Претензионный порядок урегулирования споров

45726
Претензионный порядок урегулирования споров требует точных формулировок претензии и четкого соблюдения процедуры ее направления. Если допустить тактическую ошибку, суд может оставить иск без рассмотрения.
Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация. 

С 1 июня 2016 года претензионный порядок урегулирования споров обязателен

Изменения, которые вступили в силу в этом году, предусматривают обязательный претензионный порядок урегулирования споров. Контрагент компании не исполнил свое обязательство или исполнил его ненадлежащим образом. Прежде, чем подавать в суд, компания должна направить претензию. Иск можно предъявить только через 30 календарных дней со дня направления претензии, если иные сроки не установлены в законе или договоре (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

Специальная подборка

В претензии требования лучше формулировать точно так же (по возможности – слово в слово), как они будут заявлены в иске, если придется воспользоваться судебным порядком урегулирования спора. Но что касается требований о взыскании неустойки или процентов за пользование чужими денежными средствами, то приводить в претензии их точный расчет необязательно, а иногда и вовсе не стоит.

Готовя претензию, немногие заостряют внимание на ее тексте, считая, что ее отправка – просто формальность, необходимая для подачи иска. Но суды, как правило, очень тщательно проверяют не только сам факт направления претензии, но и ее текст. В случае неоднозначных формулировок или отсутствия в претензии определенных сведений суд может признать претензионный порядок несоблюденным и оставить иск без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ). Для истца это означает потерю времени, потому что претензию придется отправить заново (ч. 3 ст. 149 АПК РФ). Недобросовестным контрагентам такая отсрочка дает возможность вывести активы и начать процедуру банкротства.

Проблема заключается еще и в том, что по многим вопросам, связанным с соблюдением претензионного порядка, у арбитражных судов нет единой позиции. Поэтому в некоторых случаях в принципе сложно предугадать, достаточно ли того, что указано в претензии, чтобы суд признал претензионный порядок урегулирования споров соблюденным (например, можно ли взыскать в суде и долг, и проценты за пользование чужими денежными средствами, если в претензии речь шла только о взыскании долга).

См. также

Содержание и отправление претензии в претензионном порядке урегулирования споров

Обязательный претензионный порядок разрешения споров в законодательстве предусмотрен и в том случае, если само требование к контрагенту возникло до 1 июня 2016 года.

Содержание претензии в досудебном порядке

Обязательный перечень той информации, которая должна содержаться в тексте претензии, может быть указан в договоре. Но даже если в договоре на этот счет ничего не сказано, сама суть и значение такого документа как претензия подсказывают, что в ней должны быть указаны примерно такие же сведения, как и в иске. Нужно:

  • назвать адресата и предъявителя претензии;
  • указать обстоятельства, на которых основаны требования (желательно с перечислением доказательств);
  • сформулировать сами требования предъявителя (с указанием суммы претензии, если она подлежит денежной оценке, и ее обоснованного расчета);
  • дать ссылку на норму права и условие договора, на которых основаны требования;
  • привести перечень и описание прилагаемых к претензии документов.

Такой подход к оформлению претензий сложился в деловом обороте, и его поддерживают суды (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.12 по делу № А19-13744/2011).

Указание в наименовании документа слова «претензия» – факультативное требование

Главное, чтобы из документа было предельно ясно, чего именно требует предъявитель. В случае размытых формулировок не исключено, что суд вообще не сочтет документ претензией. Например, до подачи иска о взыскании неосновательного обогащения компания направила контрагенту письмо, в котором всего лишь предложила сверить задолженность. Поскольку в письме не было четкого требования о возврате неосновательного обогащения, суд не расценил этот документ в качестве претензии и оставил иск без рассмотрения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.01.13 по делу № А33-15362/2011).

Направление претензии контрагенту

Чтобы суд посчитал претензионный порядок урегулирования спора соблюденным, нужно выбрать способ, который позволит зафиксировать:

  • факт направления претензии;
  • факт получения претензии;
  • содержание претензии.

Претензию можно направить по почте или с помощью курьерской службы (курьером).

Факс и электронная почта не позволяют достоверно подтвердить перечисленные выше обстоятельства. Суды к их использованию относятся скептически, кроме случаев, когда контрагент не оспаривает факт получения им претензии.

Как направить претензию с помощью  «Почты России» 

Претензию нужно отправить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В этом случае факт направления претензии будет подтверждаться почтовой квитанцией об отправке письма. Факт получения – вернувшимся уведомлением о вручении письма адресату и информацией с интернет-сайта «Почты России» о движении заказного отправления. Чтобы получить эту информацию, нужно ввести на сайте «Почты России» код письма (14 знаков), указанный в квитанции об отправке. А содержание претензии можно подтвердить описью вложения в почтовый конверт с отметкой органа почтовой связи. При отправке претензии по почте фиксация факта направления претензии имеет первостепенное значение, поскольку в конечном итоге претензию адресат может и не получить.

Кроме того, если текст претензии не очень большой, ее можно направить телеграммой. Это позволит:

  • обеспечить получение претензии контрагентом в кратчайший срок;
  • зафиксировать текст самой претензии, так как отправителю телеграммы выдают ее копию с отметкой «Почты России».

Как направить претензию с помощью курьера

Второй способ: услуги курьеров (в т. ч. специализированных курьерских и почтовых служб). Если они доставят корреспонденцию контрагенту в тот же день, то сам факт направления претензии фиксировать не нужно.

Главное – зафиксировать факт ее вручения получателю. Для этого можно попросить курьера вручить претензию уполномоченному представителю адресата под расписку на ее копии. В этом случае копии претензии с отметкой представителя будет достаточно, чтобы подтвердить доставку и содержание претензии. Если же курьер доставит претензию контрагенту в другой день, то нужно зафиксировать и факт ее отправки. Это связано с тем, что срок на подачу иска по общему правилу течет с даты направления претензии ответчику.

Денежные требования в претензионном порядке урегулирования споров

Речь идет о требовании неустойки или процентов за пользование чужими деньгами. На практике часто встречается такая ситуация: компания направляет должнику претензию с требованием погасить задолженность, но, обращаясь позднее с иском в суд, требует уже не только долг, но и проценты за пользование чужими денежными средствами или неустойку, хотя в претензии этого акцессорного требования не было.

Возникает вопрос: надо ли отправлять отдельную претензию о взыскании процентов (или неустойки) и указывать в ней точный расчет? Как показывает анализ судебной практики, подход судов к этому вопросу в отношении процентов отличается от подхода в отношении неустойки. При этом вывод о соблюдении или несоблюдении претензионного порядка будет зависеть еще и от того, указаны ли в претензии сумма неустойки (процентов) и конкретный период начисления.

На эту тему

Нужно ли указать в претензии требование о неустойке

Судебная практики говорит о то, что если в договоре установлен претензионный порядок урегулирования споров, он распространяется и на требование об уплате неустойки, поскольку правоотношение о взыскании неустойки возникает из договора, где установлены порядок ее взыскания и размер. Если не соблюсти претензионный порядок в отношении неустойки, суд правомерно оставит без рассмотрения это требование (постановления ФАС Северо-Западного округа от 24.09.13 по делу № А56-69102/2012АС Западно-Сибирского округа от 12.11.15 по делу № А45-981/2015).

Но недавние разъяснения Верховного суда о взыскании неустойки внесли ясность в этот вопрос: если кредитор направил претензию о взыскании основного долга, то претензионный порядок считается соблюденным и в отношении:

  • процентов, взыскиваемых на основании статьи 395 Гражданского кодекса РФ,
  • неустойки,
  • законных процентов (ст. 317.1 ГК РФ).

Такие разъяснения содержатся в пункте 43 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

Претензионный порядок урегулирования споров: расчет неустойки или процентов

Готовя претензию с требованием об уплате неустойки или процентов по статье 395 Гражданского кодекса, юрист непременно столкнется с вопросом о том, надо ли указывать в претензии точную сумму процентов по ст. 395 ГК РФ или неустойки и приводить ее расчет.

Ведь эта сумма не статична – если должник не платит, то начисление неустойки или процентов продолжается и после направления претензии. Если исходить из того, что иск можно подать только на ту сумму процентов или неустойки, которая была указана в претензии, то это означало бы, что, пока ответчик не заплатит основной долг, истец вынужден снова и снова подавать претензии с суммами за те периоды ее начисления, которые не были охвачены первоначально. Но такой подход противоречит здравому смыслу.

Разумнее ограничиться в претензии только требованием заплатить неустойку или проценты. Судя по арбитражной практике, суды считают достаточным не только такой упрощенный вариант без указания конкретных сумм, но и еще более обтекаемые формулировки, при которых в претензии нет даже четко выраженного требования заплатить неустойку (проценты), а есть лишь предупреждение о том, что в случае неуплаты основного долга компания обратится в суд для взыскания процентов (неустойки). В таких случаях суды считают, что претензионный порядок соблюден (постановления ФАС Московского округа от 24.01.13 по делу № А40-41650/12-98-390, Уральского округа от 04.05.12 по делу № А34-3151/2011, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.14 по делу № А13-3303/2014).

Еще один допустимый вариант: в претензии можно сослаться на пункт договора, в котором предусмотрена неустойка в случае неисполнения контрагентом обязательств. Это тоже будет свидетельствовать о соблюдении претензионного порядка в части неустойки (постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.06.14 по делу № А58-7497/2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.13 по делу № А58-1144/2013).

Если в претензии есть требование о взыскании неустойки или процентов за определенный период

Как ни странно, конкретизировать в претензии требование о взыскании неустойки (процентов) указанием конкретного периода ее начисления (например, с даты нарушения обязательства до даты составления претензии) не в интересах компании-взыскателя.

Она тем самым добровольно ограничивает свое требование определенными рамками. Если потом в иске компания выйдет за эти рамки, то не исключено, что суд сочтет, что в отношении возросших требований претензионный порядок урегулирования споров не соблюден.

Если компания, подав претензию с требованием о неустойке по день отправки претензии, затем в иске рассчитает неустойку на дату подачи иска, то суд может оставить его без рассмотрения в части незаявленного в претензии периода (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 30.04.14 по делу № А43-14036/2013, Западно-Сибирского округа от 31.01.14 по делу № А81-140/2013). Поэтому лучше в претензии не конкретизировать период начисления, а лишь обозначить его начало. Тогда не придется повторно отправлять претензию о взыскании неустойки (процентов по статье 395 ГК РФ) за новый период (постановления ФАС Уральского округа от 25.02.13 по делу № А47-6805/2012 от 28.03.12 по делу № А47-10573/2010).

Пример из практики. В претензии был указан конкретный период взыскания неустойки, но суд расценил, что в претензии истец имел в виду возможность предъявить требования о взыскании неустойки за весь период просрочки оплаты (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.06.14 по делу № А66-12462/2012).

В то же время некоторые суды демонстрируют менее формальный подход, и истцам, не нарушившим претензионный порядок и указавшим в претензии период начисления неустойки, удается взыскать ее также за пределами этого периода.

Пример из практики. Компания направила должнику претензию об уплате основного долга и договорную неустойку за период до даты направления претензии. Должник на претензию не отреагировал, поэтому компания обратилась в суд. Неустойка поначалу была заявлена за тот же период, что и в претензии, но в процессе рассмотрения дела истец увеличил сумму требований, пересчитав неустойку на дату подачи иска. Суд удовлетворил иск в полном объеме. Он указал, что при увеличении в процессе рассмотрения дела исковых требований в части взыскания неустойки в связи с увеличением периода ее начисления повторное направление претензии не требуется (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.13 по делу № А66-3848/2012).

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль