Ответственность работодателя за невыполнение обязанностей по оплате труда и уплате связанных с ней налогов

422
Одна из важнейших обязанностей работодателя — выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Проведенный Федеральной налоговой службой в последние годы комплекс мер по контролю за ее выплатой позволил снизить долю выплат в стране «серых» зарплат до уровня 26,9% от общероссийского фонда оплаты труда в 2007 г.

На основании ст. 226 НК РФ налоговые агенты, которыми являются работодатели, обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика, которым является в числе иных лиц и работник, при их фактической выплате1. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению — третьим лицам. При этом удерживаемая сумма НДФЛ не может превышать 50% от суммы выплаты.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода налогоплательщика, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению — на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

В соответствии с положениями ст. 243 НК РФ сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и в каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики, каковыми в рассматриваемом аспекте является работодатель, производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных в числе иных лиц и работнику с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Из изложенных выше норм ТК РФ и НК РФ следует, что процедура уплаты налогов, вычитываемых как из доходов работника, так и из доходов работодателя довольно четко определена законодателем и не требует больших усилий для выполнения работодателем установленных правил по уплате этих налогов. Однако нарушения, касающиеся оплаты труда работников и перечислений в бюджет собираемого работодателями с работников НДФЛ, а также уплачиваемого в соответствующие фонды ЕСН из доходов работодателя в пользу работников, по-прежнему распространены.

«Обелению» зарплат во многом способствовала деятельность комиссий, сформированных из сотрудников ФНС России, Роструда, соответствующих региональных органов и муниципалитетов.

По данным опроса, проведенного в 2007 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 2/3 работающих граждан (68%) заявили, что получают всю зарплату официально, 13% — что их зарплата «серая» (по данным ФНС РФ - 26,9%), 4% работающих объявили, что получают «черную» зарплату; 15% отказались от ответа на вопрос.

В регионах работодатели в меньшей степени практикуют «конвертные» схемы в силу более низких зарплат и более высокого авторитета проверяющих. В маленьких городках, где все знают друг друга в лицо, организации, а точнее, ее собственнику, гораздо труднее скрывать реальные объемы своей деятельности. Если же речь идет о крупной региональной организации, то за ней наблюдают сотрудники правоохранительных и налоговых органов и местная администрация.

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, предупредив работодателей Письмом от 08.08.2007 № 1508/075418 о цели предстоящих выездных проверок, указало, что функциями налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда.

Согласно ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Работодатель и его представители за нарушение трудового законодательства привлекается к юридической ответственности по всем пяти ее видам, когда это прямо указано в ТК РФ. При этом применяются различные меры государственного принуждения, прежде всего к представителям работодателя, с учетом отраслевой специфики трудового законодательства, не содержащего норм, легализующих применение аналогии закона и субсидиарного восполнения пробелов правового регулирования в трудовом праве нормами иных отраслей права. Юридическую ответственность за нарушения иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, могут регулировать нормы специальных (особых) законов, не относящихся к кодифицированному отраслевому законодательству.

В случае полной или частичной неуплаты налогов (ЕСН, НДФЛ) ответственность за бездействие наступает только для лиц, которых закон обязал совершать эти действия. Следовательно, нельзя привлечь к ответственности работника за уклонение от уплаты ЕСН, налогоплательщиком которого прямо указан работодатель (ст. 235 НК РФ). Такое же положение дел сохраняется и при уплате НДФЛ, если налог исчисляется с официальной заработной платы. Здесь работник хоть и указан в качестве налогоплательщика (ст. 207 НК РФ), но в силу ст. 226 НК РФ обязанности по уплате этого налога возложены не на него, а на налогового агента — работодателя. Однако из системной правовой связи ч. 2 ст. 226 НК РФ со ст. 228 НК РФ следует, что обязанности налогоплательщика на работнике остаются в следующей ситуации, но уже как на физическом лице. Предположим, что работник, получивший доход «в конверте», знает о неудержании налоговым агентом у него НДФЛ. На основании подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ такое физическое лицо становится налогоплательщиком и должно самостоятельно, исходя из полученного дохода, исчислить сумму подлежащего уплате в соответствующий бюджет налога и уплатить НДФЛ (ст. 225 НК РФ). При этом с учетом правил ст. 228 НК РФ такой налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Если физическое лицо этого не сделает, то оно может стать субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 УК РФ. Уголовное дело возбуждается, если физическое лицо умышленно уклонилось от уплаты налогов (сборов) в крупном размере, а именно на сумму, составляющую за три финансовых года (финансовый год равен календарному) подряд более 100 000 руб. Однако эта сумма становится криминальной при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% от подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо 300 000 руб. Следовательно, для признания физического лица налоговым преступником, превысившим, например, недоуплату НДФЛ на 300 000 руб., исходя из ставки данного налога в 13%, эту сумму можно достичь, получая ежемесячно на протяжении трех лет подряд необлагаемую НДФЛ зарплату «в конверте» приблизительно в размере 65 000 руб. или в течение финансового года — 195 000 руб. в месяц.

Участвуя в получении «конвертных» доходов, работник может стать и иным субъектом криминального бизнеса при следующих обстоятельствах. Если действия работника вызваны подстрекательством работодателя к уклонению от уплаты НДФЛ, соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник (ч. 1 ст. 33 УК РФ). Однако согласие работника на получение заработной платы «в конверте», а равно и недонесение об этом в соответствующие органы законодатель пока не квалифицирует как соучастие в том или ином статусе и с разной степенью вины в преступлениях, предусмотренных ст. 198-199 и 199.1 УК РФ. Более того, в случае уклонения от уплаты ЕСН работодатель причиняет имущественный вред работнику, в связи с чем тот может считать себя потерпевшим, а не соучастником.

Хотя для руководителей и иных должностных лиц организаций, а также работодателей — физических лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и установлена ответственность (ст. 362 ТК РФ), однако к юридической ответственности, например за проступки и преступления, связанные с публичной, в частности с налоговой деятельностью организации, могут быть привлечены только работники, осуществляющие административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции.

В общедоступных информационных базах о деятельности Верховного Суда РФ прецедентов разрешения споров между работником и работодателем, связанных с конфликтом по поводу выплаты «конвертной» зарплаты, автором не обнаружено. При этом общеизвестно, что в реальной практике выплата зарплаты по «черным» и «серым» схемам неоднократно рассматривалась органами прокуратуры, государственными инспекциями труда, а также налоговыми органами. Вмешательство последних порождало негативные правовые последствия не только для должностных лиц как субъектов трудовых правоотношений, но и в целом для работодателей как субъектов публичных отношений.

Представители налоговых органов неоднократно называли известные схемы ухода или недобросовестной минимизации налогообложения: оформление на инвалидов фирм, в том числе фирм-«однодневок», с упрощенной и льготной системами налогообложения; аренда персонала (лизинг) или его модификация — аутстаффинг и аутсорсинг; «конвертные» выплаты; заключение вместо трудовых гражданско-правовых договоров с отказом от уплаты взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и взносов в Фонд социального страхования (ФСС России). Широко известны и такие схемы, как выплата зарплат по двум ведомостям: по одной для налогообложения, по другой — с «конвертным» заработком; выплата вместо части заработка каких-либо предусмотренных ТК РФ денежных компенсаций (ст. 236 Кодекса), не облагаемых зарплатными налогами, и т. п.

В то же время вопросы неуплаты или неполной уплаты НДФЛ и ЕСН многократно рассматривали арбитражные суды, которые в принимаемых судебных актах предусматривали, как правило, неблагоприятные правовые последствия для недобросовестных работодателей2. В последнее время такие случаи стали общедоступными в результате их освещения многими СМИ, а также в силу исключительной прецедентности.

Существующая у работодателя обязанность перечислять с доходов своих сотрудников налоги в контролируемые налоговыми органами соответствующие фонды непосредственно касается интересов работника.

Однако анализ способов защиты трудовых и гражданских прав россиян позволяет признать, что дисциплинарная и материальная ответственность представителя работодателя за уклонение от своевременной и полной уплаты зарплатных налогов редко применяется, а гражданско-правовая ответственность возможна при соблюдении следующих условий.

Как уже выше было рассмотрено, ответственность работодателя корректнее отнести к особому виду ответственности, обусловленному законодательством о социальном обеспечении и налоговых обязанностях. Поэтому такие отношения скорее можно признать публичными в сфере налоговых правоотношений с присущей им налоговой ответственностью. Следовательно, даже в случае инициирования работником искового судопроизводства в судебный процесс совместно с работодателем необходимо привлекать и соответствующий государственный орган. При этом следует учитывать установленный законом судебный порядок, в том числе определенный законодателем субъектный состав правообладателей на предъявление иска.

Поэтому, если гражданин, уже не состоящий в трудовых отношениях с работодателем, обнаружит, а компетентные органы (представители фондов или налоговой инспекции) подтвердят, что работодатель по своей вине не производил полностью или частично отчисления в социальные фонды (например, на формирование накопительной части пенсии), то работник вправе инициировать возбуждение гражданского судопроизводства (ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) с целью защиты своих прав в суде.

Дело в том, что страхователи (работодатели) обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ (далее — ПФР), вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет (ст. 14 Закона № 167-ФЗ), а также представлять в соответствующие территориальные органы страховщика информацию, необходимую для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Заметим, что защита права на своевременное и полное пенсионное обеспечение предусматривает прежде всего досудебное урегулирование спора (ст. 31 Закона № 167-ФЗ).

Кроме того, Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (п. 5) разъяснил, что при невыполнении страхователем (работодателем) п. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ в части своевременной и в полном объеме уплаты страховых взносов в бюджет ПФР застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период. При этом в силу ст. 43 ГПК РФ суд должен привлекать на стороне истца к участию в таких делах в качестве третьих лиц территориальные органы ПФР, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора. В случае удовлетворения требования истца взысканные суммы подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет в ПФР.

В свою очередь, Конституционный Суд РФ разъяснил, что гражданин, работавший по трудовому договору, при назначении (перерасчете) размера трудовой пенсии не должен зависеть от того, уплачивал ли работодатель страховые взносы в ПФР на обязательное пенсионное страхование. Федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию надлежит установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя3.

Поэтому работнику целесообразно на протяжении своей трудовой деятельности на основании ст. 62 ТК РФ обращаться к работодателю с заявлением о выдаче документов, связанных с начислением и фактической уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а главное справок о начисленной заработной плате (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). Здесь необходимо напомнить, что, находясь в статусе работника, возможно на основании ст. 237 ТК РФ инициировать возмещение морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями или бездействием работодателя. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Попытка привлечь работодателя к гражданско-правовой ответственности, например в части компенсации понесенных работником убытков, не имеет достаточных правовых оснований в силу вышеизложенных обстоятельств о наличии не частных, а, скорее, публичных отношений, связанных с социальной сферой. К тому же в рамках гражданско-правовой ответственности гражданину весьма проблематично требовать компенсацию морального вреда, нанесенного ему работодателем неуплатой налогов (ст. 151, 1099-1101 ГК РФ). Такой вывод следует из действующих норм, применимых к рассматриваемым ситуациям, так как ст. 1099 ГК РФ ограничивает возможность взыскания морального вреда с виновного лица в случае нарушения имущественных прав гражданина только, если это предусмотрено законом. Указание на возможность возмещения потерпевшему морального вреда его причинителями присутствует только в двух законах, относящихся к социальному обеспечению граждан4. Однако в законах, связанных с пенсионным обеспечением, таких норм нет.

В то же время, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность выплатить денежную компенсацию указанного вреда (ст. 151 ГК РФ). Поэтому работник может рассчитывать только на компенсацию морального вреда в случаях нарушения представителями работодателя его неимущественных прав либо при покушении на принадлежащие ему другие нематериальные блага5.

Кроме того, работник на основании обращения в соответствующие инспекции, осуществляющие контроль и надзор над соблюдением трудового и налогового законодательства, или в прокуратуру может инициировать возбуждение проверок, а затем арбитражное судопроизводство относительно взыскания недоплаченных в социальные фонды сумм, касающихся интересов работника. Следовательно, только компетентный орган или суд может обязать работодателя произвести перечисление или доначисление налоговых и иных платежей.

Из вышеизложенного следует, что по иску работника суд реально может обязать работодателя произвести отчисления, которые он «задолжал» с момента нарушения законодательства (ст. 2, 4 ГПК РФ). Но быстрее и эффективнее эта ситуация разрешится в рамках административных отношений с привлечением соответствующих органов государства, например налоговых и (или) пенсионных.

Административная ответственность наступает за различные нарушения, связанные с трудовыми отношениями.

Дела об административных правонарушениях в сфере труда рассматривают: судьи (ст. 23.1 КоАП РФ), а также органы и должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей территориальных государственных инспекций труда (ст. 23.12 КоАП РФ). Кроме того, надзор за точным исполнением руководителем трудового и иного связанного с ним законодательства осуществляют органы прокуратуры (ст. 353 ТК РФ).

Административная ответственность за нарушение законодательства о труде наступает на основании ст. 5.27 КоАП РФ и выражается в наложении административного штрафа на должностных лиц. И хотя в коммерческих организациях нет такой категории работников, как должностные лица, тем не менее ст. 2.4 КоАП РФ признает ими руководителей и других работников организации, осуществляющих административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Возбудить дело против недобросовестного работодателя при нарушении им трудового законодательства можно только после выявления данного факта к ходе официальных проверок представителями различных фондов (пенсионного, соцстраха и медстрахования), а также трудовой и (или) налоговой инспекции. Такие проверки может инициировать работник организации или индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ при привлечении работодателя (должностное лицо) к административной ответственности налагается штраф от 1000 до 5000 руб. Одновременно допустимо применять санкцию и к юридическому лицу, где руководят эти правонарушители, — от 30 000 до 50 000 руб. штрафа или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если работодатель — индивидуальный предприниматель, то в отношении него допустим штраф от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление его деятельности на срок до 90 суток. При нарушении законодательства о труде, за которое должностное лицо уже ранее понесло административное наказание, судья может назначить санкцию в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.

Выплата зарплаты «в конверте» из так называемого «фонда руководителя» означает нарушение ст. 15.1 КоАП РФ, т. е. нарушение порядка работы с денежной наличностью, а также ведения кассовых операций, расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влекущее наложение административного штрафа: на должностных лиц — в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Уклонение от своевременной и полной уплаты зарплатных налогов означает нарушение ст. 15.5-15.6 КоАП РФ. Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб. Непредставление в установленный срок либо отказ от представления в налоговые органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влекут административный штраф: для граждан — в размере от 100 до 300 руб., для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

Уголовная ответственность устанавливается за деяния, грубо нарушающие нормы трудового права, либо за нарушения, повлекшие значительные негативные последствия для работника или гражданина, ранее состоявшего в трудовых отношениях с конкретным работодателем. Уголовная ответственность, в отличие от гражданско-правовой и административной, применяется только к физическим лицам.

Правовые особенности привлечения к уголовной ответственности за противоправные налоговые деяния нашли отражения в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее — Постановление ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

За выплату зарплаты «в конвертах» должностным лицам организации грозит уголовная ответственность, если недоимки по зарплатным налогам составят крупный или особо крупный размер (примечание к ст. 199 УК РФ). Так, за уклонение от уплаты налогов и сборов в крупном размере, проявившееся в непредставлении налоговой декларации и других обязательных документов, а также в указании ложных сведений в отчетности, руководитель организации заплатит штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты либо иного дохода за период от 1 года до 2 лет. Руководителя можно даже арестовать на срок от 4 до 6 месяцев или лишить свободы на срок до 2 лет с потерей права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без таковой санкции (ст. 199 УК РФ). Аналогичная уголовная ответственность ожидает должностных лиц и в случае, когда организация не исполнит обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в крупном размере в их личных интересах.

Сокрытие в крупном размере денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых следовало взыскать недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты либо другого дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, субъектов данного преступления можно осудить на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (ст. 199.2 УК РФ).

Кроме того, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, использующее свои полномочия вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам привлекается к уголовной ответственности, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. За данное преступление законодатель предусмотрел различные наказания:

штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет;арест на срок от 3 до 6 месяцев;лишение свободы на срок до 3 лет.

В перечисленных выше статьях УК РФ ответственность должностных лиц усиливается, если их преступления повлекли тяжкие последствия для граждан и организаций или совершены в особо крупном размере. При этом лицом, выполняющим в организации управленческие функции, признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Если перечисленные деяния причинили вред интересам коммерческой организации, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. При причинении этими деяниями вреда интересам других организаций, а также гражданам, обществу или государству уголовное преследование осуществляется на общих основаниях, т. е. по заявлению о преступлении или при явке с повинной, по сообщению СМИ о совершенном или готовящемся преступлении, иных источников, а также на основании ст. 91 УПК РФ, по задержанию лица во время преступления по указанию очевидцев или потерпевших (ст. 140 УПК РФ).

Вышеизложенное означает, что работник может только быть инициатором проверки правоохранительными органами организации, в которой он работает. При фактическом подтверждении его информации работник может инициировать дальнейшее преследование и наказание виновного лица, если правоохранительный орган выявил, что преступление касается его субъективных прав и интересов.

При этом способы выплаты «черной» и «серой» заработной платы давно известны налоговым органам. Применение этих методов означает, что налогоплательщик (работодатель) действовал недобросовестно и, вовлекая работников в противоправные правоотношения, стремился лишь найти способ уклонения от налогообложения.

Поэтому необходимо принять к сведению разъяснения, содержащиеся в Постановлении ВС РФ от 28.12.2006 № 64. Согласно ст. 199 УК РФ субъектами преступления, предусмотренного данной статьей, могут быть: руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер), обязанные подписывать представляемую в налоговые органы отчетную документацию, уплачивать полно и своевременно налоги и сборы, а также иные лица, специально уполномоченные органом управления организации на совершение таких действий, лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.

Иных служащих организации-налогоплательщика, оформлявших, например, первичные документы бухучета, при наличии к тому оснований можно привлечь к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособников данного преступления, умышленно содействовавших его совершению (ч. 5 ст. 33 УК РФ).

Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) или иных сотрудников данной организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и иными действиями, в зависимости от содеянного несет ответственность как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующим частям ст. 33 и 199 УК РФ.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов предполагает прямой умысел с целью полной или частичной их неуплаты. При этом суды, как правило, при решении вопроса о наличии у лица умысла учитывают обстоятельства, исключающие вину в налоговом правонарушении (ст. 111 НК РФ).

Включение в налоговую декларацию или в иные документы, обязательно представляемые в налоговые органы, заведомо ложных сведений означает умышленное указание в них любых, не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов.

Включение в налоговую декларацию или в иные обязательные для представления в налоговый орган документы заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них сведений о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, учитываемых при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода).

Заведомо ложными сведениями могут быть также признаны не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажения в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т. п.

Если лицо в целях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов подделало официальные документы организации, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, а также штампы, печати, бланки, то его действия влекут уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198-199, ст. 327 УК РФ.

Обязательный признак составов преступлений, предусмотренных ст. 198-199 УК РФ, — крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов и (или) сборов, определяемый за период в пределах трех финансовых лет подряд.

По смыслу закона ответственность за преступления, предусмотренные ст. 198-199 УК РФ, может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый период, установленный НК РФ (например, за календарный год), если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов (сборов) составило крупный или особо крупный размер и истекли сроки их уплаты.

При исчислении с физического лица крупного или особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 198 УК РФ) складываются суммы как налогов (в том числе по каждому виду), так и сборов, не уплаченных за три финансовых года подряд. При этом учитываются лишь суммы налогов и (или) сборов, не уплаченные в бюджеты различных уровней по истечении налоговых периодов по видам налогов и (или) сборов в соответствии с НК РФ. Крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов и (или) сборов исчисляется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты, превысив 3-летний период, уже истекли.

Конкретная сумма неуплаченных налогов и (или) сборов (обязательный признак состава преступления) рассчитывается с учетом примечаний к ст. 198-199 УК РФ. Исчисляя долю неуплаченных налогов и (или) сборов (свыше 10% или 20%), исходят из суммы всех налогов и (или) сборов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд, если такая сумма составила: по ст. 198 УК РФ — соответственно более 100 000 руб. и более 500 000 руб., по ст. 199 УК РФ — соответственно более 500 000 руб. и более 2 500 000 руб. Выявленная сумма неуплаченных налогов (сборов) включается в общую сумму налогов (сборов), подлежащих уплате.

Если лицо как юридический или фактический руководитель нескольких организаций в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, то его действия квалифицируются по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199 УК РФ. Если налогоплательщик не представил налоговую декларацию или иные обязательные для представления документы либо включил в налоговую декларацию или в эти документы заведомо ложные сведения, в том числе в случаях подачи в налоговый орган заявления о дополнении и изменении налоговой декларации после истечения срока ее подачи, но затем до истечения срока уплаты налога и (или) сбора сумму обязательного взноса уплатил (п. 4 ст. 81 НК РФ), добровольно и окончательно отказавшись от доведения преступления до конца (ч. 2 ст. 31 УК РФ), то в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 198-199 УК РФ.

Доказательственную базу по названным выше правонарушениям собрать хотя и трудно, но возможно.

Бывшие работники комбината просили возместить невыплаченные их работодателями пенсионные взносы с «теневой» части зарплаты, получаемой «в конверте». В результате комплексной проверки работниками прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой службы, ПФР и других органов установлено, что на предприятии действовало несколько схем ухода от налогообложения, что за полученную зарплату работник расписывался не в ведомости, а в договорах купли-продажи акций предприятия-работодателя. Такая практика означала, что организация продавала работникам акции по мизерной цене и тут же их выкупала по высокой цене, соответствующей размеру зарплаты работника. Данная схема позволяла компании юридически грамотно уходить от зарплатных налогов, но на личные счета работников в отделениях ПФР не поступали соответствующие суммы.

Комплексная проверка состоялась по жалобам бывших сотрудников организации, сообщивших, что работодатель ведет двойную бухгалтерию: администрация выплачивает им большую зарплату, а в ПФР направляет лишь небольшую часть отчислений.

Департамент экономической безопасности МВД России провел в связи с этими жалобами финансовую проверку данной организации, в ходе которой выяснилось, что работодатель успел уничтожить бумажные носители ведомостей по выплате работникам зарплаты. Тогда из бухгалтерии и у сотрудничающих с ней служб (машиносчетной станции, планово-финансового и иных подразделений) были изъяты жесткие диски компьютеров, в базе данных которых были найдены ведомости по выплате «теневых» зарплат за последние четыре месяца.

Дальнейшие арифметически расчеты показали, что только за это время организация не выплатила налогов на сумму около 500 000 руб. Но поскольку налоговая инспекция наделена правом считать сумму неуплаченных налогов по аналогии, с организации было решено взыскать значительно большие суммы, сокрытые от налогообложения. Арбитражный суд принял доводы налоговиков и ПФР и обязал эту организацию перечислить НДФЛ и ЕСН в общей сумме 1,1 млн руб. В свою очередь, суд обязал эти органы доначислить пострадавшим лицам часть указанных взносов.

Действия органов власти по реализации государственных гарантий

Статья 130 ТК РФ содержит перечень основных государственных гарантий по оплате труда работников, в числе которых:

государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;сроки и очередность выплаты заработной платы.

Проблема перечисления соответствующих средств в пенсионный и иные фонды в период социально-экономических реформ стала настолько актуальной, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 275 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» при органах исполнительной власти практически всех субъектов РФ созданы и действуют межведомственные комиссии, в работе которых участвуют представители госинспекций труда в субъектах РФ, органов прокуратуры, территориальных органов ФНС России, Росфиннадзора, ПФР, ФСС России, Федерального казначейства, региональных Управлений ГУВД по борьбе с экономическими преступлениями, представители объединений работодателей и профсоюзов, правомочные принимать консолидированные меры по погашению долгов организаций по заработной плате и по легализации «теневой» заработной платы.

С этой целью федеральные органы заключают двухсторонние соглашения, позволяющие усилить борьбу с выплатами «серых» зарплат и совершенствовать методы решения поставленных перед этими органами функциональных задач.

Так, Федеральная служба страхового надзора (ФССН) и ФНС подписали соглашение об информационном взаимодействии, цель которого — борьба со страховыми зарплатными схемами уклонения от налогов, используемыми всеми предприятиями, выплачивающими сотрудникам зарплату в «конвертах». В связи с заключением вышеназванного соглашения работникам налоговых органов окажут помощь сотрудники ФССН. Заключенное соглашение предусматривает, что стороны будут проводить совместные мероприятия по предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах, обмениваться опытом и информацией.

Подготовлен проект соглашения об информационном взаимодействии между Рострудом и ФНС, цель которого — искоренить «серые» зарплаты. Предполагается, что специалисты ФССН получат право направлять в ФНС информацию о возможных проблемах работодателя по выплате зарплат.

В процессе обработки налоговых деклараций было выявлено 156 тыс. работодателей-нарушителей, не перечисливших в бюджет собираемый с граждан НДФЛ. В план выездных налоговых проверок были включены 10 тыс. работодателей, доначисливших в бюджет 2,4 млрд руб. В ФНС считают, что после завершения анализа доначисления составят более 6 млрд руб.

В настоящее время штрафы для работодателей, не перечисливших подоходный налог, составляют 20% от неуплаченной суммы. Выявляя различные злоупотребления предпринимателей, вплоть до «пропажи» бюджетных средств, работники налоговых органов предполагают передавать дела нерадивых работодателей в МВД России для возбуждения уголовных дел по таким преступлениям, как кража, неисполнение обязанностей налогового агента, присвоение или растрата6.

Как видно из изложенной выше информации, компетентные органы власти прикладывают немало усилий, чтобы исправить сложившуюся негативную обстановку со своевременной и полной выплатой работникам заработанных ими денежных средств. Тем не менее, проанализировав эту проблему, автор делает следующие выводы.

Во-первых, следует снизить базовую ставку ЕСН для основной массы налогоплательщиков с 26 до 12-13% при условии, что бремя ее выплаты необходимо возложить на работодателя (10%) и на работника (2-3%).

Во-вторых, обращения работающих граждан и работодателей в органы законодательной и исполнительной власти обусловлены недостаточным знанием трудового законодательства, неумением работников отстоять и защитить в реальной жизненной ситуации свои конституционные права и гарантии.

В-третьих, сложившаяся судебная практика прекращения производства по делу об административном правонарушении не способствует пресечению нарушений трудовых прав граждан. К сожалению, в КоАП РФ не урегулирован механизм обжалования судебных решений должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе государственных инспекторов труда.

В-четвертых, у работодателя отсутствует экономическая и иная заинтересованность в уплате зарплатных налогов, а работник не несет никакой ответственности за сокрытие своих доходов, в том числе в виде получаемого заработка.

По мнению автора, следует ввести норму, освобождающую работника от ответственности за сокрытие своих доходов в случае сообщения об обнаружении им событий, когда работодатель скрывает факты неуплаты ЕСН, поскольку такое изменение законодательства кардинально будет способствовать выполнению работодателем своих обязанностей налоговых агентов (налогоплательщиков).

Согласно ст. 25.1-25.11 КоАП РФ должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, не будучи участниками производства по делам об административных правонарушениях, не имеют права участвовать в рассмотрении дела, давать объяснения, представлять доказательства, обжаловать судебные решения. Учитывая отсутствие прокурорского надзора за рассмотрением дел об административных правонарушениях, в судах сложилась практика рассмотрения подобных дел с участием только лица, совершившего административное правонарушение.

В связи с этим мировые судьи из-за неполноты представленных материалов, как правило, возвращают материалы об административных правонарушениях без рассмотрения. Но отсутствующие документы можно восполнить при рассмотрении дела, если бы в судебном заседании участвовал госинспектор труда, составивший протокол об административном правонарушении. При этом судьи в качестве причин возвращения материалов об административных правонарушениях указывают отсутствие в деле разнообразных документов, например: устава организации, приказа, распоряжения, решения общего собрания о назначении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, на указанную должность; должностные обязанности, оформленные в установленном порядке иные документы, необходимые для всестороннего, законного рассмотрения.

Кроме того, согласно КоАП РФ лица, составившие протокол об административном правонарушении, не извещаются о дате рассмотрения дел о дисквалификации должностных лиц, в связи с чем они лишены возможности поддержать в суде свою позицию по таким делам, в результате чего бывают случаи принятия судьями постановлений об отказе в дисквалификации без достаточных к тому оснований.

Более того, если мировой судья не направит должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, постановление в течение трех дней со дня его вынесения, подать заявление на принесение протеста в прокуратуру невозможно, поскольку копии вынесенных мировыми судьями постановлений в госинспекции труда направляются по истечении 10 дней.

В некоторых случаях мировые судьи без предусмотренных законом оснований переквалифицируют совершенное административное правонарушение с ч. 2 ст. 5.27 на ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и применяют административное наказание в виде штрафа, хотя подобной переквалификации КоАП РФ не предусмотрено.

К подобным недоработкам административного законодательства, как считает Роструд, можно отнести следующее7. Лицо считается совершившим административное правонарушение в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Существующее положение ставит в более выгодное положение лиц, уклоняющихся от уплаты штрафа за впервые совершенное административное правонарушение.

При освобождении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении по основанию малозначительности совершенного правонарушения, не всегда мировыми судьями учитывается характер совершенного проступка. Признавая административное правонарушение малозначительным и прекращая дело об административном правонарушении, ограничившись устным замечанием, мировые судьи не принимают во внимание, что правонарушения заключаются в невыплате заработной платы работникам.

1 Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ч. 1 ст. 19 НК РФ). В свою очередь, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ).
2 См., напр., постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2007 по делу № 17АП-3751/07-АК; Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 28.07.2006 № ВЕ-6-04/742.
3 Постановление от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А. С. Муратова и Т. В. Шестаковой»
4 См.: п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; ст. 15 Закона РФ от 28.06.91 № 1499-I «О медицинском страховании граждан в РСФСР».
5 Неимущественными правами и нематериальными благами, в частности признаются: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, на которые не распространяется исковая давность, кроме случаев, предусмотренных законом (см. ст. 150, 208 и др. ГК РФ).
6 Налоговики создали базу данных доходов россиян // Коммерсант. 2007. 19 окт.; информация на сайте «Lenta.ru» от 20 октября 2007 г.
7 Доклад Федеральной службы по труду и занятости «О результатах работы в 2006 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (http://www.rostrud.info).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.