Понижение в должности как взыскание: позиция ВС РФ

716
Возможен ли перевод на нижестоящую должность сотрудника ОВД без его согласия Какие проступки могут повлечь взыскание в виде понижения в должности Какие противоречия скрыты в позиции Верховного Суда РФ

Запрет и исключения

Принудительный труд запрещен ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ТК РФ. К тому же в соответствии с п. 1 ст. 1 Конвенции МОТ от 28.06.1930 № 29, которая ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.06.1956, Российская Федерация обязана упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах, то есть всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

Безусловно, принцип свободы труда не носит и не может носить абсолютного характера. Как международные соглашения, так и российское законодательство называют формально обязательные виды работ, которые тем не менее не рассматриваются как принудительный труд:

работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами; работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Эти примеры разрешенного принуждения к труду по смыслу ст. 4 ТК РФ и международно-правовых документов носят исчерпывающий характер. Вместе с тем анализ законодательства РФ содержит достаточно много примеров менее явного принуждения к труду, которые, с точки зрения законодателя, являются вполне допустимыми. В первую очередь речь идет о трудовом законодательстве, которое в ряде случаев допускает привлечение работников к выполнению трудовой функции, на которое он не давал согласия, под угрозой наказания, что, в соответствии с обоснованной выше позицией является принудительным трудом. Таким случаями, например, выступают переводы на другую работу. Гарантией от деформации принципа свободы труда в данных случаях является правило о недопустимости перевода на другую работу без письменного согласия работника. Трудовой кодекс содержит только одно исключение из этого правила: в строго определенных случаях допускается без согласия работника временный перевод на другую работу, что связано с наличием каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Данное исключение вполне соответствует ст. 4 ТК РФ.

Однако, если в трудовом законодательстве постоянные переводы на другую должность без согласия работника строго запрещены, то в законодательстве о государственной службе ситуация не так однозначна. Стоит отметить, что оно всегда тяготело к применению дисциплинарных взысканий, связанных с переводом на иную должность. Например, абз. 2 п. 4 утратившего в настоящее время силу Указа Президента РФ от 06.06.1996 № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» предусматривало, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, нарушившие федеральные законы и указы Президента РФ, не исполнившие или ненадлежаще исполнившие эти акты и вступившие в законную силу решения судов, могут быть понижены в должности. Статья 38 Положения о службе в органах внутренних дел РФ1 в качестве дисциплинарного взыскания за нарушение служебной дисциплины также предусматривала понижение в должности. Наконец, недавно принятый Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 342-Ф3) в пункте 4 части 7 статьи 30 закрепляет, что помимо прочего перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в порядке наложения дисциплинарного взыскания.

Аргументы ВС РФ

Свою позицию по вопросу о соответствии норм о переводах сотрудников органов внутренних дел на нижестоящие должности в качестве меры дисциплинарного взыскания высказал Верховный Суд РФ. Так, определением Кассационной коллегии ВС РФ от 19.01.2010 № КАС09-650 оставлено в силе решение Верховного Суда РФ от 30.10.2009 № ГКПИ09-1324, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим п. 3 Перечня изменений и дополнений, вносимых в Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 14.12.1999 № 10382.

Таким образом, Верховный Суд РФ (далее также – Суд) пришел к выводу, что перевод сотрудников органов внутренних дел на нижестоящую должность согласно ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел и п. 5.6 Инструкции о порядке его применения не является принудительным трудом и не противоречит ст. 4 ТК РФ, а также Конвенции МОТ № 29.

Взыскания нет. Утверждая, что оспоренная норма не противоречит ст. 4 ТК РФ, запрещающей принудительный труд, Суд указал: «сам по себе отказ сотрудника от перевода на нижестоящую должность не может служить самостоятельным основанием для увольнения сотрудника из органов внутренних дел, как ошибочно полагает заявитель, поскольку в случае, если в действиях сотрудника усматривается грубое либо систематическое нарушение дисциплины, в рамках реализации процедуры наложения дисциплинарного взыскания сотруднику может быть предложено перемещение по службе на нижестоящую должность». Однако абз. п. 5.6 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел прямо устанавливает, что «в случае отказа сотрудника от перемещения по службе <...> в порядке дисциплинарного взыскания он подлежит увольнению со службы <...> за грубое либо систематическое нарушение дисциплины» (п. «к» ч. 1 ст. 58 Положения). Таким образом, отказ от перевода сотрудника внутренних дел на нижестоящую должность в рассматриваемом случае неотвратимо влечет его увольнение со службы (обратим внимание, что данная норма носит императивный характер, то есть руководитель обязан уволить служащего в такой ситуации).

Далее Верховный Суд РФ неожиданно приходит к выводу, что перевод на нижестоящую должность вообще не является дисциплинарным взысканием. Руководствуется он при этом пояснениями представителей МВД России по делу, согласно которым «в рассматриваемом случае предложение о понижении в должности – не самостоятельное дисциплинарное взыскание, как ошибочно полагает заявитель, а условие, при котором (при согласии работника) не налагается дисциплинарное наказание в виде увольнения со службы».

И это несмотря на то, что понижение в должности включено в перечень дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел. Причем согласно данной норме «взыскание в виде понижения в должности или увольнения из органов внутренних дел не применяется к сотрудникам органов внутренних дел, замещающим должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ». А статья 16 Положения устанавливает, что перемещение сотрудника органов внутренних дел по службе производится на нижестоящую должность в порядке дисциплинарного взыскания.

Таким образом, при наличии многочисленных норм Положения о службе в органах внутренних дел о том, что понижение в должности представляет собой именно дисциплинарное взыскание, Суд принял позицию представителей МВД, которые заявили об обратном.

Противоречия. Наконец, в обоснование своей позиции Верховный Суд РФ указывает на то, что перевод сотрудника внутренних дел на нижестоящую должность не является изолированной и уникальной для российского законодательства мерой. Перевод сотрудника (служащего) на нижестоящую должность в порядке дисциплинарного взыскания предусмотрен также законами, регламентирующими прохождение государственной службы работниками иных государственных органов, имеющими сходный правовой статус с теми, кто несет службу в органах внутренних дел:

подп. «д» п. 17 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237;подп. «г» п. 67, п. 97 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495;подп. 4 п. 1, п. 10 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о госслужбе).

Как видно, здесь Верховный Суд РФ начинает противоречить самому себе: ведь ранее он уже пришел к выводу, что перевод сотрудника внутренних дел на нижестоящую должность не является дисциплинарным взысканием, теперь же доказывает, что и другие нормативные акты предусматривают подобные дисциплинарные взыскания.

Однако Суд при этом забывает, что военная служба (на которой действительно применяется дисциплинарное взыскание в виде понижения в воинской должности) в соответствии со ст. 11 ТК РФ не подпадает под действие трудового законодательства и на нее не распространяется Конвенция МОТ № 29 (исходя из ч. 2 ст. 2 Конвенции).

Что же касается дисциплинарного взыскания, предусмотренного подп. 4 п. 1, п. 10 ст. 57 Закона о госслужбе, то оно заключается не в понижении в должности, а в освобождении служащего от замещаемой должности с одновременным включением в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе. Разумеется, ни о каком принудительном труде в данном случае речь не может идти, так как нахождение в кадровом резерве не подразумевает осуществления трудовой деятельности. Кроме того, формально-юридически никакого запрета назначить освобожденного от должности служащего на вышестоящую должность по итогам конкурса ч. 10 ст. 58 Закона о госслужбе не содержит, хотя, безусловно, такой вариант развития событий противоречит самой сути дисциплинарной ответственности.

Конечно, Закон № 342-Ф3 существенно изменил порядок применения этого дисциплинарного взыскания – теперь оно применяется только за грубое и неоднократное нарушение, установлен исчерпывающий перечень грубых нарушений и т.п. Однако, как нам представляется, сути проблемы это не меняет и противоречия с принципом свободы труда не снимает.

Взгляд науки

Перевод на другую должность госслужбы в качестве дисциплинарного взыскания ряд ученых критикует как не соответствующий конституционному принципу свободы труда. Так, гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, значит, указанный перевод – это одно из изменений трудового договора, связанное с ограничением права на труд, и поэтому перевод возможен только с письменного согласия госслужащего (ст. 72 ТК РФ). Иначе можно говорить о принудительном труде, который запрещен действующим законодательством1. Ситуация не изменилась и после начала использования на государственной гражданской службе вместо трудовых договоров служебных контрактов2.

Правда, отдельные специалисты несоответствие принудительного перевода на нижестоящую должность указанной Конвенции отрицают, поскольку в силу специфики труда государственных служащих она на них не распространяется3. Однако каких-либо доводов в обоснование такой позиции не приводится. Между тем согласно ст. 2 Конвенции из сферы ее действия исключается лишь военная служба.

________________________
1 Иванова С. А. Правовое регулирование трудовых отношений государственных служащих: дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 23.

2 Чаннов С. Е. Административно-правовая модель регулирования служебных отношений в Российской Федерации: понятие и основные черты: дис....докт. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 319-320.

3 Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2003. С. 151.
________________________

Понижение в должности как взыскание правомерно

Виды, основания и порядок применения дисциплинарных взысканий к сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом № 342-ФЗ. Согласно ст. 50 этого закона перевод на нижестоящую должность является одним из видов дисциплинарных взысканий, которые могут быть наложены на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины.

Однако, в отличие от других видов дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение со службы), перевод на нижестоящую должность может применяться только в случае совершения сотрудником органов внутренних дел неоднократного или грубого нарушения служебной дисциплины.

В статье ст. 49 Закона о службе в ОВД приведен исчерпывающий перечень нарушений, которые признаются грубыми. А именно:

несоблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством РФ; отсутствие по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени; нахождение на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения; совершение виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность; разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность; небрежное хранение вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность; отказ или уклонение от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством РФ; неявка без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации; умышленное уничтожение или повреждение имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность; нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность; совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя; принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу; непредставление сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; сокрытие фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения; публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности госорганов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

Дисциплинарное взыскание в виде перевода на нижестоящую должность может быть применено к сотруднику внутренних дел за нарушение служебной дисциплины и в случае, если он имел уже взыскание, наложенное в письменной форме, и оно на момент совершения нового нарушения не было снято или погашено. Причем дисциплинарное взыскание, наложенное приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения, а объявленное публично в устной форме – одного месяца со дня его наложения.

При соблюдении указанных правил перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в качестве меры дисциплинарного взыскания является правомерным.

Вместе с тем следует отметить, что сотрудник внутренних дел может отказаться от перевода на нижестоящую должность в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. Но в таком случае вместо этого дисциплинарного взыскания к нему может быть применено другое – увольнение со службы (п. 14 ч. 1 ст. 82. Закона № 342-Ф3).

________________________
1 Утверждено постановлением ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1. Согласно Закону № 342-Ф3 это постановление не применяется в отношении сотрудников ОВД. Исключение – ч. 5 и 6 ст. 45, ч. 7 ст. 46, ст. 54 и 64 Положения о службе в органах внутренних дел (применяются в отношении прикомандированных к федеральному органу исполнительной власти, реализующему госполитику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в РФ, до 31.12.2012 включительно).

2Перечень утвержден приказом МВД РФ от 16.11.2001 № 1010.
________________________

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль