Об ответственности должностных лиц Государственной инспекции труда

169

В Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), как и в КоАП РФ, четко регламентирована процедура проведения проверок и привлечения к административной ответственности. Устанавливая ее, а также возможность отмены постановления о привлечении к ответственности, законодатель стремился защитить предпринимателей от неправомерных действий должностных лиц при проведении проверок.

С 13.08.2010 вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 № 239-ФЗ в КоАП РФ. С этого момента начала действовать новая статья – 19.6.1, – устанавливающая ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), за нарушение требований законодательства. В частности, в ст. 19.6.1 КоАП РФ указано, что несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. В случае, если должностным лицом совершено административное правонарушение повторно, он будет привлечен к ответственности в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. Статья 4.6 КоАП РФ предусматривает, что лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, административное правонарушение будет считаться совершенным повторно, если ранее должностное лицо было привлечено к ответственности по этой же статье КоАП РФ и не прошло года с момента вступления в силу предыдущего постановления.

Из примечания к указанной статье следует, что под должностным лицом в КоАП РФ в том числе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

Следовательно, должностное лицо, проведшее проверку с нарушениями действующего законодательства, подлежит привлечению к административной ответственности. При этом КоАП РФ не содержит каких-либо оговорок и зависимостей от того, было ли привлечено юридическое лицо к ответственности или было вынесено постановление об отказе в привлечении к административной ответственности.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.6.1 КоАП, возбуждаются прокурором. Таким образом, если при проведении проверки соблюдения организацией или предпринимателем требований законодательства о труде ГИТ были допущены нарушения, то необходимо обратиться с жалобой на неправомерные действия ее должностных лиц в органы прокуратуры.

В настоящее время ст. 19.6.1 КоАП РФ широко не применяется. Вероятно, потому что она сравнительно недавно вступила в силу, и не все работодатели знают о возможности привлечения должностного лица к административной ответственности.

Как в будущем будет применяться данная статья на практике, можно только предположить. На наш взгляд, привлечение к административной ответственности должностных лиц ГИТ за допущенные нарушения приведут к тому, что они будут серьезнее относиться к своим должностным обязанностям и меньше нарушать законодательство, а также права и законные интересы предпринимателей при проведении проверок. Вместе с тем можно предположить, что наказание будет применяться к должностным лицам скорее всего за существенные нарушения процедуры привлечения организаций к административной ответственности: первоначальной мерой будет лишь предупреждение, а штраф придется заплатить только в случае повторного нарушения.

Если в отношении вашей организации проводится проверка с существенными нарушениями, то можно смело обращаться в прокуратуру с заявлением на неправомерные действия проверяющих. Если по результатам прокурорской проверки вынесено постановление о привлечении к ответственности, то это в любом случае будет дополнительным аргументом в суде для признания постановления о привлечении к административной ответственности недействительным. А проверяющие в следующий раз будут стараться действовать исключительно в рамках закона и не нарушать ваших прав.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль