Cофинансирование пенсионных взносов граждан (Комментарий к Федеральному закону от 30.04.2008 № 56-ФЗ)

96
Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» утверждена система пополнения пенсионных накоплений граждан. Закон вступит в силу с 1.10.2008. С этого момента наряду с будущими пенсионерами и государством в формировании пенсии своих работников смогут участвовать и работодатели. 

Как формировался новый закон

Пенсия среднестатистического россиянина на сегодняшний день достигает 4000 руб. Несмотря на то что эта сумма на 20,7% больше, чем в прошлом году (по данным Росстата за март), доход вышедшего на пенсию россиянина составляет лишь около четверти его средней зарплаты. Это означает, что доход работника, вышедшего на пенсию, сокращается в четыре раза, что крайне негативно сказывается не только на конкретном человеке, но и на социальном состоянии общества в целом. Если же учесть два фактора: сокращение числа занятых в экономике страны и нарастающий дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, который возмещается за счет бюджетных средств, введение новых элементов в пенсионную систему предопределено.

Общий принцип нововведений был обнародован два года назад Президентом РФ в своем Послании Федеральному Собранию1: работник делает дополнительный взнос, а государство добавляет к нему такую же сумму из бюджета.

Споров вокруг этого было немало, рассматривалось несколько вариантов добровольных пенсионных взносов. Рассмотрим некоторые из них. Бывший глава Минздравсоцразвития России М. Зурабов предлагал перевести накопительную систему (для граждан, родившихся после 1967 г.) из обязательной в добровольную2. Однако этот вариант подвергся резкой критике экспертов и правительства. Позднее министерство внесло правительству РФ другое предложение — о стимулировании добровольных накоплений граждан, родившихся до 1967 г и исключенных в 2004 г из обязательной накопительной системы. Предполагалось, что граждане будут добровольно отчислять на накопительные счета в ПФР до 4% своих доходов. Внесло предложение и Министерство экономического развития и торговли РФ, предложив гражданам осуществлять обязательные ежемесячные платежи в накопительную часть трудовой пенсии в размере 3% от зарплаты; а государство, в свою очередь, должно было эти суммы софинансировать. Минздравсоцразвития России продолжало настаивать на добровольности отчислений и предложило еще один вариант: граждане добровольно переводят средства в негосударственный пенсионный фонд при софинансировании этих сумм со стороны государства.

В итоге Правительство РФ выбрало добровольную схему с государственным софинансированием через Пенсионный фонд Российской Федерации.

Законопроект о дополнительных страховых взносах претерпел значительные изменения уже при подготовке ко второму чтению в Госдуме. После согласования с профсоюзами, работодателями, правительством и Правовым управлением Президента РФ в проект внесены поправки. Возросла верхняя граница софинансирования государством добровольных накоплений граждан, особенно для пенсионеров, не оформивших выход на пенсию. Для них сумма софинансирования увеличена с 30 000 до 48 000 руб. (т. е. государство будет добавлять 4000 руб. к каждой 1000 руб., вложенной гражданином). Более четко прописан порядок уплаты добровольных отчислений. Для работодателей и граждан — участников проекта разработана система определенных налоговых льгот.

Основные положения закона

К программе пенсионного софинансирования можно подключиться в течение пяти лет — с 01.10.2008 по 01.10.2013. При этом существует два финансовых условия: взнос работника должен быть не меньше 2000 руб. в год. (Верхний порог отчислений не ограничен. Но эксперты подсчитали, что наиболее выгодно вносить по 1000 руб. каждый месяц, т. е. 12 000 руб. в год.) Государство будет добавлять ровно столько же, сколько вложил работник, но не больше 12 000 руб. в год — именно поэтому программу стали называть «тысяча на тысячу». В соответствии с законом государство будет участвовать в проекте в течение 10 лет, а дальше копить деньги на будущую пенсию гражданам придется самостоятельно.

Участвовать в добровольном пенсионном накоплении могут абсолютно все: с 14 лет — и далее без всяких ограничений по возрасту. Таким образом, закон исполнил решение Конституционного Суда РФ, согласно которому «выпавшее» из накопительной части государственной пенсионной системы «поколение 40-летних» (тех, кто родился в 1966 г. и ранее) получает возможность откладывать средства на будущую пенсию. В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона № 56-ФЗ «мужчины 1953-1966 гг. рождения и женщины 1957-1966 гг. рождения, в пользу которых страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии уплачивались в период с 2002 по 2004 г. включительно, вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществлять выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо переводить средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд».

Более того, закон распространил действие добровольной накопительной схемы и на работников, достигших пенсионного возраста. При этом действует льготная система софинансирования — 1:4, о которой мы уже говорили. Правда, при одном условии: человек не должен оформлять выход на пенсию. При этом он не теряет страховую часть пенсии: она продолжает пополняться на его лицевом счете и индексироваться.

Одно из условий участия в проекте: гражданин должен входить в систему обязательного пенсионного страхования, т. е. быть зарегистрированным в Пенсионном фонде РФ. Зарегистрироваться можно и одновременно с подачей заявления о включении в систему добровольного дополнительного пенсионного страхования (п. 6 ст. 4 Закона № 56-ФЗ).

Размер дополнительных взносов граждане определяют самостоятельно - либо в твердой сумме, либо в процентах от заработной платы (ст. 5 Закона № 56-ФЗ). При этом у работника остается возможность приостановить платежи и возобновить их в любой момент (п. 2 ст. 3 Закона № 56-ФЗ). Вхождение в программу имеет простую процедуру: необходимо написать соответствующее заявление по месту работы (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона № 56-ФЗ). Граждане могут также перечислять дополнительные страховые взносы самостоятельно (ст. 6 Закона № 56-ФЗ) и представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации копии платежных документов. В этом случае заявление о добровольном вступлении в систему дополнительного пенсионного страхования необходимо подать непосредственно в территориальное отделение ПФР по месту жительства или в организации-трансферагенты, которыми выступают, как и при обязательном пенсионном страховании, банки и НПФ. Можно послать заявление по почте, но в этом случае подпись необходимо заверить у нотариуса. Напомним, что подать заявление можно в период с 01.10.2008 по 01.10.2013.

Добровольные взносы на накопительную часть пенсии инвестируются в том же порядке, как и пенсионные накопления в системе обязательного страхования (этот порядок регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»). То есть будущий пенсионер выбирает частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд либо по умолчанию оставляет накопления в управлении Внешэкономбанка — государственной управляющей компании.

При этом в законе жестко определены сроки: добровольные отчисления государство направляет на инвестирование не позднее 15 мая года получения средств на софинансирование формирования пенсионных накоплений (ст. 15 Закона № 56-ФЗ). Однако передавать эти средства на инвестирование будут не один раз в год, как предполагалось ранее, а каждый квартал, следовательно, деньги уйдут в выбранную гражданином управляющую компанию через три месяца, а не через год, как это принято в обязательном пенсионном страховании (п. 3 ст. 11 Закона № 56-ФЗ).

Сумма добровольных накоплений может наследоваться. Но только в случае, если работник умирает, не успев оформить трудовую пенсию. Тогда сумма его накоплений будет выплачена его правопреемникам (ст. 16 Закона № 56-ФЗ).

Роль работодателя

Федеральный закон № 56-ФЗ разрешает участвовать в программе софинансирования и работодателям (ст. 8 Закона № 56-ФЗ), которые до сих пор могли увеличить пенсии своих сотрудников только с помощью негосударственных пенсионных фондов.

В системе добровольных пенсионных накоплений работодателю отводится две роли. Прежде всего организации будут выполнять, как уже было сказано, функции агента по уплате добровольных взносов своих работников.

Получив от сотрудника заявление о вхождении в систему дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, работодатель в течение трех дней должен направить его в ПФР по месту своей регистрации (п. 4 ст. 4 Закона № 56-ФЗ). При этом, если среднесписочная численность работников в организации превышает 100 человек, заявления в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» необходимо подать в электронной форме (п. 4 ст. 4 Закона № 56-ФЗ).

С первого числа месяца, следующего за тем, в котором работодателем было получено заявление, он обязан ежемесячно исчислять, удерживать из заработка сотрудника и перечислять за него дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (ст. 7 Закона № 56-ФЗ). Размер отчислений работник определяет в твердой сумме либо в процентах от базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование. Работник может изменить размер выплат, но обязательно должен известить об этом работодателя документально, подав соответствующее заявление. Если работник увольняется и трудовой договор с ним прекращается, то функции работодателя как агента по уплате дополнительных пенсионных платежей прекращаются. В этом случае работодатель обязан одновременно с выдачей расчетного листка предоставить бывшему работнику информацию об исчисленных, удержанных и перечисленных дополнительных взносах на будущую пенсию (п. 3 ст. 5 Закона № 56-ФЗ).

Дополнительные страховые взносы сотрудников работодатель должен перечислять единым платежом с оформлением отдельного платежного поручения. Одновременно с этим ему необходимо сформировать реестр застрахованных лиц (п. 4 ст. 9 Закона № 56-ФЗ), в котором должны быть указаны следующие сведения:

общая сумма перечисляемых средств, включающая сумму взносов работников и организации, если ею принято решение об их уплате (данная цифра должна быть заверена банком, через который производилось перечисление средств);номер платежного поручения и дата его исполнения;страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица;фамилия, имя и отчество застрахованного лица;сумма взносов каждого работника;сумма взносов работодателя (в случае их уплаты).

Составленный реестр не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись взносы, необходимо сдать в территориальное отделение ПФР (п. 6 ст. 9 Закона № 56-ФЗ). Как и в случае с заявлением, организации со среднесписочной численностью работников свыше 100 человек должны направлять реестры в электронном виде.

Федеральным законом № 56-ФЗ определено, что работодатели могут (по своему желанию) вносить дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии своим сотрудникам, исполняя, таким образом, роль участника софинансирования. Размер такого вклада в будущую пенсию работника определяется и рассчитывается работодателем самостоятельно, причем каждый месяц и в отношении каждого застрахованного (п. 3 ст. 8 Закона № 56-ФЗ).

Перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии осуществляется работодателем единым платежом и оформляется отдельным платежным поручением (п. 3 ст. 9 Закона № 56-ФЗ).

Налоговые льготы

Законодатели предусмотрели ряд налоговых льгот для работодателей — участников системы софинансирования пенсионных накоплений. Соответствующие поправки в НК РФ вносит Федеральный закон от 30.04.2008 № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Взносы работодателей, уплачиваемые организацией в соответствии с Законом № 56-ФЗ в счет будущей пенсии сотрудников, не подлежат обложению НДФЛ только в сумме, не превышающей 12 000 руб. в год (п. 1 ст. 3 Закона № 55-ФЗ). Кроме того, платежи в пределах 12 000 руб. в год включены в перечень выплат, не облагаемых единым социальным налогом (п. 3 ст. 3 Закона № 55-ФЗ). Согласно п. 4 ст. 3 Закона № 55-ФЗ данные взносы работодателей уменьшат базу по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда.

Гражданам в соответствии с Законом № 55-ФЗ предоставляется социальный налоговый вычет на дополнительные добровольные страховые взносы в размере фактически произведенных затрат, но в совокупности не более 120 000 руб. в налоговом периоде.

За подтверждением своих расходов застрахованный может обратиться к работодателю, если тот ранее взял на себя обязанности агента по уплате добровольных пенсионных взносов.

Оба закона — № 56-ФЗ и № 55-ФЗ, определяющие нормы дополнительных страховых взносов граждан на накопительную часть пенсии и софинансирования этих сумм государством и работодателями, вступают в силу с 01.10.2008, за исключением тех положений, которые начнут действовать с 01.01.2009. Однако необходимо отметить, что основные положения, регламентирующие функционирование системы софинансирования, начнут действовать именно с 01.01.2009. До этого времени у граждан будет возможность лишь подключиться к этой системе, подав соответствующее заявление. С будущего года вступят в силу и предусмотренные законом налоговые льготы.

При ежемесячном платеже работника в 1000 руб. и таком же взносе государства сумма дополнительного вклада на будущую пенсию составит 24 000 руб. в год, а за 10 лет участия в программе — 240 000 руб. (без учета результатов инвестирования). Поделив эту сумму на 12 месяцев и на среднестатистический срок нахождения на пенсии, равный 19 годам (коэффициент, определенный Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), получается ежемесячная сумма доплат — 1052 руб. (без учета прибавки, которую можно получить за счет инвестирования).

Один год участия работающего пенсионера в программе (если он сдвинет срок начала получения трудовой пенсии на год) при сумме собственных отчислений в 12 000 руб. и соплатеже государства в размере 48 000 руб. добавит на его накопительный счет 60 000 руб.

Это обеспечит ежемесячную прибавку к пенсии в размере 277 руб. (без учета инвестирования).

Минфин России полагает, что объем средств для софинансирования программы из Фонда национального благосостояния составит около 1 трлн руб. Участвовать в программе, по прогнозам Минфина России, будут около 7-10 млн россиян.

Согласно оценкам Независимого института социальной политики, в первые годы функционирования новой системы добровольных накоплений в ней примут участие от 0,5 млн до 1 млн человек. Более оптимистичные оценки дает директор Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер3 — 1,5 млн участников системы софинансирования.

КСТАТИ

С целью выяснения, как относятся российские граждане к изменениям в пенсионном обеспечении, обратимся к недавним опросам ВЦИОМ, проведенным в апреле 2008 г. (пресс-выпуски ВЦИОМ № 931 и № 942).

По-прежнему главную роль в пенсионном обеспечении россияне отводят государству: по мнению 73% опрошенных (в 2007 г. было 69%), оно должно заботиться о будущих пенсиях работников. Как и ранее, 8% возлагают эту заботу на работодателей и лишь 1% — на профсоюзы. Доля тех, кто уповает на собственные силы, сократилась с 16 до 11%. Кроме того, среди респондентов, участвующих в накопительной системе, 60% доверили деньги ВЭБу, иными словами, все тому же государству. Перевели накопления в НПФ или управляющую компанию 6% опрошенных. Треть опрошенных вообще не знает, где находятся их отчисления.

О новом законе так или иначе знает каждый третий россиянин. Но разобрались в его положениях лишь 5% опрошенных, а 29% только «слышали об этом».

Отчислять часть своего заработка на будущую пенсию готова четвертая часть опрошеных (23%). Половина не планирует этого делать, и еще 26% затрудняются с выбором.

Какие суммы граждане готовы отчислять в счет пенсионного взноса? Из тех, кто собирается это делать, 17% планируют тратить в год до 1000 руб., столько же (17%) — от 1000 до 5000 руб. Сумму от 5000 до 10 000 руб. называют 14% респондентов, а от 10 000 до 15 000 руб. — 18%; свыше этой суммы — только 7%.

Выразили намерение продолжить работу в пенсионном возрасте на срок до пяти лет 22% опрошенных. Период от 6 до 10 лет указывают 9%, свыше 10 лет - 7%.

1 Российская газета. Федеральный выпуск. 27.04.2007. № 4353.
2 Российская газета. Федеральный выпуск. 6.02.2007. № 4287.
3 Е. Гонтмахер. Ваша пенсия спета // Газета. 05.05.2008

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль