Правовые новости

107
Государственная Дума одобрила во втором чтении законопроект о заемном труде Государственная Дума рассмотрит законопроект об увеличении сроков исковой давности по трудовым спорам Минтруд России предлагает систему специальной оценки условий труда Правительство предлагает ввести аттестацию творческих работников

Государственная Дума одобрила во втором чтении законопроект о заемном труде

Госдума рассмотрела во втором чтении закон о запрете заемного труда. В текст законопроекта были внесены весьма существенные поправки, которые значительно изменили его первоначальное содержание. Если ранее законопроект фактически запрещал передачу (предоставление) персонала, то в новой редакции определен ряд возможных случаев для предоставления персонала. Таким образом, законопроект разграничивает понятия «запрещенный заемный труд» и «легальная деятельность по предоставлению труда работников (персонала)».

Правовые новости
Валерий Павлович Гетьманенко,
юрист Московского офиса международной юридической фирмы Baker&McKenzie

Комментарий эксперта

Законопроект позволяет осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) аккредитованным частным агентствам занятости в случаях, прямо указанных в законе (три позиции), а также в отношениях между материнскими и дочерними компаниями. В нем приводится исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление персонала не допускается для защиты трудовых прав работников и обеспечения охраны труда, а также соблюдения ограничений при выполнении лицензируемой или регулируемой деятельности.

Фактически законопроект в его нынешнем виде – это первая попытка комплексного правового регулирования деятельности по предоставлению труда работников (персонала) в российском законодательстве. Он подводит законодательную базу под деятельность частных агентств занятости в России, при этом так жестко ограничивая их возможности предоставлять персонал, что может поставить под вопрос дальнейшее существование этого рода услуг в России. Законопроект также легализует широко распространенную практику откомандирования персонала внутри группы компаний («секондмента»), но только между материнской и дочерней компаниями. В целом же он способствует более четкому правовому регулированию такой деятельности. Но жесткость ограничений на предоставление персонала может создать дополнительные препятствия законопослушным компаниям в России и, как следствие, пострадает и без того не очень высокий инвестиционный имидж страны. Однако работа над законом далека от завершения. Не исключено, что Государственно-правовое управление Президента РФ может инициировать отзыв законопроекта для повторного рассмотрения во втором чтении. Можно предположить, что документ ожидают дальнейшие существенные изменения, и может быть восстановлен предложенный в первом чтении фактический законодательный запрет предоставления персонала или, по меньшей мере, будут еще более ограничены возможности для предоставления персонала в России. Надеемся, что в результате будет все же принят компромиссный конструктивный вариант закона, который так необходим деловому сообществу.

Государственная Дума рассмотрит законопроект об увеличении сроков исковой давности по трудовым спорам

Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло на рассмотрение Государственной Думы законопроект, предусматривающий изменения в ст. 392 ТК РФ. Инициатива депутатов Санкт-Петербурга предполагает увеличение сроков на обращение в суд с 3-х до 6-ти месяцев, а по спорам о законности увольнения – с 1 до 3-х месяцев.

По мнению разработчиков законопроекта, основная проблема заключается в том, что работники не могут реализовать свое право на обращение в суд, если изначально за защитой своих прав обращались в прокуратуру или трудовую инспекцию. Ведь пока надзорные органы рассматривают заявление работника, истекает срок на обращение в суд.

Правовые новости
Ирина Викторовна Скворцова,
юрист московского офиса международной юридической фирмы Baker&McKenzie

Комментарий эксперта

В настоящее время за восстановлением своих трудовых прав работник может обратиться, в частности, в Прокуратуру РФ, Государственную инспекцию труда (ГИТ) или суд. При этом обращение работника в какой-либо из перечисленных органов не лишает его права на подачу жалобы или иска в другой орган.

Нередко работники, чьи трудовые права нарушены, изначально предпочитают досудебную процедуру разрешения трудового спора в связи с ее относительной легкостью по сравнению с судебным порядком. В том случае, если прокуратурой или ГИТ не будет выявлено каких-либо нарушений со стороны работодателя, работник решается на обращение в суд.

Однако в связи с тем, что рассмотрение жалобы в досудебном порядке на практике занимает около 3–4-х месяцев, работник пропускает установленный срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и его исковое заявление, как правило, остается без удовлетворения. Таким образом, данный законопроект направлен исключительно на защиту интересов работников с тем, чтобы у них была возможность прибегнуть к каждому из доступных им способов защиты трудовых прав.

Также стоит отметить, что в последнее время часто встречаются случаи злоупотребления работниками своими правами. Так, работники, заведомо понимая необоснованность своих требований, нередко «закидывают» государственные органы жалобами и исками против работодателя для того, чтобы под гнетом большого количества проверок и судебных издержек работодатель был вынужден выйти на переговоры с ними.

Кроме того, открытым остается вопрос о сроках обращения работников в ГИТ. Существует мнение, что такие сроки законодательно не предусмотрены, и ГИТ вправе рассматривать жалобы работников, поданные по истечению каких-либо разумных сроков. Таким образом, единственным сдерживающим фактором для работников в настоящее время остаются сроки обращения в суд, установленные ст. 392 ТК РФ.

Учитывая то, что даже в соответствии с действующими нормами у работников нет каких-либо объективных препятствий для одновременного обращения как в суд, так и во внесудебные органы, целесообразность увеличения сроков на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора остается под вопросом. Большее внимание, по нашему мнению, стоит уделить урегулированию сроков обращения работников во внесудебные органы.

Минтруд России предлагает систему специальной оценки условий труда

Минтруд России разрабатывает законопроект, который призван установить порядок определения индивидуальных профессиональных рисков работников на основе идентификации опасностей. Результаты специальной оценки условий труда будут использованы как для установления размеров гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, так и для определения размеров дополнительных отчислений на пенсионное страхование данных работников.

Правовые новости
Валерий Анатольевич Корж,
директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России

Комментарий эксперта

В настоящее время в Российской Федерации законодательно оформлены две процедуры исследования условий труда на вредных и опасных рабочих местах.

Первая – это аттестация рабочих мест, которая осуществляется на основании ст. 209 ТК РФ. При этом она производится, в том числе, в целях установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда.

Вторая – специальная оценка условий труда. Она должна осуществляться на основании отдельного законодательного акта во исполнение Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в целях освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд России.

В связи с этим Минтруд России предлагает объединить две процедуры, чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, как в целях уплаты страховых взносов в ПФР, так и в целях предоставления гарантий и компенсаций в процессе осуществления работником его трудовой деятельности.

При этом специальная оценка условий труда, которая придет на смену аттестации рабочих мест, должна предусматривать переход от формального «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему исключительно фактическое вредное и (или) опасное воздействие на организм работника. Это позволит достичь следующих результатов. Во-первых, это позволит объективно оценивать класс вредности труда на соответствующем рабочем месте. Во-вторых, данная система будет стимулировать работодателя вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда, а также использовать более эффективные средства индивидуальной защиты.

В перспективе, возможно, будет закреп-лено правило, согласно которому, если по результатам нескольких процедур специальной оценки условия труда признаны благоприятными или допустимыми, дальнейшая оценка данного рабочего места не проводится. Поэтому результаты специальной оценки рабочих мест должны аккумулироваться в единой базе данных, принципы ведения которой должны позволять использовать ее совместно с данными системы индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Отметим, что все предлагаемые изменения в законодательство обеспечат преемственность существующих процедур. Немаловажным является и то, что при специальной оценке условий труда будут сохранены ранее приобретенные права, а также будут учтены принципы стабильности правового регулирования.

Правительство предлагает ввести аттестацию творческих работников

Правительство РФ внесло в Государ-ственную Думу законопроект, в соответствии с которым в Трудовом кодексе РФ может появиться новая ст. 351.2, которая будет регулировать труд творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и исполнении произведений. Согласно законопроекту конкурсы на замещение должности творческих работников будут проводиться один раз в 5 лет. В случае, если по результатам конкурса работник не переизбран на должность, его договор прекращается, даже если был заключен бессрочно. Новшества коснутся только артистов балета, оперы и драматических театров. Журналисты могут перейти на конкурсную основу работы в добровольном порядке.

Правовые новости
Сергей Владимирович Храмов,
генеральный инспектор труда Союза профсоюзов России, председатель Совета Российского профсоюза работников (учащихся) учреждений образования и культуры РПРиУ

Комментарий эксперта

Предлагаемый конкурсный механизм замещения должностей творческих работников основан на аналогии с системой высшего образования. Но эта аналогия не может быть применена, поскольку между трудом преподавателей вузов и творческими работниками существует принципиальное различие. Суть его в том, что преподаватель должен иметь подтверждаемое конкурсами соответствие требованиям, предъявляемым к уровню государственного образовательного стандарта в части соответствующей дисциплины. Эти требования могут меняться соответственно научному прогрессу, чем и оправдано регулярное проведение конкурсов. При этом квалификация преподавателя подтверждается объективными показателями – дипломами и аттестатами научных степеней и ученых званий. А процедура соискания и получения этих степеней и званий как качественно, так и количественно отличается от процедуры награждения творческих работников почетными званиями «заслуженный» и «народный». Очевидно, что ни научный прогресс, ни иные изменения, связанные с течением времени, не могут являться основанием для пересмотра профессиональной пригодности и квалификации творческого работника. Исходя из утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 252Перечня профессий и должностей творческих работников, нельзя сделать однозначный вывод о том, что все эти должности и профессии в полной мере относятся к творческим в целях конкурсного механизма их замещения. В то же время все эти должности и профессии, безусловно, относятся к творческим в целях регулирования вопросов, связанных с авторскими и смежными правами и, в первую очередь, с понятием «служебные произведения» (ст. 1295 ГК РФ). Складывается впечатление, что законопроект преследует лишь одну цель – введение обязательной срочности трудовых договоров для данной категории работников, якобы, по аналогии с профессорско-преподавательским составом. Однако в отличие от вуза, который вне зависимости от формы собственности, реализует учебные программы исключительно в рамках государственных остандартов, театр или киностудия реализуют творческий замысел режиссера (художественного руководителя), единственным критерием оценки которого является зрительский интерес и кассовый сбор. Представляется более целесообразным регулировать трудовые отношения творческих работников на принципах автономии театра и «привязки» срока трудовых договоров к сроку полномочий художественного руководителя.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.