Прием на работу «безвизовых» иностранцев: судебные противоречия

104
• Какие аргументы приводит ВС РФ, обязывая работодателей уведомлять налоговые органы о найме «безвизовых» иностранцев • Почему ВАС РФ не разделяет позицию ВС РФ • Что делать работодателю в ситуации, когда мнения высших судебных инстанций по спорному вопросу противоположны

В статье рассматривается вопрос о необходимости уведомления работодателем (заказчиком работ (услуг)) налогового органа о приеме на работу «безвизовых» иностранцев с учетом новейшей судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Предыстория

Напомним, что подп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранцев) обязывает работодателя (заказчика работ или услуг), пригласившего иностранного гражданина на работу в РФ либо заключившего в России новый трудовой договор (или гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг) с иностранным работником в 10-дневный срок уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников.

Неоднозначность названной нормы Закона о правовом положении иностранцев заключается в том, что из ее содержания весьма сложно понять, на каких именно работодателей она распространяется: только на использующих труд иностранных граждан (лиц без гражданства), прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы, или же еще и на принимающих на работу иностранных граждан (лиц без гражданства), прибывших в Россию в порядке, не требующем визы (далее – «безвизовые» иностранцы).

Единообразная практика по применению рассматриваемой нами нормы до настоящего времени не сформировалась. В итоге работодатели, заключающие трудовые (или гражданско-правовые) договоры с «безвизовыми» иностранцами, рискуют столкнуться с тем, что у них неожиданно возникнут проблемы с контролирующими органами, которые поставят им в вину неисполнение или ненадлежащее исполнение требований миграционного законодательства.

Внести ясность в решение проблемы обязательности уведомления налоговых органов о приеме на работу «безвизовых» иностранцев, обеспечив тем самым единство правоприменительной практики, казалось бы, призваны суды. Однако складывающаяся в настоящее время судебная практика по данному вопросу свидетельствует об обратном, поскольку точки зрения двух высших судебных инстанций России – Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ – на сегодняшний день являются диаметрально противоположными.

Позиция ВС РФ. Первым к рассматриваемой проблеме обратился Президиум Верховного Суда РФ. Анализируя п. 4.1 ст. 13, п. 9 ст. 13.1, подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона о правовом положении иностранцев, а также ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, Президиум Верховного Суда РФ1 пришел к следующим выводам:работодатель (заказчик работ (услуг)) обязан уведомить налоговый орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в Российскую Федерацию;действия работодателя, не уведомившего налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Позднее эта точка зрения была поддержана не только судами общей юрисдикции, но и контролирующими органами, а также использовалась в практике арбитражных судов.

Например, при рассмотрении в Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде одного из дел по поводу привлечения работодателя к административной ответственности за неуведомление налогового органа о заключении трудового договора с гражданином Украины представитель территориального органа ФМС России прямо ссылался на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2009 года (ответ на вопрос № 8)2.В итоге апелляционная инстанция поддержала позицию контролирующего органа, указав, что из содержания подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона о правовом положении иностранцев «следует, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в Российскую Федерацию.

Таким образом, действия лица, не уведомившего налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ»3.Позиция ВАС РФ. В свою очередь, анализируя те же самые нормы Закона о правовом положении иностранцев и КоАП РФ, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ пришел к совершенно иному выводу. В постановлении от 02.02.2010 № 11773/09 по делу № А53-21580/2008-С4-45 Президиум ВАС РФ указал следующее.

Согласно подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона о правовом положении иностранцев работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и использовании такого работника.

Как следует из данного положения, Закон о правовом положении иностранцев предусматривает уведомление работодателем или заказчиком работ налогового органа в случае приглашения ими иностранного гражданина в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности либо заключения с этим гражданином нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Исходя из п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранцев приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, определенных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Поскольку федеральными законами и международными договорами Российской Федерации для граждан Украины обязанность получения приглашения для въезда в Российскую Федерацию не установлена, упомянутое положение подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона о правовом положении иностранцев, предусматривающее обязанность заказчика работ уведомлять налоговый орган о привлечении и использовании иностранных работников, не подлежало применению.

Следовательно, по мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, работодатели, заключившие трудовые (гражданско-правовые) договоры с «безвизовыми» иностранцами, обязаны уведомлять об этом налоговые органы по месту своей регистрации лишь тогда, когда в силу требований федерального закона или международного договора Российской Федерации «безвизовый» иностранец праве въехать в нашу страну по специальному документу – приглашению на въезд в Российскую Федерацию.

Во всех остальных случаях обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении ностранного работника у таких работодателей не возникает.

Последствия противоречий. Очевидно, что позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ неизбежно приведет к корректировке арбитражной практики и нижестоящие арбитражные суды будут придерживаться точки зрения, высказанной Высшим Арбитражным судом РФ об отсутствии у работодателей (заказчиков работ (услуг)) обязанности по уведомлению налоговых органов о привлечении к трудовой деятельности «безвизовых» иностранцев. Но такая практика будет складываться вразрез с практикой судов общей юрисдикции, которая формируется под влиянием и контролем Верховного Суда РФ. В итоге судебная практика в целом продолжит демонстрировать полную неразбериху в данном вопросе. А что же законодатель?

Молчание законодателя

С 01.07.2010 и с 15.02.2011 вступили в силу очередные масштабные поправки в миграционное законодательство, предусмотренные:

Федеральным законом от 19.05.2010 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;Федеральным законом от 23.12.2010 № 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Однако никаких изменений в рассматриваемую нами норму Закона о правовом положении иностранцев об уведомлениях налоговых органов при привлечении иностранных работников эти федеральные законы не внесли. Хотя на рассмотрении в Государственной Думе РФ находился законопроект, касающийся установления обязанности работодателей, привлекающих на работу «безвизовых» иностранцев, уведомлять об этом налоговые органы4.Получается, что законодатель так и не посчитал нужным внести ясность в данную проблему. Упомянутый законопроект не прошел в Государственной Думе РФ ни одного чтения.Возможный выходВ такой ситуации решение проблемы видится в безотлагательном издании совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, разъясняющего особенности применения норм Закона о правовом положении иностранцев.

В настоящее время в связи с отсутствием единообразного подхода у судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассматриваемому вопросу и до появления совместного постановления высших судебных инстанций работодателям целесообразно все-таки уведомлять налоговые органы о привлечении к трудовой деятельности «безвизовых» иностранцев. Это позволит избежать споров с территориальными органами ФМС России и необходимости доказывать свою правоту в суде. Ведь заранее никогда не известно, в каком именно суде придется отстаивать свою позицию, – в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде.

 

Ответственность

Неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 35 000 до 50 000 руб., на юридических лиц – от 400 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток1.При этом административная ответственность наступает у работодателей в отношении каждого неправомерно привлеченного ими к труду иностранца в отдельности2._________________________1Часть 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

2Примечание 2 к ст. 18.15 КоАП РФ.
_________________________

 

По форме

Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ рекомендована для использования работодателями при представлении в налоговые органы примерная форма уведомления о привлечении и использовании иностранных работников.

_________________________
1 См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 (ответ на вопрос № 8).2Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 № 15АП-8985/2009.

3 Там же.

4 Проект Федерального закона № 445158-4 «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части уточнения правил пребывания (проживания) в Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства».
_________________________

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль