Информационная вывеска компании: реклама или нет

1284
Хотя любой визуальный объект, несущий информацию о компании, привлекает к себе внимание потенциальной целевой аудитории, формально есть признаки разграничения непосредственно рекламных вывесок и просто информационных.

Для компании, размещающей такую вывеску или иной наружный объект, важно понимать, что если это именно реклама, то процесс её размещения на здании строго формализован и требует не только особого договора, но и особого разрешения.

Что отличает информационную вывеску от рекламной

Информационная вывеска - не обязательно просто табличка у входа с сухими сведениями о наименовании компании, времени работы и т. д. Яркий баннер или иную конструкцию с логотипом (товарным знаком) можно отнести к рекламе либо информационной вывеске (указателю) в зависимости от места его расположения. Согласно пункту 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» (см. также Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»), сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. Указание юридическим лицом своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой.

Но если по адресу компании будет размещена конструкция с изображением единиц продукции конкретных видов товаров (с маркировкой, наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), такие изображения будут признаваться рекламой соответствующего товара, а не информационной вывеской.

Позиция антимонопольных органов

Антимонопольные органы восприняли эту позицию. В своих разъяснениях ФАС России неоднократно указывала, что размещение в месте осуществления деятельности компании коммерческого обозначения, применяемого для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля своей деятельности и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг может признаваться обычаем делового оборота. Размещение слов и выражений, представляющих обобщенное наименование группы товаров (без выделения конкретного товара среди ряда однородных товаров) в месте осуществления производства или реализации таких товаров может рассматриваться как обозначение вида деятельности, осуществляемого в данном месте. Это не должно расцениваться в качестве рекламы. Указание на здании в месте нахождения компании ее наименования, в том числе если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг тоже не может рассматриваться в качестве рекламы. Все эти позиции были высказаны в письмах ФАС России от 31.05.10 № АК/16754от 24.01.11 № АК/1829от 28.11.13 № АК/47658/13.

Целевое назначение сведений

Но в тех же письмах ФАС России обратила внимание на следующий аспект. Необходимо учитывать целевое назначение сведений и обстоятельства их размещения. Если цель состоит не в информировании о месте нахождения компании (в том числе, с учетом помещения, которое она занимает в здании), то такие сведения можно квалифицировать как рекламу. Так, если компания занимает весь многоэтажный дом, то размещение на крыше конструкции с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама (это информирование о местонахождении компании). Следовательно, если компания занимает лишь часть помещений в здании, то щит, световой короб или иная установка на крыше этого здания с наименованием или товарным знаком вполне могут быть расценены именно как реклама. А значит, в этом случае будут применяться особые правила заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также потребуются согласования с местными органами власти.

Важно отметить, что суды часто демонстрируют гораздо более жесткие подходы, чем антимонопольные органы, при оценке той или иной конструкции в качестве рекламной или информационной. Поэтому даже в отсутствие претензий от антимонопольного органа о нарушении законодательства о рекламе можно столкнуться с проблемами другого рода. Например, ювелирный магазин арендовал здание, находящееся в оперативном управлении, и разместил на нем вывеску «Ювелирный салон PANDORA». Через некоторое время арендодатель потребовал досрочного расторжения договора, сославшись на то, что арендатор провел незаконные перепланировки, а также незаконно разместил рекламу на фасаде здания. Против второго довода ответчик возразил тем, что это не реклама, а вывеска, которая не требовала специальных разрешений. Но суд расценил информацию именно как рекламу только потому, что в ней не было информационных данных, предусмотренных законом о защите прав потребителей (постановление ФАС Московского округа от 24.04.14 по делу № А40-31595/13-133-291).

Читать полностью

Читайте подборку в Системе Юрист

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль