Спорные вопросы выплаты выходных пособий

130
В отдельных случаях при прекращении трудового договора законодательством предусмотрена выплата работникам выходного пособия с целью смягчения неблагоприятных последствий, наступающих в связи с потерей работы. Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий (ст. 178 ТК РФ).

Размер выходного пособия и компенсации в связи с прекращением трудового договора предусмотрен Трудовым кодексом РФ и зависит от основания расторжения трудового договора (Таблица).

При применении указанных норм у работодателей зачастую возникают вопросы.

Все ли работники могут претендовать на вышеуказанные пособия?

Из содержания Трудового кодекса РФ следует, что не все. Статьей 292 ТК РФ предусмотрено, что работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие при увольнении не выплачивается. Однако это правило может быть изменено коллективным или трудовым договором, где будет предусмотрена выплата выходного пособия и для данной категории работников.

Не предусмотрены законом основания и размеры выходного пособия при увольнении работников, занятых у работодателей — физических лиц. Статья 307 ТК РФ предусматривает, что случаи и размеры выплачиваемых таким работникам при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором. Означает ли это, что работодатель вправе вообще не выплачивать работнику выходное пособие по основаниям, предусмотренным законом для работников организаций, если эта обязанность не будет зафиксирована в трудовом договоре?

По мнению автора, такой вывод противоречил бы принципу запрета дискриминации в сфере труда (ст. 3 ТК РФ). Представляется, что из содержания ст. 307 Кодекса следует требование законодателя закрепить в трудовом договоре в качестве обязательных условий основания выплаты и раз меры выходных пособий, выплачиваемых работодателями — физическими лицами своим работникам при увольнении. Причем основания выплаты как минимум должны быть аналогичны тем, которые предусмотрены для работников организаций. А поскольку статья не содержит обязательного требования установления размеров выходных пособий не ниже предусмотренных Трудовым кодексом РФ, представляется, что трудовым договором могут устанавливаться любые размеры выходных пособий, если стороны пришли к согласию на сей счет.

Государственным гражданским служащим при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы выходное пособие не выплачивается, однако вместо него предусмотрена выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (п. 9 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Какие выплаты помимо выходного пособия предусмотрены в связи с увольнением работника по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников организации?

В случае прекращения трудового договора по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата помимо выходного пособия законом предусмотрено сохранение за работником среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше установленных законом сроков (ст. 178, 318 ТК РФ). Порядок расчета указанной выплаты аналогичен расчету выходного пособия, однако в отличие от последнего сохранение среднего заработка за работником зависит от его трудоустройства или постановки на учет в центре занятости.

Так, в соответствии со ст. 178 ТК РФ за уволенным работником сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А за работниками, увольняемыми из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, в соответствии со ст. 318 ТК РФ средний месячный заработок сохраняется на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Это означает, что при увольнении (в последний день работы) работник получает на руки выходное пособие — средний месячный заработок, рассчитанный по правилам ст. 139 ТК РФ. Если работник через месяц после увольнения не устроится на работу, он имеет право обратиться к прежнему работодателю за выплатой среднемесячного заработка, который будет рассчитан с зачетом ранее выплаченного выходного пособия, т. е. через месяц работник получит денежную сумму только в части, превышающей выплаченное выходное пособие при соответствующих расчетах. Если работник не устроится на работу и в течение второго месяца после увольнения, он может рассчитывать еще на один среднемесячный заработок (а для Крайнего Севера и приравненных местностей — за второй и третий месяцы) либо на заработок, рассчитанный пропорционально количеству дней в соответствующем месяце до момента трудоустройства.

За работниками организаций и (или) объектов, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата на период трудоустройства (но не более чем на 6 месяцев) сохраняется средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия (п. 4 ст. 7 Закона РФ от 14.07.92 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»).

Пунктом 14 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.91 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» предусматривалось сохранение за уволенными по причине ликвидации организации либо по сокращению численности или штата работниками среднего заработка на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев не только в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, но и в других местностях с тяжелыми природно-климатическими условиями, где установлены процентные надбавки к заработной плате.

ОАО обратилось в суд с заявлением о признании недействующим указанного пункта Постановления СМ РСФСР как противоречащего ТК РФ, поскольку закон не предусматривает сохранения среднего заработка на период до шести месяцев за работниками организаций, находящихся в районах, не отнесенных к Крайнему Северу или приравненным местностям. Судебные инстанции отказали заявителю в удовлетворении его требования. Верховный Суд РФ по этому поводу указал, что обязанность предоставлять гарантии и компенсации лицам, уволенным из организаций и проживающим не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (ст. 318 ТК РФ), но и в иных районах с дискомфортными условиями проживания, вытекает из ч. 2 ст. 423 ТК РФ, предусматривающей, что изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Следовательно, гарантии, установленные указанным Постановлением СМ РСФСР, в настоящее время сохраняются1.

М. обратилась в суд с иском к работодателю в г. Красноярске о выплате ей среднего месячного заработка за шесть месяцев. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований М., сославшись на то, что Красноярск не значится в Перечне районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.83 № 12. Однако Верховный Суд РФ не согласился с указанным решением и отменил его, указав, что Советом Министров РСФСР при осуществлении полномочий в социальной сфере в целях защиты трудовых прав граждан 04.02.91 было принято Постановление № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Крайнего Севера», п. 14 которого предусмотрено, что за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, заработная плата по прежнему месту работы, если место работы расположено не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в районах и местностях, где устанавливаются процентные надбавки к зарплате; к числу таких местностей относится г. Красноярск2.

Документом, подтверждающим отсутствие трудоустройства, является трудовая книжка, при предъявлении которой работник может претендовать на соответствующие выплаты. Есть риск, что недобросовестный работник может скрыть от прежнего работодателя факт трудоустройства, оформив на работе новую трудовую книжку или устроившись на работу по совместительству. Доказать это работодателю самостоятельно практически невозможно, однако если факт сокрытия работником сведений о трудоустройстве все же будет установлен, работодатель может взыскать с бывшего работника в судебном порядке излишне выплаченные суммы. Для этого при очередном визите работника следует потребовать от него помимо трудовой книжки заявление с указанием, что на момент подачи он нигде не работает. В противном случае доказать умысел работника вряд ли удастся, а излишне выплаченные суммы могут трактоваться как ошибка работодателя.

В исключительных случаях Трудовым кодексом РФ предусмотрено сохранение за работником среднего месячного заработка и на более длительный срок по решению государственного органа службы занятости населения: в течение 3-го месяца со дня увольнения, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в орган занятости и не был им трудоустроен, а для Крайнего Севера и приравненных местностей — в течение 4-го, 5-го, 6-го месяцев со дня увольнения, если работник в месячный срок после увольнения обратился в орган занятости и не был им трудоустроен. Выплата денежных сумм работнику в этом случае производится на основании справки, выданной ему центром занятости.

ОАО обратилось в арбитражный суд с иском к ГУ «Калужский центр занятости населения» с заявлением об оспаривании решения центра занятости о выплате уволенной по сокращению штата пенсионерке Г. среднего заработка за третий месяц со дня увольнения. Федеральный арбитражный суд Центрального округа в постановлении по данному делу указал, что ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяется на граждан, которым выплачивается пенсия, так как указанная в ней выплата по своей сути является мерой социальной защиты безработных. А поскольку пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, а значит, и в качестве граждан, ищущих работу, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии, служба занятости не должна выдавать им решения о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения3.

Однако Федеральная служба РФ по труду и занятости придерживается противоположной позиции и указывает, что ТК РФ не связывает достижение пенсионного возраста с ограничением в гарантиях и компенсациях, предусмотренных для всех работников. Пенсионеры не лишаются возможности обращаться в органы занятости с целью поиска работы и регистрации их в качестве ищущих работу, и у органов занятости нет оснований для отказа пенсионерам в выдаче справки, подтверждающей факт поиска подходящей работы и невозможность трудоустроиться в установленный срок4.

Действительно, ст. 178 ТК РФ не предусматривает обязательной регистрации гражданина в качестве безработного для реализации его права на сохранение среднего заработка, а связывает это право лишь с фактом невозможности трудоустройства, подтвержденным центром занятости. Поэтому представляется, что у работодателя нет оснований для отказа в выплате среднего заработка на основании решения центра занятости бывшему работнику пенсионеру. Однако работодатель может попытаться обжаловать решение центра занятости в соответствующий арбитражный суд.

Может ли работодатель устанавливать работникам иные основания выплат выходного пособия и повышать их размеры?

Из ст. 178 ТК РФ следует, что может. Дополнительные основания выплаты и повышенные размеры выходных пособий могут устанавливаться трудовыми, коллективными договорами, а также коллективными соглашениями (региональными, отраслевыми и др.).

Ш. и П., являясь пенсионерами по возрасту, обратились в суд с иском к отделению Южно-Уральской железной дороги о взыскании выходного пособия в повышенном размере, указав, что со гласно п. 16 Отраслевого тарифного соглашения по федеральному железнодорожному транспорту при увольнении по сокращению штатов им следовало выплатить выходное пособие в размере одной минимальной месячной оплаты труда за каждый отработанный год, однако такое пособие выплачено не было по причине достижения ими на момент увольнения пенсионного возраста.

Президиум Верховного Суда РФ, согласившись с требованиями работников, указал, что абз. 5 п. 16 Отраслевого тарифного соглашения по федеральному железнодорожному транспорту предусматривал, что при увольнении работников, проработавших на федеральном железнодорожном транспорте 15 и более лет (за исключением работников, которым в соответствии с законодательством РФ назначена пенсия до достижения пенсионного возраста по предложению службы занятости), им необходимо выплатить выходное пособие сверх предусмотренного законодательством РФ в размере минимальной месячной оплаты труда в отрасли за каждый отработанный год.

Ш. и П., являясь на момент увольнения пенсионерами по возрасту, на основании указанного Отраслевого тарифного соглашения по федеральному железнодорожному транспорту имели право на получение выходного пособия в размере одной минимальной месячной оплаты труда за каждый отработанный год5.

За какой период рассчитывается средний заработок при начислении выходного пособия?

Средний месячный заработок для исчисления выходного пособия рассчитывается по правилам, установленным ст. 139 ТК РФ. В соответствии с ней расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. Однако коллективным договором или иным локальным нормативным актом могут устанавливаться иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положения работников.

Основание увольнения в соответствии с ТК РФРазмер выходного пособияНорма Кодекса
Ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81)Средний месячный заработок
Двухнедельный средний
заработок*
Ст. 178
Ст. 296
Сокращение численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81)Средний месячный заработок
Двухнедельный средний
заработок*
Ст. 178
Ст. 296
Отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии
с медицинским заключением, либо отсутствие у работодателя соответствующей
работы (п. 8 ч. 1 ст. 77)
Двухнедельный средний
заработок
Ст. 178
Призыв работника на военную службу или направление его на альтернативную
гражданскую службу (п. 1 ч. 1 ст. 83)
Двухнедельный средний
заработок
Ст. 178
Восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ч. 1
ст. 83)
Двухнедельный средний
заработок
Ст. 178
Отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с
работодателем (п. 9 ч. 1 ст. 77)
Двухнедельный средний
заработок
Ст. 178
Признание работника полностью неспособным к выполнению трудовой
деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 83)
Двухнедельный средний
заработок
Ст. 178
Отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных
сторонами условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77)
Двухнедельный средний
заработок
Ст. 178
Смена собственника имущества организации в отношении руководителя
организации, его заместителей, главного бухгалтера (п. 4 ч. 1 ст. 81)
Компенсация — три средних
месячных заработка
Ст. 181
Нарушение установленных законодательством правил заключения трудового
договора не по вине работника (п. 11 ч. 1 ст. 77)
Средний месячный заработокСт. 84
Прекращение трудового договора с руководителем организации по решению
уполномоченного органа (п. 2 ст. 278) при отсутствии вины руководителя
Компенсация не ниже 3-кратного
среднего месячного заработка
Ст. 279


* Сезонным работникам.

1 Решение ВС РФ от 22.06.2004 № ГКПИ 2004-775.
2 Определение ВС РФ от 11.11.2005 № 53-В05-9.
3 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.03.2004 № А23-2779/03А-15-259.
4 Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 27.10.2005 № 1754-61.
5 Постановление Президиума ВС РФ от 10.07.2002 № 84-ПВ02-ПР.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.