• Главная страница
  • » Статьи
  • » Принимаем на работу бывшего госслужащего. Когда его трудоустройство может грозить компании штрафом

Принимаем на работу бывшего госслужащего. Когда его трудоустройство может грозить компании штрафом

472
Когда прием бывшего госслужащего может быть признан незаконным Вправе ли компания требовать от работника предоставления письменного согласия прежнего работодателя Обязан ли работодатель уволить бывшего чиновника по требованию прокуратуры

Принимаем на работу бывшего госслужащего. Когда его трудоустройство может грозить компании штрафом
Абросимова Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры права Волгодонского института (филиала) ЮФУ

При приеме на работу нового сотрудника важно выяснить, работал ли он до этого на государственной службе. Если ранее он был чиновником, то на нового работодателя возлагается обязанность сообщить прежнему нанимателю о заключении трудового договора с его бывшим работником. В противном случае на организацию может быть наложен штраф, а руководителя, как должностное лицо, могут привлечь к административной ответственности. Обязанность уведомить прежнего работодателя лежит на компании в течение двух лет с момента увольнения такого работника с государственных должностей. Несмотря на кажущуюся простоту данной процедуры, довольно часто возникают сложности, связанные с согласованием трудоустройства такого работника специальной комиссией. Ведь даже добросовестно исполнив обязанность по уведомлению бывшего нанимателя, работодателю придется уволить нового сотрудника, если комиссия по урегулированию конфликта интересов не согласится с его переходом в данную организацию. Поэтому необходимо заранее подготовиться к приходу в компанию такого сотрудника.

Прием на работу бывшего чиновника должен быть согласован с комиссией по урегулированию конфликта интересов

Отметим, что меры, направленные на контролирование деятельности бывших чиновников, связаны с принятием Российской Федерацией ряда международных норм, направленных на борьбу с коррупцией. После ратификации Российской Федерацией Конвенции от 27.01.1999 об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции ООН от 31.10.2003 «О противодействии коррупции» был принят Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», кроме того, были внесены изменения в ряд законодательных актов. Так, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ закрепил новые статьи и поправки в КоАП РФ, Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Кодекс РФ об административных правонарушениях был дополнен ст.19.29 о незаконном привлечении к трудовой деятельности государственного служащего или бывшего государственного служащего. Трудовой кодекс РФ получил новую статью 64.1, регламентирующую условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими. Также ст. 84 ТК РФ была дополнена положением о том, что трудовой договор прекращается вследствие его заключения в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы. В то же время Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запретил государственным служащим в течение двух лет замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Эти изменения в совокупности с постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» составляют в настоящий момент нормативно-правовую базу относительно бывших и действующих государственных служащих.

Так, согласно ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении трудового или гражданско-правового договора налагаются определенные ограничения. Данные ограничения распространяются на трудовую деятельность или выполнение работ по гражданско-правовым договорам в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы. Ограничения касаются возможности занимать должности в организациях, если отдельные функции государственного и муниципального управления данной организацией входили в служебные или должностные обязанности служащего. Дальнейшая работа в таких организациях возможна только после получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Данным законом в ч. 1.1 ст. 12 установлен также и порядок получения служащим такого разрешения. Упомянутая комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина в течение 7 дней со дня его поступления. В течение одного рабочего дня гражданину должно быть направлено письменное уведомление о решении; о результатах он может быть проинформирован также и в устной форме в течение трех рабочих дней.

Неуведомление государственных органов о приеме бывшего чиновника грозит работодателю штрафом

Необходимо отметить, что наблюдение за дальнейшей трудовой деятельностью государственных служащих возложено на органы Прокуратуры РФ. Надзор ведется как за трудовой деятельностью самого работника, так и за соблюдением новым работодателем требований об извещении представителя бывшего нанимателя. Данные положения относятся не только к государственным, но и к негосударственным организациям. Следует помнить, что обязанность работодателя извещать в течение двух лет бывшего работодателя государственного служащего закреплена в ст. 64.1 ТК РФ и п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Неисполнение данной обязанности признается законодательством незаконным трудоустройством, за что для работодателя предусмотрена административная ответственность. Так, в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего с нарушением требований Закона «О противодействии коррупции» влечет наложение административного штрафа. Рассмотрение дел о наложении таких штрафов, согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, является прерогативой мировых судей. При этом необходимо отметить, что штраф может быть наложен одновременно на юридическое лицо и на организацию.

Судебная практика.

17.11.2010 работодатель заключил трудовой договор с бывшим главным государственным налоговым инспектором. В ходе прокурорской проверки заместитель прокурора района выявил факт неуведомления бывшего работодателя – Федеральной налоговой службы о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим. Прокуратура передала протоколы об административном нарушении в суд. Мировой судья, рассмотрев материалы дела, наложил на директора предприятия, как на должностное лицо, штраф в размере 20 тыс. руб., а на организацию – в размере 100 тыс. руб. Директор, как должностное лицо, и организация с данным решением не согласились и обжаловали его в районном суде и далее в порядке надзора в областном суде. При рассмотрении надзорной жалобы суд установил, что должность работника была включена в перечень должностей федеральной государственной службы, но организация не представила подтверждения об уведомлении бывшего работодателя, инспекция ФНС таких сведений также не получала. Суд оставил оба решения в силе, а жалобы без удовлетворения (постановления заместителя председателя Свердловского областного суда от 01.02.2012 № 4а-15/2012 и 4а-16/2012).

Судебная практика по привлечению к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ пока немногочисленна. Это связано с тем, что долгое время не было перечня должностей, с замещением которых законодатель связывал обязанности бывшего государственного служащего и его нового работодателя в области противодействия коррупции. Данный перечень был утвержден Указом Президента РФ лишь 18.05.2009 (указ № 557). Кроме того, из-за отсутствия единообразного порядка уведомления была затруднена реализация работодателем своей обязанности по уведомлению бывшего нанимателя. Указанный пробел был устранен после вступления в силу постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 700. Таким образом, формирование практики фактически началось лишь с конца 2010 года.

Судебная практика.

Администрация сельского поселения заключила трудовой договор с бывшим муниципальным служащим. При проведении прокурорской проверки было установлено, что работник не уведомил комиссию по урегулированию конфликта интересов и разрешения на работу у данного работодателя не получил. Также проверка установила, что администрация сельского поселения не направила бывшему нанимателю работника извещение о заключении с ним трудового договора. Прокурор составил протокол об административном правонарушении и направил в мировой суд. Мировой судья вынес решение о привлечении администрации сельского поселения к административному штрафу в размере 100 тыс. руб. Администрация с решением не согласилась и обжаловала его в районном суде, а затем и в областном суде. Суд, рассмотрев материалы дела, пришел к выводу, что должность, которую ранее занимал работник, входила в перечень должностей муниципальной службы. Работодатель не уведомил районную администрацию о приеме на работу бывшего муниципального служащего, нарушив тем самым требования Федерального закона «О противодействии коррупции». Суд оставил решение мирового судьи без изменений (постановление Челябинского областного суда от 12.07.1011 № 4а11-577).

В данном деле самому главе администрации удалось избежать наказания за неуведомление бывшего работодателя, что является нетипичной ситуацией, обычно штраф накладывается одновременно и на организацию и на должностное лицо.

Аннулирование приказа о приеме на работу не избавит от административной ответственности

Как уже упоминалось выше, проверкой соблюдения требований законодательства в области противодействия коррупции занимается прокуратура, которая, получая сведения об увольнении государственного или муниципального служащего, продолжает наблюдать за его дальнейшей карьерой в течение двух лет. После получения органами прокуратуры информации, в том числе от самого бывшего государственного или муниципального служащего, его коллег или из иных источников, о трудоустройстве данного гражданина на работу новый работодатель становится для них центром внимания. После истечения десятидневного срока, в течение которого новый работодатель должен направить соответствующее уведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего, а также истечения возможных и максимальных сроков пересылки, прокуратура может начать проверку. В связи с этим следует отметить, что работодатели, пытаясь уйти от ответственности, предпринимают разнообразные действия, чтобы скрыть факт приема на работу такого работника. Например, пытаются оформить с ним не трудовой, а гражданско-правовой договор. Однако следует понимать, что делать это бесполезно, так как ст. 19.29 КоАП РФ установливает ответственность за привлечение к трудовой деятельности и оказание услуг на условиях как трудового, так и гражданско-правового договора.

Также неэффективными будут и попытки изменить даты приема на работу или аннулирования приказа о приеме на работу или трудового договора. Нарушение выявится в случае направления прокуратурой запросов в соответствующие фонды (ПФР, ФСС России), в которые работодателем отчислялись взносы за период работы бывшего государственного служащего. Если проверка покажет, что соответствующие взносы производились, это послужит доказательством наличия трудовых отношений между бывшим государственным или муниципальным служащим и работодателем. Не стоит забывать, что при отсутствии трудового или гражданско-правового договора фактическое допущение к работе, согласно ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса РФ, будет признано возникновением трудовых или гражданско-правовых отношений.

Юридический словарь

Под термином «конфликт интересов» понимают ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им служебных обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, которое способно привести к причинению вреда интересам общества или государства. Под личной заинтересованностью государственного служащего при исполнении должностных обязанностей Федеральный закон «О противодействии коррупции» подразумевает получение доходов в виде денег, имущества или услуг имущественного характера, различных прав для себя или для третьих лиц (ст. 10).

Работник может быть уволен по ходатайству комиссии по урегулированию конфликта интересов

Для работника за неуведомление нового работодателя или неполучение разрешения комиссии административной ответственности не предусмотрено. Однако трудовой договор с таким работником может быть прекращен согласно абз. 4 ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса РФ, в связи с нарушением запретов и требований, касающихся привлечения граждан, уволенных с государственной службы. Основанием увольнения такого работника будет нарушение установленных Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом «О противодействии коррупции» правил заключения трудового договора, исключающих возможность продолжения работы по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Такое увольнение последует в случае, если прокуратура или комиссия по урегулированию заявит ходатайство о расторжении договора, и оно будет удовлетворено судом.

Поэтому при приеме на работу бывших государственных или муниципальных служащих рекомендуется попросить работника дождаться решения комиссии по урегулированию конфликта интересов и только после получения согласия комиссии принимать его на работу. Это позволит избежать как материальных потерь, так и репутационных, ведь при расторжении такого договора могут возникнуть и другие конфликтные ситуации. Например, компанию могут в дальнейшем обвинить в сговоре с работником во время исполнения им государственных обязанностей. Также необходимо помнить, что работодатель здесь может оказаться в двойственном положении. С одной стороны, в силу законодательства за работодателем закреплена только обязанность извещения бывшего работодателя. С другой стороны, на основании ч. 3.1 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе РФ» работник должен получить согласие соответствующей комиссии, и конечным получателем такого решения определен работник. Таким образом, права требовать предоставления решения комиссии у нового работодателя нет.

Принимаем на работу бывшего госслужащего. Когда его трудоустройство может грозить компании штрафом
Пупко Борис Львович, юрист Группы технологий и инвестиций юридической фирмы VEGAS LEX

Если переход на новую работу был не согласован с комиссией, чиновник подлежит увольнению

Обязанность получить согласие на замещение должности в организации от комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов для граждан, которые замещали должности государственной или муниципальной службы (Комиссия) была введена в Трудовой кодекс РФ относительно недавно (Закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ). В связи с этим у работодателя зачастую возникает вопрос, по какой статье прекратить трудовой договор с работником, который не получил от Комиссии согласие на замещение должности в организации. Полагаю, что в данном случае трудовой договор не может быть прекращен по основаниям, приведенным в ст. 84 ТК РФ, в том числе в связи с нарушением установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы. Это следует из того, что при приеме бывшего государственного или муниципального служащего нарушения правил заключения трудового договора не происходит. В таком случае прекращение трудового договора должно быть произведено по обстоятельствам, не зависящим от воли его сторон. Наиболее подходящим для данного случая основанием будет п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ, согласно которому трудовой договор подлежит прекращению в случае возникновения установленных Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. В качестве такого ограничения можно рассматривать отсутствие согласия Комиссии с учетом того факта, что ст. 12 Закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 рассматривает особенности заключения трудовых договоров с бывшими государственными и муниципальными служащими именно в качестве ограничения, налагаемого на гражданина.

 

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль