Вступление в силу и прекращение действия актов, содержащих нормы трудового права

187
В ст. 12 ТК РФ впервые в истории отечественного кодифицированного законодательства, которое посвящено правовому регулированию трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, определены особенности действия во времени трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

По общему правилу датой принятия федерального конституционного закона считается день одобрения его обеими палатами Федерального Собрания РФ в порядке, установленном Конституцией РФ. Датой принятия федерального закона признается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их принятия, вступают в силу по истечение 10 дней после их официального опубликования, если не указано, что закон вступает в силу со дня его официального опубликования, или отсутствует другая дата.

Закон может предусматривать иной порядок введения его в действие. Этот порядок может касаться как закона в целом, так и его отдельных частей.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня их подписания.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 №763). Иные акты Президента РФ и Правительства РФ (в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) вступают в силу со дня их подписания.

В то же время в указанных актах может быть установлен другой порядок вступления их в силу (п. 7 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать порядок вступления в силу законов и иных правовых актов, принятых на соответствующем уровне регулирования, при соблюдении правил, предусмотренных ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, ч. 9 ст. 5 ТК РФ.

Часть 2 ст. 12 ТК РФ содержит условия, при которых закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие.

Самое распространенное — отмена закона или иного нормативного правового акта либо отдельных его положений актом того же уровня или актом, имеющим большую юридическую силу. Так, федеральный закон может быть отменен только федеральным законом, указ Президента РФ — федеральным законом или указом Президента РФ, постановление Правительства РФ — федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти — федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти.

Например, ТК РФ в ст. 422 признал утратившим силу КЗоТ РСФСР от 09.12.71 с многочисленными изменениями. Не действующий в настоящее время Федеральный закон от 17.07.99 № 181ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20.05.2002, 10.01.2003, 09.05.2005)1 признал утратившими силу Основы законодательства РФ об охране труда от 06.08.93 № 5600-I2. Указ Президента РФ от 21.04.93 № 471 «О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации» (с изм. от 05.10.2002)3 был признан утратившим силу Указом Президента РФ от 02.02.2005 № 116 «О приведении некоторых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»4. Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»5 признало утратившим силу Постановление Правительства РФ от 12.08.94 № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации»6.

Вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы как способ прекращения действия нормативного акта появился в ст. 12 ТК РФ прежде всего потому, что далеко не всегда при принятии того или иного акта одновременно признаются утратившими силу соответствующие нормативные правовые акты. По этой причине в системе нормативных правовых актов всегда имеются акты, фактически утратившие силу, но формально не отмененные. Применение этого способа представляется достаточно продуктивным, поскольку наличие фактически утративших силу, но формально не отмененных актов сильно загромождает нормативный массив отрасли трудового права и значительно затрудняет его использование и правильный выбор нормы, необходимой для эффективного правоприменения.

Также в качестве условия прекращения действия закона или иного нормативного правового акта установлено истечение срока, на который был рассчитан данный закон или иной нормативный правовой акт. При этом стоит отметить, что указанный способ практически не применяется в отношении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ч. 3 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В то же время действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом (ч. 4 ст. 12 Кодекса).

В ч. 5 ст. 12 ТК РФ предусматривается возможность применения закона или иного нормативного правового акта к правам и обязанностям ранее существующего отношения, если такие права и обязанности возникли после введения его в действие. Например, работник, вступивший в трудовые отношения с работодателем в период действия КЗоТ РФ, расторгая по своей инициативе срочный трудовой договор после вступления в силу ТК РФ, имеет право расторгнуть любой трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели.

Определенная специфика существует в действии во времени актов социального партнерства. Так, действие во времени коллективного договора, социальнопартнерского соглашения определяется его сторонами согласно ТК РФ.

В соответствии со ст. 48 Кодекса социальнопартнерские соглашения на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом), территориальном уровнях вступают в силу со дня их подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Таким образом, момент вступления социальнопартнерского соглашения в силу определяется его сторонами и фиксируется в самом соглашении. В случае отсутствия соответствующего положения в тексте социально-партнерского соглашения последнее вступает в силу с момента подписания его сторонами.

Срок действия социально-партнерского соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие социально-партнерского соглашения на срок не более трех лет.

Трудовым законодательством предусмотрен также иной порядок вступления социально-партнерского соглашения в действие. В частности, по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативноправовому регулированию в сфере труда (министр здравоохранения и социального развития РФ), имеет право после опубликования социально-партнерского соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению в целом либо к отдельным его положениям руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативноправовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения представителей сторон социально-партнерского соглашения принимает решение об обоснованности или о необоснованности такого отказа и уведомляет о своем решении работодателя. Если отказ работодателя присоединиться к соглашению признан необоснованным, то социально-партнерское соглашение считается распространенным на него в целом или за исключением отдельных положений со дня получения работодателем уведомления о принятом решении.

Общие правила действия коллективного договора определяются Рекомендацией Международной организации труда от 29.06.51 № 91 «О коллективных договорах»7, которая устанавливает, что:

всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен (работодатели и трудящиеся, связанные коллективным договором, не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного договора;положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и заменяться автоматически соответствующими положениями коллективного договора;положения трудовых договоров, которые более благоприятны для трудящихся, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору.

Как следует из ст. 43 ТК РФ, коллективный договор заключается на срок не более трех лет. Он вступает в силу со дня подписания сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также в случае расторжения трудового договора с руководителем организации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности. Установление ограниченного срока действия коллективного договора при смене формы собственности организации представляется крайне спорным, поскольку новый собственник, как правило, приобретает организацию со всеми ее правами и обязанностями.

В то же время продолжение действия коллективного договора в течение трех месяцев с момента перехода прав собственности связано с аналогичным сроком проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора. При выдвижении любой из сторон инициативы по началу коллективных переговоров по поводу заключения нового или продления действия прежнего коллективного договора незамедлительно вслед за переходом прав собственности может быть обеспечена непрерывность коллективно-договорного регулирования.

При реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации. Локальный нормативный акт (например, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании) вступает в силу со дня принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Статья 12 ТК РФ определяет следующие основания прекращения действия локального нормативного акта либо отдельных его положений:

истечение срока действия акта;отмена (признание утратившим силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, социально-партнерского соглашения, предусматривающих иное регулирование (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным данным локальным).

Трудовой договор не является нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, это акт применения права, однако и в его отношении существуют определенные правила вступления в силу.

Согласно ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Таким образом, по общему правилу день подписания трудового договора является одновременно днем вступления его в силу. Из данного правила существуют два исключения: дата подписания и момент вступления трудового договора в силу могут не совпадать на основании прямого предписания федерального закона или иного нормативного правового акта РФ или заключенного трудового договора.

В настоящее время нормативные правовые акты определяют перерыв во времени между подписанием трудового договора и вступлением его в силу в тех случаях, когда данные договоры заключаются в сфере управления государственной собственностью. Такое положение дел объясняется прежде всего необходимостью согласования текста договора с соответствующим органом управления.

Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.03.2000 № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (с изм. и доп. от 19.07.2001, 04.10.2002)8 заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, на которых возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях или сферах управления по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Рассмотрение Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом представленных на согласование федеральными органами исполнительной власти трудовых договоров, вносимых в них изменений или предложений по их расторжению не должно превышать 10 дней со дня поступления в агентство соответствующих документов.

Аналогичные правила действуют в субъектах РФ.

Кроме того, условие о вступлении трудового договора в силу не со дня его подписания, а в более позднее время может быть установлено в самом трудовом договоре.

Заключение трудового договора с таким условием представляется возможным, если работа, для выполнения которой работник принимается, не имеет длящегося характера, но обладает заранее известной периодичностью, причем стороны заинтересованы в продолжении работы. В этом случае будет иметь место единовременное заключение целой серии трудовых договоров с определением момента вступления в силу каждого их них. Другой случай — заключение трудового договора, когда в данный момент у работодателя вакансия отсутствует, но достоверно известно, что такая вакансия появится в ближайшем будущем.

Практика выработала два возможных варианта установления момента вступления в силу трудового договора. В первом случае такой момент связан с наступлением определенной даты. Во втором случае момент вступления в силу обусловлен наступлением определенного события.

1 Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3702; 2002. № 21. Ст. 1916; 2003. № 2. Ст. 167; 2005. № 19. Ст. 1752.
2 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 35. Ст. 1412.
3 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 17. Ст. 1448; Собрание законодательства РФ. 2002. № 40. Ст. 3905.
4 Собрание законодательства РФ. 2005. № 6. Ст. 441.
5 Собрание законодательства РФ. 2000. № 22. Ст. 2314.
6 Собрание законодательства РФ. 1994. № 17. Ст. 1998.
7 Основные права человека в сфере труда и их защита. Основополагающие международные правовые документыстандарты: Комментарии специалистов / Сост. К. Д. Крылов и В. А. Савин. М., 1999–2000. С. 120–122 (Библиотечка «Российской газеты»).
8 Собрание законодательства РФ. 2000. № 13. Ст. 1373; 2001. № 31. Ст. 3281; 2002. № 41. Ст. 3986.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.