• Главная страница
  • » Статьи
  • » "Работодатель, не выполняющий требования трехсторонних соглашений, будет лишен льгот и преференций"

"Работодатель, не выполняющий требования трехсторонних соглашений, будет лишен льгот и преференций"

83
Департамент труда и занятости населения Москвы — новый орган в структуре Правительства Москвы. Если его работа окажется успешной, в регионах будут созданы его аналоги. О том, зачем он создан, как взаимодействует с работодателями и работниками и каким образом стимулирует компании к соблюдению законодательства, рассказал его руководитель Олег НЕТЕРЕБСКИЙ.

— Олег Викторович, насколько «молод» Департамент труда и занятости населения города Москвы и какова история его создания?

— Если смотреть хронологию, 23 декабря 2008 года мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков подписал постановление о создании Департамента. 30 декабря я был назначен его руководителем. Тогда же мне поручили разработать положение об его структуре. 7 апреля 2009 года мы получили статус юридического лица. Многие процедуры по формированию всей системы, входящей в Департамент, еще не завершены.

Однако более 10 лет назад в Москве действовал полноценный Департамент труда и занятости, который занимался не только вопросами занятости, но и комплексом вопросов трудовых отношений. Впоследствии нормативная и финансовая база этой работы изменилась, и функции московской службы занятости свелись в основном к содействию в поиске работы и выплате пособия по безработице. Несколько последних лет обсуждался вопрос о необходимости создания структуры, которая ведала бы не только вопросами занятости, но и труда.

— Чем конкретно занимается Департамент?

— Мы занимаемся большим кругом вопросов, которые ранее были подведомственны другим структурам: вопросами охраны труда, созданием рабочих мест для отдельных категорий граждан в рамках законов о квотировании, трудовой миграцией, вопросами оплаты труда.

Финансирование осуществляется из федерального и городского бюджетов. При этом вопросы занятости — в основном из федерального, а труда — из городского.

— Каким образом осуществляется взаимодействие Департамента и иных органов, занимающихся вопросами труда и занятости?

— Мы имеем тесные рабочие контакты с Государственной инспекцией труда в городе Москве, московским Управлением Федеральной миграционной службы, прокуратурой города.

В кризисный период налажена координация работы всех структур города в рамках Межведомственного штаба по вопросам занятости населения и обеспечения стабильной ситуации на рынке труда, который возглавляет Первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Людмила Ивановна Швецова. В решении вопросов занятости нам активно помогают многие органы исполнительной власти города: Департамент социальной защиты населения, Департамент семейной и молодежной политики, Департамент образования и др. Например, мы активно сотрудничаем в вопросе трудоустройства выпускников учебных заведений. В целом, работа ведется довольно слаженно.

Важным инструментом взаимодействия является Координационный комитет содействия занятости населения, в состав которого входят представители ряда органов исполнительной власти города, деятельность которых влияет на состояние занятости в городе, профсоюзы, работодатели, общественные структуры.

— Как строятся взаимоотношения с гражданами и организациями при возникновении трудовых конфликтов?

— Система работы в отношении трудовых споров многоуровневая. С нашей стороны это, безусловно, профилактика конфликтов. Она строится по нескольким направлениям. Это информирование о нарушениях, контроль за соблюдением законодательства и создание благоприятных условий для работодателей.

Мы плотно взаимодействуем с профсоюзами. Они также предоставляют нам большой объем информации. Организована система «горячих линий».

Плюс огромную работу выполняет московский Центр занятости. Туда часто идут работники с жалобами на нарушение их трудовых прав. В этом случае мы сразу берем работодателя «на карандаш». Но поскольку мы не обладаем контролирующими и надзорными функциями, в рамках соглашений мы передаем информацию в трудинспекцию либо прокуратуру. А они, в свою очередь, сразу принимают дела к исполнению.

Наш Департамент руководство Москвы рассматривает как своего рода «Министерство труда» городского масштаба. Да, мы не обладаем контрольными и надзорными функциями, но мы определяем всю политику в области труда и занятости в городе. Причем, что важно, прогнозы и рекомендации Департамента обязательны для исполнения всеми структурами города.

— Ранее вы говорили о создании благоприятных условий для работодателей. Что вы имели в виду?

— Мы активно развиваем договоренности по выполнению требований трудового законодательства, в частности, в рамках социального партнерства. В Москве в этой сфере, кстати, большой накопленный опыт. Существуют специальные нормы, например, в Законе о социальном партнерстве1. В частности, работает система мотивации работодателя к выполнению трудового законодательства. Она заключается в том, что Правительство Москвы оказывает поддержку тем работодателям, которые выполняют условия Московского трехстороннего соглашения2.

— Олег Викторович, как вы стимулируете работодателей к соблюдению трудового законодательства?

— Мы подходим к этому вопросу комплексно. Так, в июне Московской трехсторонней комиссией было принято решение, что если работодатель, обратившийся в межведомственную комиссию за разрешением на квоту по привлечению иностранной рабочей силы, не выполняет требований Московского трехстороннего соглашения (например, соглашения о минимальной заработной плате в столице), ему следует отказать в получении квоты. Так же и с конкурсным размещением заказов. Или если работодатель экономит на социальных расходах, он заранее ставит себя в худшее положение. В этом случае социальные партнеры всегда найдут методы и средства наказать такого работодателя.

В идеале хотелось бы, чтобы в России система социального партнерства работала так же, как и на Западе. В Европе существует множество договоренностей, которые не требуют документального закрепления. Власти и работодатели просто собираются и договариваются. Если «ударили по рукам» и потом кто-то не выполняет принятых договоренностей, он выпадает из сферы общих интересов. С ним просто перестанут работать и сотрудничать.

— Как Департамент строит взаимоотношения с работодателями?

— Мы стараемся предотвратить конфликт еще до его начала. Предположим, в Центр занятости поступает сообщение о планируемом на предприятии сокращении. В таком случае мы в превентивном порядке связываемся с администрацией организации и выясняем причины сокращения. Как правило, даже если сокращение обоснованно, нам удается договориться с работодателем, чтобы он умерил свое желание по сокращению массива работников. Далее берем предприятие под контроль: открываем консультационный пункт для работников, проводим разъяснительную работу. Пока уволенные люди не вышли на рынок труда, стараемся подыскать им новые рабочие места.

Если же в ходе встреч выясняется, что работодатель вынуждает работников писать заявления об увольнении по собственному желанию, мы вмешиваемся в ситуацию. Разъясняем права и обязанности сторон трудовых отношений и возможные последствия их нарушения. В рамках социального партнерства пытаемся убедить работодателя не нарушать законодательство. И, как правило, это у нас получается.

Отмечу, что в последнее месяцы число принуждений к увольнению заметно сократилось. Работодатель понял, что лучше договариваться. Поэтому в случае расставания с работником все чаще работодатели стали прибегать к цивилизованному подходу — увольнению по соглашению сторон.

— Есть компании, на которые вы обращаете более пристальное внимание? Крупный бизнес, иностранцы?

— По-разному. Конечно, с крупными или средними предприятиями работать удобнее. У них есть традиции. И руководство ведет себя более взвешенно, старается оставаться в рамках закона. В малом бизнесе чаще встречаются щекотливые ситуации, поскольку у них не хватает средств на профессионалов, знающих трудовое право.

Иностранные компании, особенно когда они только приходят на наш рынок, более дисциплинированны. В своих странах они приучены к соблюдению законов, профсоюзные движения там успешно работают уже не одно десятилетие, существуют свои традиции. Однако со временем, оглядевшись, и они начинают расслабляться, подражать некоторым российским работодателям, не соблюдающим законодательство, без оглядки на возможные правовые последствия. Поэтому приходится внимательно наблюдать за их деятельностью.

— И последний вопрос. Вы могли бы отметить какую-нибудь тенденцию в трудовой сфере, на которую законодателям следует обратить внимание?

— Сегодня особенно беспокоит развивающаяся система заемного труда — так называемого лизинга персонала. Дело в том, что в законодательстве этого понятия нет. То есть эта деятельность не разрешена, но и не запрещена. Поэтому некоторые компании пытаются лавировать в этой области и даже лоббировать соответствующие изменения в законодательстве России. Практика же показывает, что работникам это не только не нужно, но и невыгодно. Такая система трудовых отношений лишает работника общепринятых гарантий. По сути, это явление представляет собой временную занятость. От нее страдает весь мир. Даже принята соответствующая Конвенция МОТ по ограничению временной занятости. Мы работаем над тем, чтобы аналогичные меры были внедрены и у нас.

Биография

Олег Викторович НЕТЕРЕБСКИЙ
Руководитель Департамента труда и занятости населения Москвы


Окончил МВТУ им. Н. Э. Баумана в 1983 году. Работал в КБ «Точмаш» оборонной промышленности мастером механосборочного цеха опытного производства, старшим мастером, заместителем начальника КБ, начальником опытного производства.

Возглавлял фонд имущества профсоюзов Москвы, был заместителем председателя Московской федерации профсоюзов, являлся представителем Федерации Независимых профсоюзов России в Центральном федеральном округе, в 2006 году был избран заместителем Председателя ФНПР.

Входил в состав Общественной палаты РФ двух созывов, в течение года возглавлял комиссию Палаты по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению.

Имеет государственную награду — медаль «В память 850-летия Москвы».

СТАТИСТИКА

Задолженность организаций по заработной плате в городе Москве по данным Мосгорстата на 01.09.2009 — 502,6 млн руб.

Средняя заработная плата по Москве, начисленная на июнь 2009 года, — около 33 тыс. руб.

Минимальная заработная плата в Москве с 1 сентября 2009 года — 8700 руб.

1 Закон г. Москвы от 22.10.97 № 44 «О социальном партнерстве».
2 Заключается Правительством Москвы, объединениями профсоюзов и работодателей Москвы.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль