Конституционные гарантии профессионального образования работника за счет работодателя

240
Работник вправе потребовать от работодателя оплаты высшего образования в любом вузе, в который сотрудник прошел по конкурсу. Компания же не вправе ему отказать. Данный вывод основан на ст. 43 Конституции РФ, из которой следует, что наравне с государством обязанность по обеспечению получения гражданами России бесплатного образования возложена и на предприятия. Между тем, вопреки Конституции РФ, такое предписание не отражено в трудовом законодательстве РФ. Также нет такой нормы и в законодательстве РФ об образовании. Более того, конституционную гарантию бесплатности высшего образования законодательство ограничивает указанием на то, что она распространяется только на получаемое впервые высшее образование.


Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на получение любого уровня образования на бесплатной основе.

Вместе с тем Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании) устанавливает бесплатное образование только при получении высшего образования впервые. Данное положение ограничивает права работников.

Анализ судебной практики показал, что суды, вынося решение, фактически опираются не на Конституцию РФ, а на федеральные законы, что влечет нарушение конституционных прав граждан на бесплатное образование. Более того, такая ситуация провоцирует проблемы как в сфере налогообложения (например, не позволяет компаниям — работодателям уменьшать облагаемые налогом на прибыль доходы на суммы расходов, связных с оплатой обучения работников), так и в части предоставления государственных гарантий лицам, совмещающим работу с обучением, если образование такого уровня получается не впервые1.

Например, согласно ч. 1 ст. 177 ТК РФ гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, выплачиваются лишь тем работникам, которые получают соответствующий уровень образования впервые. Заметим, соответствие ч. 1 ст. 177 ТК РФ Конституции РФ уже дважды являлось предметом рассмотрения Конституционного суда2. Суд отказал в принятии жалоб к рассмотрению, указав, что ограничение ч. 1 ст. 177 ТК РФ не может рассматриваться само по себе как нарушающее конституционные права и свободы граждан, получающих второе высшее образование. Тем не менее мы считаем, что такое положение ограничивает конституционные права и свободы граждан (ст. 19, 55 Конституции РФ), в частности право на образование, установленное ст. 43 Конституции РФ в неограниченном числе раз.

Кроме того, данное ограничение прав работников нарушает основные принципы правового регулирования трудовых отношений. Согласно ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений признается обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Международное законодательство об образовании в системе российского права

Прежде чем перейти к анализу противоречия Конституции РФ и Закона об образовании, разберемся, в каких случаях, при каких обстоятельствах и (или) на каких условиях бесплатное профессиональное образование гарантируется международными стандартами о правах человека.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. При этом если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, применяются правила международного договора. Как разъяснил Верховный суд, отклонение от них недопустимо и применение их юридически обязательно3.

Применяя по аналогии указание ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о приоритете над законом правил международных договоров России, можно сделать вывод, что общепризнанные принципы и нормы международного права доминируют над противоречащими им правилами, содержащимися в иных актах национального законодательства, кроме Конституции РФ.

В число действующих в России актов международного права, касающихся образования, входит Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (действует на территории России с 03.01.76), Филадельфийская (1944 г.) и Женевская (1998 г.) декларации Международной организации труда. Эти документы содержат общепризнанные принципы международного трудового права и перечень трудовых прав, являющихся основополагающими для национального правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений для всех государств-членов МОТ.

Согласно п. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на образование. Декларация устанавливает, что техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным. Высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

В Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14.12.60) определено, что под доступностью образования понимаются равные для всех права и возможности его получения. Это предполагает, во-первых, экономическую доступность получения любого уровня образования, т. е. установление бесплатного, символически платного, платного образования, но компенсируемого государством на выгодных и удобных для обучающихся условиях. Во-вторых, физическую доступность, под которой понимается досягаемость образования либо посредством возможности посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям обучения, в частности путем дистанционного образования.

В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах сказано, что государство-участник этого Пакта признает право каждого человека на образование. Для полного осуществления этого права государство должно принять все необходимые меры, в частности:

постепенно ввести бесплатное среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, которое должно быть открыто и доступно для всех;постепенно ввести бесплатное высшее образование, которое должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

При этом в ст. 4 Пакта определено следующее. Участвующие в нем государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом. И только в той мере, в какой это совместимо с природой указанных прав; исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Противоречие между Конституцией РФ и федеральным законом в части прав на получения среднего и высшего образования

Статья 43 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на образование. А также гарантирует, что россияне имеют право на получение любого уровня образования. Часть 2 ст. 43 Конституции РФ устанавливает общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Часть 3 ст. 43 Конституции РФ закрепляет, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Между тем ст. 5 Закона об образовании устанавливает общедоступность и бесплатность — на конкурсной основе — среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые4.

Таким образом, ст. 5 Закона об образовании противоречит ст. 43 Конституции РФ в следующем. Во-первых, изменяет конституционные правила в части среднего профессионального образования, устанавливая возможность его получения только на конкурсной основе. То есть фактически допускает общедоступность и бесплатность только начального профессионального образования вместо конституционно гарантированного среднего профессионального образования. Во-вторых, закрепляет платность среднего профессионального и высшего профессионального образований, получаемых не впервые. И, в-третьих, исключает из субъектов, предоставляющих бесплатное образование, предприятия, поскольку указывает, что эти уровни образования получить бесплатно возможно только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В преамбуле Закона об образовании сказано: право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. В частности, это означает, что на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила, изложенные в международных актах, применяются, когда лицо, собирающееся реализовать свое право в сфере образования, обнаружит расхождение их норм с нормами национальных законов и подзаконных актов.

Также необходимо обратить внимание на то, что законы и иные правовые акты (подзаконные акты), принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конституция РФ, закрепляя право на образование (и в том числе право на его общедоступность и бесплатность в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также на предприятиях), обязывает перечисленных в ее ст. 43 субъектов осуществлять следующее. Компетентные государственные органы, муниципальные образования и предприятия должны создавать в достаточном количестве образовательные учреждения с количеством бесплатных учебных мест, равных количеству желающих получить тот или иной уровень образования. А при недостаточности мест —увеличивать их количество.

Тут же надо обратить внимание на трактовку термина «предприятие», которое используется в ст. 43 Конституции РФ. В законодательстве о труде отсутствует такой термин, но применяется термин «организация». Следовательно, можно предположить, что формально на юридическое лицо (далее — юрлицо), не имеющее в своем названии слово «предприятие» (например, государственное унитарное предприятие), не возлагается конституционная обязанность содействовать получению бесплатного образования.

Однако такой вывод ошибочен в силу следующих причин. Учитывая, что в трудовом праве применяется терминология, не всегда совпадающая с иными отраслями права, в частности с конституционным правом, правильно будет идентифицировать термины «предприятие» и «организация». Поскольку в Конституции РФ не раскрыто правовое значение термина «предприятие», а в ТК РФ не дано определение организации, используем положения гражданского законодательства РФ, регламентирующего создание юрлиц в той или иной организационно-правовой форме. Из смысла ст. 48 и 132 Гражданского кодекса РФ следует, что в общеправовое национальное понятие «юрлицо» входят такие его видовые значения как организация и предприятие, т. е. по существу их правовая основа идентична. Следовательно, обеспечение бесплатного образования граждан формально возложено не только на предприятия, но и на организации, т. е. юрлица любой формы собственности и любой организационно-правовой формы.

Повторим, что Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность, в частности среднего профессионального образования, и бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования. При этом в Конституции РФ точно указано, где гражданину обязаны обеспечить их получение: «в государственном или муниципальном образовательном учреждении и предприятии».

Но, во-первых, в Законе об образовании нет даже упоминания о конституционных обязанностях негосударственных учебных заведений, созданных предприятиями (юрлицами), содействовать гражданам в получении общедоступного и бесплатного любого уровня образования (в том числе бесплатного высшего) при прохождении гражданами России конкурсного отбора, даже если они получают его впервые.

Более того, в ст. 43 Конституции РФ нет условия о том, что в учебных заведениях предприятия или за его счет могут получать бесплатное образование только его работники. Поэтому логично сделать вывод, что предприятия независимо от их финансового состояния обязаны обеспечивать бесплатное получение перечисленных выше уровней образования не только для своих работников и (или) членов их семьи, а в целом для граждан России.

Следовательно, если в учебное заведение, собственником которого является предприятие, обратится любой гражданин России, то (как ни парадоксально это прозвучит) предприятие обязано его обучать за свой счет или за счет государства. Аналогичная ситуация складывается и в том случае, когда гражданин России после окончания школы не стал продолжать свое обучение в учебном заведении следующего уровня образования, а устроился работать на предприятие (в организацию). Если в дальнейшем у него возникло намерение получить образование следующего уровня, предприятие (организация) обязано обеспечить его бесплатное обучение (если он, например, выдержит конкурсное испытание при поступлении в высшее учебное заведение, которое не имеет возможности предоставить ему бесплатное учебное место).

Во-вторых, согласно ч. 2 ст. 43 Конституции РФ получение среднего профессионального образования входит в число уровней общедоступного и бесплатного образования, которое граждане России могут получить на бесконкурсной основе. Вопреки этой конституционной гарантии в п. 3 ст. 5 Закона об образовании указано, что бесплатное получение среднего профессионального образования возможно только на конкурсной основе, т. е. оно становится не общедоступным. Тогда как Конституция РФ (ч. 3 ст. 43) допускает конкурсную основу только для бесплатного высшего (в том числе профессионального) образования. Кроме того, в ст. 5 Закона об образовании явно происходит подмена уровней образования, отнесенных ст. 43 Конституции РФ к общедоступным, бесплатным и бесконкурсным. Если в Конституции РФ это — среднее профессиональное образование, то в Законе об образовании речь идет о начальном профессиональном образовании, т. е. не о техникуме (ныне, как правило, называемом колледжем или иначе), а о профтехучилище (ныне, как правило, называемом профессиональным лицеем и т. п.).

В-третьих, ст. 5 Закона об образовании фактически вводит запрет на бесплатное получение высшего профессионального образования, получаемого не впервые. Но Конституция РФ (ч. 3 ст. 43) гарантирует бесплатность высшего (в том числе профессионального) образования без количественного ограничения. Учитывая, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие, также применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), а законы и иные правовые акты РФ не должны ей противоречить, то должна действовать именно ст. 43 Конституции РФ, а не ст. 5 Закона об образовании.

Заметим, что положения п. 3 ст. 5 Закона об образовании, вводящих ограничения на бесплатность высшего образования, получаемого не впервые, уже становились предметом рассмотрения Конституционного суда РФ (определение КС РФ от 22.05.96 № 69-О). Гражданин Цицулин А. Ю. обратился в КС РФ, полагая, что гарантированность бесплатного получения только первого высшего образования противоречит ст. 7 (ч. 1), ст. 43 (ч. 3) и Конституции РФ. Мотивом для обращения послужило то, что гражданину, уже имеющему высшее образование, отказали в зачислении на бесплатной основе в МГЮА.

Конституционный суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы, поскольку она не отвечала критерию допустимости по смыслу ст. 97 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». По мнению КС РФ, оспариваемая норма говорит не о конституционном праве на получение высшего образования, а регулирует только вопросы оплаты второго и последующего высшего образования.

Но КС РФ высказал свою позицию и относительно установленного п. 3 ст. 5 Закона об образовании ограничения. Суд указал: «одновременное участие в конкурсе лиц с высшим образованием и лиц, его не имеющих, не обеспечивало бы последним равных возможностей для поступления в вуз, т. е. делало бы его менее доступным, а следовательно, ущемляло бы их право на получение бесплатного высшего образования. В целях обеспечения законных интересов таких лиц ограничение законом прав граждан, имеющих высшее образование, в получении второго бесплатного высшего образования вполне правомерно (ст. 55, ч. 3, Конституции Российской Федерации).

Право на образование, являясь одним из основных и неотъемлемых конституционных прав, может быть реализовано гражданином в различных формах и после получения бесплатного высшего образования, но уже без обязательной гарантии бесплатности».

На наш взгляд, позиция Конституционного суда не бесспорна. По нашему мнению, участие в конкурсе лиц, имеющих высшее образование, наравне с лицами, не имеющими такового, не делает образование менее доступным. Иначе любое расширение круга лиц (например, за счет лиц, имеющих два и более средних профессиональных образования), участвующих в конкурсе, можно было бы трактовать как ущемление прав иных участвующих в конкурсе граждан, поскольку увеличивается конкуренция. Между тем из Конституции РФ следует равное право всех граждан на участие в конкурсе для получения бесплатного высшего образования без каких-либо изъятий. Как гласит ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение же права доступа к бесплатному высшему образованию лиц, уже имеющих одно высшее образование, нарушает их конституционные права.

Право на образование не ограничено

Обратим внимание на то, что ст. 43 Конституции РФ является нормой прямого действия5. Случаи прямого действия норм Конституции РФ разъяснил Верховный Суд России. По его мнению, суды должны непосредственно применять Конституцию РФ в том случае, когда исходя из смысла закрепленных в ней положений, они не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность их применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения. Если же статья Конституции РФ является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения6.

Факт того, что ст. 43 Конституции РФ изложена без отсылки к закону, исключает возможность законодателя отменять (изменять) конституционное право граждан на общедоступность (кроме высшего образования) и количественную неограниченность получения любого уровня образования бесплатно.

Подчеркнем: ч. 1 и ч. 3 ст. 43 Конституции РФ указывает на право каждого на получение образование без количественного его ограничения, а ч. 1 ст. 7 Конституции РФ гарантирует обеспечение свободного развития человека. Следовательно, законодатель, утверждая одноразовое право граждан на получение бесплатного образования любого уровня, действует не во исполнение воли народа и не в его интересах, что, в свою очередь, противоречит основам конституционного строя (например, ст. 2, ч. 1–3 ст. 3 Конституции РФ).

Итак, действующее право граждан на бесплатное получение образования любого уровня гарантировано как в международных нормах, так и в Конституции РФ. Однако содержащиеся в ст. 43 Конституции РФ нормы о получении всех уровней образования за счет предприятия не закреплены ни в специальном законодательстве об образовании, ни в ТК РФ. Тем не менее заинтересованные лица, которым работодатель откажет в получении какого-либо профессионального образования за его счет, могут воспользоваться нормами Конституции РФ прямого действия и потребовать в судебном порядке защиту их конституционного права на получение профинансированного предприятием образования.

Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что Закон об образовании изменяет (отменяет) конституционные гарантии, определенные в ст. 43 Конституции РФ. В отсутствие Закона об образовании, предусматривающего получение бесплатного образования любого уровня только один раз за всю жизнь, при необходимости разрешить спорные отношения между гражданином, предприятием и (или) учебным заведением, суду пришлось бы опираться на конституционные правила, в которых нет количественного ограничения на получение бесплатного образования любого уровня.

1 См., напр., определения Конституционного суда РФ от 19.06.2007 № 472-О-О, от 20.12.2005 № 481-О, постановления ФАС Дальневосточного от 08.02.2005 по делу № Ф03-А04/04-1/4390, Уральского от 18.07.2007 по делу № Ф09-4795/07-С2 округов.
2 Определения КС РФ от 08.04.2004 № 167-О, от 20.12.2005 № 481-О.
3 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
4 Аналогичные положения содержатся в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
5 Конституция РФ содержит статьи как прямого действия (применяемые непосредственно), так и бланкетные. В последних даны нормы, отсылающие граждан России к законам, уточняющим их права в тех или иных видах общественных отношений (например, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ).
6 См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.