Создание смешения как признак недобросовестной конкуренции

1411
Глава 2.1. Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержит описание форм недобросовестной конкуренции, в том числе, такую, как создание смешения.

Создание смешения, как и, например, некорректное сравнение, злоупотребление исключительными правами или незаконное использование охраняемой законом информации, входит в открытый перечень форм недобросовестной конкуренции (ст. 14.8 Закона № 135-ФЗ). Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения, закреплен в статье 14.6 Закона № 135-ФЗ.

В чём состоит создание смешения

Эта форма недобросовестной конкуренции выражается в действиях (бездействии), способных вызвать смешение с деятельностью конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми им в гражданский оборот.

Подобные нарушения чаще всего связаны с незаконным использованием обозначения, тождественного товарному знаку или фирменному наименованию конкурента. Закон № 135-ФЗ как раз приводит такой случай в качестве одного из примеров недобросовестной конкуренции путем смешения.

Наличие угрозы смешения товарных знаков – это одно из ключевых обстоятельств, которые необходимо установить в подобных делах.

Признаки присутствия смешения

Согласно сложившейся судебной практике, угроза смешения имеет место, когда: 

  • один товарный знак принимают за другой или
  • потребитель понимает, что речь идет не об одном и том же товарном знаке, но полагает, что оба знака принадлежат одному предприятию.

Эта угроза зависит от нескольких обстоятельств:

Дело №  А40-63533/2004

Так, например, в деле № А40-63533/2004 суды проводили сравнение обозначений товарного знака пива «НЕВСКОЕ» и товарного знака «AMRO НЕВСКОЕ», который использовали при реализации пивных закусок. Суды пришли к следующим выводам:
  • первый товарный знак в отношении пива обладает существенной различительной способностью, так как это один из наиболее популярных пивных брендов в России с большой долей рынка и узнаваемостью среди потребителей;
  • обозначение «НЕВСКОЕ» полностью включено в товарный знак «AMRO НЕВСКОЕ» и занимает в нем доминирующее положение. Другой элемент («AMRO») не ассоциируется у потребителей со словом, имеющим какую-либо смысловую нагрузку.

Кроме того, налицо фонетическое, семантическое и визуальное сходство сравниваемых знаков. Слово «НЕВСКОЕ» в обоих товарных знаках выполнено тождественно – стандартным шрифтом, заглавными буквами русского алфавита.

Эти обстоятельства свидетельствовали о сильном сходстве противопоставляемых знаков, несмотря на то, что пиво и пивные закуски относятся к разным классам МКТУ, в качестве пивных закусок традиционно применяют продукты, в отношении которых зарегистрирован товарный знак «AMRO НЕВСКОЕ». Условия сбыта (совместная продажа пива и пивных закусок) и общий для них круг потребителей свидетельствуют об однородности сравниваемых товаров.

Суды установили наличие смешения между указанным товарными знаками (постановление Президиума ВАС РФ от 18.07.06 № 2979/06 по делу № А40-63533/2004).

Подобный подход применяют и в других случаях недобросовестной конкуренции путем создания смешения (копирование упаковки или этикетки товара конкурента, цветовой гаммы и т. д.).

Читайте об этом

Читайте также

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль