«Любое конфликтное увольнение – это просчет руководителя»

75
О том, как следует себя вести с работниками творческих профессий, и что значат традиции в работе, рассказал генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Юрьевич Никулин.
Биография В 1980 окончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. 1974–1976 годы – корреспондент газеты «Московский комсомолец» 1976–1986 годы – работал в информационной программе «Последние известия» Главной редакции Всесоюзного радио «Маяк» 1986–1995 годы – корреспондент информационных программ редакции программы «Время», ведущий программы «Утро» (сейчас телеканал «Доброе Утро») 1995–1997 годы – директор-распорядитель, первый заместитель генерального директора Московского цирка Никулина на Цветном бульваре С 1997 года – генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.

– Расскажите, сколько сотрудников работает в цирке и каких специальностей?
– Цирк можно назвать предприятием с замкнутым циклом производства, так как внутри осуществляются все работы по созданию того или иного циркового произведения. Поэтому у нас очень много сотрудников самых различных профессий, начиная от гардеробщиков и заканчивая звукорежиссерами и телеоператорами. Всего у нас трудятся около 300 человек, которые занимаются обеспечением текущей работы цирка и примерно столько же артистов.

– Какова административная структура?
– По структуре у нас все достаточно просто. Возглавляет цирк генеральный директор, он же и художественный руководитель. У него 4 заместителя: по административным вопросам, по эксплуатации, по гастрольной деятельности и зарубежной работе, а также финансовый директор.

– А кто занимается вопросами трудовых отношений?
– Отдел кадров. В нем работают три сотрудника во главе с начальником отдела.

– Представляется, что такая организация достаточно специфична. В чем заключается специфика отношений с работниками вашей организации?
– Поскольку это цирк, то у нас, конечно, есть много специфических нюансов. Например, есть такая процедура, как кормление животных. Оно должно проводиться несколько раз в день и требует присутствия некоторых сотрудников на работе даже ночью. Что касается артистического персонала, то, конечно, ни о какой пятидневной рабочей неделе речи быть не может. Они работают у нас по графику выступлений. Если говорить «трудовыми» терминами, то у нас рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, так как в выходные у нас, естественно, проходят выступления. Что касается рабочего времени, то это, как правило, гибкий график. Кроме выступлений есть репетиции, которые проходят по расписанию. Соответственно, время начала и окончания работы зависит от их расписания. Помимо этого, много сотрудников занято в гастрольной деятельности. Их режим работы определяется режимом работы тех цирков, где они выступают.

– Гастроли оформляются как командировки?
– Нет, у наших артистов установлен разъездной характер работы, поэтому гастроли оформляются как служебные поездки. Кстати, по поводу гастролей. У нас, цирковых работников, возникает много вопросов к законодателям, так как наша деятельность очень скупо регламентирована Трудовым кодексом РФ. К примеру, спортсменам посвящена отдельная глава, и в ней закреплены отдельные нормы, которые нам очень близки. В частности, приостановление трудового договора и передача работника другому работодателю на время, после чего трудовой договор возобновляет свое действие. Это очень похоже на то, что происходит у нас во время гастролей. Потому что фактически на время они становятся работниками другого цирка. То есть определенная цирковая организация берет для своей программы у нас как бы «напрокат» артиста на определенное время. И в этот период она выплачивает ему зарплату, а также несет ответственность по вопросам охраны труда. В то же время все эти вопросы трудовым законодательством не урегулированы, а хотелось бы, чтобы аналогичные нормы были и в отношении цирковых работников, что значительно облегчило бы нам работу.

– Расскажите, какие существуют особенности предоставления времени отдыха вашим артистам?
– У артистов обязательно один выходной в воскресенье. Но это относится к тем сотрудникам, кто находится на репетиционном периоде, которые не привлекаются в текущее время к выступлениям в цирковой программе. Соответственно, у них шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем. А что касается тех, кто задействован в представлениях, то им выходные дни предоставляются в свободные дни работающей программы, то есть в те дни, когда нет представлений. И здесь может быть по-разному – один, два, три дня. Все зависит от того, сколько представлений мы можем давать. В дни школьных каникул, например, загруженность увеличивается.

– Много ли сейчас людей, которые хотят работать в цирке? Испытываете ли нехватку артистов и простых сотрудников?
– Мы не испытываем дефицита. Традиционно в цирке есть три «канала» притока новых людей. Первый – это учебные заведения, например цирковые училища, народно-цирковые коллективы при крупных комбинатах, оттуда приходят очень интересные ребята. Второй – это династии, люди вырастают в цирке и становятся цирковыми артистами, часто перенимая номер у своих родителей. Из династических семей у нас работает уже третье поколение. Выступают внуки тех, кто начинал еще с моим отцом, Юрием Никулиным. А третий канал – это спорт. Из спорта приходят в силовые жанры, в акробатику, в гимнастику, потому что спортивная карьера, как известно, гораздо короче, чем цирковая. Касательно обычных сотрудников стоит заметить, что у нас многие из артистов остаются работать в цирке, даже когда заканчивают артистическую карьеру. Переходят на другую работу, не связанную с выступлениями на манеже, и остаются в цирке до глубокой старости.

О компании Московский цирк на Цветном бульваре – один из старейших цирков России. Первых посетителей он принял еще в 1880 году. В цирке выступали Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Лазаренко, Вильямс Труцци и др. Также гастролировали иностранные артисты. В 1919 году по Декрету В.И. Ленина цирк был национализирован и стал первым государственным советским цирком. В 1983 году руководство цирком принял Народный артист СССР, знаменитый клоун и артист Юрий Никулин. В 1985 году цирк закрылся на капитальную реконструкцию и после нее обновленный цирк был открыт в 1989 году. Цирк может принять до двух тысяч зрителей.

– То есть, какого-то специального кадрового резерва вы не формируете?
– Нет, не формируем, поскольку у нас в любом случае артистов больше, чем необходимо. Мы, конечно, пытаемся задействовать в работе всех, потому что все-таки у нас есть два своих шапито (цирк, представления которого проходят в специальном сборно-разборном помещении – Примеч. ред.). Потому как зрители в Москве в основном одни и те же, то необходимо менять программу два раза в год. Мы должны показывать совсем другие номера, пусть в тех же жанрах, но такие, которые еще не видели или уже подзабыли. Поэтому на манеже артисты выступают раз в три-четыре года, потом работают в шапито, ну и, конечно, гастроли. Так что специально формировать какой-то резерв у нас нет необходимости.

– Творческие люди очень темпераментны и часто имеют непростые характеры. Как вам удается решать сложные вопросы взаимоотношений между сотрудниками?
– Все зависит от конкретной ситуации. Артисты – это, безусловно, особые сотрудники и с ними нужно вести себя очень осторожно. Но поскольку я всех уже давно знаю, с каждым у меня сложилась своя модель отношений. Естественно, кто-то мне более симпатичен, а кто-то менее, но работать нужно со всеми. Я не сторонник принятия жестких мер и единоличного решения кадровых вопросов. Есть вещи, в которых можно разобраться только совместно. Конечно, бывали случаи, когда приходилось принимать непопулярные решения в отношении сотрудника, но я на это иду крайне редко. Любое конфликтное увольнение – это, с моей точки зрения, просчет руководителя. Ведь это значит, что не удалось наладить контакт с подчиненным, возможно, потому что не было приложено к этому достаточных усилий.

– А как быть, если работник сам не идет на контакт и ведет себя неподобающим образом?v – У нас такое бывает крайне редко, поскольку сама атмосфера не позволяет небрежно относиться к делу. Так как многие артисты начинают работать в цирке с юного возраста, то они вырастают с пониманием того, что значит, в прямом смысле держать в руках чужую жизнь. Я имею в виду, когда ты несешь ответственность за партнера при исполнении номера. Этому нельзя специально научиться, но это приходит со временем. Поэтому с артистами крайне редко бывают конфликты. И в принципе конфликты здесь обычно не творческие, а бытовые. Каких-то серьезных проблем с работниками за мои 17 лет работы здесь было всего 2-3 раза. Причем все взаимные претензии решались мирно, никогда конфликт не доходил до суда.

– Вы сами как руководитель компании принимаете участие в разрешении конфликтов, если они все-таки случаются?
– Только в самых редких случаях, когда это действительно необходимо. Я знаю, что есть руководители, которые в принципе дистанцируются от текущих проблем в коллективе, но у нас другая система, которая гораздо более демократична. У меня нет часов приема, кабинет всегда открыт. Когда я здесь, любой может прийти, задать вопрос или обрисовать проблему. И так во всем цирке. Но обычно проблемы решаются в рамках субординации. То есть мои заместители решают вопросы со своими подчиненными, а я стараюсь в мелкие производственные конфликты не вмешиваться.

– Давайте поговорим про групповые номера. Как я понимаю, у каждого такого номера есть свой руководитель?
– Совершенно верно, он отвечает за подбор артистов, за техническую составляющую номера и за их безопасность во время выступления.

– Возникают ли сложности при подготовке номера, связанные с взаимоотношениями внутри коллектива?
– Серьезные сложности возникают очень редко, но я помню случай, когда с одним из таких руководителей внутри группы возник конфликт, причем во время гастрольной поездки, во Франции. Я, к счастью, в это время был с ними и постарался его урегулировать. Получилось так, что руководитель не смог найти общего языка с коллективом, готовившим определенный номер, и дошло до того, что артисты отказались с ним работать. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что руководитель был не прав, и я ему несколько раз об этом говорил. Вместе с моим заместителем мы провели с ним несколько встреч, но он не хотел признать своих ошибок. Поэтому с ним пришлось расстаться.

– То есть в данной ситуации Вы поддержали коллектив?
– Да, я был в этом конфликте на их стороне, так как объективно они были правы. Руководитель поступал с ними некрасиво, а им приходилось терпеть. Они пришли ко мне и заявили, что как только закончатся гастроли, они уволятся. Это было пиком развития конфликта, после которого я решил, что с их руководителем следует расстаться. В итоге после его ухода они выбрали внутри своего коллектива руководителя, добрали недостающих людей, и продолжили выступать в цирке.

– А есть ли конкуренция между артистами внутри коллектива?
– Безусловно, здесь все хотят быть на первых ролях. Но конфликтов в этом быть не может, потому что каждый может быть первым в своем жанре. Ведь цирк это не балет, где двадцать человек заняты в одном танце. Здесь один жонглер, другой дрессировщик, третий полетчик, четвертый эквилибрист. Они все разные, внутри конкурировать бессмысленно. Но с коллегами по ремеслу в рамках одного жанра, конечно, каждый хочет быть первым. Нам это выгодно, потому что такая конкуренция позволяет развиваться, артисты ищут новые ходы, придумывают новые трюки. Конфликтов как таковых у нас здесь не бывает.

– Манеж, как известно, это зона повышенного риска. Как вы обеспечиваете безопасность артистов?
– К сожалению, гарантировать стопроцентную безопасность артистов на манеже мы не можем. Каждый выход–это риск для жизни, и артист это прекрасно понимает. Со своей стороны мы, безусловно, стараемся создать максимально безопасные условия для выступлений. У нас есть отдел охраны труда, есть специально обученные инженеры, которые следят за подвеской, за оборудованием, чтобы исключить какие-то технические ошибки. Тем не менее следует понимать, что есть отдельные цирковые жанры, в которых страховка просто не предусмотрена, а сами номера очень травмоопасны.

– Какие это жанры?
– Например, выступления акробатов на шестах, гимнастов на полотнах, на трапециях, воздушный полет и т. д. Конечно, там есть специальная страховочная сетка, но все равно даже при падении на сетку можно серьезно покалечиться. И дрессировщик всегда серьезно рискует, репетируя с животными.

– Как я понимаю, в цирке, в прямом смысле, жизненно важно, чтобы все сотрудники работали слаженно и без конфликтов. Каким образом, на ваш взгляд, достигается эта цель?
– Я считаю, что все дело в традициях, которыми славится этот цирк. Здесь уникальная атмосфера, которой нет в других цирках. Ее создал Юрий Никулин, причем исключительно силой своей личности, не желая этого специально. В этом цирке так много связано с ним, что любому невольно хочется следовать его правилам. Это тот самый принцип «делай как я», но он не навязанный и даже не высказанный. Есть личности, которые формируют историю и формируют вокруг себя определенную атмосферу, энергетику. Все здесь этим пронизано. В этом цирке очень хорошие отношения между сотрудниками. Все друг с другом здороваются, даже малознакомые люди. Этот цирк в буквальном смысле всех объединяет.

– Как вы считаете, о чем стоит помнить руководителю в отношениях с подчиненными?
Я не придерживаюсь каких-то особенных правил, потому что все, с кем мне приходится работать, это профессионалы, ими не надо руководить в привычном смысле. Поэтому мне в этом плане, наверное, проще, чем какому-нибудь другому руководителю. Главное, не забывать, что любой сотрудник ценит честное отношение работодателя. К примеру, вот уже более 20 лет цирк находится в частной собственности, но практически ни разу не было такого, чтобы мы не выплатили или сократили зарплату своим работникам. Даже в те времена, когда в стране была сложная финансовая ситуация и простым людям явно было не до походов в цирк. Наши сотрудники понимают, чего это стоило, как мы искали различные варианты, чтобы все осталось на прежнем уровне. Впрочем, пару лет назад у нас была сложная финансовая ситуация, связанная с летним периодом, когда в Москве было сильное задымление от лесных пожаров. У нас в тот период очень заметно упала посещаемость. И нам пришлось снизить объем премиальных выплат. Мы собрали коллектив и объявили, почему так происходит. Все поняли, что если этого не сделать, то цирк просто не выстоит. Это было всего один раз за всю нашу историю и продолжалось три месяца. Потом, когда ситуация нормализовалась, мы подняли премии до прежнего уровня.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль