Минимальный размер оплаты труда: последствия его увеличения

335
Последнее увеличение размера минимальной оплаты труда проводилось 20.04.2007, когда вступил в силу Федеральный закон № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации». МРОТ был установлен в сумме 2300 руб. в месяц. Предыдущий размер МРОТ составлял 1100 руб. в месяц. Таким образом, произошло повышение в 2,09 раза. При детальном изучении Федерального закона № 54-ФЗ оказывается, что этот показатель не соответствует действительности.

Конституция РФ и ТК РФ в качестве государственной гарантии по оплате труда работников устанавливают минимальный размер оплаты труда, т. е. уровень оплаты труда, ниже которого работник, отработавший полностью определенную на конкретный период норму рабочего времени, получать не может.

Основой для установления минимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума трудоспособного населения, т. е. стоимостной оценки потребительской корзины, в состав которой входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Наряду с увеличением МРОТ были внесены изменения и в ряд федеральных законов. В частности, из ст. 129 ТК РФ исключено определение минимальной заработной платы, согласно которому в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Согласно данному определению МРОТ должен быть равен тарифной ставке или окладу неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях. Это привело к тому, что в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором.

В этом состоит принципиальная разница между прежним значением МРОТ и установленным новым Федеральным законом.

То есть ранее величина МРОТ, равная 1100 руб., представляла из себя только тарифную ставку, а МРОТ, установленный с 01.09.2007, представляет не только тарифную ставку, но и доплаты, надбавки, премии, выплаты по районному коэффициенту и т. д.

Получается, что эти величины несопоставимы и коэффициент повышения более чем в 2 раза не соответствует действительности.

Кроме того, указанным Законом признана утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, устанавливающая, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

По мнению автора, такие изменения законодательства влекут за собой массу негативных последствий в социально-трудовых отношениях.

Отрыв величины МРОТ от тарифной части заработной платы (тарифной ставки) повлек не только изменения количественных, но и качественных показателей, поскольку повлиял на структуру заработной платы.

Итак, МРОТ теперь представляет собой не минимальную тарифную ставку, а всю заработную плату работника за месяц (включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера). Таким образом, тарифная ставка работника может оказаться ниже МРОТ. При данном порядке тарифная ставка (оклад) перестают быть гарантией социальной защищенности работника.

По мнению автора, со временем тарифные ставки не только неквалифицированных, но и квалифицированных работников могут оказаться ниже величины МРОТ. Под угрозой оказалась хорошо зарекомендовавшая себя в 90-е гг. тарифная система оплаты труда, применяемая в федеральных бюджетных учреждениях, которая призвана через дифференциацию размеров тарифных ставок и должностных окладов различать сложность работ и квалификацию сотрудников.

Необходимо отметить, что до 2007 г. Правительством РФ ежегодно проводилось увеличение заработной платы работников бюджетных учреждений путем индексации тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки или увеличения межразрядных коэффициентов.

С вступлением в силу 22.09.2007 Постановления Правительства РФ № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений» порядок повышения оплаты труда, применяемый в отношении работников федеральных бюджетных учреждений, был изменен.

Данное Постановление предусматривает также поэтапный уход от системы оплаты труда, основанной на Единой тарифной сетке и закладывает принципиально новые основы и подходы к построению систем оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях.

Вернемся к новому порядку увеличения заработной платы работников бюджетных учреждений. Согласно п. 3 названного Постановления ассигнования на оплату труда работников и персонала, объем которых увеличивается относительно объема ассигнований, предусмотренных главным распорядителем средств федерального бюджета (федеральным бюджетным учреждениям), по состоянию на 31.08.2007, используются федеральными бюджетными учреждениями на выплату заработной платы в соответствии с новыми системами оплаты труда согласно размерам, установленным в приложении к Постановлению. Федеральные бюджетные учреждения, в которых не введены новые системы оплаты труда, используют средства для увеличения стимулирующих выплат в размере ассигнований с учетом увеличения. В приложении к Постановлению приведены объемы ассигнований по состоянию на 31.08.2007 по главным распорядителям средств федерального бюджета, т. е. по федеральным органам исполнительной власти, имеющим в своем ведении федеральные бюджетные учреждения.

То есть данное Постановление закрепило порядок повышения заработной платы работников путем увеличения фондов оплаты труда федеральных бюджетных учреждений в отличие от применяемой ранее пропорциональной индексации тарифных ставок (окладов) работников.

Во взаимодействии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» такой порядок увеличения заработной платы привел к негативным настроениям в коллективах учреждений и профсоюзных организациях. Рассмотрим этот механизм более детально.

Правительством РФ было заявлено о 15% увеличении заработной платы с сентября 2007 г.; им было издано распоряжение (от 28.09.2007 № 1311-р), в соответствии с которым установлено увеличение фондов оплаты труда федеральных бюджетных учреждений на 15% и возможности использования учреждениями этих средств на выплаты стимулирующего характера.

Напомним, что последнее увеличение тарифной ставки (оклада) Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений было осуществлено 01.10.2006 Постановлением Правительства РФ от 30.09.2006 № 590 и в настоящее время она составляет 1221 руб.

При повышении МРОТ в 2,09 раза размер тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений увеличивается только на 15% и составляет 1404 руб. Последующие тарифные ставки и оклады по разрядам оплаты труда ЕТС устанавливаются в зависимости от тарифной ставки первого разряда, которая составляет немногим более 60% минимальной заработной платы. Ниже МРОТ оказалась не только тарифная ставка первого разряда, но и последующие тарифные ставки и оклады вплоть до седьмого разряда включительно.

Ранее бывали подобные ситуации. Когда тарифная ставка первого разряда ЕТС не соответствовала величине минимального размера оплаты труда, Правительство РФ принимало меры по установлению специальных увеличений в отношении первых шести разрядов с целью доведения минимальной ставки до уровня МРОТ и сохранения хотя бы минимальной дифференциации ставок по последующим шести разрядам ЕТС. При этом размеры тарифных ставок (окладов) ЕТС по остальным разрядам исчислялись, исходя из размера тарифной ставки первого разряда без увеличения, следовательно, ниже уровня МРОТ. Все это приводило к «сжатию» сетки.

Теперь у Правительства РФ нет необходимости таким образом искать выход из подобной ситуации, поскольку установление тарифных ставок ниже величины минимального размера оплаты труда является законным. Кроме этого, ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ отменено соотношение между 1 и 18 разрядами ЕТС (не менее чем 1 к 4,5), которое было установлено Федеральным законом от 04.02.99 № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Таким образом, ЕТС законодательно подготовлена к дальнейшему «сжатию».

Необходимо отметить, что именно Федеральный закон № 22-ФЗ содержал норму, позволяющую издать Постановление Правительства РФ № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений».

Что касается размеров компенсационных выплат (доплаты за работу в тяжелых и вредных условиях, за работу в ночное время, за стаж непрерывной работы и т. д.), то они, как правило, устанавливаются в процентах к тарифной ставке (окладу) работника. Следовательно, компенсационные выплаты, установленные исходя из заниженной по отношению к МРОТ тарифной ставки, будут неизбежно занижены в такой же пропорции.

Разумеется, опасения в отношении большинства из перечисленных негативных составляющих, образовавшихся в результате принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», присутствовали у авторов законопроекта.

В ст. 5 данного Закона содержится так называемая «охранная норма», устанавливающая, что с его принятием снижение действующих тарифных ставок, окладов, должностных окладов, ставок заработной платы не допускается. Не допускается также снижение действующих доплат и надбавок за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях (имеется в виду районные коэффициенты и «северные» надбавки) и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера.

Данная норма действительно помогла сдержать процесс развала тарифной системы оплаты труда, но только на момент вступления Закона в силу. Теперь с увеличением МРОТ работодатель не обязан повышать размеры тарифных ставок и окладов и дальнейшее повышение МРОТ не связано с тарифной частью заработной платы, а также с размерами выплат компенсационного характера.

Средства, заложенные в федеральном бюджете, соответствуют предполагаемому уровню инфляции на плановый период до 2010 г. Однако если сопоставить эти данные с данными прогноза в части повышения заработной платы в целом по экономике, то вывод неутешителен: темпы роста заработной платы во внебюджетном секторе экономики будут значительно опережать эти процессы в бюджетном секторе. Наряду с этим величина МРОТ будет возрастать быстрее, чем средняя заработная плата работников бюджетной сферы, и в этом случае вместо желаемого прогрессивного увеличения заработной платы мы получим дальнейшее сокращение дифференциации между квалифицированными и неквалифицированными работниками. Больше всего это влечет негативные последствия для квалифицированного персонала, занимающего с 14 по 17 разряды ЕТС, т. е разница между оплатой труда квалифицированного и неквалифицированного персонала сведется к минимуму.

Итак, ст. 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 130 ТК РФ, конкретизируя названные положения Конституции, в качестве государственной гарантии по оплате труда работников определяет величину минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» минимальный размер оплаты труда установлен с 01.09.2007 в размере 2300 руб. в месяц.

Выходит, что установленная Федеральным законом величина минимального размера оплаты труда не вступает в противоречие с нормами Конституции РФ и ТК РФ.

Между тем напомним, что данным Законом исключено определение МРОТ из ТК РФ. Поскольку минимальная заработная плата подпадает под общее определение заработной платы, содержащееся в ст. 129 ТК РФ, то в его величину включаются все виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе выплаты компенсационного характера за работу в особых климатических условиях.

Однако на этот счет есть определенные сомнения, возникающие у правоприменителей и должностных лиц органов государственной власти по труду. ТК РФ содержит специальный раздел «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», общие положения которого (ст. 251) гласят, что особенности регулирования труда — нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

В соответствии со ст. 315 данного раздела ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, следовательно, они должны начисляться сверх величины минимального размера оплаты труда.

Тем не менее сложившаяся практика организации заработной платы в бюджетных учреждениях показывает, что в величину МРОТ включаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера, поскольку в соответствии с со ст. 129 ТК РФ данные выплаты являются составной частью зарплаты. Тем более несправедливым является включение в минимальный размер оплаты труда таких компенсационных выплат, как повышенная оплата труда за работу во вредных условиях, доплат за работу в ночное время, оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.

То есть создалась ситуация, когда у работника, работающего в нормальных условиях труда, и у работника, работающего во вредных условиях труда, минимальная заработная плата одинакова.

Выходит, что законодательно закрепленная цель повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения сопровождается столь негативными искажениями в организации заработной платы.

Снижение уровня тарифной части заработной платы касается не только учреждений бюджетной сферы. МРОТ является универсальным законодательным инструментом и остается одним из немногих механизмов государственного регулирования уровня заработной платы во внебюджетном секторе экономики. При заключении соглашений, коллективных договоров, трудовых договоров тарифные ставки, должностные оклады и компенсационные выплаты всегда считались стабильной частью заработной платы независимо от результатов работы, т. е. стабильной гарантией для работников.

Следует отметить, что МРОТ в сумме 2300 руб. в месяц в силу своего значения не является одинаковым для всей территории Российской Федерации, так же как и прожиточный минимум трудоспособного населения, который существенно различается в зависимости от климатических условий на различных территориях. Следовательно, применение районных коэффициентов к МРОТ создает определенную дифференциацию этого норматива в зависимости от климатических условий.

В качестве примера приведем крайние значения прожиточного минимума трудоспособного населения на территории страны. На территории Республики Дагестан в IV квартале 2006 г. он составлял 2631 руб., а на территории Чукотского автономного округа — 8665 руб.

Новый порядок установления МРОТ не предполагает различий на территории страны. Минимальная заработная плата теперь одинакова на всей территории страны, в том числе в упомянутых Дагестане и Чукотке. Ориентирован новый МРОТ исключительно на средний прожиточный минимум по стране.

В этом случае можно предположить, что с учетом различий в величине территориальных прожиточных минимумов соотношение их с МРОТ будет существенно различаться. Если применить МРОТ в сумме 2300 руб. к тем же прожиточным минимумам, то в Дагестане соотношение возрасло до 87%, а на Чукотке почти не изменилось — 26,6%.

Если ориентироваться на средний по стране прожиточный минимум, то предположительно МРОТ должен быть установлен в размере 4300 руб. в месяц. Правительство же запланировало обеспечение МРОТ, равное величине среднего по стране прожиточного минимума, только к 2011 г.

К примеру, в Дагестане МРОТ в размере 4300 руб. в месяц будет значительно превышать прожиточный минимум по региону. Федеральному бюджету придется взять на себя огромную нагрузку по оплате труда работников бюджетных организаций на территории республики.

На Чукотке, напротив, этот же МРОТ по отношению к прошлогоднему уровню прожиточного минимума не составит и 50%.

В целях решения этой проблемы законодатели предоставили субъектам РФ право самостоятельно устанавливать минимальную заработную плату в более высоком размере по сравнению с установленным федеральным законом в рамках соглашения на уровне региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Почему именно в рамках регионального соглашения, а не, например, законом субъекта?

Ранее близкая по смыслу норма содержалась в законодательстве и предоставляла субъектам РФ право принимать собственные законы,устанавливающие более высокий МРОТ за счет регионального и местных бюджетов с учетом мнения региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В связи с этим представляет интерес следующий прецедент.

Верховный Суд РФ Определением от 02.08.2002 признал противоречащим федеральному законодательству Закон г. Москвы «О городском минимуме оплаты труда», которым был установлен минимальный размер оплаты труда, значительно превышающий МРОТ федерального уровня. Таким образом, на территории г. Москвы действовало два закона, устанавливающих различные уровни минимальной заработной платы.

Верховный Суд РФ счел такую ситуацию неправомерной и подтвердил верховенство федерального закона.

Статья 133.1 ТК РФ подчеркивает возможность установления минимальной заработной платы в субъекте РФ именно трехсторонним соглашением и подробно описывает порядок присоединения (неприсоединения) к нему работодателей.

Однако эта норма распространяется только на те регионы, которые не получают дотаций из федерального бюджета.

Таким образом, 2/3 субъектов РФ, получающие дотации из средств федерального бюджета, воспользоваться этим правом не могут.

В заключение хотелось бы обратить внимание на упомянутое выше Постановление Правительства РФ № 605, предусматривающее переход на новые системы оплаты труда федеральных бюджетных учреждений и постепенный уход от тарифной системы, по мнению многих, крайне устаревшей. Разумеется, система оплаты труда и материального стимулирования является ключевым механизмом эффективности деятельности учреждения.

Тем более что в нынешних условиях сформировавшейся рыночной экономики требуется выводить бюджетные учреждения на принципиально новый качественный уровень предоставляемых услуг. При этом не следует забывать, что в отсутствие финансовых ресурсов ни одна система материального стимулирования работников не оправдает ожиданий, а приведет к оттоку квалифицированных кадров и смене организационно-правовой формы бюджетных учреждений, исключающей систему бюджетного финансирования, либо к их полной ликвидации.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль