Работник-инсайдер. Как работодателю избежать споров с контролирующими органами

269
Какие условия должны быть указаны в трудовом договоре с работником-инсайдером Кого можно назначить ответственным за соблюдение Закона об инсайде Как организовать доступ к инсайдерской информации

На работников компаний, деятельность которых связана с торгами на российских биржах, распростаряются специальные требования Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон об инсайде). Такой информацией считаются сведения, распространение которых может привести к изменению спроса-предложения на товары и услуги на рынке. Во избежание злоупотреблений со стороны инсайдеров, государство требует от работодателей предоставлять списки лиц, которые имеют доступ к подобной информации. До 01.01.2012 действовал негласный «мораторий» на применение административно-правовых санкций для лиц, не соблюдающих это требование закона. Теперь ситуация изменилась и проверка контролирующих органов может обернуться существенными санкциями.

В законе не предусмотрена ответственность за ненаправление списка инсайдеров

К инсайдерам, в соответствии с Законом об инсайде, относятся топ-менеджеры, включая членов совета директоров, членов правления, генеральных директоров и иных лиц. Инсайдерами также будут считаться работники, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании трудовых договоров, заключенных с эмитентами и иными инсайдерами – юридическими лицами.

Закон об инсайде относит к инсайдерам физических лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации эмитентов; хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, и иных инсайдеров – юридических лиц на основе трудовых договоров, заключенных с соответствующими лицами. Как разъяснила Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), в силу трудовых отношений у сотрудника эмитента или работника иного инсайдера – юридического лица возникает доступ к инсайдерской информации последнего. При этом наличие или отсутствие статуса инсайдера связано не с тем, что работники фактически располагают инсайдерской информацией (например, сотрудники брокерской компании получают запросы на продажу или покупку акций), а с возможностью работника иметь такой доступ. При этом ФСФР разъясняет, что необходимым условием для включения физических лиц в список инсайдеров юридического лица является наличие заключенного между соответствующими физическим и юридическим лицами гражданско-правового или трудового договора, в котором предусматривается доступ к инсайдерской информации. Исключением являются случаи, когда физические лица входят в органы управления или ревизионную комиссию такого юридического лица. Тогда они являются инсайдерами и в отсутствие соответствующих положений в трудовых договорах. Исходя из такого толкования, практически все работники соответствующих подразделений могут иметь доступ к инсайдерской информации (например, все оценщики в оценочной компании применительно к информации, получаемой от клиента-инсайдера), поэтому все они при условии наличия соответствующего положения или оговорки в трудовом договоре (например, указания на то, что осуществление должностных обязанностей может предполагать доступ к инсайдерской информации) включаются в список инсайдеров. На практике многие компании так и делают. Получается, что список инсайдеров фактически сходен по содержанию со штатным расписанием организации, а это вряд ли может отвечать смыслу Закона об инсайде. Однако для компаний-инсайдеров острота вопроса несколько снижается тем, что за ненаправление такого перечня административная ответственность не предусмотрена. Закон об инсайде предусматривает обязанность компаний передавать списки инсайдеров на биржу. Таким образом, уведомление о включении в список инсайдеров вместе с другими документами вручаются работнику, функции которого предполагают доступ к соответствующей информации, в день подписания с ним трудового договора.

Компании необходимо назначить лицо, ответственное за соблюдение Закона об инсайде

В соответствии с Законом об инсайде компании-инсайдеры обязаны создать структурное подразделение или назначить ответственное должностное лицо, в обязанности которого будет входить осуществление контроля за соблюдением требований закона. Очевидно, что выбор (назначение ответственного лица или выделение целого ответственного подразделения) зависит, в том числе, и от размеров организации. Такое лицо должно быть подотчетно совету директоров компании, а в случае отсутствия совета директоров – генеральному директору компании. Получается, что в принципе ответственным лицом при условии наличия в компании совета директоров может быть назначен и сам генеральный директор.

Назначение ответственных лиц является чертой многих новых законов (см., напр., ст. 22.1 Закона «О персональных данных»). Складывается впечатление, что государство пытается переложить часть контрольных функций на сами подконтрольные организации (то есть вводится некое саморегулирование не на уровне отрасли, а на уровне компании). Успешность такого подхода вызывает сомнение, однако в любом случае необходимо, чтобы прошло определенное время до тех пор, пока сложится правоприменительная практика.

Важно отметить, что вышеуказанное положение Закона об инсайде налагает на работодателей-инсайдеров обязанность создать именно внутреннее подразделение или назначить штатного работника (открыть новую вакансию или предложить совмещение функций уже существующему работнику), которые будут ответственны за осуществление контроля за соблюдением соответствующих требований.

Практика пошла по пути того, что в качестве ответственных лиц компании чаще всего назначают специалистов службы внутреннего контроля. При этом ФСФР отдельно высказалась по поводу ответственных лиц в компаниях, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. По мнению ФСФР, таким должностным лицом может быть определен (назначен) контролер профессионального участника. Однако в качестве контролера не может быть избран генеральный директор профессионального участника, и о назначении контролера необходимо уведомлять ФСФР.

В то же время ФСФР считает, что во избежание конфликта интересов, ответственное должностное лицо не может выполнять функции, контроль за исполнением которых входит в его должностные обязанности, то есть не может, например, вести список инсайдеров и уведомлять лиц о включении в такой список, составлять перечень инсайдерской информации и др. Это мнение ФСФР отражено в проекте нового приказа «Об утверждении положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг».

В функциональные обязанности такого должностного лица (опять же по аналогии с вышеуказанным проектом приказа) могут быть включены: обеспечение соблюдения локальных нормативных актов, контроль за соблюдением требований Закона об инсайде и подзаконных актов к нему, представление регулярных (например, раз в квартал) письменных и устных отчетов совету директоров или исполнительному органу и др. При этом для беспрепятственного и эффективного выполнения своих функций, как того требует Закон об инсайде, ответственное лицо должно иметь не только обязанности, но и полномочия, включая, среди прочего, участие в разработке локальных нормативных актов, право требовать предоставления документов и информации от различных подразделений компании и т. д. Право на доступ к информации должно быть обеспечено возможностью доступа должностного лица к соответствующим базам данных и иным необходимым ресурсам.

Очевидно, что выполнение требований Закона об инсайде, как самой компанией-инсайдером, так и ее менеджерами-инсайдерами, требует, чтобы лицо, осуществляющее контроль, было беспристрастно и независимо от менеджмента. Однако генеральный директор и члены совета директоров компании-инсайдера сами автоматически являются инсайдерами в силу закона. Таким образом, получается, что лицо, осуществляющее контроль за соблюдением требований Закона об инсайде, должно быть подотчетно самим инсайдерам. В этом контексте требование п. 3 ст. 11 Закона об инсайде «обеспечить условия для беспрепятственного и эффективного осуществления ответственным структурным подразделением (должностным лицом) своих функций» представляется de facto слабо реализуемым на практике.

Порядок доступа к инсайдерской информации устанавливается локальными актами

Принятие новых законов и подзаконных актов часто связано с необходимостью принятия нового локального нормативного акта в компании. Закон об инсайде не стал исключением. В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона об инсайде юридические лица – инсайдеры обязаны разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, а также правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований законодательства об инсайде.

На практике данное положение Закона об инсайде иногда трактуется, как обязывающее принять два или три локальных нормативных акта:

порядок доступа к инсайдерской информации;правила охраны конфиденциальности инсайдерской информации ипорядок контроля за соблюдением требований закона.

Однако, по нашему мнению, для упрощения процесса вполне можно ограничиться единым локальным нормативным актом в этой сфере – главное, чтобы такой единый документ объединял в себе все вышеуказанные вопросы. Более того, соответствующие положения могут быть прописаны в уже существующих локальных нормативных актах (например, регулирующих деятельность службы внутреннего контроля).

Примечательно, что согласно позиции ФСФР, озвученной в разъяснениях, выданных по запросам некоторых компаний, если иностранные компании включены в список инсайдеров, то они также обязаны принять соответствующие локальные нормативные акты. Получается, что Закон об инсайде имеет экстерриториальное действие. Однако остается загадкой, каким образом ФСФР планирует применять административные санкции к нарушителям за рубежом.

При этом важно отметить, что принятие локальных нормативных актов будет являться лишь формальным исполнением требований Закона об инсайде. Однако, во избежание ответственности за нарушение требований Закона об инсайде, компания должна добиться реального исполнения положений таких локальных актов всеми работниками организации. Это невозможно без регулярных проверок соблюдения требований соответствующих актов и регулярного пересмотра действующих политик с целью их совершенствования в процессе выявления проблемных моментов на практике. В связи с этим рекомендуется осуществлять ряд дополнительных мер, включая утверждение прямо не предусмотренных Законом об инсайде локальных актов (например, правил ведения списка инсайдеров), проведение обучающих мероприятий, регулярных проверок (при этом отчеты по результатам таких проверок как раз и могут рассматриваться в качестве формы подотчетности ответственного должностного лица перед руководящими органами компании, как указано выше) и т. д. Непринятие локальных нормативных актов, а также неназначение ответственного должностного лица или необеспечение ему условий для эффективного осуществления своих функций может повлечь административную ответственность как для генерального директора или иных должностных лиц компании-инсайдера в виде штрафа до 30 тыс. руб. или дисквалификации на срок до 1 года, так и для самой компании-инсайдера – в виде штрафа до 700 тыс. руб.

Работник-инсайдер должен уведомить ФСФР о приобретении акций работодателя

В соответствии с Законом об инсайде эмитенты и управляющие компании, подпадающие под определение инсайдеров, обязаны вести список инсайдеров. A priori в такой список включаются члены совета директоров и правления, а также генеральные директора эмитентов. Также в такой список могут включаться и иные работники. На дату подписания в печать настоящей статьи такие списки должны быть утверждены уже у всех эмитентов. Однако в связи с утверждением таких списков возникает необходимость учитывать другие требования Закона об инсайде.

В частности, Закон об инсайде предусматривает, что инсайдеры, включенные в список инсайдеров эмитента или управляющей компании, обязаны уведомлять указанные организации, а также ФСФР об осуществленных ими операциях с ценными бумагами этого эмитента или управляющей компании. Также они должны сообщать о заключении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, цена которых зависит от таких ценных бумаг. При этом топ-менеджеры и иные ключевые работники, как известно, часто участвуют в опционных и других аналогичных стимулирующих программах с использованием акционерного капитала компании-работодателя.

Другими словами, положение указанного пункта Закона об инсайде говорит о том, что если российская компания, акции которой котируются на российской фондовой бирже, «запускает» мотивационные программы для менеджмента с использованием акционерного капитала, то топ-менеджеры и иные работники, участвующие в таких программах, обязаны уведомить компанию и ФСФР об операциях с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (деривативами), осуществляемых ими в рамках таких программ.

Закон об инсайде определяет операции с финансовыми инструментами (ценными бумагами и деривативами) как совершение сделок и иные действия, направленные на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на ценные бумаги и деривативы. При этом в указанных программах стимулирования с использованием акционерного капитала могут осуществляться такие действия, как купля/продажа и дарение акций, заключение опционных и иных деривативных договоров, реализация прав по опционным договорам и т. д. В соответствующие стимулирующие программы могут вноситься изменения, что, по смыслу Закона об инсайде, также может подпадать под определение операций с ценными бумагами.

Во всех указанных случаях соответствующие участники программ, включенные в список инсайдеров, обязаны уведомить о таких операциях работодателя и ФСФР. В связи с этим сразу же возникает вопрос – зачем работникам уведомлять работодателя о своем участии в программах стимулирования, если работодатель прекрасно об этом осведомлен, поскольку является инициатором и организатором таких программ? Что касается уведомления ФСФР, то соответствующее уведомление должно быть направлено в течение 10 рабочих дней с даты совершения работниками соответствующих операций. Уведомление направляется по рекомендуемой форме и установленными способами. Предлагаемая форма уведомления содержит достаточно большое количество персональных данных (включая информацию о доходах соответствующих лиц), передача которых в ФСФР для многих из этих лиц может стать нежелательной. Однако Закон «О персональных данных», к сожалению, не устанавливает возможность для инсайдера отказать в передаче таких данных в ФСФР на основании того, что запрашиваемая информация по существу является излишней для целей Закона об инсайде и для целей осуществляемых ФСФР функций. Одним из способов передачи такого уведомления является направление его в электронной форме через сайт ФСФР. Однако вызывает опасения уровень защищенности соответствующей информационной системы ФСФР и риск утечки данных из этой системы. Кроме того, в настоящее время не существует достоверных средств подтверждения доставки сообщений электронным путем. В случае ненаправления такого уведомления на работников эмитента, участвующих в соответствующей стимулирующей программе, может быть наложен штраф до 5 тыс. руб. Причем срок давности по такому правонарушению составляет 1 год.

Пока ФСФР еще не начала активно проводить проверки и применять санкции за несоблюдение требований Закона об инсайде. Возможно, это связано с тем, что административные регламенты проведения проверок в этой сфере вступили в силу еще не все. Соответственно, компаниям-инсайдерам пока практически нечего оспаривать в суде. Остается ждать, когда судебная и правоприменительная практика обозначит подходы к соблюдению требований Закона об инсайде и разъяснит существующие неясные и спорные моменты (включая указанные выше) либо путем рационального толкования, либо путем выявления необходимости внесения изменений в Закон об инсайде и подзаконные акты к нему.

Юридический словарь

Эмитент – юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Деривативы – финансовые инструменты, используемые в сделках, не связанных напрямую с куплей-продажей материальных или финансовых активов. Используются для страхования рисков и извлечения дополнительной, спекулятивной прибыли.

Опционная программа – система мотивации персонала, позволяющая участникам компании приобрести акции программы на льготных условиях.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.