Особенности российской практики в отношении споров о товарных знаках

485
В российском судопроизводстве наметились две тенденции в разрешении подобных споров.

Первая - когда суд выносит решение в пользу истца и признаёт нарушение, хотя вероятность смешения знаков не проявляется. Одним из ярких дел с подобным итогом было известное дело компании «Макдональдс» по поводу товарного знака «С пылу, с жару». Компания «Макдональдс»  была признана нарушителем, поскольку ввела слоган «С пылу, с жару» позже, чем другая компания из того же сегмента рынка зарегистрировала фразу как товарный знак. Слоган был скомпонован с уникальным знаком «Макдональдс», то есть визуального смешения с внешним видом товаров другой компании не было. Не было и введения покупателей в заблуждение - бренд «Макдональдс» обладает огромной известностью, и спутать его товары с чужими возможно, если другой субъект пытается имитировать знаменитые символы, не иначе. Но суды квалифицировали действия «Макдональдс» как нарушение исключительного права на товарный знак - в частности, см. постановление Высшего Арбитражного суда от 17 апреля 2012 г. по товарному знаку «С пылу, с жару». Сначала суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, но Высший Арбитражный суд отнёсся к этому по-другому. Поскольку речь шла об однородных товарах, товарный знак являлся, по мнению Высшего Арбитражного суда, сходным до степени смешения (в ряде документов – тождественным). Хотя, по сути, не страдала индивидуализирующая функция товарного знака, а правообладатель не нёс традиционных потерь в связи с нарушением его исключительных прав.

См. также

Примером второй тенденции, второго подхода,  делающего больший акцент именно на функциональной составляющей, может послужить спор, бывший в рассмотрении суда по интеллектуальным правам. Это спор со «Сбербанком» по товарному знаку «Всегда рядом». Известный слоган Сбербанка «Мы всегда рядом» тоже оказался зарегистрирован на другую компанию в качестве товарного знака, и компания предъявила к «Сбербанку» требования. Но суд по интеллектуальным правам принял сторону «Сбербанка», сказав о том, что данный слоган используется вместе с уникальными обозначениями «Сбербанка», поэтому вероятности смешения нет, потребители не вводятся в заблуждение, следовательно, нет и нарушения исключительного права.

И в зарубежной практике есть примеры такого подхода. Например, в британском суде был спор, когда некий предприниматель выпустил в продажу карточки с фотографиями футболистов. На форме футболистов стоял логотип их клуба, зарегистрированный как товарный знак.  Возник вопрос: а нет ли здесь нарушения прав владельца знака? И суд постановил, что хотя логотип использовался, он использовался не для указания на источник происхождения товара и не для ущемления прав владельца, а лишь потому, что в такой форме оказались члены клуба. Суд подошел к делу с функциональной точки зрения.

Второй подход представляется более взвешенным — исходить из функциональной сущности товарного знака,  а не из формальных критериев.

По материалам видеолекции

Актуальные проблемы защиты прав на товарные знаки

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль