Решение коллективных трудовых споров в свете административной реформы

68
В сфере регулирования социально-трудовых отношений произошло важное событие — утвержден Регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости (далее — Роструд) государственной услуги содействия в урегулировании коллективных трудовых споров (далее — Регламент). Чем вызвана необходимость принятия данного документа и каково его практическое значение для субъектов трудовых правоотношений?

Предпосылки принятия

Основной причиной возникновения коллективных трудовых споров, как правило, является отказ работодателя от участия в переговорах по заключению, изменению коллективных договоров, соглашений. В целях быстрого, максимально эффективного разрешения таких споров Рострудом оказывается государственная услуга содействия в урегулировании.

Основаниями для ее предоставления являются:

ст. 37 Конституции РФ, согласно которой граждане имеют право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;глава 61 ТК РФ, определяющая порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.

Роструд наделен полномочием по оказанию данной государственной услуги в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» и от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (в редакции от 05.09.2007 № 559).

Регламент предоставления государственной государственной услуги содействия в урегулировании коллективных трудовых споров разработан Рострудом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (в редакции от 29.11.2007), а также во исполнение Плана-графика утверждения в первом полугодии 2008 года федеральными органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)1 .

При разработке проекта Регламента Рострудом были учтены замечания Минэкономразвития России и Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Доработка проекта документа была осуществлена также с учетом замечаний и предложений Минздравсоцразвития России.

При проведении независимой экспертизы проект Регламента получил положительный отзыв Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР).

Условия и порядок предоставления государственной услуги

В соответствии со ст. 407 ТК РФ государственная услуга оказания содействия в урегулировании коллективных трудовых споров предоставляется непосредственно Рострудом и его территориальными органами при урегулировании некоторых видов коллективных трудовых споров.

Получателями государственной услуги могут быть:

общероссийские профсоюзы (их объединения) и общероссийские объединения работодателей — при возникновении коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства;работники (их представители) и работодатели (их представители) — при возникновении коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета;работники (их представители) и работодатели (их представители), соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов — при возникновении коллективных трудовых споров в случаях, когда по закону в целях разрешения этих споров забастовка не может быть проведена. Такое возможно:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) если проведение забастовок в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы) создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Следует отметить, что услуга по оказанию содействия в урегулировании коллективных трудовых споров предоставляется бесплатно. Кроме того, получатели имеют право на неоднократное обращение за данной услугой.

Регламентом устанавливаются:

порядок информирования о государственной услуге;перечень документов, необходимых для ее получения;основания для отказа в предоставлении услуги;другие положения, характеризующие требования к условиям, полноте и качеству предоставления услуги.

Информация о правилах предоставления государственной услуги сообщается при личном или письменном обращении ее получателей (в том числе по электронной почте, а также номерам телефонов для справок), размещается в сети Интернет на официальных сайтах органов, участвующих в предоставлении услуги, в средствах массовой информации и раздаточных информационных материалах (брошюрах, буклетах и т. п.). Данная информация предоставляется бесплатно.

Для получения государственной услуги необходимо представить:

заявление-анкету;документы, содержащие сведения о:наделении полномочиями представителя стороны спора на рассмотрение и разрешение коллективного трудового спора;утверждении и направлении работниками (их представителями), профессиональными союзами и их объединениями требований соответствующим сторонам социального партнерства;другой стороне коллективного трудового спора (наименование, место расположения, телефон для справок, почтовый адрес, адрес электронной почты, ФИО полномочного представителя стороны спора);дне начала спора;результатах рассмотрения представителями работодателя (объединений работодателей) направленных им требований работников (их представителей), профессиональных союзов (их объединений);характере, существе, причинах и предмете неурегулированных разногласий между сторонами спора;этапе рассмотрения спора в соответствии с порядком разрешения коллективного трудового спора;иной информации, характеризующей спор.

Максимально допустимые сроки предоставления государственной услуги при очном и письменном обращении получателя не должны превышать 23 дней. Они могут быть продлены на основании сроков, согласованных сторонами коллективного трудового спора, необходимых для проведения примирительных процедур.

В предоставлении услуги может быть отказано по одному из следующих оснований:

предмет разногласий сторон коллективного трудового спора не относится к заключению, изменению и выполнению соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства;организация, в которой возник спор, не финансируется из федерального бюджета;коллективный трудовой спор может быть разрешен путем проведения забастовки;получателем услуги не представлены необходимые документы;представленные документы не соответствуют требованиям к оформлению (п. 26 Регламента);суть спора, изложенная в заявлении-анкете о предоставлении услуги, не соответствует содержанию представленных документов.

Регламентом также определены последовательность проведения административных процедур при предоставлении рассматриваемой государственной услуги, порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги и процедура обжалования действий и решений, принимаемых в ходе предоставления услуги.

Цели принятия

Анализируемый документ впервые регламентирует порядок предоставления гражданам и общественным организациям государственной услуги оказания содействия в урегулировании коллективных трудовых споров, разрешение которых относится к полномочиям Роструда.

Вступление Регламента в силу не требует отмены или внесения изменений в иные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере социального партнерства и урегулирования коллективных трудовых споров. Его внедрение будет осуществлено в короткие сроки и не потребует значительных управленческих и материальных затрат.

Как представляется, применение данного нормативно-правового акта на практике позволит:

повысить информированность сторон социального партнерства о порядке и процедурах предоставления государственной услуги;улучшить качество предоставления услуги и ее доступность;способствовать созданию комфортных условий для получателей услуги;оказать содействие сторонам коллективного трудового спора на любом этапе урегулирования коллективного трудового спора;предоставлять сторонам коллективного трудового спора предложения по кандидатурам посредников, созданию трудового арбитража для участия в примирительных процедурах;обеспечить участие Роструда и его территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в формировании решения о создании трудового арбитража, определении его состава, регламента и полномочий;повысить персональную ответственность работников органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, за исполнение административных процедур и соблюдение сроков, установленных Регламентом;обеспечить прозрачность и комфортность процедуры предоставления услуги;определить объемы востребованности государственной услуги сторонами социального партнерства исходя из заявительного принципа ее предоставления.

С учетом наметившейся тенденции общего сокращения количества коллективных трудовых споров, зарегистрированных на федеральном уровне, можно предположить, что Регламент не будет востребован очень часто. Однако появление такого нормативно-правового акта на федеральном уровне свидетельствует о том, что государственные органы внимательно наблюдают за процессами, происходящими в социально-трудовой сфере и готовы к участию в них.

1 Утвержден протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 25.12.2007 № 72 (раздел XVII, п. 6).

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль