«Лучшая подготовка к суду — действовать в рамках закона»

87
Конфликт можно разрешить и без вмешательства суда — здесь все зависит от намерений сторон. По мнению Марка Давидовича Барах-Чайки, председателя Нижегородской адвокатской коллегии «Чайка и коллеги», судебных тяжб по трудовым спорам было бы значительно меньше, если бы работодатели изначально стремились их предотвратить.

— Самая распространенная ошибка работодателя, на ваш взгляд.

— В настоящее время большинство работодателей полагаются на типовые документы: трудовые договоры, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка и прочее, скачанные из Интернета. Все эти бумаги наспех распечатываются, даются сотрудникам на подпись, иногда — за несколько минут до приезда инспектора по труду или до начала судебного заседания. Будучи подписанными, все они начинают действовать, представляя собой мину замедленного действия. Иной раз при исследовании такого документа в суде выясняются совершенно неожиданные факты. Поэтому очень важно, чтобы к составлению документов работодатель не подходил формально. Подписываете договор с офис-менеджером? Оговорите все до мелочей: будь то требования к срокам и формам предоставления отчетной информации или способы контроля младшего персонала. Всем своим клиентам я настоятельно рекомендую прописывать в трудовом договоре то, что они хотят получить от работника на самом деле. Работодатель должен определить для себя, что важнее — чтобы работник в положенные часы был на своем месте или чтобы качественно выполнил свою работу, вне зависимости от того, сколько времени на самом деле это у него займет.

— Что может сделать работодатель, чтобы избежать трудовых споров?

— Большинство проблем с защитой своей позиции в суде у работодателя возникает, когда обнаруживается, что при приеме на работу стороны трудовых отношений не обговорили все существенные для них условия работы. Например, как правило, совместительство связано с гибким графиком работы: час утром — час днем, работа через день-два и проч. Чтобы исключить возможные споры, необходимо изначально согласовать с работником, в какое время он будет приходить, какой объем работ выполнять и т. д., и зафиксировать это в договоре. То же самое касается и условий выплаты заработка. Так, в ситуации с работником-совместителем необходимо обговорить, за что он будет ее получать, распространяется ли на него внутриорганизационное положение об оплате труда или есть особые условия и проч. И помните, что документы имеют юридическую силу лишь тогда, когда стороны в них расписались, а значит, ознакомлены с их содержанием.

Биография
Родился в 1949 году.
В 1978 году окончил Всесоюзный юридический заочный институт (ВЮЗИ).
В 1992–1997 гг. — директор юридической фирмы «Фемида».
С 1997 года адвокат Нижегородской палаты адвокатов № 3.
В 2002–2006 гг. — член квалификационной комиссии палаты адвокатов Нижегородской области.
С 2003 года возглавляет Нижегородскую коллегию адвокатов «Чайка и коллеги».

— Возможно ли работодателю предусмотреть все эти юридические тонкости?

— И да, и нет. Чтобы быть уверенным в будущем, работодателям лучше всего, конечно, нанимать на работу профессиональных юристов. Или заключать договор на абонентское обслуживание с внешним консультантом, например адвокатом. Преимуществ последнего превентивного способа решения трудовых споров несколько.

Во-первых, адвокат имеет разнообразную судебную практику и всегда лучше разбирается в законодательстве и его последних изменениях, а следовательно, быстрее сможет проанализировать возникший конфликт с разных точек зрения.

Во-вторых, клиенты могут рассчитывать на правовую помощь в любое время дня и ночи — это прописывается в договорах на абонентское обслуживание. Штатный работник может быть привлечен к работе в ночное время, в выходные и праздничные дни только с учетом требований и ограничений, установленных ТК РФ.

В-третьих, подспорьем является и адвокатская неприкосновенность привлекаемого специалиста. К штатному работнику сотрудники спецслужб могут явиться с ордером на обыск, конфисковать у него компьютер, изъять любые документы. В случае с адвокатом это маловероятно.

— Что делают и должны делать работодатели для принятия судом решения в их пользу?

— Нередко руководители, вовлеченные в судебные тяжбы, начинают «задним числом» издавать приказы, оформлять акты, требовать от подчиненных докладных записок и проч., а иной раз и подделывают документы. Мол, работник был ознакомлен с должностными инструкциями, внутренним распорядком, злонамеренно чего-то не сделал и т. д. Однако фальсификация доказательств — это уголовно наказуемое деяние, за которое можно понести наказание вплоть до лишения свободы. Сегодня экспертиза продвинулась далеко вперед, и техника позволяет определить время составления документа и по бумаге, и по чернилам, и по картриджам, и по содержанию и стилистике текста. Словом, это рискованное занятие, которым никому не следует заниматься. Работодатель должен только собирать и представлять в суд своевременно и правильно составленные документы. А стратегия защиты в суде должна выстраиваться профессиональным юристом, который грамотно подберет наиболее веские аргументы и доказательства в пользу своего клиента.

— Какие основные вопросы возникают у суда к работодателю и как следует к ним готовиться?

— Лучшая подготовка к судебному процессу — это действовать в соответствии с законом до возникновения спора. Работодателям важно понимать, что юридические детали надо учитывать уже на этапе заключения трудового договора. Если соблюдены все правила и требования: трудовой договор заключен в письменной форме, заработная плата начислена полностью и в срок, отпуска оформлены должным образом, работник уволен по законному основанию и в соответствующем порядке, — в суде проблем у них не будет. Даже если работник пойдет в суд, это будет «пустой» иск.

Очень важно, чтобы к составлению документов работодатель не подходил формально

— Какую ошибку сложнее всего исправить работодателю?

— Все, конечно, зависит от обстоятельств дела. Но, например, вернуть излишне начисленную заработную плату сложно даже через суд. Согласно статье 137 ТК РФ, удержать эту сумму из заработка можно лишь в случаях, если переплата возникла вследствие счетных ошибок либо невыполнения норм труда по вине работника.

Что такое счетная ошибка? Например, слесарь должен сделать 1000 деталей, и зарплату ему выплатили исходя из этой нормы. А когда пересчитали по нарядам, оказалось, что он изготовил всего 900 деталей. Неправильно подсчитанный объем работы — это счетная ошибка. К ней можно отнести и неверные расчеты, ставшие результатом сбоя в бухгалтерской программе, погрешностей в арифметических операциях.

Однако в ряде ситуаций излишне начисленные работнику суммы могут трактоваться как получение им неосновательного обогащения. Статья 1109 ГК РФ гласит, что не подлежат возврату заработная плата и приравненные к ней платежи в случае, если нет счетной ошибки и действия работника носят добросовестный характер. То есть, если бухгалтер неправильно применил коэффициент, перепутал ставку — работник деньги не вернет.

Но если причиной переплаты стали неправомерные действия работника, которые установлены судом, работодатель сможет взыскать деньги.

— Были ли в вашей практике случаи успешного взыскания переплаченного заработка?

— Да. Так, сравнительно недавно в одной организации сменилось руководство. Аудиторская проверка установила следующий факт: при прежнем директоре действовало положение о премировании, и руководство фирмы регулярно назначало себе премии в размере оклада. По уставу организации такой локальный акт должен утверждаться учредителем, однако этого сделано не было. Иными словами, документ юридической силы не имел. Но к тому моменту, когда новый директор обратился в суд с заявлением о взыскании излишне выплаченных сумм, срок исковой давности уже истек. Казалось бы, шанс на победу ничтожно мал. Тем временем в отношении бывшего директора фирмы завели уголовное дело по факту мошенничества. Тогда разбирательство по нашему делу приостановили. И когда уголовный процесс закончился, с бывшего директора и его заместителей (они тоже были фигурантами уголовного дела) взыскали сумму переплаты как полученную мошенническим путем.

— Возможно ли договориться с работником без привлечения органов по рассмотрению трудовых споров?

— Если переплата стала следствием счетной ошибки, то в течение месяца со дня ее возникновения нужно предложить работнику добровольно вернуть деньги. Для этого необходимо заключить с ним письменное соглашение. Оно может быть оформлено в произвольной форме, например, в виде расписки: «Я, такой-то, согласен на отчисление из зарплаты суммы излишне выданной зарплаты».

— Если работник готов возместить сумму, но ничего дополнительно не хочет подписывать?

— Не стоит принимать деньги из рук работника, поскольку такая сумма будет расценена как доход организации, с которого она обязана уплатить налог. Самое правильное — это удержать сумму с зарплаты с соблюдением порядка, установленного законом. Как только обнаруживается ошибка, работнику нужно разъяснить ситуацию и убедить его решить проблему мирным путем. Также целесообразно получить у бухгалтера объяснительную записку и в зависимости от обстоятельств назначить ему дисциплинарное взыскание. Это позволит работодателю доказать в суде свое стремление придерживаться буквы закона.

— Что же надо делать руководителям, чтобы свести к минимуму вероятность возникновения таких ошибок?

— Прежде всего внимательно ознакомиться с ведомостью по заработной плате перед ее подписанием. Тревожным сигналом может стать необоснованное по сравнению с предыдущими периодами повышение сумм начислений. Переплату легче упредить, чем возвращать обратно.

Телевизионные СМИ часто отмечают сотрудничество адвокатов со следователями и прокурорами. Получается, клиент не может быть уверен, что информация, доверенная им адвокату, останется только между ними, ведь трудовые отношения все-таки носят личностный характер.

Во-первых, сотрудничество со следователями и прокурорами адвокатам запрещено законом. Поэтому не стоит принимать за чистую монету все увиденное по телевидению или в Интернете. Там всегда присутствует определенная доля художественного вымысла.

Во-вторых, есть понятие адвокатской тайны. Разговор клиента с адвокатом приравнивается к исповеди. Никто не имеет права допрашивать адвоката относительно обстоятельств дела, которое он ведет. И даже если такой разговор с клиентом будет прослушан, его запись нельзя использовать в качестве доказательства. Мало того, эта запись может быть положена в основу уголовного дела против лиц, вторгшихся в отношения адвоката с клиентом.

Личные вопросы

— Какой, на ваш взгляд, самый распространенный миф, связанный с профессией адвоката?
— Это заблуждение о том, что адвокат должен «отмазать» человека в суде, даже если тот действительно нарушил закон. Наша главная задача — постараться смягчить участь виновного, а невиновного защитить от необоснованного привлечения к ответственности. К примеру, если позиция клиента в трудовом споре заведомо проигрышна, правильное поведение адвоката — разрешить конфликт без доведения дела до суда, а при уже поданном иске — завершить процесс мировым соглашением. Но если клиент утверждает, что прав, адвокат не может в суде доказывать обратное.

— В каких случаях вы можете отказаться от дела?
— Я не берусь за дело лишь в тех случаях, когда вижу, что ничем как специалист не смогу помочь. Адвокат, на мой взгляд, должен обговаривать с клиентом все возможные исходы дела и предлагать различные варианты решения трудового спора.

— Над чем вы сейчас работаете?
— К нам обратился бывший директор акционерного общества, которому год его труд не оплачивали, а потом уволили. Сейчас готовим иск о восстановлении в должности и взыскании зарплаты за этот период. Дело осложняется тем, что фирма практически «мертвая», поэтому взыскание придется обращать на ее имущество — землю. Мы с клиентом намерены добиваться продажи этого недвижимого имущества с торгов.

— Всегда ли клиенты по трудовым спорам откровенны с адвокатом?
— Лгать адвокату — себе дороже. Ведь он выстраивает защиту клиента именно на основании информации, которую тот ему предоставляет. Но к нам приходит человек, у которого появилась проблема. Ситуация сама по себе неприятная, неудивительно, что он стремится представить себя в лучшем свете. Он может чего-то не договорить, не показать, потому что забыл, не придал значения, намеренно скрыл с надеждой, что никто не узнает. Клиенту можно и нужно доверять, но его необходимо спрашивать и переспрашивать, сопоставлять ответы с документами. То есть работать с ним интерактивно и непрерывно.

— Курьезы в вашей практике случались?
— Конечно. Однажды к нам пришли поп с попадьей. Батюшка хотел подать в суд на Владыку, который перевел его из одного прихода при монастыре в другой, где условия хуже, а у них с матушкой трое детей. Батюшка через суд хотел признать этот перевод незаконным. Пришлось ему разъяснить, что в соответствии с ТК РФ и Уставом РПЦ отношения между ним и Владыкой не трудовые и регулируются законодательством о религиозных объединениях со всеми вытекающими последствиями.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.