Авторские права в рекламе

9164
Как соблюсти авторские права при заказе и производстве рекламных роликов или дизайн-макетов? Почему даже исключительного права может быть недостаточно? Чьи личные неимущественные права нужно охранять, и как это сделать? Избежать судебных разбирательств и репутационных рисков поможет этот материал.

Авторские права в рекламе

Дарья Бондарчук, шеф-редактор журнала «Юрист компании»

Соблюдение авторских прав при заказе рекламы

Компания заказала создание визуальной рекламы – видеоролика или дизайн-макета. Можно ли считать, что правовые риски отсутствуют, если производитель рекламы передает заказчику исключительное право на соответствующий результат? Увы, для полного соблюдения авторских прав этого недостаточно. Необходимо отдельно проверить отсутствие рисков нарушения личных неимущественных прав автора дизайн-макета, автора фотографии (если в состав дизайн-макета включено фото), а если речь идет о рекламном ролике – автора сценария, режиссера, артиста и т. д.

В рамках рекламной деятельности компании юрслужбе иногда приходится заниматься оформлением авторских прав на рекламные ролики, дизайн-макеты рекламных материалов, фотографии, которые используются в рекламе, и т. д. Тем, кто сталкивается с этой тематикой впервые, может показаться, что достаточно оформить договор о передаче либо исключительного права в полном объеме на соответствующий результат интеллектуальной деятельности, либо права его использования. На самом деле есть еще один аспект, который очень важно не упустить. А именно: личные неимущественные права автора и исполнителя, которые, в отличие от имущественного исключительного права, неотчуждаемы и непередаваемы. Если не уделить личным неимущественным правам авторов и исполнителей должного внимания, компания может столкнуться с неожиданными проблемами в области авторского права.

Авторство и объем авторских прав

Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано (ст. 1257 ГК РФ).

Исключительные права на служебные произведения принадлежат работодателю, если иное не установлено договором между ним и автором (п. 2 ст. 1295 ГК РФ), но авторские права все равно остаются у автора (п. 1 ст. 1295 ГК РФ).

Автору результата интеллектуальной деятельности, помимо исключительного права на соответствующий результат, принадлежат личные неимущественные права, которые неотчуждаемы и непередаваемы. Даже отказаться от них автор не может – такой отказ будет ничтожным (п. 2 ст. 1228 ГК РФ). То есть личные неимущественные права неотделимы от автора: их нельзя передать по договору об отчуждении исключительного права или по лицензионному договору, подарить.

К таким неотчуждаемым правам относятся право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права. В свою очередь, к «иным» личным неимущественным правам автора произведения относятся право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ) и право на его обнародование (ст. 1268 ГК РФ).

Под правом авторства понимается право признаваться автором произведения (ст. 1265 ГК РФ). Право на имя – это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно (ст. 1265 ГК РФ).

Право на неприкосновенность произведения означает, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (ст. 1266 ГК РФ). Наконец, право на обнародование произведения – это право совершить действие или дать согласие на действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом (ст.1268 ГК РФ).

Все это означает, что даже когда автор передал исключительное право в полном объеме на произведение другому лицу, это лицо все равно не может без согласия автора совершать с произведением те действия, которые затрагивают личные неимущественные права автора. Иными словами, только автор произведения может дать разрешение (согласие) на использование его произведения, например, вообще без указания имени автора или под его псевдонимом, на внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение комментариями, пояснениями и т. д.

Если компания «забыла» не только про личные неимущественные права автора, но и про исключительные права на произведения (не заключила с автором или иным правообладателем договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор), то суд, разумеется, констатирует еще и нарушение исключительных прав, в результате чего компанию могут обязать выплатить автору или иному правообладателю компенсацию, предусмотренную в пункте 3 статьи 1252, статье 1301 ГК РФ.

Типичные нарушения авторских прав и риски ответственности

Самые распространенные нарушения личных неимущественных прав авторов произведений компаниями – когда компания без разрешения автора размещает на своем сайте или использует в своих рекламных материалах объект авторского права – например, фотографии, – снабжая их комментариями (своим текстом) и не указывая автора фото. Суды в подобных случаях констатируют факт нарушения права автора на имя и права на неприкосновенность произведения (см., например, определение Московского городского суда от 02.03.12 по делу № 33–6771, апелляционные определения Московского городского суда от 26.07.12 по делу № 11–14930, от 26.07.12 по делу № 11–14931, от 11.12.13 по делу № 11–32812).

Гражданско-правовые санкции за нарушение личных неимущественных прав

Какие риски влечет для компании нарушение личных неимущественных прав автора? В статье 1251 Гражданского кодекса указан открытый перечень способов защиты таких прав:

  • признание права;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  • пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • компенсация морального вреда;
  • публикация решения суда о допущенном нарушении.

То есть денежные гражданско-правовые санкции в отношении компании могут ограничиться компенсацией морального вреда.

Максимальный размер компенсации (5 млн рублей) – очень большая редкость в судебной практике. Вероятность взыскания существенной суммы компенсации мала в тех случаях, когда речь идет только о нарушении личных неимущественных прав автора (об использовании фото с удаленной информацией об авторстве), притом что само право на использование фото было получено (заключен договор о передаче исключительных прав или лицензионный договор). Даже в тех случаях, когда компания вообще не получила право на использование фото и заодно нарушила еще и личные неимущественные права автора, чаще всего речь идет о суммах в пределах 50–100 тыс. рублей.

Кроме того, Гражданский кодекс предусматривает ответственность за удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве, а также за воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений с удаленной или измененной без согласия автора (или иного правообладателя) информацией об авторском праве (п. 3 ст. 1300 ГК РФ). В таких случаях автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со статьей 1301 Гражданского кодекса. Размер этой компенсации определяется в твердой сумме (от 10 тыс. до 5 млн рублей по усмотрению суда) либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, которая определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Отличие первой ситуации, в которой автор может потребовать лишь компенсацию морального вреда, от второй ситуации, когда автор получает право на специальную компенсацию, предусмотренную в статье 1301 Гражданского кодекса, в том, что в первом случае речь идет просто об использовании произведения без указания имени автора или его псевдонима (то есть нарушитель может даже не знать о том, кто является автором конкретного произведения и что он нарушает его права), а во втором случае нарушитель при использовании произведения удаляет или изменяет имевшуюся в нем информацию об авторе (и, соответственно, знает, кто является автором). Если использованное произведение (например, фотография) было получено из открытых источников, в которых на нем отсутствовала информация об авторском праве (например, фотоизображение размещалось на интернет-сайтах правообладателя фото), то последующее использование этого произведения без указания автора не является основанием для взыскания компенсации по статье 1301 Гражданского кодекса, потому что не было действий по удалению информации об авторе (см. апелляционное определение Московского городского суда от 28.11.12 по делу № 11–28102, постановление Суда по интеллектуальным правам от 06.09.13 по делу № А45-20785/2012).

Подчеркнем: это не означает, что любую фотографию из открытого источника можно свободно использовать, не договариваясь с правообладателем. Если лицо, использовавшее произведение, не заключило соответствующий договор об отчуждении исключительного права либо лицензионный договор, то это в любом случае будет нарушением авторских прав и основанием для взыскания компенсации.

Иные последствия нарушения личных неимущественных прав

Помимо гражданско-правовой ответственности, нарушение личных неимущественных прав автора может повлечь за собой административную ответственность компании в виде штрафа от 30 до 40 тыс. рублей. Под санкцию, согласно части 1 статьи 7.12 Кодекса об административных нарушениях, попадает любое нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода.

Несмотря на то что вероятность больших финансовых потерь компании в случае привлечения как к гражданско-правовой, так и к административной ответственности за нарушение личных неимущественных прав автора не слишком велика, любое судебное разбирательство само по себе может означать для серьезной известной компании репутационные риски.

Поэтому если компания планирует использовать в рекламе фотографию, то лучший вариант нивелирования рисков – не только заключить с правообладателем лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права в отношении фотографии, но и получить согласие автора на внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение комментариями и пр. Если упоминание об авторе на фотографии не планируется (не вписывается в концепцию рекламы), то нужно получить также согласие автора на анонимное использование фото.

Если на рекламной фотографии снят человек или в рекламном ролике задействованы кадры не с актерами, с которыми заключен договор о съемке, а документальные записи, на которых запечатлены посторонние люди, то важно помнить о том, что обнародование и использование изображения гражданина требует согласия этого гражданина или его правопреемника (п. 1 ст. 152.1 ГК РФ). Согласие не требуется, если гражданин позировал за плату или если изображение получено при съемке, которая проводилась в публичных местах (но второе исключение не действует, когда изображение гражданина является основным объектом использования).

Когда авторские права принадлежат юрлицу

В некоторых случаях автором может выступать юридическое, а не физическое лицо.

Во-первых, Гражданский кодекс РСФСР 1964 года признавал в определенных случаях юридических лиц в качестве авторов тех или иных произведений (например, авторское право на кинофильм или телефильм принадлежало предприятию, осуществившему съемку). Эти положения по-прежнему применяются к тем случаям, когда авторское право возникло до введения в действие четвертой части Гражданского кодекса. Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 18.12.06 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса», автор произведения определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения, и в тех случаях, когда сроки действия авторских прав юридических лиц еще не истекли, эти юридические лица считаются авторами произведений, а к возникающим в связи с этим правоотношениям по аналогии применяются правила части 4 Гражданского кодекса.

Во-вторых, если на территории России правовая охрана произведению предоставлена в соответствии с международными договорами, то автор произведения определяется по закону государства, на территории которого возник юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав (п. 3 ст. 1256 ГК РФ). Соответственно, если по законодательству другой страны автором произведения является юридическое лицо, то на территории России оно также будет признано автором.

Авторские права и право на цитирование

В праве интеллектуальной собственности существует такое понятие как цитирование. Это возможность воспроизвести объект авторского права в определенных целях без согласия автора и без вознаграждения, но с обязательным указанием автора и источника заимствования. Однако рискованно использовать в рекламе фото, опираясь на норму о праве на цитирование.

Правовые основы цитирования регулируются статьей 1274 ГК РФ. Существует мнение, что указанная норма применяется не только к текстам, но и к фотографиям. Если фотография включается в другое произведение (например, в текст), она становится его неотъемлемой частью. Такое включение в другое произведение суды иногда признают цитированием (см. апелляционные определения Мосгорсуда от 14.11.13 по делу № 11–32043/2013, от 24.08.12 по делу № 11–18206). Но есть и другое мнение: из диспозиции подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса следует, что цитированию подлежат лишь те произведения, которые можно приводить в оригинале либо в переводе, то есть произведения текстового (информативного) характера. Фотографические произведения полностью выражены в графической форме и потому цитированию не подлежат (апелляционное определение Московского городского суда от 20.05.13 по делу № 11–11791).

Даже если суд в принципе допускает возможность цитирования фотографий, рассчитывать на вывод суда о законности цитирования при отсутствии согласия автора или иного правообладателя можно лишь при соблюдении нескольких условий. Во-первых, при цитировании должен быть указан источник заимствования (это может быть, например, адрес сайта или общедоступного личного блога автора, на котором было размещено цитируемое фото). Во-вторых, произведение, которое цитируется, до этого должно быть правомерно обнародовано. В-третьих, нужно указать имя автора (так, как оно указано в источнике заимствования). То есть вариант цитирования без указания имени автора все равно требует согласия автора. В-четвертых, объем цитирования должен соответствовать целям цитирования, а эти цели ограничены – они могут быть только научными, полемическими, критическими или информационными (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Несоблюдение хотя бы одного из вышеназванных условий выводит использование произведения за пределы законного (апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 13.03.13 по делу № 33–139).

Есть сомнение, что использование фотографии в рекламных материалах можно расценивать в качестве разрешенного цитирования в информационных целях. Несмотря на то что реклама – это информация, она имеет особую цель – формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе»). То есть у рекламы коммерческая цель, а значит, содержание рекламы вряд ли можно считать информацией в том смысле, который предполагается в подпункте 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ.

Личные неимущественные права авторов видеоролика и возможные конфликты

При создании рекламного видеоролика компании-заказчику важно помнить о том, что кроме исключительного права на ролик в целом как на аудиовизуальное произведение, которое заказчик приобретает у лица, организовавшего создание ролика (как правило, это специализированная продюсерская компания), есть еще права авторов отдельных результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав рекламного видеоролика (сценарий, режиссура, музыкальное произведение, художественные декорации и т. д.). За этими авторами сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права (п. 3 ст. 1240 ГК РФ). Обычно обладатель исключительного права на сложное произведение в целом (продюсерская компания), передавая исключительное право в полном объеме или права использования на условиях лицензионного договора заказчику ролика, гарантирует в договоре, что права третьих лиц не нарушены. Тем не менее, заказчику во избежание рисков нарушения личных неимущественных прав авторов лучше самостоятельно проконтролировать, что продюсерский центр действительно получил от авторов составных частей сложного произведения письменное согласие на анонимное использование их произведений, а также на возможность внесения в них изменений.

Личные неимущественные права исполнителя

Компании-заказчику рекламного ролика важно помнить о правах исполнителя. Исполнитель – это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (ст. 1313 ГК РФ). То есть это актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества.

При заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование его исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается (п. 4 ст. 1317 ГК РФ). Но если компания, приобретающая права на ролик, не исключает возможности в дальнейшем использовать отдельно только звуковую дорожку ролика или только изображение героя ролика (например, делать постеры или иные виды визуальной рекламы с изображением актера в том образе, в котором он снимался), то согласие актера на эти виды использования нужно особо оговаривать в соглашении с ним (п. 4 ст. 1317 ГК РФ).

Однако указанные выше нормы касаются лишь исключительного права на исполнение (то есть фактически на выпуск ролика в эфир), тогда как у исполнителя, как и у автора произведения, есть еще и личные неимущественные права.

Во-первых, это право признаваться автором исполнения (подп. 2 п. 1 ст. 1315 ГК РФ). Во-вторых, право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей (подп. 3 п. 1 ст. 1315 ГК РФ). В-третьих, право на неприкосновенность исполнения – право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, которые приводят к извращению смысла или нарушению целостности восприятия исполнения (подп. 4 п. 1 ст. 1315 ГК РФ).

Говоря о возможных исключениях в реализации права на имя (подп. 3 п. 1 ст. 1315 ГК РФ), законодатель не дал определения, что понимается под «характером использования произведения, который исключает возможность указания имени исполнителя». В то же время право на имя исполнителя и право на неприкосновенность исполнения отличаются по содержанию от одноименных прав автора произведения. Законодатель не предусмотрел в статье 1315 Гражданского кодекса возможности получить у исполнителя разрешение (согласие) на использование исполнения анонимно (то есть демонстрировать ролик, не указывая исполнителя), а также на внесение в исполнение каких-либо изменений. Рекламные ролики не предполагают наличие финальных или начальных титров с указанием имен исполнителей, режиссеров-постановщиков, авторов сценария и т. д. Но на вопросы о том, можно ли отнести показ рекламного ролика к случаям, когда характер использования произведения исключает возможность указать имя исполнителя, и надо ли получать разрешение у исполнителя на анонимное использование его исполнения, четкого ответа в законодательстве нет.

Возможные конфликты из-за нарушения авторских прав исполнителя

Говорить о сложившейся позиции судов по указанным выше вопросам тоже пока не приходится – судебная практика крайне скудна (скорее всего, если исполнители предъявляют претензии из-за неуказания их имени при трансляции ролика, стороны улаживают конфликт во внесудебном порядке). Тем не менее один пример, иллюстрирующий подход суда, привести можно.

Актриса, снявшаяся в рекламном ролике сотового оператора, впоследствии обратилась с иском к этой компании, а также к кинокомпании, которая организовала съемку, и к телеканалам, транслировавшим ролик. Истица заключила с кинокомпанией договор об оказании услуг в качестве актрисы в связи с исполнением роли в полнометражном художественном фильме. По этому договору актриса передала кинокомпании исключительное право на использование ее исполнения в полном объеме, в любой форме и любыми способами. Также в договоре было указано, что кинокомпания как обладатель исключительного права вправе без разрешения актрисы и без выплаты ей дополнительного вознаграждения самостоятельно использовать или разрешать третьим лицам использование исполнения как в составе фильма, так и отдельно от него в любой форме и любым способом. В дальнейшем кинокомпания передала продюсерской компании права на использование отдельных фрагментов фильма для производства рекламного ролика сотового оператора.

Истица считала использование ее исполнения в рекламе незаконным, поскольку она не давала на это отдельного согласия, но суды этот довод опровергли, так как актриса передала кинокомпании исключительные права без каких-либо ограничений. Кроме того, истица требовала защиты личных неимущественных прав автора исполнения, потому что рекламный ролик транслировался без указания ее имени. В части этих требований суд тоже отказал. Он учел пояснения ответчиков о том, что рекламный ролик представляет собой специфическое аудиовизуальное произведение, хронометраж которого измеряется в секундах и не позволяет указывать имена участвующих в нем исполнителей. Форма и содержание рекламного ролика обусловлены целью привлечения внимания телезрителей к рекламируемому товару (услуге). Кроме того, суд учел представленное ответчиками пояснение специалиста, из которого следовало, что указание имени исполнителя в рекламном ролике возможно при соблюдении двух условий: если исполнитель играет самого себя и в ролике указывается на использование объекта рекламирования самим исполнителем. Во всех остальных случаях указание исполнителя в рекламном ролике невозможно (определение Московского городского суда от 16.02.11 по делу № 33–2137).

Из этого примера следует два вывода. Во-первых, нужно различать случаи, когда актер в рекламном ролике исполняет роль, от случаев, когда исполнитель в ролике предстает в образе самого себя (обычно это ролики, в которых медийные персоны предстают как пользователи рекламируемых товаров и услуг). В первом случае, как в приведенном примере, у компании хороший шанс обосновать невозможность указания имени исполнителя. Во втором случае указание имени исполнителя технически возможно, а значит, его отсутствие суд скорее всего признает нарушением, если исполнитель не давал согласия на анонимное использование (правда, в таких ситуациях, как правило, сами рекламодатели заинтересованы в указании имени медийной персоны).

Во-вторых, важно учитывать, что использование в рекламном ролике фрагмента самостоятельного произведения – фильма, мультфильма – требует особого внимания юристов. В обязательном порядке необходимо проверить у лица, у которого компания приобретает права на соответствующий фрагмент фильма, мультфильма, наличие прав на соответствующий фрагмент и на результаты интеллектуальной деятельности, которые вошли в состав фрагмента, в том числе наличие такого способа использования как переработка соответствующего произведения и любого его фрагмента для создания новых аудиовизуальных и иных произведений, потому что фрагмент фильма в рекламном ролике становится частью иного произведения.

К тому же здесь важно учитывать чисто психологический момент: даже если актер, снимаясь в фильме и передавая исключительные права на свое исполнение, выразил согласие на дальнейшее использование исполнения в любой форме и любым способом, он может не предполагать возможности появления фрагмента с его участием в рекламе. Если для него это станет неприятным сюрпризом, то для компании-рекламодателя это может обернуться судебным разбирательством, как в приведенном выше примере. Даже несмотря на законность использования исполнения и выигрыш судебного спора, у компании появляются репутационные риски. Поэтому во избежание конфликтов с артистами, занятыми во фрагменте, который планируется использовать в рекламе, не помешает по возможности заручиться отдельным письменным согласием на использование их исполнения именно в рекламном ролике.

Авторские права на отдельные виды произведений

Авторским правом охраняется любая фотография, даже если в ней нет никакой оригинальности. Пункт 1 статьи 1259 ГК РФ прямо относит фотографические произведения к объектам авторских прав. Как разъясняется в пункте 28 постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.06.09 № 5/29, пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать, что он создан не творческим трудом. Поэтому ссылки ответчиков на то, что конкретные фотографии не являются продуктом творческого труда, как правило, суды во внимание не принимают (см. постановление Суда по интеллектуальным правам от 09.04.14 по делу № А40-15537/2012).

Любой рекламный ролик считается объектом права интеллектуальной собственности, поскольку рекламный ролик и его составляющие (сценарий, режиссура и т. д.) представляют собой результат творческого труда, а ролик в целом является результатом интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Произведения науки, литературы и искусства признаются объектами авторского права независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль