Как ФНС узнает об иностранных компаниях, контролируемых из России

1692
В прошлом году в рамках деофшоризации российского бизнеса в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, коснувшиеся иностранных компаний, контролируемых из России. ФНС имеет возможность получить сведения о таких компаниях.

См. также

Федеральный закон от 24.11.14 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» ввел в налоговое законодательство концепции контролируемых иностранных компаний, российского налогового резидентства иностранных компаний, фактического права на доходы, а также новые особенности налогообложения сделок с акциями компаний, имеющих недвижимость в России.

В результате введения этих новых концепций налоги с доходов иностранных компаний, которые лишь формально созданы в юрисдикциях с льготными налоговыми режимами для минимизации налогообложения доходов бизнес-группы, так или иначе нужно платить в России — через концепцию контролируемых иностранных компаний либо через концепцию российского налогового резидентства иностранных компаний, управляемых из России. Однако налоговые органы могут не получить информацию о таких компаниях от самого бенефициара. 

Конвенция об административной помощи по налоговым делам

Как российские налоговики могут узнать об иностранных компаниях, контролируемых из России, если бенефициар (резидент России) сам о них не заявит? ФНС должна иметь доступ к информации об иностранных компаниях, контролируемых российскими резидентами. По закону резиденты России (юридические и физические лица) обязаны сами сообщить в инспекцию о наличии у них контролируемой иностранной компании, а затем платить в России налог на прибыль с ее доходов. Но что будет, если они этого не сделают? Смогут ли налоговики обнаружить факт контроля резидента над какой-либо иностранной компанией? Такую информацию налоговые органы могут получить в ответ на мотивированный запрос в рамках обмена налоговой информацией между налоговыми органами стран, имеющих с Россией соглашения об избежании двойного налогообложения.

Большинство иностранных банков, обладающих серьезной репутацией, при открытии банковского счета офшорной компании запрашивает информацию о ее фактическом бенефициаре в рамках процедуры KYC (know your client — знай своего клиента). Открывать же банковский счет в малоизвестном офшорном банке, скорее всего, не рискнет сам бенефициар. Соответственно, информация о фактическом бенефициаре и принадлежащей ему иностранной корпоративной структуре может быть предоставлена российским налоговым органам в рамках стандартной процедуры обмена налоговой информацией с той юрисдикцией, в которой зарегистрирован соответствующий банк.

В 2015 г. Россия ратифицировала многостороннюю Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам (Федеральный закон от 04.11.14 № 325-ФЗ). К этой конвенции присоединилось большинство стран Организации экономического сотрудничества и развития, но самое главное, что под давлением Великобритании ее подписали и британские заморские территории, среди которых у российского бизнеса наиболее популярны Виргинские острова. Помимо обмена налоговой информацией по запросу, указанная выше конвенция предусматривает автоматический обмен информацией и инициативный обмен информацией. Это означает, что информационный обмен возможен даже без предварительного запроса с другой стороны при условии, что иностранные налоговые органы имеют основания предполагать возможные налоговые потери у другого договаривающегося государства. К примеру, если при проведении налоговой проверки швейцарского банка будут получены данные о российских бенефициарах офшорных структур, то швейцарские налоговые органы по своей инициативе могут направить соответствующую информацию российским коллегам.

Кроме того, Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам допускает проведение налоговых проверок на территории другого государства. То есть российские налоговые органы потенциально имеют возможность принимать участие в налоговых проверках, проводимых налоговиками из других договаривающихся стран. Также предусматриваются одновременные налоговые проверки одного и того же лица или группы лиц на территории нескольких стран. Помимо налоговых проверок конвенция предусматривает помощь во взыскании налогов на территории договаривающихся государств.

Таким образом, с учётом существующих тенденций, бенефициарному владельцу было бы опрометчиво полагаться на невозможность получения информации налоговыми органами.

Наряду с получением информации от зарубежных коллег, российские налоговые органы могут доказывать обоснованность доначислений на основании информации, которую они собирают в ходе выездной налоговой проверки российского налогоплательщика. Это, прежде всего, показания сотрудников налогоплательщика, электронные письма, учредительные документы иностранных компаний, которые часто хранятся в российских офисах контролирующих лиц, и т. п. Получив информацию о наличии у российского налогоплательщика подконтрольной иностранной компании и в отсутствие данных о прибыли, полученной этой иностранной компанией, налоговый орган может рассчитать налог (недоимку) на основании данных об аналогичных компаниях, используя расчетный метод (ст. 31 НК РФ).

Иностранная компания - российский налоговый резидент

Могут ли налоговики самостоятельно установить факт российского налогового резидентства иностранной компании, если соответствующее уведомление не подано?

Если иностранная компания признается фактически управляемой из России, то она считается налоговым резидентом России. Это означает, что уже не контролирующий ее российский бенефициар (пропорционально доле своего участия в ней), а она сама должна будет платить со своих доходов налог в России и, разумеется, встать на учет в российских налоговых органах. Но если иностранная компания, отвечающая признакам управления из России, сама не проявляет себя в качестве налогового резидента России, то как российские налоговые органы смогут самостоятельно установить этот факт?

Как было указано выше, у российских налоговых органов есть инструменты для сбора информации об иностранных компаниях и их связи с российскими лицами. Собрав достаточный массив такой информации о подконтрольной иностранной компании, российские налоговые органы смогут установить, что она фактически управляется с территории России.

Принудительно взыскать сумму недоимки с иностранной компании можно либо на основании соглашения об избежании двойного налогообложения (если оно содержит соответствующее положение), заключенного с соответствующим иностранным государством, либо на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Кстати, при соблюдении ряда условий Налоговый кодекс предусматривает возможность для иностранных компаний добровольно признать себя налоговыми резидентами России, даже если они не отвечают признакам фактического управления из России (п. 6, 7 ст. 246.2 НК РФ). Это может быть интересно в тех случаях, когда иностранная компания создавалась в целях использования английского права при выстраивании отношений с партнерами, возможности разрешения коммерческих споров в зарубежных судах, привлечения заемного финансирования или если это было одним из условий участия в конкретном проекте. Добровольное признание иностранной компании российским налоговым резидентом означает только то, что такая компания становится плательщиком российского налога на прибыль. Во всем остальном она продолжает сохранять статус иностранной компании, а значит, и пользоваться возможностью применять английское право.

Читайте об этом

Последствия деофшоризационного закона. Что интересует собственников бизнеса

Читайте также

Читайте в журнале «Арбитражная практика для юристов»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.