О способах разрешения трудовых споров

53
Сошникова Тамара Аркадьевна, заведующая кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета, доктор юридических наук, профессор, о способах разрешения трудовых споров

Обращение в суд – довольно сложная задача для работников: не каждый может правильно составить иск, разбирательство отнимает много времени в связи с перегруженностью судов. Долго приходится ждать и исполнения решения суда, причем уровень их принудительного исполнения не превышает 52% (постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583). В этой связи следует отметить новые подходы к разрешению трудовых споров. Один из них – процедура медиации. Ее применение с 01.01.2011 узаконил Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (далее – Закон о медиации).

Богатый опыт применения альтернативных способов (более 20) разрешения конфликтов с участием посредников накоплен в США. Среди них посредничество-арбитраж (посредник-арбитр в случае недостижения сторонами соглашения уполномочен разрешить спор в порядке арбитража), «мини-суд» (слушание дела возглавляют руководитель корпорации, юрист и третье независимое лицо), частная судебная система или судья «напрокат» (спор разрешает за высокую плату по упрощенной процедуре судья в отставке, уполномоченный примирить стороны и вынести обязательное для них решение).

Интересна практика разрешения пока не трудовых, а экономических споров при участии медиаторов Республики Беларусь. Так, на конец 2008 г. в судах открыта процедура посредничества по 464 делам, завершена по 405, из них в 77% дел стороны самостоятельно урегулировали спор при участии посредника. В большинстве случаев заключены мировые соглашения. Практика показала, что стороны идут на уменьшение заявленной к взысканию неустойки, разрабатывают графики погашения долга, предусматривают отсрочку оплаты.

Положительный опыт участия посредников в разрешении трудовых споров есть и у нас. Но речь идет скорее о предотвращении коллективных споров Трудовым арбитражным судом, созданным в Москве в 2002 г. на основании решения правительства города, столичной федерации профсоюзов и конфедерации промышленников и предпринимателей1. На наш взгляд, в компетенцию такого суда может входить разрешение не только коллективных, но и индивидуальных споров, а также оказание помощи КТС, действующим в организациях, обучение их членов. Решения о разрешении как коллективных, так и индивидуальных споров можно было бы принимать при заключении отраслевых и территориальных соглашений, предусмотрев в них создание специализированных органов по разрешению трудовых споров.В рамках соцпартнерства можно решить вопросы об обучении медиаторов и финансировании их деятельности. Процедура медиации может иметь как платную, так и бесплатную основу, причем организации, которые могут обеспечить ее проведение, должны работать на платной основе (ст. 10 Закона о медиации). Вряд ли работники захотят платить за услугу, качество которой заранее неизвестно. Работодатели же пойдут к медиаторам, только если стоимость их услуг будет ниже судебных расходов.

Медиаторами не могут быть лица, замещающие госдолжности, и госслужащие, если иное не предусмотрено федеральными законами (ст. 15 Закона о медиации). А вот представители объединений профсоюзов вполне могли бы выполнять эти функции. Но тогда они не вправе представлять интересы какой-либо стороны, оказывать ей помощь. Поэтому целесообразно формировать группу медиаторов на уровне региональных, межрегиональных и территориальных объединений профсоюзов, так как отраслевые профсоюзы согласно своим уставам априори должны выступать представителями своих членов.

Внедрение медиации – дело будущего. Потребуется корректировка гл. 60 ТК РФ: «споры, возникающие из трудовых правоотношений», о которых идет речь в Законе о медиации, не совпадают с понятием индивидуального трудового спора. Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, коллективного и трудового договора, локального акта и т.п., о которых заявлено в КТС или суды.Сегодня важно повысить роль КТС, которые способствуют снижению нагрузки на суды, сокращению расходов госбюджета. В статье 384 ТК РФ стоит закрепить обязательность создания КТС у работодателя, число работников которого превышает 15 человек, и определить ее как первичный орган по рассмотрению трудовых споров. Напомним, такой порядок предусматривался КЗоТ РСФСР. Из ч. 1 ст. 391 ТК РФ следует исключить фразу, которая позволяет работнику обращаться в суд, минуя КТС.

Еще одна проблема связана с подсудностью. Так, иск к организации предъявляется в суд по месту ее нахождения (ст. 28 ГПК РФ). Но работникам, не имеющим постоянной регистрации и места жительства в Москве, проблематично будет обратиться в суд по месту регистрации столичного работодателя. Поэтому ст. 29 ГПК РФ требует изменений: надо предоставить работнику или представляющему его интересы профсоюзу право обращаться в суд по выбору истца.

Хотя ст. 391 ТК РФ расширила круг лиц, которые могут обращаться в суд для разрешения индивидуального трудового спора, он представляется неполным. В него следует включить и лиц, ранее состоявших в трудовых отношениях с работодателем, которые не смогли или не захотели инициировать процедуру разрешения разногласий с работодателем в процессе трудовой деятельности, а срок для обращения в органы по рассмотрению споров еще не истек.

Итак, значимость судебного разрешения трудовых споров умалять нельзя. Но в современных реалиях важно развивать досудебные способы разрешения конфликтов, прежде всего – социально-партнерские механизмы.

_________________________
1 Лисицын В. В. Медиация – вперед?! // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2010. № 4.
_________________________

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль