Некоторые аспекты применения ст. 75 Трудового кодекса РФ

180
В настоящее время отсутствует однообразное законодательное определение процедуры увольнения руководителей высшего звена (так называемых топ-менеджеров) в связи со сменой собственника имущества организации. Это влечет неоднозначное понимание сути правовых последствий применения ст. 75 ТК РФ. В трудовом законодательстве нет комплексной регламентации увольнения данной категории работников, также нет отсылки к нормам гражданского законодательства, связанным с переходом прав собственности на имущество организации. Рассмотрим особенности и нюансы применения ст. 75 ТК РФ.

Часть 1 ст. 75 ТК РФ гласит: «При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером».

Однако реализация условий данной нормы является сложной, прежде всего для лиц, участвующих в процедуре расторжения трудового договора с указанной категорией работников. Речь идет о руководителе организации (по отношению к своим заместителям), участниках (акционерах) различных хозяйственных товариществ и обществ, собственниках иных организаций, их органов (по отношению к руководителю организации), а также работниках кадровых служб (далее — заинтересованные лица).

Не вполне ясными являются отдельные юридически значимые положения, отраженные в ч. 1 ст. 75 ТК РФ, в частности не раскрывается содержание примененных в ней названий должностей, которые часто расходятся с наименованиями должностей, употребляемых на практике при формировании штатного расписания.

В ТК РФ вообще нет упоминания о такой категории работников, как топ-менеджеры, однако на практике это понятие очень распространено и включает должности всех руководящих работников организации. Российские современные словари придают понятию «топ-менеджер» следующее значение: высокостатусные члены различных обществ, учреждений и предприятий; управляющий высшей квалификации; руководитель предприятия, имеющего большой финансовый оборот, и т. п. Тем не менее все они так или иначе сводят это понятие к единственному значению — администрация юридического лица, созданного на базе любой формы собственности с избранной его учредителями организационно-правовой структурой его управления. При этом к администрации принято относить руководителя организации (президента, директора и т. п.), его заместителей (вице-президентов, помощников генерального директора), исполнительных директоров, главного бухгалтера, а также ведущих топ-менеджеров. Причем к ведущим (топ) менеджерам относят должности главных специалистов (например, главного инженера, главного механика и иные должности, имеющие в названии слово «главный») и должности, содержащие слово «ведущий» (конструктор, архитектор и т. п.). Из этого можно сделать вывод, что понятие «топ-менеджер» можно воспринимать в широком и узком смыслах, определяя его значение по субъективному усмотрению, что при отсутствии легального толкования может привести к произвольной трактовке этого термина при рассмотрении и разрешении трудового спора.

В ТК РФ в отличие от КЗоТ, действовавшего ранее, нет понятия «администрация предприятия, учреждения, организации», объединяющего должности, связанные с оперативным управлением юридическим лицом. ТК РФ не содержит и таких часто применяемых в коммерческих структурах понятий, как исполнительный директор или вице-директор. Кстати, приставка «вице» имеет не одно значение, а может пониматься и как помощник, и как заместитель по какой-либо должности, что очень существенно для юридической оценки служебной иерархической позиции работника. Если, например, должность топ-менеджера будет в локальных актах организации определена как помощник директора, то увольнение работника, имеющего такой статус, по основаниям, касающимся заместителей директора (см. ст. 75, 81, 195 ТК РФ), формально невозможно, как и предоставление им предусмотренных в ТК РФ гарантий (см. ст. 73 и 181).

Из буквального толкования и формально-юридического содержания ч. 1 ст. 75 ТК РФ следует, что отдельные управленческие должности, несмотря на их фактическую статусно-ролевую принадлежность к топ-менеджерам, не подпадают под перечень лиц, которых возможно уволить по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Таким образом, новый собственник не может законным образом уволить всю предыдущую команду топ-менеджеров, если предыдущий собственник при формировании штатного расписания вводил, например, вместо главного бухгалтера должность старшего бухгалтера, а вместо должности заместителя директора по финансовым вопросам существовала должность помощника президента или вице-директора по общим вопросам либо финансового директора. В подобном случае у нового собственника не будет юридического основания расторгнуть с этими работниками трудовой договор, руководствуясь правилами ч. 1 ст. 75 ТК РФ, так как формально (буквально) они не занимают должности заместителей руководителя организации.

В связи с этой проблемой хотелось обратить внимание на следующее: если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» было поручено Министерству труда и социального развития РФ организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, разработку Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКСДРСС) и порядка их применения, а также утвердить указанные справочники и порядок их применения.

Минтруд России выполнил поручение Правительства РФ частично, затем работа по созданию полного ЕКСДРСС не продолжилась. Так, постановлениями Минтруда России от 29.01.2004 № 5 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор» и от 22.04.2004 № 51 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики отдельных категорий работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» утверждены только два раздела ЕКСДРСС, содержащие квалификационные характеристики указанных категорий работников.

Одновременно Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 № 9 утвержден Порядок применения ЕКСДРСС, который прошел регистрацию в Минюсте России (09.03.2004 № 5628), был опубликован в надлежащих информационных источниках («Российская газета», № 56, 19.03.2004; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 14, 05.04.2004) и, следовательно, обязателен для практического применения.

В п. 1 Порядка применения ЕКСДРСС определено, что он предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. В п. 4 Порядка применения ЕКСДРСС сказано, что квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между указанными категориями работников, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Кроме того, в п. 6 и 7 Порядка применения ЕКСДРСС уточняется, что квалификационные характеристики должностей заместителей руководителей не разрабатывались, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе требований, содержащихся в характеристиках соответствующих должностей руководителей. При этом соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией организации.

Тем не менее в аспекте рассматриваемой темы базовым актом для правоприменения является ТК РФ, который неоднократно отсылает, в частности в ст. 57, не к единым справочникам, определяющим тарифно-квалификационные и квалификационные требования к рабочим и служащим, а к квалификационным справочникам, содержащим квалификационные характеристики по определенным должностям, профессиям и специальностям.

В настоящее время на основании Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), введенного в действие с 01.01.99, создан и действует Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее — КСДРСС), утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 371. Учитывая, что КСДРСС был издан до введения в действие ТК РФ и отражения в последнем требований об обязательном использовании квалификационных справочников в указанных в нем случаях, то в связи с отсутствием соответствующих отраслевых разделов в ЕКСДРСС правоприменителям нужно использовать в необходимых случаях, исходя из общеправового принципа аналогии закона, содержание действующего КСДРСС, тем более что он за последние годы неоднократно подвергался изменениям и изложен в настоящее время в редакции от 17.09.2007.

В отличие от ЕКСДРСС, где разработка квалификационных характеристик должностей заместителей руководителей не предусмотрена в связи с тем, что их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе требований, содержащихся в характеристиках соответствующих должностей руководителей, КСДРСС содержит ряд таких должностей, в том числе должность заместителя директора по финансам, а также по управлению персоналом. Здесь следует обратить внимание на следующее. Разработчики КСДРСС (Институт труда Минтрудсоцразвития России) и специалисты Минтруда России не учли, что при правоприменительной деятельности правовые последствия вытекают исходя из формализованного характера требований нормативно-правовых актов. Видимо, не учтя этот существенный юридический нюанс, Минтруд России не указал в своих разъяснениях по применению КСДРСС, что при использовании названия должности «финансовый директор» нужно сопровождать его и уточняющим наименованием «заместитель директора по финансам» либо отражать в штатном расписании и в иных, изданных на его основе локальных документах эти два наименования должности через дефис.

Кроме того, следует обратить внимание, что п. 2 Постановления Минтруда России от 21.08.98 № 37, содержащий разъяснение о рекомендательном характере КСДРСС, вошел в данной части в противоречие как с изложенными в нем позднее иными установлениями (что будет показано ниже), так и с императивными требованиями, находящимися в ст. 57, 143 и 144 ТК РФ, о применении в необходимых случаях любых действующих квалификационных справочников. К таким квалификационным справочникам законодательство о труде относит справочники, изданные и утвержденные Минтрудом России и его правопреемниками по указанию Правительства Российской Федерации. Учитывая, что КСДРСС издан Минтрудом России в соответствии с Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (п. 8.3), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 № 480, то он имеет юридическую силу нормативного акта, о чем в нем неоднократно упоминается с внесением в него последующих изменений.

Исходя из вышеизложенного, введение в штатные расписания должностей руководителей, специалистов и служащих, не соответствующих должностям, содержащимся в КСДРСС, возможно только в двух случаях.

1. Когда в КСДРСС нет сходных квалификационных характеристик для должностей, реально необходимых для выполнения работ, оказания услуг или исполнения иной хозяйственной деятельности.

2. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям не связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие каких-либо трудо-правовых ограничений.

С должностями руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера связано не только предоставление льгот и гарантий, но и ограничение их права на труд в отдельной организации, содержащееся в ч. 1 ст. 75 ТК РФ. Поэтому введение в штатное расписание, а затем и фиксация в трудовом договоре названия какой-либо иной должности, чем указана в КСДРСС (в то же время соответствующей своими квалификационными характеристиками какой-либо должности, указанной в КСДРСС), будет являться прямым нарушением требований ч. 2 ст. 57 ТК РФ. Данное нарушение закона, как уже выше было отмечено, повлечет на практике сложно разрешимые задачи для всех заинтересованных лиц и потенциально может отразиться на них не только в виде штрафных санкций, предусмотренных в ст. 5.27 КоАП РФ, но и в невозможности уволить таких топ-менеджеров по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Анализ общеотраслевых квалификационных характеристик должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях, позволяет констатировать, что в КСДРСС среди должностей руководителей (топ-менеджеров в широком смысле этого слова) нет большинства должностей, которые в угоду безосновательного подражания иностранным «словизмам» вводятся в штатные расписания коммерческих организаций. Подменяя, таким образом, юридически значимые наименования должностей иными их названиями, сам работодатель затрудняет привлечение, например, к дисциплинарной ответственности лиц, выполняющих с нарушением норм законодательства о труде те или иные управленческие функции, а также в других случаях (см.: ч. 2 ст. 59, ч. 5 ст. 70, ч. 4 ст. 73, п. 9 и 10 ст. 81, ст. 145, 181, 195, ч. 2 ст. 243 ТК РФ).

Кроме того, в ТК РФ отсутствует правовой механизм (соответствующие нормы) увольнения топ-менеджеров при реорганизации юридического лица, что также связано в отдельных указанных ниже случаях со сменой собственника имущества организации.

В ТК РФ также не раскрывается понятие организации. Следует напомнить, что работодатель — физическое лицо, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, приравнен к юридическому лицу (организации). Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Определение организаций дано в п. 2 ст. 11 НК РФ. Это юрлица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юрлица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Что же означает смена собственника имущества организации?

У рядовых работников смена собственника ассоциируется, во-первых, со сменой учредителя (создателя) коммерческой или иной организации, во-вторых, со сменой в высшем органе управления организацией одного участника (акционера), доминирующего своим долевым вкладом в уставном капитале организации среди других участников (акционеров, если общество создано несколькими участниками) и, в-третьих, со сменой руководителя организации.

Последняя ассоциация у работников ошибочна по своей правовой сути. Исходя из правовых оснований, права и обязанности работодателя-юрлица в трудовых отношениях осуществляются органами его управления или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном в главе 43 ТК РФ (ст. 273281), других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, учредительных документах организации и локальных нормативных актах.

Согласно ст. 53 ГК РФ юрлицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации работодателем является именно организация, а не ее представитель в лице руководителя — единоличного или коллегиального исполнительного органа управления. Как правило, руководителем организации является физическое лицо, действующее как единоличный орган оперативного управления. При этом полномочиями перспективного, стратегического, а в необходимых случаях и оперативного управления деятельностью организации обладают общее собрания и (или) ее совет директоров. Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 274 ТК РФ).

Согласно правилам, изложенным в п. 1 ст. 66 ГК РФ, имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Такое же правило действует в случаях, когда хозяйственное общество создано одним лицом, которое становится его единственным участником и возлагает на себя обязанности руководителя организации.

Следовательно, смена руководителя организации или смена лиц в высших органах управления организации не является сменой собственника имущества организации.

Возможность расторжения трудового договора с топ-менеджерами

Прежде всего нужно определиться с правовым значением понятия «собственник имущества», которое содержится в ст. 209 ГК РФ. Из этой статьи следует, что собственником может считаться только лицо, которому одновременно принадлежат на основании правоустанавливающих документов или в силу закона права владения, пользования и распоряжения. Только такое лицо вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Из ч. 1 ст. 75 ТК РФ следует, что новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с указанными в ней категориями работников. Однако ТК РФ не дает ответы на вопросы, от которых зависит возможность применения ч. 1 ст. 75 ТК РФ. Основополагающим среди массы возникающих вопросов при прочтении этой части ст. 75 ТК РФ является вопрос: что следует понимать под сменой собственника имущества организации?

Немаловажным является и то, с какими юридическими фактами связано ограничение права на труд в конкретной организации работников, указанных в ч. 1 ст. 75 ТК РФ; с каким объемом и составом имущества связано проведение гражданских сделок; с какими действиями заинтересованных лиц связан момент перехода права собственности на имущество организации и каким образом это оформляется. Следует отметить, что при отсутствии в ТК РФ этой информации в нем нет и отсылки заинтересованных лиц к той отрасли права, в которой находятся ответы на эти вопросы.

Рассмотрим в общих чертах требования гражданского законодательства к совершению сделок с имуществом. Гражданское законодательство не содержит понятия смены собственника имущества организации, примененного в ТК РФ, а использует термин «переход (передача) права собственности на имущество». В целях устранения нестыковки в разноотраслевой терминологии в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление ВС РФ № 2) разъяснено следующее. Под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности при приватизации государственного или муниципального имущества, т. е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 217 ГК РФ); при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (национализация, согласно ч. 3 п. 2 ст. 235 ГК РФ); при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта РФ и наоборот.

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 66 и п. 3 ст. 213 ГК РФ собственником имущества, созданного за счет вкладов учредителей (участников) хозяйственных товариществ и обществ, а также произведенного и приобретенного хозяйственными товариществами или обществами в процессе их деятельности, является общество или товарищество, а участники в силу абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК РФ имеют лишь обязательственные права в отношении юрлиц, изменение состава участников не может служить основанием для прекращения трудового договора по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с лицами, перечисленными в этой норме, так как в этом случае смены собственника имущества не происходит.

Судам необходимо иметь в виду, что увольнение по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи со сменой собственника имущества организации допустимо лишь в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера. При этом следует учитывать, что расторжение трудового договора по названному основанию возможно лишь в случае смены собственника имущества организации в целом. Указанные лица не могут быть уволены по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ при изменении подведомственности (подчиненности) организации, если при этом не произошла смена собственника имущества организации.

Из данного разъяснения вытекает, что суды при разрешении соответствующих дел должны признавать увольнение топ-менеджеров в связи со сменой собственника имущества организации законным, если к новому собственнику перешло право на это имущество в целом, а не на отдельные его части. Причем в Постановлении ВС РФ № 2 не указан состав имущества, с которым связано понятие перехода право собственности на имущество организации в целом, следовательно, к такому имуществу может относиться любое, если в законе нет каких-либо ограничений. В связи с этим возникают следующие вопросы: какое имущество разрешено законом иметь в собственности юридическим лицам? Каким образом они могут его приобретать и отчуждать? ТК РФ не содержит ответов на подобные вопросы.

Уточним, что же может входить в состав имущества организации?

В ст. 213 ГК РФ определено, что в собственности юрлиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которые в соответствии с законом не могут им принадлежать. По количеству и стоимости имущества, находящегося в собственности организаций, ограничений нет, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом. Ограничения могут устанавливаться только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В свою очередь, в ст. 128 ГК РФ дается перечень объектов гражданских прав, которые входят в понятие «имущество», а в ст. 132 ГК РФ отдельно рассмотрен вопрос об особенностях такого имущества, коим является предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Из данной нормы следует, что предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью, которая может выступать в качестве объекта купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следует выяснить, в чьей собственности находится имущество, о котором идет речь в ст. 75 ТК РФ, и кто имеет право распоряжаться им. В ст. 48 ГК РФ установлено, что в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юрлица либо вещные права на его имущество. К юрлицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юрлицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. К юрлицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Из этого следует, что не участники (учредители) коммерческих и некоммерческих организаций, а непосредственно организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их участниками, а также имущества, приобретенного этими юрлицами по иным основаниям. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами. Участники всех этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. Следовательно, пока действует организация, право распоряжения ее имуществом существует у тех ее органов, которые в силу закона и устава этой организации имеют возможность в той или иной степени влиять на создание, приобретение и отчуждение имущества, принадлежащего конкретной организации.

Что же касается государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, то их правовое отношение к имуществу, находящемуся в их владении и пользовании, определено, в частности, в ст. 125, 214, 215, 217, 294, 296 ГК РФ.

В ст. 218, 219, 223 ГК РФ перечислены основания возникновения, приобретения и перехода права собственности на имущество, которое может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае реорганизации юрлица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юрлицам — правопреемникам реорганизованного юрлица. На основании правила, содержащегося в абз. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ, по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Учтем, что переход (передача) права собственности на имущество организации связан с моментом возникновения права собственности у нового собственника. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

При переходе права собственности в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией этого юридического факта может потребоваться и специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

Следует рассмотреть особенности смены собственника имущества организации при ее реорганизации и изменении подведомственности или подчиненности.

В п. 32 Постановления ВС РФ № 2 отмечено, что указанные ч.1 ст. 75 ТК РФ лица не могут быть уволены по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ при изменении подведомственности (подчиненности) организации, если при этом не произошла смена собственника имущества организации. В ГК РФ нет такого основания возникновения, приобретения, перехода или прекращения права собственности на имущество, которое связано с изменением подведомственности (подчиненности) организации. При этом изменение подведомственности (подчиненности) организации, как правило, касается организаций, созданных органами государственной власти или органами местного самоуправления. Следовательно, исходя из положений ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, смена собственника такого имущества может произойти, если соответствующий орган управления государственным имуществом, аналогичный орган субъекта федерации или муниципального образования совершит передачу прав на принадлежащее ему имущество иному органу, относящемуся к той же форме собственности.

В абз. 3 п. 2 ст. 218 ГК РФ указано, что в случае реорганизации юрлица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к его правопреемникам. Следовательно, при реорганизации юрлица происходит смена собственника имущества, так как закон прямо указывает на переход в таких случаях права собственности на имущество реорганизованного юрлица к его правопреемникам. Получается, новый собственник имущества реорганизованного юрлица должен иметь возможность применения правил ч. 1 ст. 75 ТК РФ, связанных с увольнением топ-менеджеров по п. 4 ст. 81 ТК РФ.

Однако из ч. 5 ст. 75 ТК РФ следует, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, без исключения из этого правила такой категории работников, как топ-менеджеры. Возникает нестыковка между правилами ч. 5 и ч. 1 ст. 75 ТК РФ, кроме того, в ч. 5 указанной статьи не учтены правила ст. 218 ГК РФ. При этом следует отметить, что в Постановлении ВС РФ № 2 обойден вниманием вопрос о действиях заинтересованных лиц при проведении тех видов реорганизации юрлица, с которыми связана смена собственника имущества организации.

Правила реорганизации юрлица установлены ст. 57, 60 ГК РФ. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юрлиц. При реорганизации юрлица в форме присоединения к нему другого юрлица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юрлиц записи о прекращении деятельности присоединенного юрлица.

Таким образом, для случаев, связанных с реорганизацией юрлица, необходимо в первую очередь произвести регистрацию это факта по правилам, изложенным в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 01.12.2007). В соответствии с этим законом моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. При этом регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа установлены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 27.07.2007). Следовательно, моментом отсчета трехмесячного срока для реализации правил ч. 1 ст. 75 ТК РФ будет считаться день внесения в государственный реестр юрлиц записи о регистрации того или иного вида их реорганизации.

Что же требуется, чтобы соответствующие органы государственной власти признали реорганизацию юрлица правомерной, а с моментом проведения регистрации реорганизации признать и факт смены собственника имущества организации? С этой целью заинтересованным лицам потребуется соблюсти правила, содержащиеся в ст. 57, 60 ГК РФ. Из содержания этих статей следует, что безусловно признать видами реформирования, при которых произошла смена собственника имущества, можно только слияние, присоединение, разделение, выделение.

Отдельного внимания заслуживает реорганизация юрлица в виде преобразования, которая также сопряжена с переходом прав и обязанностей реорганизованного юрлица к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Однако происходит только трансформация юрлица одного вида в юридическое лицо другого вида. Например, согласно п. 1 ст. 68 ГК РФ хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном настоящим ТК РФ. Иными словами, в таком случае может не меняться состав имущества юрлица и его руководящих органов (кроме их названия, функций и компетенции), персонал, т. е. происходит изменение только его организационно-правовой формы.

По иному обстоит дело с проведением реорганизации юрлица в виде его слияния или присоединения с иным юрлицом или юрлицами, а также разделения какого-либо юрлица или выделения из него другого юрлица. В этих случаях, безусловно, происходит и изменение состава имущества у реорганизованных юрлиц, и возникновение своих собственных органов управления во вновь образованных юрлицах, и состав персонала реорганизованного юрлица, скорее всего, существенно изменится.

Согласно ст. 58 и 59 ГК РФ при слиянии юрлиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юрлицу в соответствии с передаточным актом, а при присоединении юрлица к другому юрлицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юрлица в объеме, отраженном в передаточном акте. При разделении какого-либо юрлица или выделении из него другого юрлица или юрлиц их права и обязанности формируются в соответствии с разделительным балансом.

При этом что передаточный акт, что разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются участниками юрлица или органом, принявшим решение об их реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юрлиц или внесения изменений в учредительные документы существующих. Непредставление вместе с учредительными документами соответствующего документа, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юрлица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юрлиц.

В реальной жизни кроме правовых действуют и неправовые механизмы реорганизации юрлиц, а также способы и методы смены собственника имущества организации, например путем ее поглощения. В современной цивилистической литературе под поглощением понимается два вида реорганизации юрлиц, внешне полностью соответствующие требованиям ГК РФ:

прекращение деятельности сразу нескольких юрлиц путем их слияние в одно — поглощение третьим лицом, которое образует самостоятельное юрлицо;присоединение одного к другому, что называется поглощением вторым лицом, которое сохраняет свой юридический статус.

Причины таких реорганизаций могут быть не только добровольными. Причем недобровольные также могут быть двух видов, в зависимости от методов их осуществления:

1) правовой. В результате решения компетентного государственного органа, например суда;

2) неправовой. В результате рейдерства (фальсификации документов, вплоть до решений суда, скупки акций или изменений в реестре в обход законного порядка и т. п.).

Поэтому в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может осуществляться лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Выводы и предложения

Из норм ГК РФ и Постановления ВС РФ № 2, касающихся порядка применения ч. 1 ст. 75 ТК РФ, следует, что случаи, с которыми связано увольнение руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера существенно ограничены. При этом следует учесть, что возможность увольнения по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ также ограничена таким формальным основанием, как конкретность наименования должности, которую нужно присваивать должностным лицами организации в соответствии с требованиями закона.

Действующие законы допускают только для руководителей организации иметь различные названия занимаемой должности и связывают это с определением ее наименования в учредительных документах организации. Как известно, диапазон вариантов названия должности руководителя организации, определенный в соответствующих законах, может быть довольно широким и связан с организационно-правовой формой юридического лица. Например, в акционерных обществах — генеральный директор или директор, в обществах с ограниченной ответственностью — президент, генеральный директор или любое иное наименование.

Следует также отметить, что такое название, как генеральный директор, чаще всего вводится искусственно, так как не связано со структурой управления организацией в целом типа холдинга, т. е. в компетенции управления генерального директора отсутствуют какие-либо дочерние или по-иному зависимые организации, имеющие своих директоров (руководителей предприятий, учреждений, т. е. самостоятельных юрлиц).

Факт реорганизации юрлица (вопреки сути вышерассмотренных норм ГК РФ) не должен порождать негативных правовых последствий для руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера в виде увольнения по п. 4 ст. 81 ТК РФ, если только они сами не проявят инициативы расторгнуть трудовой договор. Такой вывод следует из ч. 4 и 5 ст. 75 ТК РФ, где указано, что реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, а при отказе работников от продолжения работы в случае реорганизации юрлица трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ.

Однако любая реорганизация (кроме изменения организационно-правовой формы) порождает необходимость решения кадровых вопросов. При поглощении организации собственники поглотившего юрлица обязаны по передаточному акту принять в свой штат весь трудовой коллектив поглощенной организации. Если руководящие работники поглощенного юрлица, чьи должности дублируются, сами не изъявят желание уволиться по п. 6 ст. 77 ТК РФ, то законным основанием для их увольнения будет сокращение их штатных единиц. Увольнение в такой ситуации должно осуществляться по п. 2 ст. 81 ТК РФ, что гарантирует сокращаемым работникам выплату выходного пособия в соответствии с требованиями ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ. Кроме того, новым работодателям необходимо соблюдать положения, изложенные в ч. 3 ст. 81, ст. 179 и 180 ТК РФ.

Что касается увольнения топ-менеджеров работодателем — индивидуальным предпринимателем, то в отношении данного работодателя существуют особенности. Дело в том, что ч. 1 ст. 75 ТК РФ допускает расторгнуть трудовой договор по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с топ-менеджерами только юрлицам (организации). Переход права собственности на имущество индивидуального предпринимателя порождает прекращение его деятельности, что предполагает увольнение нанятых им работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В условиях недостаточного урегулирования процесса реорганизации юрлица в части увольнения топ-менеджеров автор видит один возможный выход из создавшегося положения. Учитывая, что решение о слиянии, присоединении, выделении и разделении юрлиц принимается, как правило, высшим органом управления, то данный орган должен заранее (до начала процесса регистрации реорганизации) иметь установленную законом возможность принять решение о сокращении штата и численности всего персонала, не востребованного новым собственником. В этих целях данный орган на какое-то время должен по закону возложить на себя обязанность (на своего представителя) по оперативному управлению организацией и проведению процедуры сокращения штата (численности) организации в порядке, установленном ТК РФ. Только при принятии таких мер в отношении всех работников реорганизуемого юрлица будет соблюден принцип ограничения их права на труд в конкретной организации на основании закона, выражающийся в получении информации о сокращении занимаемых ими штатных единиц заблаговременно.

Также автор считает необходимым вернуться к используемому ранее понятию «администрация» или легализовать и раскрыть в ТК РФ либо в соответствующих подзаконных актах понятие «топ-менеджер». Для этого следует ввести в существующее в ст. 33 и 34 ТК РФ определение понятия представителей работодателя термин «администрация» с приданием ему следующего значения: руководители юридических лиц всех форм собственности и организационно-правовых форм, которые входят в аппарат управления, т. е. круг лиц, уполномоченных по своим функциональным обязанностям осуществлять оперативное управление данным юрлицом в тех или иных сферах его деятельности.

Кроме того, в ТК РФ необходимо внести условие о том, что выполнение управленческих функций без замещения надлежаще поименованных должностей запрещается. В этих целях необходимо либо официально закрепить примерный перечень таких должностей, относящихся к представителям администрации, либо ввести в Кодекс или дать в нем ссылку на конкретный подзаконный акт, содержащий их родовое и видовое отличие от иных должностей служащих. При этом на основе федерального перечня в каждой организации должен быть сформирован внутренний перечень таких должностей по аналогии с перечнем должностей с ненормированным рабочим днем (ст. 119 ТК РФ). Формирование локального перечня управленческих должностей должно происходить не только по занимаемой должности, но и исходя из функционально-квалификационных характеристик, отраженных в обязательно создаваемой на каждое служебное место должностной инструкции. Должностная инструкция должна создаваться, если в трудовом договоре не будет дана ссылка на соответствующий квалификационный справочник, при этом перечень администрации должен уточняться по фактически выполняемой работе.

1 Текст постановления опубликован в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1998 г., № 12.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль