Шесть изменений законодательства, или работаем по новым правилам

65
Какие новые обязанности появились у работодателей в 2011 годуНасколько может ужесточиться ответственность за нарушение правил аттестации рабочих местКак изменились правила привлечения иностранных работников

2011 год ознаменован внесением в законодательные акты, регулирующие сферу трудовых отношений, большого количества изменений. Остановимся на наиболее значимых из них.

Все на аттестацию, или новые правила оценки рабочих мест по условиям труда

Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

С 01.09.2011 действует Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н. Данный порядок отражает новый подход к организации охраны труда в России, который основан на установлении дополнительных компенсаций работникам за работу во вредных, тяжелых или иных особых условиях труда в зависимости от результатов аттестации рабочих мест независимо от отрасли.

Введение в действие нового порядка не означает, что организациям необходимо заново проводить аттестацию. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 31.08.2011 включительно, действительны до очередной аттестации, которая проводится, как правило, один раз в пять лет.

Новый порядок, в отличие от ранее действующего, устанавливает:

сроки проведения аттестации – аттестация рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после введения их в эксплуатацию;требования к аттестующей организации – аттестующая организация должна быть независимым лицом (т.е. работодатель или компания той же группы не могут сами действовать в качестве аттестующей организации). Такая организация должна быть аккредитована в соответствии с Правилами аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н). Работодатель может привлечь несколько аттестующих организаций.

В течение 10 календарных дней работодатель обязан направить сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

Указанные изменения повлекут за собой необходимость принятия новых локальных актов, определяющих порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям охраны труда.

В случае выявления по результатам аттестации вредных и (или) опасных производственных факторов работникам предоставляются гарантии и компенсации в размере не ниже установленных постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870:

сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю;дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней;повышение оплаты труда – не менее чем на 4% оклада, установленного для работ с нормальными условиями труда.

Изменение условий труда по результатам аттестации может повлечь разногласия между работниками и работодателем.

Ответственность и наказание. Новым порядком предусмотрено, что именно работодатель несет ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту информации об аттестации, представляемой в трудовую инспекцию.

Согласно ст. 5.27 КоАП РФ в случае нарушения установленных правил аттестации рабочих мест на виновных налагают административный штраф. Его размер составляет: для должностных лиц – от 1000 до 5000 руб.; для индивидуальных предпринимателей – от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. либо аналогичное приостановление деятельности. Правда, в Госдуме обсуждают изменения в КоАП РФ, которые предусматривают увеличение штрафов.

Так, проектом федерального закона № 557872-5 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и ст. 143 УК РФ» предлагается выделить в отдельные составы правонарушений несоблюдение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, непроведение аттестации, нарушение порядка проведения обязательных медицинских осмотров, нарушение порядка обучения в области охраны труда, необеспечение безопасности работников и другие нарушения в области охраны труда. За указанные нарушения установлены повышенные штрафы (до 600 000 руб.), а по некоторым составам – также административное приостановление деятельности на срок до 90 дней. Например, за непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда предусмотрен штраф в размере до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Причем максимальный срок лишения свободы за нарушения требований охраны труда предлагается увеличить до пяти лет. Изменения в УК РФ предусматривают лишение свободы на срок до пяти лет в случае, если нарушения требований охраны труда повлекли за собой по неосторожности гибель двух и более лиц.

К вам едет ревизор, или изменение порядка проведения проверок ГИТ

С 01.08.2011 вступили в силу изменения в ТК РФ, которые определяют порядок проведения ГИТ проверок по соблюдению работодателями трудового законодательства. Теперь внеплановые проверки инспекторы труда могут проводить только при наличии оснований, перечисленных в данной норме, а именно:

по истечении срока исполнения работодателем выданного ГИТ предписания об устранении выявленного нарушения;при поступлении в ГИТ обращений и заявлений от граждан, профсоюзов, госорганов и т.д. о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе по охране труда, либо запроса работника о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте;наличие приказа руководителя ГИТ (или его заместителя) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Причем в этом случае закон позволяет проводить внеплановую выездную проверку незамедлительно, без согласования с органами прокуратуры, лишь известив их в установленном порядке.

Новые назначения, или обязанности работодателей по обработке и защите персональных данных

С 01.07.2011 внесены значительные изменения в Федеральный закон от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Теперь в качестве мер по обеспечению защиты персональных данных работодатели обязаны выполнить, помимо прочих, следующие требования:

назначить ответственного за организацию обработки персональных данных;издать локальные акты более широкого охвата, устанавливающие правила обработки персональных данных как в отношении работников, так и иных лиц, чьи данные обрабатывают в организации работодателя;проводить обучение работников правилам работы с персональными данными;осуществлять внутренний контроль соответствия обработки персональных данных действующему законодательству, локальным актам оператора и др.

Следует отметить, что закон не уточняет, должно ли лицо, ответственное за обработку персональных данных, являться работником организации. Представляется, что таким лицом может выступать и сторонняя организация или физическое лицо, оказывающие соответствующие услуги на основании гражданско-правового договора.

Получи лицензию, или если работодатель направляет работника заграницу

С 03.11.2011 действует новый Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно нововведениям оказание услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами страны отнесено к лицензируемым видам деятельности.

Исходя из буквального толкования норм закона и Положения о лицензировании деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами РФ (утверждено постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 № 797 (ред. от 29.09.2010)), такая лицензия необходима всем организациям, которые направляют граждан РФ для работы за рубеж.

Закон не делает исключений и в отношении работодателей, которые входят, например, в транснациональные группы компаний и направляют своих работников для работы в рамках этой группы за границей. Впрочем, лицензирующий орган – ФМС России – еще не представил каких-либо комментариев о необходимости получения такими компаниями подобных лицензий. По этой причине на данный момент сложно оценить практические последствия указанного изменения.

Одной справкой больше, или право застрахованного на справку о сумме заработка

С 01.01.2011 работодатель должен выдать работнику как застрахованному лицу (при его увольнении или по письменному заявлению) справку о сумме его заработка за два календарных года, предшествовавших году прекращения работы или году обращения за справкой. Причем при увольнении работника такую справку выдают в последний день работы, а при обращении бывшего работника к работодателю как к его страхователю – не позднее трех рабочих дней с момента подачи заявления.

Кроме того, если в году увольнения работнику выплачивали вознаграждения, на которые начисляли страховые взносы в текущем календарном году, то в справку также включают информацию за текущий календарный год. Сведения о выплатах в пользу застрахованного лица, на которые были начислены взносы в ФСС, вносят в справку на основании данных бухгалтерского учета и отчетности страхователя.

Причем за такой справкой может обратиться не только сам работник, но и его доверенное лицо при наличии документов, подтверждающих полномочия.

Полцарства за мигранта, или изменения правил привлечения иностранных работников

В 2011 году внесены изменения в миграционное законодательство, направленные на создание более благоприятных условий для привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан.

Во-первых, Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2011; далее – Закон № 115-ФЗ) установлены новые, более благоприятные по сравнению с общими требования привлечения к трудовой деятельности некоторых категорий высококвалифицированных специалистов (далее – ВКС).

В частности, размер заработной платы ВКС, которые являются научными работниками или преподавателями и приглашены для занятия научно-исследовательской и преподавательской деятельностью в высшие учебные заведения либо в государственные научные организации, может быть от одного миллиона рублей в год. А для ВКС, которые участвуют в реализации проекта «Сколково», размер заработной платы как специальный критерий, вообще не учитывают.

Помимо этого, закон предоставляет работодателям возможность принимать на работу членов семьи ВКС без учета квот, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (из визовых стран) и без получения новой рабочей визы.

Однако индивидуальное разрешение на работу членам семьи ВКС все же требуется. Поскольку действующее законодательство не предусматривает специальной процедуры для получения индивидуальных разрешений на работу для членов семьи ВКС, такое разрешение можно получить либо в общем порядке, либо в соответствии с процедурой, предусмотренной для ВКС.

Необходимо отметить, что отменено требование о направлении работодателями сведений в ГИТ о привлечении иностранных граждан из визовых стран к трудовой деятельности в РФ.

Во-вторых, с 01.03.2011 вступило в силу Соглашение между правительствами РФ и Республики Франция о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого (заключено в г. Рамбуйе 27.11.2009). Цель соглашения – упростить механизм привлечения различных категорий работников (например, работающих в компаниях, входящих в одну группу, в представительствах юридических лиц и т. д.), включая ВКС. Однако на момент вступления соглашения в силу некоторые правила, установленные федеральным законодательством РФ, в частности для ВКС, оказались более благоприятными по сравнению с соглашением.

В-третьих, 11.07.2011 ратифицировано Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (подписано в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010). Сторонами выступают правительства России, Беларуси и Казахстана.

Соглашение определяет права и обязанности указанных мигрантов и членов их семей, порядок ведения ими трудовой деятельности, а также закрепляет социальные гарантии для них. В частности, таким мигрантам не нужно получать разрешение на работу, на них не распространяются квоты. Данных лиц и членов их семей освобождают от регистрации по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда в государство трудоустройства. Необходимо помнить, что срок временного пребывания определяют периодом, в течение которого действует трудовой договор.

В настоящее время обсуждается механизм реализации некоторых его положений, связанных с предоставлением социальных гарантий и налогообложением таких иностранных работников. Ожидается, что данное соглашение вступит в силу с 01.01.2012.

И, наконец, с 01.11.2011 действует Соглашение между правительствами РФ и Республики Корея о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого (заключено в г. Сеуле 10.11.2010). По соглашению в отношении сотрудников представительств юридических лиц, компаний, входящих в одну группу, руководителей предприятий, трудящихся в странах-участниках, не применяются квоты. Также не оценивается целесообразность привлечения и использования таких работников. Членам семьи могут оформлять многократные визы с возможностью их продления в течение срока трудового договора работника, которого они сопровождают.

Допкомпетенция МЗСР – допобязанности работодателей

Допкомпетенция МЗСР – допобязанности работодателей

Федеральным законом от 18.07.2011 № 238-ФЗ, вступившим в силу 02.08.2011, к компетенции Минздравсоцразвития РФ отнесено утверждение типового перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков. В соответствии со ст. 226 ТК РФ указанные мероприятия должны будут ежегодно реализовывать работодатели, причем они обязаны выделять на эти цели не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Правда, до сих пор Минздравсоцразвития РФ не утвердило типового перечня мероприятий.

Семейные отношения

Семейные отношения

В Закон № 115-ФЗ внесены уточнения.

Членами семей ВКС признаются:

супруг (супруга);дети (в том числе усыновленные);супруги детей;родители (в том числе приемные);супруги родителей;бабушки, дедушки, внуки.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.