Некорректное сравнение как признак недобросовестной конкуренции

1135
Некорректное сравнение внесено в четвертый антимонопольный пакет как одна из форм недобросовестной конкуренции.

В главе 2.1 Закона № 135-ФЗ установили запреты на недобросовестную конкуренцию в семи формах - дискредитация, введение в заблуждение, приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг, незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности, создание смешения, незаконное получение, использование или разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну и некорректное сравнение. Законодатель, как и раньше, оставил перечень открытым – наряду с указанными нарушениями запрещены и иные формы недобросовестной конкуренции (ст. 14.8 Закона № 135-ФЗ).

Некорректное сравнение

Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения теперь закрепили в статье 14.3 Закона № 135-ФЗ. В эту статью в доработанном виде перекочевало разъяснение Пленума ВАС РФ о том, что недопустимо проводить сравнение с конкурентом или его товаром, используя слова «лучший», «первый», «номер один» и т. д., но не указывая конкретные характеристики сравнения, имеющие объективное подтверждение (постановление от 08.10.12 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе”».

Несмотря на то, что это разъяснение касалось вопросов законодательства о рекламе, его можно применять в сфере недобросовестной конкуренции.

Что сейчас признают некорректным сравнением

Кроме того, согласно новой редакции закона, некорректным сравнением признается:

  • любое сравнение с конкурентом или его товаром без указания конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо если результаты сравнения не могут быть объективно проверены;
  • сравнение с конкурентом или его товаром, которое основано исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержит негативную оценку деятельности конкурента или его товара.
Ранее статья 14 закона № 135-ФЗ под некорректным сравнением подразумевала только сравнение товаров, производимых конкурентами. Теперь Закон № 135-ФЗ прямо предусматривает, что некорректным можно признать не только сравнение товаров, но и сравнение самих хозяйствующих субъектов-конкурентов.

Применение ст. 14.3 и 14.33 КоАП РФ

Некорректное сравнение – довольно распространенная форма недобросовестной конкуренции и чаще всего содержится в рекламе. Но даже если ложные, неточные сведения в рекламе формально соответствуют признакам некорректного сравнения, действия рекламодателя нельзя признать недобросовестной конкуренцией. Их нужно квалифицировать как недобросовестную рекламу. В этом случае виновное лицо привлекут к административной ответственности именно за нарушение законодательства о рекламе по статье 14.3 КоАП РФ, а не по статье 14.33 КоАП РФ.

Такой подход по разграничению сферы применения названных статей КоАП РФ закреплен в пункте 7 постановления № 58.

Если антимонопольный орган квалифицировал рекламу с некорректным сравнением как недобросовестную конкуренцию и привлек нарушителя к ответственности по статье 14.33 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания подлежит отмене.

Из практики. Общество – продавец квадроциклов – на своем сайте, а также в ряде печатных изданий разместило сводную таблицу производителей и марок выпускаемых квадроциклов с указанием цен реализации. Сравнение техники, реализуемой Обществом, проводили с моделями техники иных производителей по единственному параметру – цене. При этом не учитывали технические характеристики моделей, влияющие на стоимость. В результате сравнения продукция одного из конкурентов Общества оказывалась на последнем месте сравнительной таблицы. Конкурент подал жалобу в УФАС России.

Антимонопольный орган посчитал действия Общества недобросовестной конкуренцией и привлек его к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ. Суды не согласились с такой квалификацией и отметили, что информация, признанная актом недобросовестной конкуренции, адресована неопределенному кругу лиц (потенциальным потребителям). Она направлена на привлечение внимания потребителей к продукции торговой марки Общества как наиболее доступной по сравнению с продукцией иных производителей, то есть это реклама.

Таким образом, Общество нарушило законодательство о рекламе, поэтому нужно привлекать к ответственности по статье 14.3 КоАП РФ. Постановление о привлечении Общества к ответственности признали незаконным и отменили (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.13 по делу № А56-6829/2013).

Нужно обратить внимание на разъяснение пункта 8 постановления № 58. В нем указано, что «если информация, распространение которой отвечает признакам недобросовестной конкуренции, распространяется не только посредством рекламы, но и другим способом (например, на этикетках товара, в переписке с контрагентами по договорам), лицо подлежит привлечению к административной ответственности на основании статьи 14.33 КоАП РФ».

Читайте полностью

Семь признаков недобросовестной конкуренции. За что будут штрафовать в 2016 году



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.