Гарантии женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет

283
С учетом необходимости государственной поддержки семьи, материнства и детства законодатель устанавливает возможность получения соответствующими категориями граждан социального обеспечения для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. Одной из мер по созданию лицам, воспитывающим детей, необходимых социальных условий является выплата различных пособий. В ряде случаев их размер фиксированный, в других ситуациях он зависит от среднемесячного заработка и числа детей. В настоящей статье автор рассматривает вопросы, возникающие в связи с предоставлением гарантий для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. 

С учетом необходимости государственной поддержки семьи, материнства и детства1 законодатель устанавливает возможность получения соответствующими категориями граждан социального обеспечения для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. Одной из мер по созданию лицам, воспитывающим детей, необходимых социальных условий является выплата различных пособий. В ряде случаев их размер фиксированный, в других ситуациях он зависит от среднемесячного заработка и числа детей.

В настоящей статье автор рассматривает вопросы, возникающие в связи с предоставлением гарантий для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Как ни парадоксально, но с формальной точки зрения все меры, применяемые государством и работодателем для улучшения положения лиц с семейными обязанностями, ТК РФ структурно не относит к гарантиям и компенсациям. Нормы о гарантиях работникам содержатся в ст. 164–188 ТК РФ, которые понимают под ними средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. И поскольку материнство все-таки не является правом, возникающим именно в рамках социально-трудовых отношений, а скорее — наоборот, все предоставляемые лицам с семейными обязанностями гарантии — следствие пристальной заботы государства о социальном благополучии граждан, которые имеют личное неотчуждаемое и не зависящее от состояния в трудовых отношениях право на развитие и продолжение рода, законодатель выделил нормы о регулировании труда лиц с семейными обязанностями в отдельный блок.

С учетом правил группировки отдельных разделов Кодекса нормы, связанные с регулированием труда женщин и лиц с семейными обязанностями включены в раздел XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников». Согласно ст. 251 Кодекса особенности регулирования труда — это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Несмотря на достаточную формальность и теоретичность, разделение на гарантии и особенности регулирования труда имеет достаточно важное практическое значение. Нормы о гарантиях в понимании ст. 164 ТК РФ остаются общими нормами, которые не исключают применения всех иных установленных ТК правил, а только дополняют их в отдельных ситуациях. Нормы же об особенностях труда, как следует из ст. 251 Кодекса, являются специальными нормами, изменяющими либо отменяющими общеустановленный другими разделами Кодекса порядок. Поэтому в случае противоречия таких норм иным правилам Кодекса для лиц с семейными обязанностями будут применяться именно правила раздела XII (главы 41) ТК РФ.

Тем не менее, исходя из сложившейся практики обозначения предоставляемых женщинам и лицам с семейными обязанностями льгот, автор при необходимости будет использовать в статье понятие «гарантия» как отражающее социальное назначение установления особого трудового регулирования в отношении таких лиц.

ТК РФ не содержит определения понятия «отпуск по уходу за ребенком». Исходя из анализа норм ст. 256 Кодекса под ним следует понимать отпуск, предоставляемый по заявлению женщины, которая имеет ребенка в возрасте до трех лет, для ухода за таким ребенком до достижения им указанного возраста, в течение которого за женщиной сохраняется место работы (должность).

Особенностью данного отпуска по сравнению с ежегодными основными и дополнительными отпусками является то, что для его использования необходимым и достаточным является собственное заявление работницы. При наличии такого заявления и ребенка соответствующего возраста работодатель не вправе отказать в его предоставлении.

Кроме того, в отличие от общих правил об отпусках женщина вправе самостоятельно определять, будет ли отпуск по уходу за ребенком использован ею полностью или частично. Даже если первоначально заявление было написано на максимальный срок отпуска, женщина может в любой момент отозвать данное заявление и выйти на работу, что следует из cодержания ч. 2 ст. 256 ТК РФ. Данная норма гласит, что отпуск по уходу за ребенком может быть использован по частям (как матерью ребенка, так и другими родственниками, осуществляющими уход за ним). По такому же пути идет и практика на предприятиях, исходящая из того, что заявление женщины предполагает свободу ее волеизъявления, в том числе на изменение первоначально согласованного порядка использования отпуска.

На практике достаточно часто возникает вопрос о том, как часто возможно такое прерывание отпуска — только один раз, либо женщина может неограниченное количество раз выходить из отпуска по уходу за ребенком, а затем вновь заявлять о продолжении его использования.

К сожалению, официального разъяснения по данному вопросу уполномоченными государственными органами до настоящего момента не дано.

Сторонники недопустимости подобных многократных прерываний и возобновлений отпуска по уходу за ребенком ссылаются на правила ст. 125 ТК РФ, которая устанавливает порядок разделения отпуска на части. Такое разделение допускается только по согласованию между работником и работодателем. Следовательно, при отсутствии согласия работодателя женщина не может изменить ранее написанное заявление, содержащее указание на конкретный срок, в течение которого она желает находиться в отпуске.

По мнению автора, права женщины на подобное поведение Кодекс не ограничивает; более того, ч. 2 ст. 256 прямо предусматривает такую возможность, регулируя использование отпуска «по частям». Применение к данной ситуации правил ст. 125 ТК РФ представляется некорректным по следующим причинам.

1. Прямое применение ст. 125 Кодекса недопустимо. Отпуск по уходу за ребенком не относится ко времени отдыха, в которое входят ежегодные основные и дополнительные оплачиваемые отпуска, следовательно, правовое регулирование отпуска как времени отдыха на него не распространяется2.

2. Применение к отпуску по уходу за ребенком аналогии с ежегодными оплачиваемыми отпусками неправильно, поскольку эти отношения не являются схожими.

Во-первых, ежегодный отпуск при его разделении на части в любом случае предоставляется в фиксированном количестве дней, и время, в течение которого работник прерывал отпуск и выходил на работу, общее количество дней отпуска не уменьшит. Отпуск по уходу за ребенком (вернее, право на него) независимо от порядка его использования в любом случае закончится в день, когда ребенку исполнится три года;

Во-вторых, ежегодный отпуск оплачивается непосредственно работодателем, в связи с чем логичным является его участие в определении порядка и времени использования отпуска. В период нахождения в отпуске по уходу за ребенком работнице выплачивается государственное пособие с его компенсацией за счет средств ФСС России.

Таким образом, представляется, что женщина имеет право самостоятельно определять наиболее подходящий для нее порядок использования отпуска по уходу за ребенком.

Представляет интерес также вопрос разграничения понятий «отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» и «отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет». Несмотря на то, что в обиходе достаточно часто употребляется формулировка «отпуск по уходу за ребенком до полутора лет», Кодекс не устанавливает такой возрастной границы для использования этого отпуска. Возникновение этого разделения — до полутора лет и до трех лет — обусловлено особенностями предоставления пособий по социальному страхованию.

До достижения ребенком возраста полутора лет женщине предоставляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, размер и порядок предоставления которого предусмотрены ст. 13–15 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон о пособиях). По достижении ребенком полуторагодовалого возраста право на указанное пособие утрачивается, и женщине предоставляется лишь минимальная гарантия — пособие на ребенка в размере 50 руб. в месяц, которое установлено Указом Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (с изменениями от 08.02.2001, 17.04.2003).

Порядок предоставления и особенности расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком3 следует рассмотреть подробнее.

Основным документом, регулирующим порядок назначения и выплаты такого пособия, является вышеупомянутый Закон о пособиях. Несмотря на то, что пособие, как правило, предоставляется именно матери ребенка, его получателями могут являться также отец ребенка, иные родственники или опекуны, которые фактически осуществляют уход за ребенком и находятся в отпуске по уходу за ребенком (абз. 2 ч. 1 ст. 13 Закона).

Перечень документов, служащих достаточным основанием для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком Законом не установлен. На практике сформировались следующие требования работодателя к необходимости и достаточности таких документов:

1. при получении пособия непосредственно матерью ребенка:

личное заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком на имя работодателя;личное заявление о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком — в бухгалтерию предприятия;копия свидетельства о рождении ребенка (сверяется работодателем с оригиналом).

2. при получении пособия иными лицами, указанными в ст. 13 Закона, дополнительно предоставляются:

копия документа, подтверждающего факт и степень родства (опекунства) с ребенком, пособие на которого подлежит назначению и выплате;справка с места работы матери либо с места постановки ее на учет в качестве безработной о том, что такое пособие ей не назначено и не выплачивается.

При наличии перечисленных документов пособие начинает выплачиваться по месту нахождения работодателя в следующие сроки:

1. по общему правилу — со следующего дня после окончания предоставленного женщине отпуска по беременности и родам. Дата окончания отпуска по беременности и родам определяется на основании выданного листка временной нетрудоспособности;

2. по желанию женщины (на основании ее заявления) пособие по уходу за ребенком до полутора лет может выплачиваться начиная со дня рождения ребенка вместо пособия по беременности и родам (ч. 5 ст. 13 Закона о пособиях)

Данное правило служит дополнительной гарантией социальной защиты женщины в ситуации, когда пособие по беременности и родам, минимальный размер которого не ограничен, может оказаться ниже, чем минимальное гарантированное ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Если женщина выберет подобный порядок выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, ранее выплаченное ей пособие по беременности и родам будет принято к зачету ежемесячных сумм.

Начиная с 01.01.2007 года

4 для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, ст. 15 Закона о пособиях установлены следующие размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком:

по общему правилу — 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком;минимальный размер пособия составляет 1 500 руб. по уходу за первым ребенком и 3 000 руб. — по уходу за вторым и последующими детьми;максимальный размер пособия — 6 000 руб.;в случае ухода за двумя и более детьми в возрасте до полутора лет размер исчисленного на каждого ребенка пособия суммируется, но в любом случае не может превышать 100% предусмотренного для расчета пособия среднего заработка (т. е. при уходе за тремя детьми женщина получит не 120% среднего заработка, а 100%).

Следует заметить, что нормы Закона о пособиях в редакции от 19.05.95 (еще до принятия правил о вышеуказанных размерах пособий) являлись предметом проверки Конституционного Суда РФ. Группой депутатов Государственной Думы был инициирован запрос в КС РФ о проверке конституционности положений Закона, устанавливающих размер различных видов пособий. По мнению заявителей, эти нормы не обеспечивали государственной поддержки материнства и детства даже на уровне прожиточного минимума, что не отвечает целям Российской Федерации как социального государства.

Отказывая в принятии запроса к рассмотрению, Конституционный Суд РФ указал, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты материнства и детства должно согласовываться с имеющимися у него на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями5.

Следовательно, по мнению КС РФ, реализуя конституционные полномочия, связанные с принятием Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», законодатель был вправе самостоятельно определить в рамках единой государственной политики в области социально-экономического обеспечения размеры пособий по государственной поддержке материнства и детства исходя из имеющихся у государства финансовых и иных ресурсов.

Конечно, в настоящее время размер гарантированных гражданам пособий значительно превышает уровень 1995–2006 гг., и сейчас появление подобных запросов вряд ли возможно и еще менее обосновано. Вместе с тем привлечение внимания к этой проблеме вероятно могло бы способствовать установлению ежемесячных пособий в суммах в большей мере сопоставимых со временно утраченным доходом в виде заработной платы.

В качестве дополнительной гарантии соответствия выплачиваемого женщинам пособия реальным инфляционным процессам Федеральным законом от 01.03.2008 № 18-ФЗ в Закон о пособиях была внесена ст. 4.2 «Порядок индексации и пересчета государственных пособий гражданам, имеющим детей».

По ее правилам для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и получающих пособие по уходу за ребенком у конкретного работодателя, предусмотрена ежегодная индексация минимального и максимального размеров данного пособия. Такая индексация проводится исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (ст. 4.2. Закона о государственных пособиях). Минимальный и максимальный размеры пособия индексируются с 1 января каждого года.

В 2008 г. индексация была проведена по правилам ст. 4.2. Закона о пособиях с учетом данных о прогнозируемом уровне инфляции, содержащихся в Федеральном законе от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов». При условии, что уровень инфляции в 2008 г. не должен превысить 8,5%, проиндексированный минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в текущем году составляет: 1 627,50 руб. — по уходу за первым ребенком (1 500 руб. х 8,5%) и 3 255 руб. — по уходу за вторым ребенком. Максимальный размер данного пособия в настоящее время — 6 510 руб. (6 000 руб. х 8,5 %).

Следует обратить внимание, что подобным образом индексируются именно минимальный и максимальный размер пособия, а не сами выплаченные женщинам в текущем году суммы, т. е. правило об индексации коснется только граждан, пособия которым определяются указанными верхней и нижней границей.

Так, если 40% среднего заработка женщины, получающей такое пособие, до 01.01.2008 превышали максимально допустимую сумму (6 000 руб.) и составляли, например, 6 200 руб., то после проведения индексации работница будет получать пособие именно в размере 6 200 руб. либо в максимальной сумме — 6 510 руб., если до проведения индексации 40% ее заработка превышали эту сумму.

Если же 40% среднего заработка составляют, например, 5 800 руб., то после индексации максимального размера пособия никаких дополнительных выплат таким гражданам произведено не будет, поскольку и до и после индексации указанный размер пособия находится в установленных законом рамках.

Следует отметить, что вопросы о суммах выплат в пользу лиц, осуществляющих уход за ребенком, могут возникнуть не только со стороны бухгалтерии предприятия, но и у региональных отделений Фонда социального страхования РФ. В последнее время все чаще появляются судебные дела, в ходе рассмотрения которых представители Фонда пытаются доказать завышенность сумм, выплачиваемых работодателем в пользу женщин, имеющих право на получение пособий в связи с рождением и уходом за ребенком.

Как правило, проверяющие стремятся убедить судей, что работодатели целенаправленно устанавливали повышенный размер оклада для женщин перед выходом их в отпуск по беременности и родам и в отпуск по уходу за ребенком с целью получить за счет средств ФСС России максимальную сумму соответствующих пособий. При доказывании подобных фактов проверяющие могут ссылаться на отсутствие у работодателей финансовых возможностей для установления высоких окладов работницам, а также значительное превышение сумм заработной платы беременных женщин по сравнению с заработной платой других работников.

В результате появляются отказы предприятиям в возмещении понесенных ими затрат на выплату пособий, которые затем приходится отстаивать в суде. Однако судьи в настоящее время все чаще встают на сторону работодателя и не принимают приведенные доводы проверяющих как не содержащие ссылку на нормы права6. При определении обоснованности расходов, произведенных работодателем на выплату социальных пособий женщинам в связи с рождением ребенка, суд в первую очередь проверяет:

подтверждение наличия трудовых отношений между женщиной и конкретным работодателем (трудовые договоры, приказы о приеме на работу);факты реальной выплаты заработной платы в размере, применяемом для расчета пособий (на основании расчетных ведомостей); наличие страхового случая и больничного листа.

Если все указанные обстоятельств суд сочтет установленными, отказы отделений ФСС России в возмещении произведенных работодателем расходов на выплату пособий будут признаны незаконными7.

Между тем даже максимальный размер пособия с учетом индексации может оказаться не сопоставимым с утраченным доходом. В этом случае у работника, получающего пособие, есть возможность досрочно выйти из отпуска по уходу за ребенком. Чтобы не потерять при этом права на получение ежемесячной выплаты по уходу за ребенком, он может выбрать один из двух вариантов оформления своих отношений с работодателем.

Работа на условиях неполного рабочего времени. Согласно ст. 93 ТК РФ неполный рабочий день либо неполная рабочая неделя устанавливается работодателем по заявлению женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет. При работе на условиях неполного рабочего времени продолжительность рабочего дня или (и) рабочей недели сокращается по сравнению с установленными в данной организации правилами внутреннего трудового распорядка.

Минимальной и максимальной продолжительности неполного рабочего времени ТК РФ не устанавливает. На практике органами ФСС России в качестве минимальной продолжительности рабочего дня принимается один час, максимальной — семь часов (при восьмичасовом рабочем дне на предприятии).

Отказать в установлении неполного рабочего дня лицам, перечисленным в ст. 93 ТК РФ, работодатель не вправе. Поэтому если мать ребенка (отец, опекун, попечитель) посчитают необходимым перейти на такой режим работы, они вправе получать заработную плату (пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ — в соответствии со ст. 93 Кодекса), а также сохранят право на государственное социальное обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (ч. 3 ст. 256 ТК РФ). При этом работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и др.

Работа на дому. Особенности регулирования труда надомников установлены ст. 310–312 ТК РФ. Чтобы работать на таких условиях, одного заявления женщины о возможности работы на дому будет недостаточно.

Согласно ст. 310 ТК РФ надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. Поэтому обязательным условием является внесение в заключенный трудовой договор изменений, в которых оговариваются возможность и порядок такой работы. В частности, надлежит прописать, кто обеспечивает надомника инструментами и механизмами для выполнения работ. На взгляд автора, было бы лучше включить в трудовой договор условие об обязанности работодателя по предоставлению работнику соответствующих средств. Это обусловлено тем, что при выполнении работ с использованием механизмов, принадлежащих работнику, работодатель обязуется выплачивать ему компенсацию за использование, что может создать дополнительные сложности при расчете такой компенсации.

Работа на дому, как и работа на условиях неполного рабочего времени, сохраняет для работника право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

1 В качестве гарантии закреплена ст. 7, 38 Конституции РФ.

2 Это является следствием включения предоставляемых женщинам гарантий в раздел «Особенности регулирования труда». Гарантия использования отпуска по уходу за ребенком по частям по своему усмотрению является специальной нормой.

3 Об этом также см.: Белоусова М. В. Отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком // Трудовые споры. 2007. № 9. С. 31–36.

4 См. Федеральный закон от 05.12.2006 № 207-ФЗ.

5 См. Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 № 382-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статей 8, 15 и 17 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

6 См., напр., Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2008 № А21-4040/2007.

7 См., напр.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.09.2006 № А216-7247/2005.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.