Трудоустройство иностранцев. Каким работникам теперь не нужно разрешение

202
Что грозит компании за неоформленный иностранцу медицинский полис В каких случаях работник-мигрант может быть депортирован из страны Как подать документы на привлечение работника-экспата в электронном виде

С начала 2013 года в миграционное законодательство претерпело значительные изменения. Позитивной нововллой стало то, что теперь временно проживающим иностранцам не нужно получать разрешение на работу. То есть рабодатель сможет принимать их на работу в упрощенном порядке по сравнению с временно пребывающими иностранцами. Кроме того, работники крупных иностранных компаний смогут получать деловые визы сроком на 5 лет, что существенно облегчит трудоустройство высококвалифицированных зарубежных специалистов (далее – ВКС). В то же время ответственность за нарушения миграционного законодательства продолжает ужесточаться как для работников, так и для работодателей. Теперь в случае нарушения порядка пребывания на территории России мигрант может быть депортирован с запретом на возвращение до 3 лет. Работодатели же могут быть оштрафованы за непредоставление иностранным работникам социальных гарантий касательно жилья и медицинского страхования. Обязанность по предоставлению подобных гарантий в законодательстве установлена давно, но только с этого года ответственность за ее несоблюдение стала реальной. Штрафы за подобные нарушения достигают до полумиллиона рублей. Большое количество поправок, внесенных в миграционное законодательство, связано с реализацией концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года. Причем со следующего года работодателей ждут новые изменения. В частности, будет изменен порядок определения потребностей в иностранной рабочей силе.

Временно проживающим иностранцам не нужно разрешение на работу

В 2013 году были приняты изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ)

Согласно п. 4 ст. 13 названного закона наличие разрешения на работу теперь не обязательно для иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в России. Таким образом, эти граждане вправе осуществлять трудовую деятельность без оформления разрешения на работу. При этом необходимо помнить, что осуществление трудовой деятельности разрешено им только в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого выдано разрешение на временное проживание. К примеру, если иностранный гражданин зарегистрирован в Московской области, где и было получено разрешение на временное проживание, осуществлять трудовую деятельность в Москве и иных субъектах РФ он не имеет права. В связи с этим работодателю следует быть внимательнее при приеме на работу иностранца с разрешением на временное проживание. Необходимо проверять документы потенциального работника на возможность осуществления им трудовой деятельности в том субъекте, где планируется привлечь его к работе. По ранее действовавшим требованиям, иностранные граждане, имевшие разрешения на временное проживание в стране, не освобождались от необходимости оформления разрешения на работу при трудоустройстве. Такими методами государство стимулирует пребывание в России тех иностранных граждан, которые уже несколько лет проживают в стране и, как следствие, являются более адаптированными.

Введены долгосрочные визы, сроком до 5 лет

Представители и работники крупных иностранных компаний, осуществляющих инвестиции на территории России теперь смогут получить долгосрочную визу сроком до 5 лет.

Такая возможность появилась в связи с изменениями, внесенными в ст.ст. 25 и 25.6 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (далее – Закон № 114-ФЗ). Речь идет о деловых визах, так как для остальных категорий виз (например, рабочих и туристических) срок действия четко лимитирован законом. Однако на практике УФМС России пока еще не оформляет приглашения на въезд по долгосрочным визам. В то же время при подаче соответствующего запроса в консульские отделы посольств России за рубежом (при наличии в паспорте предшествующих деловых виз) оформление долгосрочной визы вполне возможно. Как правило, в соответствии с существовавшей ранее практикой, максимальный срок действия российских виз не превышал одного года. В редких случаях визы в российских консульствах за рубежом выдавались на срок до 3 лет при наличии многочисленных предшествующих российских деловых виз в паспорте иностранного гражданина. Упрощение визового режима и иных консульских процедур призвано способствовать привлечению в страну не только высококвалифицированных специалистов, но и потенциальных инвесторов. Данные нововведения свидетельствуют о новом либеральном порядке оформления виз иностранным гражданам, часто посещающим Россию, с целью упрощения бюрократических процедур. Работодатели же теперь смогут трудоустраивать ВКС, в которых они заинтересованы, на более долгий срок.

Работники, нарушившие порядок выезда, могут быть депортированы на 3 года

В начале 2013 года вступили в силу поправки, которые устанавливают уголовную ответственность иностранцев за нарушение сроков пребывания в России. Так, на основании п. 8 ст. 26 Закона № 114-ФЗ въезд может быть не разрешен в течение 3 лет со дня выезда, если иностранный гражданин во время предыдущего пребывания, не выехал из России в течение 30 суток со дня окончания срока временного пребывания. Исключение в данном случае касается отсутствия возможности выехать по уважительной причине, например, в связи с болезнью. За совершение данного правонарушения предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 322 УК РФ. Иностранцев предполагается наказывать штрафом в размере до 300 тыс. руб., либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок. При этом работодатель не несет ответственность за нарушение иностранным работником срока пребывания на территории России. Несмотря на это, необходимо помнить, что максимальный срок оформления трудовых отношений с иностранным работником зависит от срока действия документов, на основании которых такой работник вправе пребывать на территории России и осуществлять трудовую деятельность.

Квоты на привлечение иностранцев существенно снижены

Квота на иностранных трудовых мигрантов на 2013 год была установлена в объеме 101,5 тысяч человек, что значительно ниже, чем в предыдущие годы. Еще в 2006 году этот показатель составлял около 870 тысяч, а в 2008 году – порядка 500 тысяч человек. Уменьшение квот – целенаправленная политика властей, которая предусматривает первоочередное обеспечение рабочими местами российских граждан. Согласно трехстороннему соглашению, подписанному в декабре 2012 года между работодателями, профсоюзами и органами исполнительной власти, в 2013 и последующие годы квота на трудовых мигрантов из-за рубежа не будет превышать 3,2 процента от экономически активного населения города (около 200 тысяч человек). По данным Центра занятости населения г. Москвы, власти целенаправленно сокращают привлечение мигрантов: за 5 лет квота на них сократилась в 2,8 раза: с 561 тысяч человек в 2008 году до 200 тысяч в 2012-ом. Из них 20% высококвалифицированные работники, 50% – квалифицированные и 30% – неквалифицированные. Всего легальных трудовых мигрантов в Москве вместе с теми, кто купил патенты, не более 400 тысяч. На 80% столичный рынок труда состоит из москвичей, 17% составляют иногородние граждане (в основном из Подмосковья) и 3% – иностранцы.

Утвержденная Правительством РФ квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу на 2013 год соответствует уровню 2011 и 2012 годов и составляет 1 млн 750 тысяч разрешений. Кроме того, приказом Минтруда России от 03.12.2012 № 568н утвержден Перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на осуществление трудовой деятельности в РФ не распространяются. Перечень на 2013 год содержит 59 профессий (специальностей, должностей) и в текущем году он был дополнен 6 должностями инженерно-технического профиля и 19 должностями творческих профессий.

Система квотирования рабочих мест изначально была призвана регулировать потоки иностранной рабочей силы в различные регионы, исходя из потребностей каждого края в определенном количестве иностранных работников. Однако почти сразу же после утверждения системы квотирования стали выявляться пробелы в механизме ее осуществления. В частности, работодатель сегодня не несет ответственность за размещенные заявки по привлечению иностранной рабочей силы. Организация может запросить квоты на привлечение на работу определенного количества иностранцев, но при этом она не обязана нанимать их на работу. В то же время существуют и другие работодатели, которые не размещали заявки на квоты ранее, но у которых изменилась ситуация (например, быстрыми темпами развился бизнес) и возникла существенная необходимость в найме иностранных работников. В такой ситуации существующая система квотирования не позволяет это осуществить ввиду бюрократической, сложной системы коррекции квот. Для исправления возникшей ситуации Минздравсоцразвития последние несколько лет принимает приказы об утверждении неквотируемого списка должностей. Однако в данном списке предусмотрены в основном только позиции топ-менеджеров и отсутствуют специалисты среднего звена, которые более востребованы при привлечении на работу иностранных специалистов.

Безвизовые иностранцы должны проходить дактилоскопиюС января 2013 года вступил в силу п. 4.6 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Он предусматривает прохождение иностранными гражданами, прибывающими из стран, с которыми у России заключен договор о безвизовом порядке въезда, процедуры фотографирования и дактилоскопии при оформлении разрешений на работу, временного проживания и вида на жительство. Проведение рассматриваемых процедур предполагает последующее внесение полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности. По мнению законодателя, сбор данных необходим не только для борьбы с преступностью, но и для контроля за деятельностью мигрантов. Кроме того, указанная мера способствует предотвращению незаконной эксплуатации иностранных работников, а также может помочь в восстановлении документов при их возможной утере и установлении личности иностранного гражданина.

Документы на привлечение высококвалифицированных специалистов можно подать в электронном виде

Чтобы привлечь высококвалифицированного специалиста к работе на территории РФ, работодателю необходимо совершить ряд определенных действий. В частности, для выдачи такому специалисту разрешения на работу и оформления ему приглашения на въезд в РФ, работодателю необходимо представить соответствующее ходатайство о привлечении такого специалиста с приложением документов, перечисленных в подп. 2, 3 п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ. Указанный закон допускает предоставление ходатайства не только в бумажном, но и в электронном виде. Кроме того, в электронном виде можно предоставить и остальные необходимые документы. При этом стоит отметить, что на данный момент такой порядок еще не применяется на практике, поэтому пока работодатели подают документы в ФМС лично. Срок рассмотрения ходатайства о привлечении ВКС составляет не более 14 рабочих дней со дня его поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган. Процедура продления срока действия разрешения на работу ВКС подразумевает аналогичный порядок. Перечень документов, которые при этом должен предоставить работодатель, приведен в п. 17 ст. 13.2 Закон № 115-ФЗ. В то же время необходимо помнить, что работодатели, привлекающие высококвалифицированных специалистов, обязаны ежеквартально уведомлять органы ФМС об исполнении обязательств по выплате им заработной платы. Кроме того, работодатели должны уведомлять о случаях расторжения трудовых договоров с такими работниками и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Соответствующее уведомление может быть направлено работодателем на бумажном носителе, а также в перспективе в электронной форме по интернету.

За отсутствие у иностранца медицинского полиса работодатель может быть оштрафован

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения иностранному гражданину работодатель обязан предоставить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения такого гражданина на период его пребывания в РФ. Нововведение в этой части заключается в том, что п. 5 ст. 16 Закона № 115-ФЗ прямо предусматривает, обязанность приглашающей стороны принимать конкретные меры по реализации указанных гарантий. К таким гарантиям относятся:

предоставление денежных средств для проживания в РФ в размере не ниже прожиточного минимума, а также для выезда из РФ по окончании срока пребывания; обеспечение заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда; обеспечение страховым медицинским полисом или предоставление при необходимости денежных средств для получения медицинской помощи; жилищное обеспечение в соответствии с социальной нормой площади жилья.

Непринятие работодателем перечисленных мер грозит ему серьезным административным наказанием: штраф для должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб., а для юридических – от 400 тыс. до 500 тыс. руб. (п. 5 ст. 18.9 КоАП РФ). Кроме того, за представление заведомо ложных сведений о цели пребывания в РФ иностранного работника при оформлении ему документов для въезда работодатель может быть привлечен к административной ответственности с такими же размерами штрафов (п. 6 ст. 18.9 КоАП РФ).

Порядок получения российского гражданства мигрантами будет упрощен

В соответствии с концепцией миграционной политики Российской Федерации в начале 2014 года должен быть разработан проект закона, упрощающий порядок получения вида на жительство иностранцами, которые трудятся в России длительное время. При этом также предполагается разработка бальной системы отбора мигрантов. Данный законопроект должен упростить порядок въезда и снимет ограничения на работу и обучение членов семей иностранцев, оформивших долгосрочные трудовые отношения. Кроме того, до конца первого квартала 2014 года на рассмотрение Госдумы планируется представить проект закона, которым предлагается введение упрощенного порядка получения гражданства Российской Федерации. Такой порядок коснется лиц, имеющих вид на жительство и являющихся при этом предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами, а также выпускниками российских учебных заведений. К середине 2014 года должен быть прописан усовершенствованный порядок определения потребностей России в иностранных работниках, а также обозначены меры по привлечению иностранцев на рабочие места, не востребованные россиянами. Таким образом, по оценкам чиновников до конца 2015 года предполагается обеспечить ежегодный миграционный прирост на уровне 200 тысяч человек за счет соотечественников, проживающих за рубежом, а к 2020 году – до 250 тысяч мигрантов. Отметим, что в последние годы именно миграционная политика становится важнейшим фактором экономического, социального и политического развития населения всего мира. Все это существенно повышает роль и значение государственного регулирования миграционных процессов. По мнению различных экспертов, уже в ближайшей перспективе именно труд станет одним из самых востребованных, если не самым дефицитным ресурсом в России. В связи с этим миграция приобретет самое важное значение для развития нашей страны, ее экономического роста, социальной стабильности, налаживания региональных пропорций развития и, наконец, для сохранения ее целостности. Таким образом, грамотно выстроенная миграционная политика имеет стратегическое значение для дальнейшего развития России. Поэтому уже сейчас необходимо предпринять меры, чтобы предвосхитить коллапс ресурсной составляющей рынка труда в некоторых регионах страны. Совершенно очевидно, что дефицит трудовых ресурсов невозможно будет возместить ни за счет материально-технического усовершенствования, ни за счет модернизации экономики. Именно поэтому государство и гражданские институты стали больше осознавать не только вызовы и беспокоящие общество риски, связанные с миграцией, но и возможности, которые она предоставляет.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль