• Главная страница
  • » Статьи
  • » Гарантии и компенсации работникам Крайнего Севера: соотношение федерального и регионального законодательства

Гарантии и компенсации работникам Крайнего Севера: соотношение федерального и регионального законодательства

143
Разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления, которым дано право регулировать трудовые отношения в соответствии со ст. 5 ТК РФ, привело к множеству вопросов в правоприменительной практике, которые требуют своего разрешения и правовой регламентации.

В соответствии с ч. З ст. 55 Конституции РФ трудовые права работника могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако нормативные правовые акты, действующие в отношении работников Крайнего Севера, противоречивы по своему содержанию. Кроме того, некоторые из них ограничивают права работников, не позволяя реализовать в полной мере правовые гарантии, установленные ТК РФ, в частности гарантии по оплате проезда к месту использования отпуска и оплате проезда и провоза багажа в связи с выездом из районов Крайнего Севера в иные регионы России (ст. 325, 236 ТК РФ).

Одной из целей трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Однако эта задача в настоящее время государством в полной мере не выполняется. Учитывая особые (не просто неблагоприятные, а экстремальные) условия Крайнего Севера к работникам этих регионов должны применяться особые подходы в правовом регулировании труда. Современное регулирование трудовых отношений в части гарантий смещается от централизованного к иному. Не только установление правовых гарантий и компенсаций, но и их финансирование должно быть прерогативой только государства.

В праве всегда выражаются общественные интересы, а государство является участником гражданско-правовых отношений1. Сместив обязательства по правовому регулированию трудовых отношений с государственного на иной уровень — субъекта, органов местного самоуправления и работодателей, государство демонстрирует свою несостоятельность в регулировании данного вида правоотношений.

В соответствии со ст. 164 ТК РФ гарантиями являются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав. Компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых и иных обязанностей. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ2 поставил предоставление правовых гарантий и компенсаций в зависимость от принадлежности организации и, соответственно, источника финансирования. Государством устанавливаются и предоставляются правовые гарантии и компенсации только для работников организаций, финансируемых из государственного бюджета. Для работников организаций, финансируемых из бюджета субъекта Федерации, они устанавливаются субъектами РФ; для работников организаций, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления; для работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателями.

Таким образом, закон разделил всех работников северных территорий по их ведомственной подчиненности, поставив реализацию установленных правовых гарантий в зависимость от источника финансирования, установив новый фактор дифференциации трудовых отношений.

После принятия соответствующих федеральных законов на уровне субъектов, в частности Магаданской областной Думой, на уровне муниципальных образований, а также работодателями стали приниматься нормативные акты, регулирующие вопросы предоставления правовых гарантий и компенсаций.

Рассмотрим реализацию установленных федеральных законов в части правовых гарантий для работников Крайнего Севера на примере Магаданской области.

Магаданской областной Думой принят ряд законов по установлению правовых гарантий и компенсаций различным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области, в том числе работникам организаций, финансируемых из бюджета области. В соответствии с принятыми законами, гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Гарантии и компенсации для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований. Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.

06.12.2004 Магаданской областной Думой принят закон, устанавливающий гарантии и компенсации для лиц, работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, и для лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств бюджета3 (далее — Закон № 507-03). В целом он устанавливает те же правовые гарантии, что и ТК РФ, но некоторые нововведения улучшают положение работников предприятий, финансируемых из областного бюджета.

Данный Закон устанавливает гарантии и компенсации для лиц, проживающих в Магаданской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств областного бюджета.

В случаях, предусмотренных этим нормативным правовым актом, гарантии и компенсации предоставляются лицам, обучающимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждениях, получающим пособия, стипендии и компенсации за счет средств областного бюджета, членам семей работников организаций Магаданской области, финансируемых из областного бюджета.

Финансирование расходов, связанных с реализацией рассматриваемого закона, производится за счет средств областного бюджета.

Статья 316 ТК РФ предусматривает установление районного коэффициента к заработной плате работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Правительством РФ. В соответствии с ч. 2 указанной нормы органы государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований вправе за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящим в состав субъекта Российской Федерации муниципальным образованиям.

Согласно данному Закону Магаданской области лицам, работающим в Магаданской области в организациях, финансируемых из областного бюджета, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом лицам в возрасте до 30 лет, работающим в организациях, финансируемых из областного бюджета, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в случаях, если они прожили в Магаданской области не менее пяти лет независимо от перерывов. Это существенно улучшает правовое положение молодежи в районах области. Учитывая низкий уровень заработной платы, более высокие расходы на проживание в северном субъекте РФ, данная правовая гарантия позволяет лицам моложе 30 лет получать заработную плату с первого дня работы с надбавками в размере 80% их заработной платы.

Обучающимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из областного бюджета, на стипендию начисляется процентная надбавка в полном размере вне зависимости от срока проживания в Магаданской области.

Статья 325 ТК РФ предусматривает компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районе Крайнего Севера. Финансирование данных выплат разграничено и зависит от организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях. Для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, эта гарантия устанавливается ст. 325 Кодекса. Для работников организаций, финансируемых из бюджета субъекта Федерации, — органами государственной власти субъектов РФ. Для работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления. Для сотрудников работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных первичных организаций, трудовыми договорами.

Рассматриваемый Закон Магаданской области в ст. 6 предусматривает эту правовую гарантию. Согласно его положениям лица, работающие в организациях, финансируемых из областного бюджета, имеют право на оплачиваемый из средств работодателя (организации, финансируемой из областного бюджета) один раз в два года проезд к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг. Кроме того, оплачивается стоимость проезда к месту отдыха и обратно и провоза багажа неработающим членам семьи работника (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника организации, финансируемой из областного бюджета, и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании билетов или иных документов.

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа.

Гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, предоставляются работнику организации, финансируемой из областного бюджета, только по основному месту работы.

Право на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно наступает у работника начиная со второго года работы. В дальнейшем такое право действует начиная с четвертого, шестого и так далее года работы независимо от времени фактического использования отпуска. Если работник не воспользовался правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно на второй год работы, то он может воспользоваться этим правом на третий, пятый год и т. д.

Если работник проводит время своего отпуска в нескольких местах, то расходы возмещаются по проезду только до одного избранного им места и обратно.

При непредоставлении проездных документов, но при наличии документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности, оплата проезда к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости с учетом кратчайшего пути.

При использовании отпуска за пределами территории РФ оплата проезда производится в размере стоимости проезда и провоза багажа до ближайшего к месту использования отпуска населенного пункта на территории РФ и обратно.

Правовая гарантия, установленная ст. 325 ТК РФ, имеет принципиальное значение для северян, в особенности для жителей территорий, имеющих только воздушное сообщение с иными регионами. По мнению автора, многие положения прежнего законодательства в части указанной правовой гарантии ухудшены законодателем, что вызвало определенную реакцию органов госвласти субъектов РФ.

Так, Магаданской областной Думой было издано Постановление 08.07.2005 № 29 «Об обращении депутатов Магаданской областной Думы к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В соответствии с этим Постановлением, принято обращение депутатов Магаданской областной Думы к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателю Правительства РФ по вопросу приведения ст. 33 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в соответствие требованиям ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Действительно, с введением в действие с 01.01.2005 Федерального закона № 122-ФЗ ст. 33 Закона РФ № 4520-1 претерпела существенные изменения: условия оплаты проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно членам семьи работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, ухудшены.

До 31.12.2004 норма, устанавливающая данную гарантию, гласила: «Предприятия, учреждения, организации также оплачивают стоимость проезда и провоза багажа членам семей своих работников независимо от времени использования ими отпуска». Инструкция о порядке предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.11.90 № 2, применяемая в части, не противоречащей федеральному законодательству, не содержала ограничения по оплате проезда членам семей работников к месту проведения отпуска.

Статья 33 Закона РФ № 4520-1 в редакции Федерального закона № 122-ФЗ установила следующее: «Работодатели (организации, финансируемые из федерального бюджета) также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска». То есть данная статья установила правило, согласно которому членам семьи оплачивается проезд только к тому месту, где проводит отпуск работник.

Очевидно, что данное ограничение ущемляет права членов семьи в ситуациях, когда работник, имея право на оплату проезда к месту использования отпуска, не выехал в отпуск в центральные районы страны по каким-либо причинам. В данном случае и члены его семьи, в том числе несовершеннолетние дети, лишаются возможности выехать из районов Крайнего Севера для оздоровления и отдыха.

Статистические данные свидетельствуют, что население северных регионов России продолжает сокращаться. Так, численность Магаданской области на март 2006 г. составляла 171,6 тыс. человек, при этом в самой столице Колымского края сосредоточено большинство населения — 107,3 тыс. человек4.

Законом Магаданской области от 06.12.2004 № 507-ОЗ, «Об установлении гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в Магаданской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств областного бюджета», вступившим в силу с 01.01.2005, данное ограничение не установлено. Неработающие члены семьи работников организаций, финансируемых из областного бюджета, приобретают право на оплату проезда к месту отдыха вне зависимости от места использования отпуска работником.

Выходит, одна и та же государственная гарантия предоставляется работникам различным образом.

Одной из важнейших правовых гарантий работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является компенсация расходов, связанных с переездом, установленная ст. 326 ТК РФ.

Порядок и условия предоставления этой гарантии также зависят от источника финансирования организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях. Лицам, прибывшим из других регионов России, заключившим трудовые договоры с организациями, финансируемыми из федерального бюджета, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляется единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с работником члена семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника. Также оплачивается стоимость проезда работника и членов его семьи в пределах территории РФ по фактическим расходам и стоимость провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом. Кроме того, работнику предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

По мнению автора, статья имеет ряд недостатков, которые состоят в следующем. Устанавливая стоимость провоза багажа до пяти тонн на семью не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом, законодатель не учел, что некоторые районы России, к которым относится Магаданская область, Чукотский автономный округ, не имеют железнодорожных путей сообщения и, соответственно, железнодорожных тарифов на перевозку. Данная норма, на взгляд автора, должна предусматривать оплату стоимости провоза багажа, исходя их фактически понесенных расходов. Учитывая, что багаж может быть отправлен так называемой «комбинированной доставкой», в которую входит перевозка железнодорожным транспортом, морским фрахтом, автомобильными средствами сообщения, это в большей степени будет отвечать реальным условиям доставки груза работника.

Право на оплату стоимости проезда и провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора.

Положение Кодекса о сроках этой гарантии также вызывает неоднозначное отношение. Чем руководствовался законодатель, устанавливая срок предоставления правовой гарантии по оплате стоимости проезда и провоза багажа членам семьи работника в один год? Учитывая сложившуюся практику, маловероятно, что в течение одного года работник сможет обеспечить семью, которая могла бы выехать в районы Крайнего Севера. Так, для приобретения всех надбавок к заработной плате, которые составляют 80% от заработной платы, потребуется 5 лет (10% — по истечении первых шести месяцев работы с увеличением за каждые последующие шесть месяцев работы на 10%, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки увеличение происходит на 10% от заработка за каждый последующий год работы). До этого времени его заработная плата будет составлять немногим больше, чем в центральных районах страны. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 59 ТК РФ с работниками, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, может заключаться срочный трудовой договор на срок до пяти лет. В соответствии с п. 40 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с действующими нормативными актами»5 (далее — Инструкция) правовые гарантии по компенсации расходов, связанных с оплатой проезда к месту использования отпуска и обратно, для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей действуют со второго года работы.

Местные законодатели применили часть конструкции нормы, регламентирующей предоставление данной правовой гарантии (п. 14 Инструкции), которая определяет порядок и условия ее предоставления — стоимость проезда членов семьи и провоза их имущества, а также единовременное пособие на них выплачивается в случае, если они переезжают на новое место жительства до истечения одного года со дня фактического предоставления жилого помещения работнику, заключившему трудовой договор на определенный срок. Но применение данного правила в настоящее время невозможно. Во-первых, местный законодатель не связывает предоставление данной гарантии с предоставлением жилого помещения работнику, заключившему трудовой договор в организации, финансируемой из бюджета Магаданской области. В подавляющем большинстве случаев жилье прибывшим работникам не предоставляется. Исключение составляют специалисты в области медицины, которым в соответствии с условиями трудового договора предоставляется квартира в ведомственном жилье на срок их работы в учреждениях здравоохранения.

Исходя из этого, автор считает, что для привлечения работников в районы Крайнего Севера правовая гарантия по оплате проезда и провоза багажа членам семьи работника должна быть предоставлена в течение всего срока действия первого трудового договора, но не менее пяти лет.

В соответствии с Законом Магаданской области № 507-ОЗ лицам, заключившим трудовые договоры с организациями, финансируемыми из областного бюджета Магаданской области, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов РФ, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

единовременное пособие в размере двух должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена семьи в размере половины должностного оклада (половины месячной тарифной ставки) работника;оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории РФ по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации Магаданской области, финансируемой из областного бюджета. Таким образом, видим, что закон субъекта точно воспроизводит положения ТК РФ.

По сути, Закон Магаданской области № 507-ОЗ по большинству позиций дублирует положения ч. 2 ст. 326 Кодекса, которая устанавливает правовые гарантии работникам в связи с переездом к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора. Так, работнику организации, финансируемой из областного бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (за исключением увольнения за виновные действия) оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

Однако указанный Закон содержит существенное уточнение, которое вызывает немало споров. В частности, ст. 7 устанавливает право на оплату стоимости проезда и провоза багажа работнику и членам его семьи в случае, если он проработал в организациях, финансируемых из бюджета Магаданской области, не менее трех лет. Сохраняется это право в течение одного года со дня расторжения трудового договора с указанной организацией (кроме увольнения за виновные действия), если работник в течение этого года не был трудоустроен. Исходя из данного положения Закона, работники, состоящие ранее в трудовых отношениях с организациями, финансируемыми из иных источников, обязаны отработать в организации, финансируемой из бюджета Магаданской области не менее трех лет. Только в этом случае они могут воспользоваться предоставленной им правовой гарантией по оплате проезда и провоза багажа при выезде из указанных районов. Автор считает, что это нарушает законные права и интересы работников Крайнего Севера.

Исходя из смысла ч. 2 ст. 326 ТК РФ, регламентирующей порядок компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям, в том числе в случае смерти работника (за исключением увольнения за виновные действия), работники организаций, финансируемых из федерального бюджета, имеют право на предоставление данной правовой гарантии в соответствии с условиями, установленными Инструкцией, поскольку никаких иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия предоставления этой гарантии не принято.

Таким образом, проработав в организации, финансируемой из федерального, местного бюджета, или у работодателя, не имеющего бюджетного финансирования определенное время (а это может быть и 5 и 25 лет) и перейдя на работу в организацию, финансируемую из бюджета Магаданской области, работник не может воспользоваться своим правом получить компенсацию, связанную с переездом для того, чтобы выехать к прежнему месту жительства или в другие районы страны.

По мнению автора, это положение Закона Магаданской области должно быть изложено в следующей редакции: «...право на оплату стоимости проезда и провоза багажа у работника и членов его семьи возникает, если он проработал в организациях Магаданской области, независимо от источника их финансирования, не менее трех лет».

1 См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1912. С. 513-55.
2 Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3 Закон от 06.12.2004 № 507-0З «Об установлении гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в Магаданской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств областного бюджета».
4 Справка Статуправления г. Магадана № 25 от 23.01.2007.
5 Утверждена Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 № 2.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.