Спор о религиозном празднике в субъекте РФ. Резонансное дело о дополнительном выходном

187
Относительно недавно российское юридическое сообщество могло наблюдать поистине неординарный процесс – работник пытался в суде оспорить установление субъектом Федерации нерабочих праздничных дней. Работник посчитал, что, будучи атеистом, он не обязан участвовать в праздновании религиозных праздников. Ведь именно такой праздник был объявлен нерабочим днем в Республике Башкортостан. Суд первой инстанции отказал работнику в удовлетворении его требований. Однако Верховный суд РФ не сразу смог определиться со своим мнением по данному вопросу: сначала он встал на сторону работника, но впоследствии согласился с позицией суда первой инстанции.

Спор о религиозном празднике в субъекте РФ. Резонансное дело о дополнительном выходном
Пресняков Михаил Вячеславович, профессор кафедры гражданского процесса, трудового и экологического права Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина (г. Саратов), д. ю. н.

Права атеистов при установлении нерабочих праздничных дней

В доктрине трудового права общепризнанной является точка зрения, согласно которой «субъекты Российской Федерации за счет соответствующего бюджета могут устанавливать дополнительные нерабочие праздничные дни, связанные с национальными, религиозными и культурными традициями проживающего населения»1. Это обосновывается тем, что ТК РФ допускает принятие региональных нормативных правовых актов, повышающих уровень трудовых прав и социальных гарантий работников. В практической плоскости данный вопрос также считался вполне очевидным и большое количество субъектов РФ уже с 90-х годов установили собственные нерабочие праздничные дни. Такие нормативные правовые акты были приняты, например, в Республиках Башкортостан, Адыгея, Бурятия, Калмыкия, Татарстан, Саха (Якутия), Тыва и в некоторых других субъектах РФ2.

Таким образом, как «де-юре», так и «де-факто», возможность установления региональных праздников являлась общепризнанной. Однако весной 2011 года житель города Уфы Дулов С. В. обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 № ВС-10/РБ в части установления в абз. 3 и 4 п. 1 ст. 1 нерабочими праздничными днями религиозных праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам (решение Верховного суда Республики Башкортостан от 27.06.2011 № 3-43/2011).

В обоснование своих требований заявитель указал, что этот закон в оспариваемой части противоречит Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях», нарушает его право на труд по дискриминационным, религиозным основаниям, причиняет моральный вред, противоречит абз. 7 п. 2 ст. 1 этого же закона и п. п. 1.2 ст. 3, п. п. 1.2 ст. 4 Закона РБ «О свободе совести и вероисповедания».

Поскольку акт, нормы которого оспариваются, издан государственным органом, истец полагает, что государство приняло участие в отправлении религиозного, исламского культа, нарушило принципы светского государства, устанавливает дискриминацию по отношению к представителям других вероисповеданий и гражданам, не исповедующим никакой религии.

Сам же истец, являясь атеистом, в праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам желает выходить на службу, а в соответствии с Трудовым кодексом РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается и допускается лишь в исключительных случаях.

Верховный суд Республики Башкортостан, отклонив иск, указал, что оспариваемые нормы не снижают, а повышают уровень трудовых прав работников субъекта РФ, улучшая тем самым их правовое положение. Светский характер государства не препятствует ему содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы вероисповедания, предоставляя своим гражданам отдых в религиозные праздники.

Мнение Верховного суда: субъекты РФ не вправе устанавливать дополнительные выходные дни

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Дулов С. В. обратился в Верховный суд РФ, который встал на сторону работника. Так, Суд признал противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления настоящего решения в законную силу абз. 3 и 4 п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 № ВС-10/21.

Суд отметил, что субъекты РФ действительно могут принимать так называемое «опережающее законодательство». Но делать это они могут только в случае, если тот или иной вопрос не урегулирован федеральным законом. При этом каких-либо норм, предоставляющих субъектам РФ полномочия устанавливать нерабочие праздничные дни, ни в ст. 6, ни в ст.ст. 106, 107, 112, 113 ТК РФ (являющихся по своей сути нормами специального регулирования) не усматривается3.

Со стороны работника: имело место злоупотребление правом

Нужно сказать, что «местные» праздники, устанавливаемые субъектами РФ, далеко не всегда обусловлены теми или иными религиозными традициями. Многие из них носят вполне «светский» характер. Следует заметить, что и Закон Республики Башкортостан от 27.02.1992 № ВС-10/21 в качестве нерабочего праздничного дня, помимо религиозных праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам, называет 11 октября – День Республики Башкортостан. Однако в иске г-на Дулова не содержится возражений по поводу этого праздничного дня. По всей видимости, его субъективное право на труд ограничивают именно мусульманские религиозные праздники.

Следует отметить, что согласно ст. 112 ТК РФ наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад). Таким образом, в данном случае заработок работником не утрачивается.

Как нам представляется, исковое заявление г-на Дулова во многом обладает сходными чертами с конструкцией шиканы, то есть формально непротивоправных действий, но осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу. Учитывая, что нерабочие праздничные дни, в том числе и установленные законами субъектов РФ, являются оплачиваемыми, у заявителя отсутствовал интерес в защите какого-либо блага. Обращение в суд продиктовано иными мотивами, – неприятием именно мусульманских религиозных праздников.

Соответственно, на наш взгляд, Верховному суду РФ следовало бы констатировать злоупотребление правом и отказать в удовлетворении предъявленных требований. Однако Суд пошел по другому пути, рассмотрев вопрос о возможности закрепления на уровне субъекта РФ нерабочих праздничных дней в принципе. Собственно, если проанализировать названное выше решение Суда, то становится очевидно, что данный вопрос рассматривался «ad abstracto», то есть вне связи с защитой конкретного субъективного права.

Оценка решения Верховного суда: запрещено все, что не разрешено

Как нам представляется, ссылка на то, что ст. 6 ТК РФ позволяет субъектам РФ осуществлять опережающее нормотворчество лишь в том случае, если тот или иной вопрос не урегулирован федеральным законом, несостоятельна. Названная статья четко разграничивает компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В части первой данной статьи названы те вопросы, которые отнесены к ведению федеральных органов государственной власти. Установление нерабочих праздничных дней согласно данным положениям не относится к вопросам исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Согласно ч. 2 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным ТК РФ обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ. Предоставление дополнительного дня отдыха в виде нерабочего праздничного дня, по нашему мнению, расширяет объем трудовых прав работника по сравнению с установленным федеральными законами.

Кроме того, с нашей точки зрения, в определении Верховного суда РФ от 31.08.2011 № 49-11-57 получило неправильное толкование положение п. 7 ст. 4 Федерального Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. В частности, Суд указал, что п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ, на который ссылалась первая инстанция, сам по себе не свидетельствует о наличии нормотворческой компетенции субъектов РФ по оспариваемому вопросу.

Суд обосновал это тем, что Закон № 125-ФЗ предусматривает возможность объявления органами государственной власти в Российской Федерации религиозных праздников нерабочими праздничными днями на «соответствующих территориях», При этом данные органы в законе не указаны и полномочия между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений не разграничены. Таким образом, объявление религиозных праздников нерабочими праздничными днями на территории субъекта РФ не входит в компетенцию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Однако нужно отметить, что в законе речь идет об органах государственной власти в Российской Федерации, которые осуществляют правовое регулирование на «соответствующих территориях». Терминологический анализ позволяет сделать вывод, что речь идет именно об органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом с выводом судебной коллегии сложно согласиться.

Надзорная жалоба и перспективы внесения изменений в ТК РФ

Государственное Собрание (Курултай) Республики Башкортостан 26 сентября 2011 года внесло в Президиум Верховного суда РФ одновременно с надзорной жалобой ходатайство о приостановлении действия определения коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 31.2011 № 49-11-57, отменяющего установленные республиканским законом нерабочими днями мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Ходатайство парламента республики удовлетворено, действие вышеозначенного определения административной коллегии Верховного суда РФ приостановлено.

Президиум Верховного суда РФ удовлетворил надзорную жалобу Госсобрания Республики Башкортостан, отменив ранее принятое кассационное решение (постановление Президиума ВС РФ от 21.12.2011 № 20-ПВ11).

На сегодняшний день в Госдуму РФ внесен проект закона «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации», в котором предлагается на федеральном уровне дополнить статью 112 Трудового кодекса «Нерабочие праздничные дни» положением, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные нерабочие праздничные дни своим региональным законодательством. Как мы уже говорили выше, это правомочие субъектов РФ, по нашему мнению, вытекает из действующего законодательства, однако с целью усиления правовой определенности принятие такого законопроекта, безусловно, следует рассматривать положительно.

1 Нуртдинова А. Ф. Привлечение работников к сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни // Хозяйство и право. 2005. № 5.
2Справочно: Законом Республики Тыва от 12.02.1999 № 143 «О праздничных днях Республики Тыва») установлен народный праздник «Шагаа»; Законом Республики Калмыкия от 13.10.2004 № 156-Ш-З «О праздничных и памятных днях в Республике Калмыкия» утверждены национальные праздники «Цаган Сар», «День рождения Будды Шакьямуни», «Зул». Кстати, наряду с ними в Республике Калмыкия установлен также праздничный день 4 ноября – День Казанского кафедрального собора; Согласно ст. 2 Закона Республики Бурятия от 23.12.2008 № 675-IV»О праздничных днях в Республике Бурятия», учитывая сложившиеся исторические традиции в Республике Бурятия, нерабочим праздничным днем утвержден первый день Нового года по лунному календарю – праздник Белого месяца «Сагаалган»; В Хакасии принят и действует Закон от 22.02.2000 № 76 «О празднике «Чыл Пазы».
3Определение Верховного суда РФ от 31.08.2011 № 49-11-57.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.