение норм материального права

III) Просительная часть

Поскольку правовое обоснование является сердцем любой жалобы, как правило, каждый правовой довод сопровождается кратким заголовком, выражающий его основной смысл. Это помогает легче ориентироваться в жалобе, а также позволяет привлечь внимание судьи, если он привык читать жалобу по диагонали. Также не следует забывать, что текст жалобы в обязательном порядке должен содержать ссылки на листы дела.  Если жалоба получилась объемной и включает в себя много доводов, то целесообразно сделать к ней оглавление.

Расстановка акцентов. Многие юристы грешат тем, что стараются перечислить в жалобе все нарушения, которые были допущены в процессе рассмотрения спора. В тех случаях, когда данные нарушения не носят существенный характер и не могли повлиять на правильное разрешение спора лучше не засорять ими текст жалобы. В противном случае существует риск, что действительно важные доводы могут просто «утонуть» в море несущественных доводов, что повлияет на убедительность жалобы в целом. Если вы всё же думаете, что совокупность несущественных доводов может повлиять на позицию суда, то их лучше оформить в качестве отдельного приложения к жалобе.

Адресность. Никогда не забывайте, кто будет читать вашу жалобу. Прежде чем приступать к написанию текста представьте, насколько это возможно, портрет судьи. Это является непростой задачей и требует определенного опыта и знания психологии.  Конечно, чем больше количество потенциальных судей, к которым может попасть жалоба, тем труднее угадать адресата. Тем не менее, всегда существует несколько направлений, которые легко учесть.

Во-первых, всегда нужно помнить, что подход к разрешению споров в общей юрисдикции и арбитражных судах может существенно отличаться. Это касается как толкования правовых норм, так и общего подхода к разрешению дела. К примеру, в общей юрисдикции можно увеличить шансы на победу, нагнетая эмоциональную и напирая на моральную составляющую спора. В арбитражном суде, как правило, большее внимание уделяется правовому элементу, поэтому вряд ли стоит надеяться, что судья встанет на вашу сторону, поняв, что оппонент негодяй. Также следует осознавать, что в общей юрисдикции большим уважением пользуется практика судов общей юрисдикции, а не арбитражных судов. Аналогичным образом, в арбитражном суде не стоит приводить в качестве примера практику судов общей юрисдикции.

Во-вторых, подкрепляя свою аргументацию судебной практикой нельзя упускать очень простую деталь. В независимости от того, судитесь ли вы в арбитражном суде или в общей юрисдикции, следует понимать, что судью в большей степени интересует практика, сложившаяся в ее регионе. Это не означает, что судья не обращает внимание на разъяснения ВС РФ и ВАС РФ. Эти разъяснения крайне важны, но если вышестоящие суды в регионе их игнорируют или интерпретируют определенным образом, с высокой долей вероятности нижестоящий суд поступит также, даже если он внутренне с этим не согласен. Объясняется это тем, что абсолютное большинство судей боится идти против системы и выглядеть белой вороной. Они живут по принципу – «лучше наступить на свое личное мнение, чем получить отмену в вышестоящей инстанции».

В-третьих, следует учитывать специализацию судей. Ординарный спор в состоянии правильно разрешить практически любой судья. Однако когда спор имеет нюансы, справиться с данной задачей становится сложнее. В такой ситуации многое зависит от специализации судей. В крупных регионах судьи арбитражных судов довольно часто специализируются на определенных категориях споров. Реже такую картину можно наблюдать в общей юрисдикции. Данное обстоятельство нужно учитывать, поскольку от него будет зависеть, насколько подробно строить аргументацию жалобы. Возможно, вы занимаетесь этим направлением давно и многие вещи стали для вас очевидными, но судья, который сталкивается с этим впервые, может не понять отстаиваемую вами позицию. В случае, если в суде отсутствует специализация, а вопрос сложный, следует не упускать из виду исходные точки, которые помогут судье понять, почему спор нужно решить именно в вашу пользу.

Краткость. Не стоит думать, что чем толще получилась жалоба, тем выше ее практическая ценность. Напротив, большой объем для жалобы это скорее не плюс, а минус. Жалоба не должна пугать судью своим объемом, в противном случае, вы рискуете, что ее вообще могут не прочитать. По этой причине следует избегать лишнего словоупотребления и многократного повторения уже изложенных мыслей. Жалоба должна быть аргументированной, но в то же время она не должна превращаться в поток никому ненужных рассуждений. Словоблудие враг жалобы. Пишите четко, сжато и по существу.

Простота и ясность языка. Несмотря на то, что жалоба является официальным документом, она должна читаться легко. Пишите жалобу доступным языком, так, чтобы судья сразу понял, что вы хотите сказать. Не стоит злоупотреблять узко распространёнными терминами, это может привести к тому, что вас просто не поймут.  Постарайтесь избавить жалобу от длинных предложений – это поможет проще усвоить мысль, которую вы хотите передать. Если это уместно, то наряду с текстом в жалобу могут быть включены схемы, позволяющие наглядно продемонстрировать фактические обстоятельства дела и суть правовой позиции.

Еще на эту тему

Добавить комментарий
Входите! Открыто!
Чтобы комментировать, нужно войти на сайт. Введите свой логин и пароль или зарегистрируйтесь. Регистрация займет 1 минуту.


Свежие комментарии

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

Политика обработки персональных данных


  • Мы в соцсетях
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.