Прием на работу «безвизовых» иностранцев: судебные противоречия

92
• Какие аргументы приводит ВС РФ, обязывая работодателей уведомлять налоговые органы о найме «безвизовых» иностранцев • Почему ВАС РФ не разделяет позицию ВС РФ • Что делать работодателю в ситуации, когда мнения высших судебных инстанций по спорному вопросу противоположны

В статье рассматривается вопрос о необходимости уведомления работодателем (заказчиком работ (услуг)) налогового органа о приеме на работу «безвизовых» иностранцев с учетом новейшей судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Предыстория

Напомним, что подп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранцев) обязывает работодателя (заказчика работ или услуг), пригласившего иностранного гражданина на работу в РФ либо заключившего в России новый трудовой договор (или гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг) с иностранным работником в 10-дневный срок уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников.

Неоднозначность названной нормы Закона о правовом положении иностранцев заключается в том, что из ее содержания весьма сложно понять, на каких именно работодателей она распространяется: только на использующих труд иностранных граждан (лиц без гражданства), прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы, или же еще и на принимающих на работу иностранных граждан (лиц без гражданства), прибывших в Россию в порядке, не требующем визы (далее – «безвизовые» иностранцы).

Единообразная практика по применению рассматриваемой нами нормы до настоящего времени не сформировалась. В итоге работодатели, заключающие трудовые (или гражданско-правовые) договоры с «безвизовыми» иностранцами, рискуют столкнуться с тем, что у них неожиданно возникнут проблемы с контролирующими органами, которые поставят им в вину неисполнение или ненадлежащее исполнение требований миграционного законодательства.

Внести ясность в решение проблемы обязательности уведомления налоговых органов о приеме на работу «безвизовых» иностранцев, обеспечив тем самым единство правоприменительной практики, казалось бы, призваны суды. Однако складывающаяся в настоящее время судебная практика по данному вопросу свидетельствует об обратном, поскольку точки зрения двух высших судебных инстанций России – Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ – на сегодняшний день являются диаметрально противоположными.

Позиция ВС РФ. Первым к рассматриваемой проблеме обратился Президиум Верховного Суда РФ. Анализируя п. 4.1 ст. 13, п. 9 ст. 13.1, подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона о правовом положении иностранцев, а также ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, Президиум Верховного Суда РФ1 пришел к следующим выводам:работодатель (заказчик работ (услуг)) обязан уведомить налоговый орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в Российскую Федерацию;действия работодателя, не уведомившего налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Позднее эта точка зрения была поддержана не только судами общей юрисдикции, но и контролирующими органами, а также использовалась в практике арбитражных судов.

Например, при рассмотрении в Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде одного из дел по поводу привлечения работодателя к административной ответственности за неуведомление налогового органа о заключении трудового договора с гражданином Украины представитель территориального органа ФМС России прямо ссылался на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2009 года (ответ на вопрос № 8)2.В итоге апелляционная инстанция поддержала позицию контролирующего органа, указав, что из содержания подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона о правовом положении иностранцев «следует, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в Российскую Федерацию.

Таким образом, действия лица, не уведомившего налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ»3.Позиция ВАС РФ. В свою очередь, анализируя те же самые нормы Закона о правовом положении иностранцев и КоАП РФ, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ пришел к совершенно иному выводу. В постановлении от 02.02.2010 № 11773/09 по делу № А53-21580/2008-С4-45 Президиум ВАС РФ указал следующее.

Согласно подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона о правовом положении иностранцев работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и использовании такого работника.

Как следует из данного положения, Закон о правовом положении иностранцев предусматривает уведомление работодателем или заказчиком работ налогового органа в случае приглашения ими иностранного гражданина в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности либо заключения с этим гражданином нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Исходя из п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранцев приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, определенных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Поскольку федеральными законами и международными договорами Российской Федерации для граждан Украины обязанность получения приглашения для въезда в Российскую Федерацию не установлена, упомянутое положение подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона о правовом положении иностранцев, предусматривающее обязанность заказчика работ уведомлять налоговый орган о привлечении и использовании иностранных работников, не подлежало применению.

Следовательно, по мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, работодатели, заключившие трудовые (гражданско-правовые) договоры с «безвизовыми» иностранцами, обязаны уведомлять об этом налоговые органы по месту своей регистрации лишь тогда, когда в силу требований федерального закона или международного договора Российской Федерации «безвизовый» иностранец праве въехать в нашу страну по специальному документу – приглашению на въезд в Российскую Федерацию.

Во всех остальных случаях обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении ностранного работника у таких работодателей не возникает.

Последствия противоречий. Очевидно, что позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ неизбежно приведет к корректировке арбитражной практики и нижестоящие арбитражные суды будут придерживаться точки зрения, высказанной Высшим Арбитражным судом РФ об отсутствии у работодателей (заказчиков работ (услуг)) обязанности по уведомлению налоговых органов о привлечении к трудовой деятельности «безвизовых» иностранцев. Но такая практика будет складываться вразрез с практикой судов общей юрисдикции, которая формируется под влиянием и контролем Верховного Суда РФ. В итоге судебная практика в целом продолжит демонстрировать полную неразбериху в данном вопросе. А что же законодатель?

Молчание законодателя

С 01.07.2010 и с 15.02.2011 вступили в силу очередные масштабные поправки в миграционное законодательство, предусмотренные:

Федеральным законом от 19.05.2010 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;Федеральным законом от 23.12.2010 № 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Однако никаких изменений в рассматриваемую нами норму Закона о правовом положении иностранцев об уведомлениях налоговых органов при привлечении иностранных работников эти федеральные законы не внесли. Хотя на рассмотрении в Государственной Думе РФ находился законопроект, касающийся установления обязанности работодателей, привлекающих на работу «безвизовых» иностранцев, уведомлять об этом налоговые органы4.Получается, что законодатель так и не посчитал нужным внести ясность в данную проблему. Упомянутый законопроект не прошел в Государственной Думе РФ ни одного чтения.Возможный выходВ такой ситуации решение проблемы видится в безотлагательном издании совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, разъясняющего особенности применения норм Закона о правовом положении иностранцев.

В настоящее время в связи с отсутствием единообразного подхода у судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассматриваемому вопросу и до появления совместного постановления высших судебных инстанций работодателям целесообразно все-таки уведомлять налоговые органы о привлечении к трудовой деятельности «безвизовых» иностранцев. Это позволит избежать споров с территориальными органами ФМС России и необходимости доказывать свою правоту в суде. Ведь заранее никогда не известно, в каком именно суде придется отстаивать свою позицию, – в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде.

 

Ответственность

Неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 35 000 до 50 000 руб., на юридических лиц – от 400 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток1.При этом административная ответственность наступает у работодателей в отношении каждого неправомерно привлеченного ими к труду иностранца в отдельности2._________________________1Часть 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

2Примечание 2 к ст. 18.15 КоАП РФ.
_________________________

 

По форме

Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ рекомендована для использования работодателями при представлении в налоговые органы примерная форма уведомления о привлечении и использовании иностранных работников.

_________________________
1 См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 (ответ на вопрос № 8).2Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 № 15АП-8985/2009.

3 Там же.

4 Проект Федерального закона № 445158-4 «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части уточнения правил пребывания (проживания) в Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства».
_________________________



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.