Некоторые вопросы правового регулирования труда водителей автомобильного транспорта

868
Многие организации для использования собственного автомобильного транспорта нанимают на работу водителей, что сопряжено с обязанностью работодателя соблюдать целый ряд особых требований, предъявляемых к правовому регулированию их труда. Вопросы приема на работу, соблюдения режима рабочего времени и отдыха, оформление совместительства и прочие аспекты труда водителей имеют свои особенности.

Требования, предъявляемые к водителю.

Лицо, претендующее на работу в качестве водителя, может быть принято только после прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки, а также обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования).

Работодатель обязан проверить соответствие квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик кандидата требованиям, установленным для конкретного вида перевозок.

При приеме на работу работник должен пройти соответствующий медицинский осмотр (обследование). Так, Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" введены правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности. К таким видам работ отнесено управление автомобильным транспортом.

«Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)», утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 августа 2004 г. N 83 также содержит указание на необходимость проведения предварительного и периодического медицинского осмотра в отношении лиц, выполняющих работы по непосредственному управлению транспортными средствами. Работодатель обязан совместно с соответствующим профсоюзным органом (или иным уполномоченным работниками представительным органом) составлять и согласовывать с местными органами Госсанэпиднадзора России Список должностей и профессий работников, которые в обязательном порядке должны проходить предварительный и периодический медосмотры, обеспечивать прохождение медосмотров работниками согласно соответствующим нормативным правовым документам. При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований, работник к выполнению трудовых обязанностей не допускается 1.

При наличии положительного решения об оформлении трудовых отношений, кандидат должен предъявить помимо предусмотренных общими положениями Трудового кодекса, документы, перечисленные в п. 3.1.1. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27: 1) водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории; 2) документ о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования.

С целью проверки соответствия водителя поручаемой ему работе по безопасному осуществлению конкретного вида перевозок он может быть принят на работу с испытательным сроком.

При решении вопроса об оформлении трудовых отношений с некоторыми категориями граждан, следует учитывать установленные законодательством ограничения. Так, Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" лиц моложе 18 лет не допускаются к выполнению работ с вредными или опасными условиями труда. К таким условиям труда отнесены работы, выполняемые по профессиям: машинист автогудронатора, машинист автогрейдера, машинист укладчика асфальтобетона. «Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N162, установлен запрет применения труда женщин при выполнении некоторых видов работ, связанных с управлением транспортными средствами. Например, запрещено принимать женщин по профессии водитель автомобиля, работающий на автобусе с количеством мест свыше 14 (кроме занятого на внутризаводских, внутригородских, пригородных перевозках и перевозках в сельской местности в пределах одной дневной смены, при условии непривлечения к техническому обслуживанию и выполнению ремонта автобуса).

В течение всего времени действия трудового договора с водителем, работодатель обязан вести учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и стаже управления определенными типами транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству 2.

Для допуска к управлению транспортными средствами в отношении некоторых категорий водителей предусмотрено обязательное прохождение стажировки. Обязательную стажировку должны пройти лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы; водители, имеющие перерыв в водительской деятельности более одного года; водители, назначаемые для работы на горных маршрутах; водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров (п. 3.1.3. Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N27). Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки.

После успешного завершения водителем стажировки оформляется заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки. В случае неудовлетворительных результатов даётся мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение работодатель хранит в личном деле водителя.

Работодатель при наличии возможности обязан предложить перевод на другие работы водителю, который не получил допуск к управлению транспортным средством, и с которым уже заключен трудовой договор. При отказе работника от перевода или при невозможности перевода, водитель подлежит увольнению.

В том случае, если при прохождении медицинского обследования, профессионального отбора и профессиональной подготовке будет выявлено несоответствие лица, претендующего на работу в качестве водителя, предусмотренным требованиям, ему должно быть отказано в приеме на работу в качестве водителя. Такой отказ будет считаться обоснованным.

Если же трудовой договор был заключен в нарушение установленного порядка, он подлежит прекращению согласно статье 84 Трудового кодекса РФ по п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса (нарушение установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы) или согласно п. 5 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ (признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ) по п. 10 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса (обстоятельства, не зависящие от воли сторон).

При оформлении трудовых отношений с водителями необходимо помнить о запрете 3 работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, совмещать свою основную работу с выполнением работ, непосредственно связанных с управлением, транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Иную работу (как у данного работодателя, так и у другого) за пределами установленной для водителя продолжительности рабочего времени работник вправе выполнять с учетом ограничений, предусмотренных статьёй 284 Трудового кодекса РФ, (продолжительность рабочего времени при работе по совместительству).

Режим рабочего времени и отдыха.

В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности). «Рабочее время» определено в Трудовом кодексе (ст. 91) как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Режим рабочего времени для работников автомобильного транспорта имеет свои особенности, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (Министерство транспорта РФ), с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Установленные Минтрансом РФ особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами, установленными Трудовым кодексом.

С целью установления правил регулирования труда водителей, Минтранс РФ издал Приказ от 20 августа 2004 г. N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей". Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – «Положение») устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации. Действие Положения не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Для водителей автомобильного транспорта в качестве общего правила установлена норма рабочего времени - не более 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

В тех случаях, когда по условиям работы (производства) в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, работодатель с учетом мнения представительного органа работника устанавливает для водителей суммированный учет рабочего времени (ст. 104 Трудового кодекса РФ).

Необходимость введения суммированного учета рабочего времени возникает, как правило, в организациях, направляющих водителей в длительные рейсы. Такой учет рабочего времени позволяет по итогам работы за учетный период соблюдать требования к продолжительности рабочего времени.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени указывается в правилах внутреннего трудового распорядка.

При введении суммированного учета времени необходимо установить учетный период, который в соответствии с Положением должен составлять один месяц. Организация вправе определить более длительную (до шести месяцев) продолжительность учетного периода в следующих случаях:

если перевозки пассажиров осуществляются в курортной местности в летно-осенний период;если перевозки связаны с обслуживанием сезонных работ.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не должна превышать 10 часов. В отдельных случаях продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов, например, когда водителю при осуществлении междугородной перевозки необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха. По решению работодателя, согласованному с представительным органом работников, до 12 часов увеличивается продолжительность ежедневной работы (смены) водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах.

Третьим случаем, когда возможно продление времени ежедневной работы водителей до 12 часов, Положение называет деятельность водителей, осуществляющих следующие перевозки:

для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб,технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов,перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций.

При этом общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не должна превышать 9 часов.

Следует обратить внимание на обязанность работодателя при выпуске автотранспорта в рейс для осуществления междугородной перевозки, если он допускает возможность нахождения водителя в автомобиле более 12 часов, направить двух водителей, а автомобиль оборудовать спальным местом для отдыха водителя.

Рабочий день может быть разделен на две части с согласия водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах. Такое разделение производится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня в рабочее время не включается. Начало перерыва устанавливается не позднее чем через 4 часа после начала работы, а продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна составлять не более двух часов без учета времени для отдыха и питания. При этом общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены).

Ненормированный рабочий день может устанавливаться водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях. Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

При рассмотрении вопроса об установлении продолжительности работы, выделяются периоды, которые в соответствии с п. 15 Положения подлежат включению в рабочее время водителей:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем. Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитывается в рабочее время в размере не менее 50 процентов;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Работодатель с учетом мнения представительного органа работников организации самостоятельно определяет состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время; продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя; конкретную продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемую водителю в рабочее время; конкретную продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемую в рабочее время.

Минтранс РФ указывает на необходимость учета времени управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены). Время управления транспортным средством не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.

Время для отдыха

Трудовое законодательство под временем отдыха понимает период, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать это время по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).

Видами времени отдыха являются:

перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.

Водители автотранспорта пользуются всеми перечисленными видами отдыха. В отношении предоставления некоторых видов отдыха работодатели должны учитывать особенности правового регулирования времени отдыха водителей.

Водителям на междугородных перевозках в течение рабочего дня (смены) специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути предоставляются после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем. Длительность такого перерыва составляет не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы такой же продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. Единственный случай, когда специальный перерыв не предоставляется, это его совпадение со временем предоставления перерыва для отдыха и питания.

Как часто и на какое время надлежит водителю делать перерывы в управлении автомобилем для кратковременного отдыха, указывается в «Задании по времени на движение и стоянку автомобиля».

В течение рабочего дня (как правило, в середине смены) водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания. Он предоставляется водителям продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены. При продолжительности установленной графиком ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не менее 30 минут и не более 2 часов. Конкретное время и продолжительность для отдыха и питания устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работодателем и работником.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). Например, если для перерыва отдыха и питания отведен час, а время работы перед отдыхом составило 8 часов, то ежедневный (междусменный) отдых должен быть не менее 15 часов (8 ч. x 2 - 1 ч.).

Иным образом определена продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха при суммированном учете рабочего времени. Его минимальная продолжительность должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Под еженедельным непрерывным отдыхом в законодательстве понимаются выходные дни (ст. 111 ТК РФ). Еженедельный непрерывный отдых не исключает ежедневный междусменный отдых. Еженедельный непрерывный отдых обязательно следует устанавливать таким образом, чтобы он непосредственно предшествовал или непосредственно следовал за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность составляла бы не менее 42 часов.

При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом не допускается предоставление выходных дней в текущем месяце в количестве меньшем количеству полных недель этого месяца.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период еженедельный непрерывный отдых должен быть предоставлен продолжительностью не менее 42 часов.

Законодательство возлагает на работодателя обязанность в определенных случаях предоставлять дополнительные отпуска за условия труда. Согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22 некоторым категориям водителей предоставляются дополнительные отпуска за условия труда. Например, водителю автобуса, работающему на маршрутных такси, работодатель обязан предоставить 12 рабочих дней дополнительного отпуска ежегодно сверх основного отпуска.

Графики работы (сменности)

Для всех водителей работодатель обязан составлять Графики работы (сменности), которыми устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График разрабатывается и утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников ежемесячно на каждый день (смену). В срок не позднее, чем за один месяц до введения графика в действие, он доводится до сведения водителей.

При разработке графика работы организация и индивидуальные предприниматели должны учитывать особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением.

Кроме графика работы, при направлении водителей в дальние рейсы при междугородной перевозке, при которой водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не имеет возможность вернуться к постоянному месту работы, работодатель обязан установить водителю «Задание по времени на движение и стоянку автомобиля» с учетом норм Положения.

Привлечение к сверхурочным работам.

В процессе выполнения работ, особенно при направлении водителей в дальние рейсы, может возникнуть превышение продолжительности рабочего времени над установленной продолжительностью. сверхурочной работой (ст. 99 Трудового кодекса РФ) считается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя, за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

В Положении содержится специальная норма для работодателей применяющих суммированный учет рабочего времени. Водители, в отношении которых установлен суммированный учет рабочего времени не должны работать в день (смену) более 12 часов с учетом времени сверхурочной работы и работы по графику. Таким образом, в случае когда при суммированном учете рабочего времени отдельным категориям водителей продолжительность ежедневной работы (смены) установлена 12 часов, применение этой нормы исключает возможность привлечения работника к сверхурочным работам.

В соответствии с Положением, при суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов. Исключением являются случаи:

1) необходимость выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;

2) необходимость продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Работодатель обязан обеспечить учет продолжительности сверхурочной работы каждого водителя. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Иногда работодатели допускают грубую ошибку, закладывая сверхурочные часы уже при составлении графика работ (сменности). Это является нарушением требований трудового законодательства, поскольку при формировании графика должна быть выдержана нормальная продолжительность рабочего времени, на основании которой определяется нормальное число рабочих часов за учетный период и в обязательном порядке должны быть соблюдены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением.

Для определения количества часов, отработанных сверхурочно, по окончании учетного периода можно воспользоваться графиком работы (сменности).

Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается по общим правилам, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 112). При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включаются в норму рабочего времени учетного периода.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 (п. 9.2.) обращают внимание на положения Трудового кодекса, согласно которым для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

На работодателя возложена обязанность вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля и путевых листов. Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, учитывается ежедневно в путевых листах и табелях учета использования рабочего времени (формы N Т-12, Т-13), формы которых утверждены Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".

Формы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".

Охрана труда.

Работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Трудовым кодексом Российской Федерации.

Водители должны быть обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты на работах с вредными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Обеспечение производится работодателем с включением затрат в себестоимость продукции (работ, услуг). Непосредственно вопросы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты регулируются Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 18 декабря 1998 года N 51.

Рассматривая тему об обеспечении безопасных условий труда, необходимо упомянуть о Межотраслевых правилах по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 (далее- «Правила»), которые содержат важные положения об охране труда водителей автотранспорта.

В соответствии с п. 2.3.1.10. Правил работодатель не имеет права:

заставлять водителя выходить в рейс, если его техническое состояние и дополнительное оборудование не соответствуют требованиям Правил и других действующих нормативных правовых актов; направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного действующими нормативными правовыми актами.

При направлении двух и более водителей автотранспортного средства для совместной работы на срок более двух суток работодатель обязан приказом назначить работника, ответственного за охрану труда. При остановке на отдых вне населенных пунктов работник, ответственный за охрану труда, должен организовать дежурство для контроля за соблюдением правил охраны труда и пожарной безопасности. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей этой группы автотранспортного средства.

Работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами.

Инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяется на: вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.

Вводный инструктаж проводит работник по охране труда или работник, назначенный для этой цели из числа специалистов организации, со всеми вновь принимаемыми на работу водителями независимо от их образования, стажа работы по данной профессии. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми в организацию водителями, или водителями, переводимыми из одного подразделения в другое. Повторный инструктаж проводится в целях закрепления знания безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте.

В связи с отнесением автотранспорта к средствам повышенной опасности повторный инструктаж проходят не реже 1 раза в 3 месяца.

Внеплановый инструктаж проводится в случаях изменения правил по охране труда; замене или модернизации транспортного средства или оборудования, и других факторов, влияющих на безопасность труда; при нарушении водителем требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению. Внеплановый инструктаж производится также при перерывах в работе на 30 календарных дней и более. Объем и содержание инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. Проведение первичного, повторного и внепланового инструктажей регистрируется в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, в журнале указывается и разрешение на допуск к работе.

В соответствии с п. 3.3.1. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утв. приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27) организация обеспечивает прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Руководителю организации предоставлено право в случае сомнения в состоянии здоровья водителя направить его на медицинское освидетельствование ранее установленных сроков.

Таким образом, работодатель обязан обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии. Для реализации этого положения организация и индивидуальный предприниматель обязаны организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств; обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства, страдающих хроническими заболеваниями.

Для обеспечения безопасных условий труда работодатель обязан обеспечивать водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения :

об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте; о состоянии погодных условий; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны транспортных средств; о расположении пунктов медицинской и технической помощи постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей; об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.

Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий с периодичностью, необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.

Организация имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии. Водитель, не допущенный к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.

Правовое регулирование труда водителей, занятых при осуществлении международной перевозки осуществляется специальными нормами.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"(далее – «ФЗ N 127») международной автомобильной перевозкой считается перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации.

Водители транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации обязаны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором Российской Федерации о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки. На территории Российской Федерации должны выполняться требования установки на транспортных средствах и использования контрольных устройств (тахографов 4) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств.

В некоторых случаях, указанных в ФЗ N 127 вместо использования тахографов допускается ведение водителями транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха.

В соответствии с Правилами использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса РФ от 7 июля 1998 г. N 86, водитель транспортного средства:

а) обеспечивает правильную эксплуатацию тахографа, его своевременное включение и переключение ручек тахографа на соответствующие режимы работы; б) своевременно производит установку, замену и надлежащее заполнение регистрационных листов, а также обеспечивает их сохранность;

в) использует регистрационные листы каждый день, в течение которого водитель управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки;

г) при выходе тахографа из строя ведет запись режима труда и отдыха на обороте своего регистрационного листа от руки с использованием нанесенной на него сетки с соответствующими графическими обозначениями и информирует об этом владельца транспортного средства.

Владелец транспортного средства обязан:

а) выдавать водителям достаточное количество регистрационных листов установленного образца, пригодных для использования в тахографе, которым оборудовано транспортное средство, имея при этом в виду персональный характер регистрационных листов;

б) хранить заполненные регистрационные листы каждого водителя в течение не менее чем 12 месяцев со дня последней записи и свидетельства о поверках тахографов - в течение 3 лет с момента их выдачи.

Ответственность.

В случае нарушения порядка приема на работу лиц, не соответствующих требованиям, установленным для лиц, профессионально осуществляющих деятельность, связанную с управлением автотранспорта, или несоблюдение правил приема, а также за нарушение запрета привлечения работника к выполнению работ по совместительству, нарушение режима труда и отдыха водителей, работодатель может быть привлечен к административной ответственности на основании ст. 5.27 КоАП (Нарушение законодательства о труде и об охране труда).

Соблюдение режима труда и отдыха водителей как мера по обеспечению безопасности дорожного движения является одним из лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637.. За его нарушение организация или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к ответственности на основании п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Однако не все нарушения могут повлечь для работодателя негативные последствия. Этот факт подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2005 г. N А13-15721/04-27АП. Как видно следует из упомянутого Постановления иск Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия о привлечении Предпринимателя к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии остался без удовлетворения, так как, несмотря на то, что материалами дела подтверждается нарушение Предпринимателем Порядка ведения путевых листов, суд сделал вывод о наличии в действиях ответчика признаков малозначительности совершенного правонарушения.

При неоднократных нарушениях порядка осуществления международных автомобильных перевозок в отношении российских перевозчиков может быть приостановлено или аннулировано действие удостоверения допуска российского перевозчика.

Статья 11.23 КоАП (Нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим международную автомобильную перевозку, режима труда и отдыха) устанавливает административную ответственность за: 1) управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, или с незаполненными тахограммами, либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей; 2) нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку.

1 Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 (п. 10.3)
2 П. 3.1.2. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утв. приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27.
3 Статья 329 Трудового кодекса РФ
4 Тахограф - контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя. (П.1. Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации (утв. приказом Минтранса РФ от 7 июля 1998 г. N 86)

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль