Процедуры от ратификации до денонсации конвенций МОТ по российскому законодательству

366
Процедуры заключения и прекращения международного договора парламентом страны регулируются не только Законом о международных договорах, но и регламентами его палат, в которых изложены особенности рассмотрения предложенных к ратификации международных договоров. Тем не менее международные договоры России заключаются, выполняются и прекращаются, прежде всего, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией РФ, и только в части, неурегулированной этими актами, применяются нормы Закона о международных договорах. Причем действие этого Закона распространяется и на международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства-продолжателя СССР2.

Порядок принятия федерального закона, ратифицирующего конвенцию МОТ, отражен в основополагающих чертах в ст. 104–107 Конституции РФ. Согласно п. 1 ст. 105 Конституции РФ, федеральные законы принимаются Госдумой, а касающиеся ратификации и денонсации международных договоров РФ подлежат еще и обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «г» ст. 106 Конституции). Далее принятый федеральный закон направляется Президенту РФ, который, если не отклонит его, то как бы утверждает и одобряет его своим подписанием и затем обязан его обнародовать (ст. 107 Конституции РФ).

Из ст. 104 Конституции РФ известно, что законопроекты вносятся именно в Госдуму, а право законодательной инициативы принадлежит в числе иных перечисленных в ней субъектов Правительству РФ. Следовательно, МИД России с иными исполнительными органами власти России, деятельности которых касается та или иная конвенция МОТ (в нашем случае это, прежде всего, Минздравсоцразвития России3), должно подготовить свое заключение о целесообразности придания этим актам юридической силы и затем передать их на рассмотрение Правительства РФ.

В этих целях МИД России совместно с Минздравсоцразвития России на этапе подготовки заключения выявляет с привлечением соответствующих министерств и ведомств возможные финансовые последствия для России как государства, исходя из ожидаемых позитивных экономических и правовых изменений для отдельных категорий трудящихся при ратификации конвенции МОТ. Для этого указанные министерства согласовывают со всеми перечисленными в Законе о международных договорах внутригосударственными инстанциями все экономически значимые положения конвенции МОТ, а также необходимые изменения в национальном законодательстве. К субъектам, мнение которых нужно учесть при принятии окончательного решения, как минимум относятся: Минюст России, Минфин России, различные иные ведомства, а также общественные организации, прямо или косвенно участвующие в Генеральном трехстороннем социально-партнерском соглашении, и субъекты РФ4.

Далее на основании порядка, изложенного в ст. 16 указанного Закона, международные договоры, прошедшие все необходимые согласования на предварительном этапе, вносятся МИД России и Минздравсоцразвития России на рассмотрение Правительства РФ. Последнее рассматривает конвенции МОТ с позиции предложенной аргументации их одобрения или неодобрения и выносит об этом решение в форме постановления Правительства РФ. Предложение о ратификации международного договора должно содержать: заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия договора законодательству РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации договора5. В случае одобрения позитивной позиции указанных ведомств постановление Правительства РФ содержит указание о внесении конвенции МОТ в Госдуму на ратификацию, и в этих целях подготавливаются соответствующий законопроект и при необходимости предусмотренное ст. 104 Конституции РФ заключение Правительства РФ.

В свою очередь, в ст. 17 Закона о международных договорах кратко изложен порядок принятия решения о ратификации международных договоров России в палатах Федерального Собрания. Так, Госдума рассматривает предложения о ратификации международных договоров и после предварительного их обсуждения в своих комитетах и комиссиях принимает соответствующее решение. Однако за этими скупыми фразами о прохождении в Госдуме рассмотрения предложения Правительства РФ о ратификации конвенции МОТ скрыта огромная бюрократическая процедура ее согласования, которая частично дублирует уже пройденный Правительством РФ путь.

Исходя из содержания международного договора, Совет Госдумы сначала определяет ответственный комитет по подготовке данного международного договора к ратификации, прекращению или приостановлению его действия. Затем Совет Госдумы направляет проект федерального закона, например о ратификации конвенции, с сопроводительными материалами на заключение не только в ответственный комитет, но и в другие заинтересованные комитеты в соответствии с вопросами их ведения, а также обязательно в Комитет Госдумы по международным делам (п. 3 ст. 189 Регламента Госдумы Федерального Собрания РФ6). Эти комитеты вырабатывают по возможности единую позицию для дачи заключения по данной конвенции, для чего при необходимости привлекают вновь всех заинтересованных лиц, а также экспертов, создают подготовительные комиссии, проводят парламентские слушания и проч.7 Параллельно этой работе Правовое управление Аппарата Госдумы по поручению Совета Госдумы или ответственного комитета осуществляет правовую экспертизу представленного на ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора, направленную на установление его соответствия Конституции РФ, международным обязательствам России (п. 4 ст. 190 Регламента Госдумы).

Завершается процедура прохождения согласования и обсуждения такого законопроекта в Госдуме его принятием или отклонением, что связано с влиянием многих обстоятельств, изложенных в соответствующих статьях Регламента Госдумы8. При этом следует обратить внимание, что при ратификации конвенции МОТ недопустимы какие-либо исключения и изменения ее отдельных положений или применение их с оговорками, что является еще одной особенностью этих конвенций9. Статутными документами МОТ допускается внесение оговорок только при распространении обязательств, вытекающих из ратифицированной конвенции, на находящиеся вне метрополии страны-члена МОТ территории (п. 8 ст. 35 Устава МОТ).

Принятый Госдумой федеральный закон о ратификации конвенции МОТ подлежит в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, куда он официально направляется Председателем Госдумы. Здесь, в свою очередь, согласно Регламенту Совета Федерации Федерального Собрания РФ10, закон должен пройти предварительное рассмотрение как в комитете по бюджету, так и в комитете по международным делам, которые должны дать свои заключения. Потом федеральный закон о ратификации или денонсации конвенции МОТ с учетом комплекта всех заключений и сопровождающих его документов рассматривается Советом Федерации в общем порядке, установленном его Регламентом.

Принятый Федеральным Собранием РФ федеральный закон о ратификации конвенции МОТ направляется в соответствии со ст. 107 Конституции РФ Президенту РФ для подписания и обнародования11. В случае неотклонения Президентом РФ федерального закона о ратификации, его обнародования и после вступления этого закона в юридическую силу12 Президент РФ на основании ст. 86 Конституции РФ и ст. 18 Закона о международных договорах подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел Российской Федерации.

Ратификационная грамота по правилам ст. 19 Закона о международных договорах и с учетом требований подп. «d» п. 5 ст. 10 Устава МОТ (со специальным процедурным положением каждой конвенции МОТ) направляется Генеральному директору МБТ для регистрации. Причем сдача грамоты о ратификации конвенции МОТ на хранение в МБТ, которое является их депозитарием13, производится представителем МИД России либо по поручению МИД России одним из представителей России при МОТ. При этом в ответном документе (практикуется такая его форма, как протокол приема-передачи ратификационной грамоты) подтверждается факт принятия ратификационной грамоты и дата ее регистрации.

Напомним, конвенция МОТ как на стадии придания ей юридической силы, так и на стадии присоединения к ней вступает в силу в отношении страны, ее ратифицировавшей, в срок, установленный в самой конвенции. При присоединении России к действующей конвенции этот срок, как правило, составляет период в 12 месяцев после даты регистрации в МБТ документа о ратификации. Это делается для того, чтобы страна, ратифицировавшая конвенцию, имела время для проведения подготовительных мероприятий, необходимых для полнообъемного ее выполнения14.

Вступившие в силу для России конвенции МОТ подлежат официальному опубликованию, которое необходимо производить в день вступления их в силу для России15. Регистрация и учет вступивших в силу для России международных договоров, сведения об их денонсации, а также переписка по конвенциям МОТ возложены на Правовой департамент МИД России. Заверенная МБТ копия конвенции хранится в Историко-документальном департаменте МИД России, где также осуществляется хранение переписки с главными исполнительными должностными лицами, выполняющими функции депозитария многосторонних международных договоров16.

Еще одной особенностью ратификации конвенции МОТ является то, что ее регистрация как международного договора в Секретариате ООН происходит не силами МИД России. Так, в случае ратификации любой конвенции в масштабах МОТ, т. е. придания ей юридической силы за счет ее ратификации определенным в ней числом стран, представление на регистрацию в ООН осуществляется не передачей туда ратификационных грамот, а направлением Генеральным директором МБТ Генеральному секретарю ООН подписанного им экземпляра принятой и затем вступившей в силу (ратифицированной) конвенции17. Таким образом, в ООН, можно сказать, контролируется судьба конвенции МОТ, один экземпляр которой вручен после ее принятия на соответствующей сессии МКТ за подписями ее председателя и Генерального директора МБТ (п. 4 ст. 19 Устава МОТ), а другой после ее ратификации в целом для МОТ за подписью только Генерального директора МБТ.

Присоединение России к действующим конвенциям МОТ

Процедура присоединения Российской Федерации к ратифицированным (действующим) конвенциям МОТ с учетом требований статутных документов МОТ и содержания самих конвенций происходит только путем ратификации избранной для присоединения конвенции. При этом каких-либо национальных особенностей в процедуре ратификации при присоединении к действующей конвенции в специальной ст. 21 Закона о международных договорах не содержится.

Временное применение и приостановление действия актов МОТ

Следует отметить, что не только в период членства в МОТ, но и после выхода страны из этой организации, а также для страны не члена МОТ Устав МОТ не допускает следующего. Во-первых, временного применения страной не членом МОТ принятых МКТ конвенций МОТ. Во-вторых, приостановления или прекращения действия ратифицированных конвенций МОТ в установленный в них период применения (см., в частности, п. 5 ст. 1 Устава МОТ).

Выполнение положений конвенций МОТ

Положения ратифицированной конвенции подлежат выполнению Россией с момента вступления для нее конвенции в силу. Статья 31 Закона о международных договорах гласит, что международные договоры России подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией РФ, настоящим законом, иными актами законодательства России. Россия до вступления для нее международного договора в силу воздерживается с учетом соответствующих норм международного права от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Международный договор подлежит выполнению с момента вступления его для России в силу.

Президент РФ и Правительство РФ принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров России. Федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами России, обеспечивают выполнение обязательств российской стороны по договорам и осуществление ее прав, вытекающих из этих договоров, а также наблюдают за выполнением другими участниками договоров их обязательств. Органы государственной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров России. Общее наблюдение за выполнением в самой России любого международного договора (где его стороной является наша страна) Россией в международных отношениях, а также другими сторонами международных договоров по отношению к ней осуществляет МИД России (ст. 32 Закона о международных договорах и согласно Положению о МИД России18).

В случае нарушения обязательств по международному договору России другими его участниками МИД России либо другие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные организации совместно с МИД России представляют в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором, Президенту РФ или в Правительство РФ предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями самого договора (ст. 33 Закона о международных договорах).

Прекращение действия конвенции МОТ (денонсация)

Прекращение действия конвенции МОТ на территории России осуществляется в форме денонсации. При этом процесс денонсации в основном аналогичен процессу ратификации конвенции МОТ. Однако при денонсации присутствует ряд особенностей (срок и процедура) как национального, так и конвенционного характера. Специфика деятельности МОТ и положения ее статутных документов обязывают даже после выхода страны из членов МОТ производить ее денонсацию в том порядке, который определен в конкретной конвенции (п. 5 ст. 1 Устава МОТ).

Поэтому рекомендации о прекращении действия конвенции МОТ могут представляться субъектами, указанными в ст. 35 Закона о международных договорах, а предложения о прекращении ее действия должны быть сделаны в соответствии с требованиями ст. 36 этого Закона только в периоды, определенные в денонсируемой конвенции МОТ19. Далее МИД России аналогично с процедурой ратификации конвенции МОТ самостоятельно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти РФ, уполномоченными организациями, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ вносит предложения о прекращении действия конвенции МОТ в Правительство РФ. Последнее передает их в Госдуму, которая в случае принятия закона о денонсации направляет его в Совет Федерации, а тот, в свою очередь, Президенту РФ для его подписания и обнародования.

Согласно ст. 38 Закона о международных договорах, прекращение действия конвенции МОТ освобождает Россию от всякого обязательства выполнять ее положения в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение России, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Официальное сообщение МИД России о прекращении действия конвенции МОТ, заключенной от имени Правительства РФ, опубликовывается в том же порядке, как и при ее ратификации20. С этого момента положения денонсированной конвенции перестают быть частью правовой системы РФ.

Наши рекомендации

Во-первых, представляется целесообразным дополнить необходимыми положениями либо Указ Президента РФ от 11.01.93 № 11 «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации», либо содержание ст. 30 Закона о международных договорах, при этом отменив этот Указ. Необходимым дополнением можно считать следующий текст: сначала осуществлять опубликование международных договоров в газете «Российские вести» в момент их ратификации национальным законом. При этом в необходимых случаях в текст опубликования должна включаться оговорка, что положения данного договора не могут применяться в России из-за невступления в силу самого международного договора. Затем публикация текста договора должна быть повторена в случае, связанном с возможно длительным периодом невступления в силу международного договора. Повтор публикации должен быть осуществлен в момент вступления международного договора в силу для России по международным правилам, соответствующим этому типу договора. При этом не следует включать в текст этой нормы указание о том, что обнародование в данной газете производится «в необходимых случаях», которые к тому же даже в общем виде не определены. Кроме того, нужно отразить в дополнении, что публикация в газете «Российские вести» текста международного договора в указанных случаях производится только на русском языке с обязательным пояснением об аутентичности его оригинальному тексту на иностранном языке, на котором был заключен этот международный договор.

Во-вторых, внести в текст Закона о международных договорах срок передачи этих договоров депозитарию и об обязательной публикации даты, когда МИД России или иное уполномоченное лицо, передало, например, документ о ратификации конвенции МОТ Генеральному директору МБТ. Дело в том, что период от момента внутрироссийского вступления международного договора в силу, согласно Федеральному закону от 14.06.94 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 22.10.99), до дня передачи ратификационной грамоты, например, Генеральному директору МБТ в истории членства СССР и России в МОТ составляет от одного месяца до полугода.

Здесь уместно заметить, что свободный доступ граждан к этим актам отсутствует, так как сами тексты международных договоров не публикуются совместно с законом об их ратификации в «Российской газете». Даже на информационном сервере МИД России нет электронной версии Бюллетеня международных договоров как в числе размещенных на нем периодических изданий МИД России, так и в виде отдельного сайта, посвященного действующим в России международным договорам и иным соответствующим актам. Ознакомление с ними в указанных выше специальных изданиях возможно только в библиотеках, имеющих такие тематические подборки, а в отдельных местностях России оперативный доступ для ознакомления с ними вообще отсутствует. Следовательно, возникает естественный вопрос: можно ли считать международные акты опубликованными, а тем более обнародованными, если и в «Российской газете», включая ее общедоступную электронную версию, нет их текстов?

Устранение вышеизложенных проблем позволит правоприменителю, не имеющему, например, доступа в Интернет (сельские и подобные районы страны) и (или) имеющему доступ, но не обладающему знаниями английского (французского, испанского) языка, узнать дату передачи ратификационной грамоты и отсчитать от нее 12 месяцев для определения такого статуса конвенции, как действующая или недействующая, в случае присоединения страны к уже функционирующей конвенции. Пока же заинтересованные лица для достижения указанной цели вынуждены обращаться в МИД России, или в так называемое Московское межрегиональное бюро МОТ21, или даже напрямую в МБТ.

Кроме того, следует сказать, что в силу вышеуказанных в данном анализе, а также не указанных, но присутствующих в Конституции РФ неясностей, препятствующих правильному применению ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в нее, как и в иные рассмотренные конституционные нормы, требуется внести перечисленные выше изменения и дополнения. Ведь включение международно-правовых норм в российскую правовую систему значительно расширяет возможность защиты прав и свобод человека и гражданина в нашей стране и за ее пределами. При этом в ст. 2 Конституции РФ провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Поэтому внесение ясностей в рассмотренные статьи Конституции РФ позволит снять правовые препятствия у физических и юридических лиц для обращения в государственные и межгосударственные судебные или правоохранительные органы за защитой своих прав и законных интересов, дав им возможность ссылаться при этом на международные нормы. В свою очередь, при принятии решений суды и правоохранительные органы могут (но практически этого не делают, так как озабочены уяснением сложных норм национального законодательства о труде) обосновывать свою правовую позицию общепризнанными принципами международного права и нормами международных договоров.

1 Окончание. См. начало статьи в: «Трудовые споры». 2008 № 10 и 11.
2 Пункт 3 ст. 1 Закона о международных договорах.
3 Справка. Применительно к большинству конвенций МОТ таким органом является Минздравсоцразвития России (ранее – Минтруда России), но это не исключает заинтересованность принятия тех или иных конвенций другими министерствами и ведомствами. Например, Министерство транспорта РФ (более конкретно — соответствующие его агентства и службы, а ранее департаменты как подразделения этого министерства) нередко является инициатором ратификации конвенций МОТ, касающихся труда моряков и рыбаков.
4 Справка. В отношении федерального государства в п. 7 ст. 19 Устава МОТ содержатся отдельные требования, связывающие распространение на территории государств, входящих в состав федеративного государства, положений конвенций и рекомендаций только с учетом правил, отраженных в конституционной системе этого государства. В п. «к» ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Закона о международных договорах определено, что заключение, прекращение и приостановление действия международного договора находятся в ведении федеральной власти России. Однако их выполнение на основании подп. «о» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении федеральных и субъектных властей России. В связи с этим в соответствии со ст.
4 Закона о международных договорах международные договоры, затрагивающие полномочия субъекта России, заключаются по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.
5 Обращаем внимание. В Законе о международных договорах отсутствует указание, на каком этапе прохождения процедуры предварительного или заключительного согласования вопроса о ратификации международного договора, в том числе конвенции МОТ, происходит получение, например из МОТ, аутентичного текста на русском языке. В этом Законе вообще отсутствует требование о приложении к международному договору его аутентичного перевода на русском языке, учитывая то, что его текст издается на официальном языке, применяемом в той или иной международной организации. Это в полной мере относится к конвенции или рекомендации в связи с тем, что копии их официального текста присылаются в Россию на английском языке и заверены Генеральным директором МБТ (п. 4 ст. 19 Устава МОТ). Как уже было более подробно сказано об этом в предыдущих частях данной статьи, для получения официального перевода на русский язык конвенции или рекомендации необходимо специальное обращение в МОТ на уровне правительства РФ. Тем не менее, исходя из разъяснений, полученных в московском бюро МОТ, на практике Россия действует таким образом: переведенный силами специалистов МИД России русскоязычный текст конвенции или рекомендации все-таки прилагается к его английскому варианту, но аутентичность его, естественно, не гарантирована, так как на нем отсутствует подпись Генерального директора МБТ.
6 Принят Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.98 № 2134-II ГД (действует в ред. от 11.06.2008).
7 Здесь снова нужно обратить внимание на то, что и в Регламентах работы палат парламента нет ответа на следующий вопрос. Кто (не упомянуто даже о роли в этом МИД России), на каком этапе прохождения международного договора через Федеральное Собрание РФ осуществляет перевод текста конвенции с английского или иного официального языка конкретной международной организации на русский язык и каким образом подтверждается его аутентичность. По данному поводу уместно привести высказывание, сделанное профессором, д. ю. н., бывшим судьей Конституционного Суда РФ О. И. Тиуновым в статье «Ратификация международных договоров в Российской Федерации: законодательное регулирование и практика» (см.: Журнал российского права. 2008. № 4). В этой статье содержится вывод, который в полной мере можно отнести к актам, принятым в МОТ, а именно: «Очень часто переговорные процессы, особенно в многостороннем формате, ведутся на английском языке и основной текст — английский. Потом осуществляется перевод на русский язык. И эта проблема не имеет простого решения. Потому что для высокопрофессионального перевода требуются весьма и весьма квалифицированные кадры. Лингвистическая юридическая экспертиза — это реальная проблема, которая существует и сегодня. Так, в МИД России нет специальной лингвистической юридической службы, которая могла бы проводить соответствующую экспертизу международных договоров, требующих ратификации. Вопрос усугубляется еще и тем, что нередко представители МИД России не участвуют в переговорах, переговоры ведут представители других министерств».
8 Вопросам организационного характера о порядке рассмотрения законопроекта о ратификации международного договора посвящено 12 статей Регламента Госдумы (ст. 14, 40, 51, 105, 189–198).
9 Отметим, что в соответствии со ст. 25 Закона о международных договорах оговорки применимы для международных соглашений, но Устав МОТ ограничивает эту возможность для всех конвенций МОТ.
10 Принят Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (действует в ред. от 18.06.2008).
11 Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. от 22.10.99), понятие «обнародование» имеет следующее официальное значение — доведение до всеобщего сведения содержания закона следующими путями: по телевидению и радио, рассылка государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, передача их по каналам связи, распространение в машиночитаемой форме. Вряд ли можно считать, что в данной части этот закон выполняется, так как в России обязательное оповещение населения по радио или телевидению о принятии какого-либо закона не практикуется. Для ознакомления с законом населению нужно либо специально прочитать его в библиотеке, например в издании «Российская газета», либо подписаться на эту газету. То же самое можно сказать и о выполнении ч. 3 ст. 3 данного Закона, где сказано, что международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. На самом деле в «Российской газете» публикуется только сам закон, а текст, например ратифицированной конвенции МОТ, не публикуются в силу, как минимум трех причин. Во-первых, нет его аутентичного перевода на русский язык. Во-вторых, согласно ст. 30 Закона о международных договорах, официальному опубликованию подлежат только те международные договоры Российской Федерации, которые вступили для нее в силу. Налицо несоответствие этих положений в двух законах. В-третьих, в силу специфики вступления в силу конвенций МОТ опубликование вступившего в силу закона о ее ратификации не предполагает, что сама конвенция вместе с ним вступила в силу для России.
12 Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. от 22.10.99), под официальным опубликованием понимается размещение полного текста закона в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Причем, согласно ст. 6 этого Закона, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
13 На основании подп. «з» ст. 2 Закона о международных договорах «депозитарий» означает государство, международную организацию или ее главное исполнительное должностное лицо, которым сдается на хранение подлинник международного договора и которые выполняют в отношении этого договора функции, предусмотренные международным правом.
14 Более подробно о дальнейшей судьбе ратифицированной конвенции МОТ, см.: Архипов В. В. Стадии изменения статуса конвенций (рекомендаций) МОТ // Трудовые споры. 2008. № 10.
15 Как известно из первой части данной статьи, при рассмотренных в ней обстоятельствах вступление в силу конвенции МОТ как для МОТ, так и для России может вообще не произойти, даже несмотря на ее ратификацию Россией. Если же какая-либо конвенция МОТ вступит в силу для России, то ее текст подлежит официальному опубликованию в Собрании законодательства РФ при его предоставлении МИД России в это издательство и параллельно подлежит опубликованию в Бюллетене международных договоров. Кроме того, следует отметить, что в п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах сказано, что положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров России принимаются соответствующие правовые акты. Не вносит ясности в вопрос о сроках опубликования этих актов и Указ Президента РФ от 11.01.93 № 11 «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации» (в ред. от 01.12.95), хотя вступившая в силу конвенция МОТ должна быть опубликована в указанных актах в день вступления ее в силу для России.
16 Все перечисленные функции МИД России отражены в ст. 26–29 Закона о международных договорах, но здесь следует отметить, что в ст. 28 изложено следующее. Подлинники (заверенные копии, официальные переводы) международных договоров Российской Федерации, заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства РФ, сдаются на хранение в МИД России в двухнедельный срок со дня их подписания (получения от депозитария заверенных копий, официальных переводов), а копии этих же договоров в двухнедельный срок со дня их вступления в силу рассылаются соответствующим федеральным органам исполнительной власти уполномоченным организациям и органам государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Здесь обращает на себя внимание следующее: в этой части данного Закона снова никак не учтена ситуация с официальными переводами, касающимися, например, конвенций МОТ.
17 Это правило изложено в ст. 20 Устава МОТ, где также установлено, что хоть каждая ратифицированная конвенция МОТ, направленная в ООН, и проходит свое регистрацию в качестве действующего международного договора, но она связывает своими положениями только тех членов МОТ, которые ее ратифицировали.
18 См. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 865 (в ред. от 11.09.2007).
19 Более подробно о сроке и процедуре денонсации конвенции МОТ см.: Архипов В. В. Стадии изменения статуса конвенций (рекомендаций) МОТ // Трудовые споры. 2008. № 10. С. 55–64.
20 В ячейках графы 6, прилагаемой далее таблицы, указана дата, с помощью которой можно установить, когда конкретная конвенция вступила в силу на территории СССР, а также и для России. Это происходит через 12 месяцев после даты регистрации Генеральным директором МБТ документа о ратификации. Причем сама конвенция вступает в силу, как правило, после ее ратификации двумя Членами МОТ или иного их числа, установленного в самой конвенции (см. графу 4). При ратификации конвенции одной страной или числом менее требуемого конвенцией, такая конвенция может послужить проектом национального правового акта (либо двух) или многостороннего международного соглашения.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль