Обеспечение безопасных условий труда

216
Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов трудового законодательства является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. В настоящей статье будут рассмотрены вопросы, посвященные проблемам обеспечения безопасных условий труда, а также охране труда.

Под охраной труда, согласно ст. 209 ТК РФ, понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Эта статья содержит и определение безопасных условий труда, под которыми понимаются условия труда, при которых воздействие вредных и (или опасных) производственных факторов на работающих исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасные условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Данная обязанность работодателя раскрывается также в ст. 163 ТК РФ, в которой говорится, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, в числе которых условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Статья 212 ТК РФ конкретизирует деятельность работодателя, давая перечень отдельных его обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В частности, работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Аттестация рабочих мест по условиям труда

В целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда1 должна проводиться аттестация рабочих мест по условиям труда. Данный институт трудового законодательства имеет решающее значение для обеспечения безопасных условий труда и охраны труда в организации, так как позволяет выявить отклонения от государственных нормативов и требований охраны труда, разработать определенный план по устранению выявленных недостатков и т. д.

Часть 3 ст. 211 ТК РФ говорит, что порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Несмотря на то что Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» принималось с учетом действующего на тот момент Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.99 № 181-ФЗ, оно до сих пор действует, сохраняя свое значение. Кроме того, данные отношения регулируются Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 № 80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда».

Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Положение) утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» от 14.03.97 № 122. Согласно данному Положению аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Организация самостоятельно устанавливает сроки проведения аттестации рабочих мест, исходя из изменений условий и характера труда, при этом аттестация должна проводиться не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Если на рабочих местах проводилась замена производственного оборудования, изменился технологический процесс и т. п., то рабочие места подлежат обязательной переаттестации, которая может проводиться по требованию органов Государственной экспертизы условий труда РФ в случае выявления нарушений при проведении аттестации рабочих мест. Измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, а также определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется лабораторными подразделениями организации, а в случае отсутствия у организации технических средств и нормативно-справочной базы привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда РФ и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений. При этом определение допустимого времени контакта работника с опасными и вредными производственными факторами за рабочую смену и (или) период трудовой деятельности (ограничение стажа работы) осуществляют центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора по представлению администрации организации применительно к профессиональным группам (п. 3.4 Положения).

Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организациями самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации на право проведения указанных работ.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия организации (в случае необходимости аттестационные комиссии могут создаваться в структурных подразделениях), назначается председатель и члены аттестационной комиссии, а также ответственный за составление, ведение и хранение документов по аттестации рабочих мест по условиям труда: кроме того, в приказе определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

При аттестации рабочих мест проводится оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений. При этом учитывается обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективность этих средств. При проведении аттестации рабочих мест на каждое рабочее место (группу аналогичных по характеру работ и по условиям труда рабочих мест) составляется Карта аттестации рабочих мест по условиям труда. Оценка опасных и вредных производственных факторов на аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих мест производится на основании данных, полученных при аттестации не менее 20% таких рабочих мест.

При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы. Для определения уровня опасности таких факторов проводятся инструментальные измерения, причем измерения должны проводиться во время проведения производственных процессов, при исправных и действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. Все измерения уровней производственных факторов должны оформляться протоколами, в которых указываются:

наименование и код подразделения организации рабочего места; дата проведения измерений;наименование организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению измерений;наименование измеряемого производственного фактора;средство измерения (наименование прибора, инструмента, дата проверки и номер свидетельства о проверке);метод проведения измерений с указанием нормативного документа, на основании которого проводится измерение;место проведения измерения, эскиз помещения с указанием на нем точки измерения (отбора пробы);фактическое значение измеряемого параметра;должность, фамилия, инициалы и подписи работника, проводившего измерения, и представителя администрации объекта, на котором проводились измерения;подпись ответственного лица, печать организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению измерений.

Для оценки травмобезопасности рабочих мест должны быть оценены следующие объекты: производственное оборудование, приспособление и инструменты, обеспеченность средствами обучения и инструктажа. Оценка травмобезопасности проводится путем проверки соответствия указанных объектов требованиям нормативно-правовых актов. При оценке травмобезопасности проводятся пробные пуски и остановки производственного оборудования с соблюдением требований безопасности.

Если производственное оборудование и приспособления на рабочих местах изготовлены до введения в действие распространяющихся на них нормативных правовых актов или когда такие документы не разработаны и не утверждены в установленном порядке, оценка травмобезопасности производственного оборудования и приспособлений проводится на соответствие требованиям, изложенным в общегосударственных нормативных правовых актах, обеспечивающих на рабочих местах безопасные условия труда. Оценка травмобезопасности рабочего места оформляется протоколом. В протоколе должны содержаться краткие выводы с указанием конкретных пунктов норм, правил и стандартов, которым не соответствует рабочее место, а также указываются должности, фамилии, имена, отчества и подписи лиц, проводивших оценку. По результатам оценки травмобезопасности рабочего места в соответствии с классификацией условий труда по травмобезопасности устанавливается класс опасности или дается заключение о полном соответствии рабочего места требованиям безопасности.

При проведении аттестации рабочих мест по условиям труда определяется обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и другими нормативными документами. По результатам оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты также должен быть составлен протокол.

При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Рабочее место признается аттестованным.

В случаях, когда на рабочем месте фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным.

По результатам аттестации рабочих мест должны быть заполнены: ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении и сводная ведомость рабочих мест, на которых проведена аттестация. Результаты работы аттестационной комиссии оформляются протоколом аттестации рабочих мест, к которому прилагаются карты аттестации рабочих мест по условиям труда, ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях; сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации; план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации3. Согласно Положению все документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Кроме аттестации рабочих мест по условиям труда, которая является одним из центральных институтов охраны труда и которую, по мнению автора, можно рассматривать в качестве своеобразной гарантии права работников на справедливые условия труда, для работников существуют и другие гарантии и компенсации.

Так, ст. 213 ТК РФ предусматривает случаи обязательных медицинских осмотров, которые проводятся за счет работодателя. Данные виды осмотров можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по периодичности проведения:

предварительные (разовые);периодические;

2) по целям:

для определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (для лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, работах, связанных с движением транспорта);в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Согласно ч. 3 ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ. Данные функции Правительство Постановлением от 27.10.2003 № 646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)» делегировало Министерству здравоохранения и социального развития РФ. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 № 83 утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований).

При применении на практике данной статьи чаще всего возникают налоговые споры и споры, связанные со страховыми взносами. Челябинским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 2 (далее — Фонд) была проведена документальная выездная проверка филиала «Южно-Уральская железная дорога» ОАО «Российские железные дороги» (далее — общество), в результате которой было выявлено занижение обществом фонда оплаты труда, в результате чего образовалась недоимка по страховым взносам. Общество было привлечено к ответственности по п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон), п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа, доначислении страховых взносов, начислении пеней и выставлено требование об уплате недоимки и пеней.

Общество не согласилось с данным решением и обратилось в суд. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований общества, поскольку посчитал, что общество обязано было включить сумму, оплаченную гражданами в медицинское учреждение при прохождении обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и впоследствии возмещенную работодателем, в облагаемую базу при начислении страховых взносов, поскольку эти выплаты не входят в перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования истца, основываясь на том, что указанные выплаты не являются оплатой труда (доходом) работников, а относятся на расходы работодателя в рамках трудовых правоотношений. ФАС Уральского округа при рассмотрении жалобы Фонда на постановление арбитражного апелляционного суда по делу № А76-30096/06 согласился с выводами суда второй инстанции, указав следующее.

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Поскольку апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждается, что оплата обязательных предварительных медицинских осмотров граждан при поступлении на работу осуществляется за счет собственных средств общества и не входит в систему оплаты труда, вывод апелляционного суда об удовлетворении заявленных обществом требований является обоснованным4.

Рассмотри еще один пример из судебной практики.

Общество с ограниченной ответственностью (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (далее — инспекция) в части недоимки по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения, пеней и штрафа. Одним из выявленных нарушений инспекцией было признано неправомерное включение в состав расходов по единому налогу затрат по проведению медицинских осмотров

Суд первой инстанции требование общества удовлетворил частично: решение инспекции было признано недействительным в части привлечения общества к налоговой ответственности за неуплату единого налога при применении УСН в виде штрафа. В остальной части заявленных требований отказано (существовали наряду с рассматриваемым нарушением и иные налоговые нарушения, совершенные обществом. - Прим. автора). При принятии решения суд руководствовался п. 1 ст. 252, подп. 6 п. 1 ст. 254, ст. 346.14, 346.16 НК РФ и ст. 213 ТК РФ, Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83. Суд посчитал, что общество правомерно включило в состав расходов по единому налогу затраты по проведению медицинских осмотров, так как обязанность проведения медицинских осмотров обусловлена видом деятельности общества и является производственной необходимостью.

Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменений. Суд кассационной инстанции согласился с решениями судов первых двух инстанций5.

Как видно из судебной практики, налоговые споры, возникающие в результате применения на практике норм по охране труда, чаще всего решаются в пользу организации.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 1 ст. 221 ТК РФ). Полномочия по определению типовых норм, упомянутых в данной норме, Правительство РФ возложило на Министерство здравоохранения и социального развития РФ6. Минздравсоцразвития России издал несколько приказов и постановлений. Например, Постановление Министерства здравоохранения и социального развития от 25.12.1997 № 66 «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты».

Также на работодателя возлагается обязанность по обеспечению санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников. Работодатель обязан оборудовать санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое. Затраты, связанные с расходами по исполнению этой обязанности, могут относиться к расходам, снижающим налогооблагаемую базу7.

На работника также возлагаются обязанности в сфере охраны труда (соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами). Таким образом, охрана труда и создание благоприятных условий в организации является не только обязанностью организации и государства, но и самих трудящихся.

ТК РФ в ст. 225 ТК РФ закрепляет обязанность всех работников проходить обучение по охране труда. Это положение является обязанностью работодателя (в части создания условия для такого обучения) и работника (в части прохождения такого обучения). Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России № 1 и Минобразования России № 29 от 13.01.2003 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

В соответствии с данным Порядком предусмотрено, что все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию сотрудники и работники сторонних организаций проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Данное требование относится также к обучающимся в образовательных учреждениях, проходящих в организации производственную практику.

Кроме вводного инструктажа предусматриваются:

1) первичный. Проводится до начала самостоятельной работы со всеми вновь принятыми работниками; с работниками, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы; с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися в образовательных учреждениях, проходящими производственную практику (практические занятия), а также другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации;

2) повторный. Проводится не реже одного раза в шесть месяцев для всех выше перечисленных работников;

3) внеплановый. Проводится в следующих случаях:

при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т. п.);по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;при перерывах в работе более 30 календарных дней (для работ с вредными и (или) опасными условиями), более двух месяцев (для всех остальных работ);по решению работодателя (или уполномоченного им лица);

4) целевой. Проводится при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Инструктаж заканчивается устной проверкой приобретенных знаний.

Проведение всех видов инструктажей должно быть зарегистрировано в журналах проведения инструктажей или в наряде-допуске на производство работ.

Интересно, что какого-либо порядка условий и сроков периодичности проведения каждого из видов инструктажа (кроме повторного) не предусматривается, а лишь говорится, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.

Также предусматриваются различные требования для обучения по охране труда для работников рабочих профессий и для обучения руководителей и специалистов.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что институт охраны труда в трудовом законодательстве является достаточно сложным, чрезвычайно регламентированным, требующим не только юридических, но и технических знаний.

1 См. напр.: Приказ Миздравсоцразвития России от 13.04.2007 № 269 «Об утверждении межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ»; Приказ Минсельхоза России от 20.06.2003 № 888 «Об утверждении правил по охране труда на предприятиях по хранению и переработке зерна» и др.
2 Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569 утвержден порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (данный порядок будет введен в действие с 01.09.2008).
3 Все образцы упомянутых документов содержатся в приложениях к Положению.
4 Постановление ФАС Уральского округа от 04.09.2007 по делу № Ф09-7064/07-С1.
5 Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.06.2007 по делу № A29-6765/2006а.
6 См. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
7 Примером судебной практики по данному вопросу может служить Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.10.2007 по делу № А29-1926/2007.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.