Как избежать трудовых споров в крупной компании: практика аэропорта «Пулково»

155
Развитие предприятия, особенно такого, как международный аэропорт «Пулково», зависит от того, как полно используются имеющиеся трудовые ресурсы. Просмотрев практику такого масштабного предприятия, мы заметили, что у них практически нет трудовых споров. Как им удается их избежать, «ТС» рассказал начальник юридической службы ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Архипов Алексей Владимирович.
 

Биография

В 2000 году окончил юридический факультет Ярославского государственного университета (Ярославль), затем, в 2003 году, – аспирантуру Академии налоговой полиции (Москва).В 2000–2003 гг. работал в Федеральной службе налоговой полиции.С 2003 г. по 2005 г. занимал позицию юриста в Объединенных консультантах «ФДП».В 2005–2008 гг. работал в РУСАЛ – Управляющая компания (г. Москва).В 2008–2010 гг. работал юристом в московском представительстве юридической фирмы «БАЙТЕН БУРКХАРДТ».С 2010 г. возглавляет юридическую службу ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (г. Санкт-Петербург).

– Алексей Владимирович, в аэропорту «Пулково» трудится большое количество сотрудников. Как удается сохранять баланс между работниками и работодателями?

– Действительно, работники и работодатель являются сторонами трудовых отношений и в этом смысле какие-то их интересы могут не совпадать. Однако в главном их интерес совпадает: в том, чтобы компания была благополучна и успешна. Думаю, это основа того самого баланса и его сохранения.

– Трудовые споры часто ли возникают и прибегаете ли Вы к процедуре медиации?

– В целом можно сказать, что их нет. Сложные или неоднозначные вопросы решаются Дирекцией по работе с персоналом, к чему при необходимости привлекаются юристы.Судебных трудовых споров у нас не возникало и к медиационным процедурам, предусмотренным законодательством, мы не прибегаем. Если все-таки брать потенциально спорную или конфликтную ситуацию, то здесь мы опираемся исключительно на нормы законодательства. Если это вопрос взаимных договоренностей при определении тех или иных условий трудового контракта, мы ориентируемся на достижение взаимовыгодного компромисса обеих сторон трудовых отношений с учетом состояния рынка труда в целом.

– Споры какого характера в трудовой специфике Вы могли бы выделить?

– Поскольку основная масса работников нашей компании «исторически» работала еще в государственном предприятии аэропорта «Пулково», система оплаты труда, сохранявшаяся до последнего времени, была сложной в администрировании и не использовала в полной мере свой мотивационный потенциал, что, по мнению руководства компании, мало стимулировало работников к повышению производительности труда. В последнее время система менялась. В этой связи основные – снова оговорюсь, не споры – сложные вопросы связаны с подобными изменениями. Поскольку наряду с изменениями системы оплаты труда повышается благосостояние работников, претензии к нам как к работодателю, требующие рассмотрения в судебном порядке, отсутствуют. Пока все удается решить путем разъяснительной работы с персоналом.

– Расскажите, пожалуйста, как изменилась оплата труда по сравнению с той, что была?

– Эта система оплаты труда складывалась из довольно низких окладов и множества надбавок, которые в силу первого фактора старались давать «по максимуму». Среди надбавок была и надбавка за выслугу лет, приводящая по факту к ситуации (можно в шутку назвать ее «дедовщиной»), когда работники, получающие определенный, устраивающий их процент надбавки (и чем дольше они работают, тем ее размер выше), теряют интерес к повышению производительности труда, предпочитая, чтобы старательность проявляли начинающие работники, которым еще предстоит «вырабатывать выслугу».

– Трудности возникали?

– В течение года система менялась: количество надбавок уменьшалось, размеры окладов увеличивались. Естественно, что некоторые работники не понимали каких-то изменений, боялись потерять в доходе в случае изъятия тех или иных надбавок. В этой связи основные – снова оговорюсь, не споры – сложные вопросы связаны с подобными изменениями. Дирекция по работе с персоналом стремилась плотнее работать с трудовым коллективом (проводились встречи, в том числе с высшим менеджментом): зачастую достаточно было объяснить смысл и цели изменений, иногда привлекались юристы для разъяснения нормативных оснований проводимых изменений. Далее «количество перешло в качество» и поскольку в целом наряду с изменениями системы оплаты труда повышается благосостояние работников, претензии к нам как к работодателю, требующие рассмотрения в судебном порядке, повторюсь, отсутствуют. Пока все удается решить путем разъяснительной работы с персоналом.

– Последнее время в связи с нестабильной обстановкой в контексте безопасности как-то изменилась работа юридической службы? Возможно, появились какие-то допсоглашения к трудовым договорам?

– Вопрос, очевидно, касается в первую очередь авиационной безопасности. В основном изменения в работе юристов проявились в увеличении количества проверок. Это взаимодействие с надзирающими органами составляло основное изменение в работе юрслужбы (сопровождение проверок, при необходимости – обжалование их результатов).

Усиление мер по обеспечению авиационной безопасности несмотря на существенное увеличение числа сотрудников в подразделениях авиационной безопасности привело к повышению интенсивности и, можно сказать, напряженности в их работе (как чисто технической, так и психологической), поскольку, с одной стороны, зачастую нервничающие пассажиры выливают свое напряжение на пунктах предполетного досмотра. С другой стороны, проверяющие органы этой напряженности в работе не снимают, а скорее, наоборот, повышают.Если брать информационную безопасность, то обязательство по соблюдению конфиденциальности (режима сохранения коммерческой, государственной или иной охраняемой законом тайны) всегда было частью трудовых отношений. Поэтому изменений отметить не могу.

– Встречаются очень дорогостоящие специалисты или иностранные работники. Как Вы с ними оформляете отношения? Какие специфические условия включаются в трудовой договор с работниками этих категорий?

– Отношения между работником и работодателем оформляются трудовым договором. Нашу компанию можно назвать интернациональной, поэтому оформление отношений с работниками-иностранцами осуществляется в обычном порядке, предусмотренном трудовым и миграционным законодательством.

Условия работы (режим рабочего времени и времени отдыха, дисциплины труда и т. п.) всех работников компании определяются действующим законодательством и от обычных не отличаются. Отличия каса ются лишь условий переезда и проживания таких работников.

– Если возникают конфликтные ситуации с профсоюзами, как удается их регулировать?

– Вы затронули достаточно интересный для меня вопрос. В преддверии выборов можно отметить активизацию деятельности профсоюзных организаций, отчего возникает ощущение вовлеченности их (или некоторых из них) в предвыборную борьбу. На нашем предприятии помимо «исторически» сохранившегося профсоюза возник еще один, альтернативный, с которым мы также стремимся вести конструктивный диалог. По опыту такой работы могу заметить, что конфликтные ситуации складываются зачастую от непонимания вовлеченными людьми причин и мотивов тех или иных решений противоположной стороны и, как правило, замешаны на человеческом факторе. Поэтому наша Дирекция по работе с персоналом всегда открыта для общения, в поддержании конструктивности которого стараемся помогать мы, юристы.

Такое общение происходит путем переговорных процедур с профсоюзными активистами, основной целью участия юристов в которых является нормативное обоснование тех или иных решений компании, правовой анализ предложений (требований) профсоюзов. При этом, поскольку отсутствие судебной перспективы для тех или иных спорных мнений профсоюза зачастую не является для него решающим фактором (используются жалобы в контролирующие органы либо просто «пиар» за счет выступлений, публикаций), переговорные навыки для юристов и кадровиков подчас выходят на передний план.

– Сейчас вопрос аттестации стоит достаточно остро. Как он курируется у Вас?

– При проведении аттестации персонала сотрудник юридической службы входит в состав аттестационной комиссии. Процедура аттестации в компании достаточно стандартная, разработанная на основе положений Трудового кодекса РФ. В силу указанных выше изменений в оплате труда аттестация как способ повышения дохода работников на текущий момент не столь актуальна. Как способ сокращения или оптимизации персонала аттестация также не использовалась.

– Какая-то специфика на оформление отношений с сотрудниками накладывается в связи с характером работы?

– В соответствии с нормами Воздушного кодекса РФ на должности авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления; на работу в подразделения авиационной безопасности не принимаются перечисленные лица, а также лица, состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.

Кроме того, кандидатуры людей, принимаемых на работу в подразделения авиационной безопасности, в соответствии с новым Федеральным законом о полиции надо согласовывать с соответствующими подразделениями Министерства внутренних дел РФ.

– При Вашей специфике сотрудникам очень часто требуется дополнительное обучение. Как Вы это оформляете, что-то оплачивает сотрудник или возмещает?

– Если это обучение, предусмотренное законодательством (авиационный персонал должен иметь соответствующие сертификаты, допуски и проходить периодические аттестации и обучения), это осуществляется за счет средств работодателя. Так же оплачиваются многие другие формы обучения, необходимые в производственной деятельности (например, курсы английского языка для соответствующих сотрудников).

Для среднего управленческого состава организована программа корпоративного обучения «Высший пилотаж», направленная на повышение уровня управленческих знаний и навыков.

На практике используется и ученический договор, предусматривающий обучение за счет работодателя. В таких случаях работник обязан отработать не менее трех лет после окончания обучения либо возместить расходы на обучение в случае расторжения трудового договора до истечения трехлетнего срока.

– У диспетчеров достаточно сложная работа в психологическом плане. Как это предусматривается у Вас в соглашениях?

– Диспетчеры по организации воздушного движения хоть и находятся территориально в аэропорту, но являются не работниками нашей организации, а работниками государственной корпорации по организации воздушного движения. В штате нашей организации работают диспетчеры по обслуживанию воздушного движения (на земле). Каких-либо особых условий (за исключением, возможно, вредных производственных факторов, наличие которых выявляется и компенсируется в соответствии с законодательством) выделить не могу.

– Бывают ситуации, когда пропадает багаж, очень часто думают на сотрудников... Как регулируется этот вопрос?

– Хочу отметить, что правоотношения по договору перевозки возникают между пассажиром и авиакомпанией и в силу законодательства обеспечение получения багажа пассажиром является обязанностью авиакомпании.

Тем не менее багаж, следующий с пассажирами, обрабатывается как работниками аэропортов отправления и назначения, так и работниками самих авиакомпаний.

В случае утери багажа, действительно, пассажиры обращаются в первую очередь в аэропорт. В нашей организации с работниками, обслуживающими багаж, заключены договоры о полной материальной ответственности.

Кроме того, при рассмотрении обращений пассажиров по таким случаям выясняется, что багаж, как правило, ошибочно отправлен другим рейсом и есть возможность его разыскать и вернуть.

В практике был также случай, когда по причине похожести чемоданов багаж одного пассажира забрал другой пассажир.

 

Личные вопросы

– Какой самый смешной случай на работе можете вспомнить за последнее время?

– Случаи на работе, которые можно было бы вспомнить, имеют сугубо локальную специфику и вряд ли будут интересны.

Смешно было, когда пытался своему шестилетнему сыну объяснить, чем я, юрист, занимаюсь в аэропорту. У него не хватало навыков оперирования абстрактными категориями, а у меня явно не хватило умения обращаться с детскими конкретными и однозначными понятиями. Спектр появлявшихся у него и, очевидно, понятных ему версий объяснения охватывал одновременно охранника, следователя, диспетчера и директора.

– Почему Вы решили стать юристом?

– Уже не помню. Я гуманитарий, выбор был: юрфак, иняз, истфак. Поступить на юрфак из них было сложнее всего. Иностранный язык в работе использую активно, а историю, надеюсь, рассказал выше.

– Ваш любимый фильм и жанр в кино?

– «Юристы Бостона» (Boston Legal), жанр – комедия.

– Чем любите заниматься в свободное время?

– Читать, общаться с семьей.

– Когда грустно, как повышаете себе настроение?

– Грустить некогда. Но в целом настроение повышает общение с близкими и приятными мне людьми.

– Отпуск как любите проводить?

– С семьей – в широком смысле слова – включая наших родителей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.