О возможном запрете заемного труда

144

О возможном запрете заемного труда Необходимо не запрещать, а легализовать заемный труд, заявляет Банцекина Ольга Георгиевна, председатель комитета по трудовым ресурсам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)

Если установят запрет на заемный труд, то, несмотря на заверения сторонников законопроекта, основная часть заемных работников не будет зачислена в штат компании-заказчика услуг: им будет проще сократить (остановить) деятельность в РФ. Запрет негативно скажется и на возможностях привлечения ВКС. Большая часть из них приезжает на работу в Россию по договору секондмента (прикомандирования). Они не расторгают трудовой договор со своим постоянным работодателем – иностранной компанией на родине – и, находясь в длительной командировке, работают в рамках договора их «аренды» в дочернем или ином заинтересованном предприятии. Данные отношения также подпадают под понятие заемного труда. Принятие законопроекта перечеркнет прошлогоднее достижение миграционного законодательства (упрощенный порядок получения разрешения на работу для ВКС).

Источником споров о легитимности заемного труда является непонимание его сущности. Заемный труд дискредитируют агентства, действующие в теневой сфере экономики, и компании, стремящиеся уйти от налогов. Но примеры их деятельности – это не заемный труд, а нарушение законодательства.

Гражданин, выступающий исполнителем по договору аренды персонала, имеет официальный статус работника агентства, а значит, и гарантии и льготы, предусмотренные ТК РФ. Уровень его правовой защищенности не ниже: трудовые споры рассматриваются теми же органами, агентство несет полную юридическую ответственность перед ним. И он в курсе того, что происходит на его рабочем месте. В трудовом договоре указывают полное наименование клиента, к которому направляется работник. При этом он выполняет поручения как своего работодателя, так и клиента, руководствуясь локальными актами последнего. Табели учета рабочего времени визируются клиентом.

Поскольку в рамках одного клиентского договора предоставляются разные категории работников, особую роль играет заявка клиента (неотъемлемая часть договора). В частности, в ней закреплены его обязанности обеспечить работника необходимыми материалами и оборудованием, спецодеждой и СИЗ; проводить медосмотры; оплатить командировочные расходы и проч. В этом же документе разграничиваются зоны ответственности провайдера услуг и клиента. При несчастном случае, например, согласно договору заказчик проводит его расследование с участием агентства либо наоборот. В случае дисциплинарного проступка работника агентство требует от клиента письменных оснований для его привлечения к ответственности.

Таким образом, чтобы избежать «серых» схем, нужно легализовать, а не запретить, заемный труд, четко определить статус вовлеченных в него работников, лицензировать агентства. Над разработкой соответствующей законодательной базы и будет работать группа в составе комитета по трудовым ресурсам АЕБ.

О возможном запрете заемного трудаСитдикова Ирина Владимировна, директор по персоналу ООО «Нестле Россия» (Nestle) пояснила, почему компания отказалась от использования заемного труда в России

Принципы делового поведения компании Nestle диктуют неукоснительное соблюдение законодательства в каждой стране, в которой компания ведет свой бизнес. В странах, где заемный труд законодательно формализован, Nestle его использует.

Заемный труд эффективен в ситуациях, когда необходима быстрая и гибкая реакция, наем большого количества персонала на короткий срок. Характерный пример – проведение маркетинговых промоакций (нужны несколько сотен человек на очень короткий период). Другой вопрос, требующий решения, – привлечение персонала на период временного роста спроса на продукцию (в новогодние праздники, 8 Марта, на Пасху и др.). Летом шоколад пользуется гораздо меньшим спросом: чем оно жарче, тем ниже спрос. Именно поэтому необходим механизм, позволяющий предприятию привлекать временных работников на период таких пиков и спадов спроса, которые могут сменять друг друга до трех–четырех раз в год.

В России Nestle использует только аутсорсинг услуг в непрофильных направлениях: услуги по предоставлению питания работникам, уборке помещений, транспортировке грузов. Поскольку в российском законодательстве использование заемного труда надлежащим образом не урегулировано, руководству «Нестле Россия» пришлось отказаться от данного вида трудовых отношений.

О возможном запрете заемного труда Для заявлений о слабой защищенности арендуемого персонала нет оснований, считает Верещагин Михаил Игоревич, HR-директор RENAULT в России

Ни одно предприятие, наверно, не сможет организовать взаимодействие со всеми связанными цепочкой производственного процесса (от производства деталей до сборки конечного продукта) сотрудниками таким образом, чтобы одно юридическое лицо полностью отвечало за отношения с персоналом. Необходимо разнообразие форм взаимодействия. Предприятие должно иметь возможность прикомандировать сотрудника к одной из своих «дочек» (не обязательно из зарубежа), иногда важно получить специалиста от поставщика компонентов в рамках сборочного предприятия. Большинство автопроизводителей так или иначе влияет на условия взаимодействия персонала с поставщиком, на внутренние бизнес-процессы через систему контроля качества. Оформление такого взаимодействия с персоналом позволяет сохранить ценные кадры, а работнику – чувствовать себя членом другой команды. Если нельзя будет заключать договоры аренды персонала по неключевым направлениям, сократятся возможности компании по созданию большего числа профильных рабочих мест, улучшению качества продукции, снижению стоимости услуг и т.д.

Нет оснований для заявлений о слабой защищенности арендуемого персонала. На мой взгляд, использование «серых» схем оплаты труда невыгодно для предприятия: такое нарушение законодательства ухудшает его имидж. В настоящее время кадры будут рассматривать своего работодателя с точки зрения его привлекательности именно по прозрачности схемы оплаты труда.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль