• Главная страница
  • » Статьи
  • » Запрет на указание в вакансиях возраста и пола кандидатов, банкроство компании по заявлению работников и другие важные новости законодательства

Запрет на указание в вакансиях возраста и пола кандидатов, банкроство компании по заявлению работников и другие важные новости законодательства

233
В объявлениях о вакансиях запрещено указывать возраст и пол кандидатов Работники смогут инициировать банкротство работодателя в случае невыплаты зарплаты ФМС России предлагает законодательно закрепить преимущественное право россиян на трудоустройство перед мигрантами Подготовлены поправки об ограничении размеров «золотых парашютов» для руководства госкомпаний

В объявлениях о вакансиях запрещено указывать возраст и пол кандидатов

Вступил в силу закон, которым вводится запрет на указание в объявлениях о вакансиях дискриминационных требований. Запрет распространяется на указание пола, возраста, цвета кожи, отношения к религии и ряда других требований, которые не связаны с деловыми качествами работника. Ограничения из этого правила могут быть установлены только федеральными законами. Лица, которые распространяют информацию о вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, будут привлекаться к административной ответственности в виде штрафа от 500 руб. до 1 тыс. руб.; должностные лица – от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.; юридические лица – от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб.

Запрет на указание в вакансиях возраста и пола кандидатов, банкроство компании по заявлению работников и другие важные новости законодательства
Елизавета Блащук,
юрист Санкт-Петербургского офиса международной юридической фирмы Baker & McKenzie

«Новый запрет увеличит нагрузку на отделы кадров»

Запрет на дискриминацию сам по себе не является новшеством для законодательства РФ. Защита граждан от дискриминации при трудоустройстве гарантирована Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, а также ратифицированной еще во времена СССР Конвенцией МОТ № 111 1958 года. До настоящего времени на законодательном уровне запрет касался дискриминации на этапе принятия работодателем решения о найме или отказе от найма того или иного кандидата. При этом процесс изначального отбора кандидатов законодательно урегулирован не был. В результате работодатели пользовались возможностью создавать пул кандидатов, изначально более подходящий для них, в том числе и по «неделовым» критериям. Для этого работодатели включали в информацию об имеющихся у них вакансиях самые разнообразные требования, не всегда относящиеся к деловым качествам кандидатов.

В западной правовой культуре подобные запреты действуют уже давно и укоренились в практике на уровне внутренних политик компаний. Именно поэтому многие иностранные компании, присутствующие на российском рынке, спокойно относятся к новому запрету в российском трудовом праве, поскольку они изначально никогда не включали в распространяемые ими объявления о вакансиях требования к возрасту, полу или месту проживания (регистрации) кандидата.

Что касается иных работодателей, от которых данное нововведение потребует внесения изменений в их подходы к рекрутингу, то с практической точки зрения новый запрет приведет, скорее, к увеличению нагрузки на отделы кадров, нежели к фактической защите кандидатов от дискриминации в процессе трудоустройства. Вероятней всего, это приведет к тому, что менеджеры по персоналу будут вынуждены обрабатывать большее количество отзывов на размещаемые вакансии и чаще готовить письменные ответы на запросы кандидатов с указанием причин отказа компании от заключения трудового договора.

Работники смогут инициировать банкротство работодателя в случае невыплаты зарплаты

В Госдуму внесен законопроект, в соответствии с которым предлагается включить задолженность по заработной плате в перечень признаков банкротства предприятия. По мнению разработчиков, работники, в том числе бывшие, получат право инициировать дело о банкротстве в случае наличия такой задолженности. Кроме того, требования об оплате труда работников, относящиеся к требованиям по текущим платежам, в случае банкротства работодателя будут выделены отдельно во вторую очередь текущих требований. Законопроект также предусматривает увеличение срока давности по делам об административном правонарушении за невыплату зарплаты с 2 месяцев до 1 года со дня его совершения.

Запрет на указание в вакансиях возраста и пола кандидатов, банкроство компании по заявлению работников и другие важные новости законодательства
Татьяна Самарина,
старший юрист юридической фирмы «ЮСТ»

«Инициировать банкротство работник сможет в случае, если суд подтвердит факт задолженности по зарплате»

Законопроект является логичным развитием тех идей, которые были изначально заложены в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ). Так, в силу ст. 2 действующей редакции названного закона кредиторами признаются, в том числе, лица с правом требования выплатить выходное пособие и об оплате труда. Отметим, что в соответствии с законопроектом в их число могут входить и бывшие работники. Возбуждение дела о банкротстве арбитражным судом по заявлению работника будет возможно при соблюдении требований, установленных ст. 39 Закона № 127-ФЗ. В частности, у заявителя должно быть вступившее в законную силу решение суда, рассматривавшего его денежные требования к работодателю-должнику. Следовательно, прежде чем инициировать дело о банкротстве своей компании работник обязан соблюсти порядок рассмотрения в суде общей юрисдикции индивидуального трудового спора в сроки, предусмотренные ст. 392 Трудового кодекса РФ.

Законопроектом также предлагается установить обязанность руководителя компании обращаться с соответствующим заявлением в арбитражный суд при наличии не погашенной свыше 3 месяцев задолженности по оплате труда, выплате выходных пособий и иным причитающимся работнику выплатам в размере и порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством. Согласно ст.ст. 9 и 10 Закона № 127-ФЗ при невыполнении этого требования руководитель будет нести субсидиарную ответственность по тем обязательствам, которые возникли после истечения срока, установленного для подачи указанного заявления. Отметим, что дальнейшего рассмотрения требует проблема взыскания работниками материального ущерба, причиненного работодателем, поскольку п. 1 ст. 136 Закона № 127-ФЗ (в котором есть упоминание о «других причитающихся работнику выплатах») остается неизменным. При этом обновленная норма ст. 134 Закона № 127-ФЗ по-прежнему будет предполагать подобные возмещения в последнюю (третью) очередь. Как предусмотрено самим документом, в случае его принятия он вступит в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования. При этом стоит отметить, что он не будет иметь обратной силы к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу новой редакции.

ФМС России предлагает законодательно закрепить преимущественное право россиян на трудоустройство перед мигрантами

Федеральная миграционная служба (ФМС) России предложила принять закон, обязывающий работодателей отдавать предпочтение при устройстве на работу российским гражданам. По мнению главы ведомства Константина Ромодановского, необходимо дать возможность иностранцу стать соискателем на рабочее место, не занятое россиянами, только через 2 месяца после объявления о наличии в компании вакансии. Также ФМС предложила автоматически давать статус временно проживающих всем иностранцам, которые проработают в России больше 90 суток.

Запрет на указание в вакансиях возраста и пола кандидатов, банкроство компании по заявлению работников и другие важные новости законодательства
Александр Брянцев,
юрист корпоративного департамента компании LEVINE Bridge

«Приоритет трудоустройства россиян создаст сложности для работы в сферах, которые не интересны гражданам России»

Статистика ФМС показывает, что значительное количество въезжающих в Россию из стран СНГ иностранных граждан впоследствии испытывает затруднения с трудоустройством, что зачастую влечет за собой нарушение порядка пребывания на территории России, режима въезда и выезда и иные негативные последствия. Иными словами, рынок труда в России на данный момент не нуждается в том количестве мигрантов, которое фактически прибывает в Россию.

Принцип приоритета трудоустройства граждан РФ перед иностранными гражданами закреплен в ст. 17 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ», согласно которой право привлечения на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. На данный момент во исполнение указанного принципа Правительством РФ используются различные способы регулирования рынка иностранной рабочей силы, такие как установление предельно допустимой доли иностранных сотрудников, квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Несмотря на положительный эффект, который несет в себе введение приоритета трудоустройства граждан РФ, остаются определенные вопросы относительно того, каким образом будет реализовываться данный механизм на практике. Переизбыток мигрантов особо ощущается в крупных городах России, где приоритет трудоустройства граждан РФ оправдан, однако не стоит забывать и о регионах, в которых отсутствует такой профицит иностранной рабочей силы, и некоторые должности могут быть успешно заняты мигрантами. Стоит отметить, что приоритет трудоустройства граждан РФ на региональном уровне уже содержится в правовых актах. Так, согласно разд. 2 постановления Правительства Москвы от 12.12.2012 № 718-ПП в г. Москве при регулировании рынка труда должен соблюдаться приоритет трудоустройства жителей г. Москвы, что обеспечивается совместными усилиями Правительства Москвы, московскими объединениями профсоюзов и работодателей. Перенаправление миграционного потока в малые города России может благоприятно сказаться на росте экономики, создать новые рабочие места. На данный момент остается ожидать издания законопроекта, конкретизирующего механизмы приоритетного трудоустройства граждан РФ, – будет ли данный механизм введен повсеместно на федеральном уровне либо будет определен более гибкий порядок регулирования.

Подготовлены поправки об ограничении размеров «золотых парашютов» для руководства госкомпаний

В Госдуму внесены на рассмотрение сразу два законопроекта об ограничении размера выплат при увольнении топ-менеджерам государственных корпораций и компаний с госучастием. Первый законопроект (№ 281550-6) предусматривает ограничение выплаты пособий 12 средними месячными заработками – если руководитель госкорпорации увольняется по решению участников (акционеров) при отсутствии виновных действий. При увольнении руководителя компании с государственным участием по аналогичному основанию, максимальная сумма выходного пособия ограничивается 18 средними заработками. Второй законопроект (№ 281708-6) предлагает более сложную конструкцию оплаты труда, выплаты вознаграждений и компенсаций руководителям, заместителям и членам совета директоров госкорпораций, государственных компаний, публичных акционерных обществ, более 50% акций которых находятся в федеральной собственности.

Запрет на указание в вакансиях возраста и пола кандидатов, банкроство компании по заявлению работников и другие важные новости законодательства
Анна Иванова,
руководитель практики трудового права АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

«Предложенные поправки препятствуют многим видам злоупотреблений со стороны топ-менеджеров»

Первый законопроект предлагает дополнить Трудовой кодекс РФ ст. 279.1, которая ограничит размер выходных пособий при увольнении для топ-менеджеров госкомпаний. Второй же законопроект регулирует другие вопросы оплаты труда руководящих работников. В частности, устанавливается, что зарплата таких лиц не может превышать восьмикратный размер средней зарплаты на предприятии. Этим же размером ограничены различные вознаграждения, выплачиваемые таким работникам. В отношении заместителей и главных бухгалтеров установлен предельный шестикратный размер вознаграждений и заработная плата меньше на 20–30% от зарплаты руководителя. Что касается выходных пособий, то по общему правилу они составляют три средних заработка и в исключительных случаях могут быть в шестикратном размере. Оба законопроекта неразрывно связаны между собой, при этом второй законопроект может существовать без первого, а не наоборот. Так, при установлении ограничений по выплате выходных пособий многие директора могли бы получить себе высокие премии перед увольнением, в результате чего их средний заработок значительно вырастет. Однако второй законопроект препятствует такой схеме, потому что устанавливает тарифную сетку в организации. Не исключено, что некоторые руководители будут практиковать собственные переводы на другую должность и увольнение с нее одним днем с неограниченной суммой компенсации. Данный вопрос требует доработки со стороны законодателя. Как видно, оба законопроекта имеют разную предельную сумму выплаты пособия при увольнении руководителя компании с государственным участием. Второй законопроект имеет более узкое действие и распространяется на публичные акционерные общества, более 50% акций которых находятся в федеральной собственности. Первый законопроект трактует компании с госучастием более широко и говорит только о тех юридических лицах, в уставном капитале которых имеется более 50% доли Российской Федерации или ее субъектов. Однако при этом сохраняется несоответствие предельного размера выходного пособия в отношении руководителей госкорпораций.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.