Споры с автодиллерами

300
Приобретая автомобиль у официального дилера, покупатели рассчитывают на повышенные гарантии в отношении качества, обслуживания машины и т. д. Но, к сожалению, и в этих случаях спорные ситуации не исключены

 

Споры с автодиллерами
На вопросы отвечает Андрей Воронин, генеральный директор компании «Авто Право»

1. Я купил новый автомобиль в автосалоне. Гарантийный срок еще не закончился, и за это время мне уже пять раз приходилось обращаться по поводу разных поломок в автосервис салона для гарантийного ремонта. Можно ли на этом основании потребовать замены машины или возврата уплаченных за нее денег?

Это зависит от того, сколько длился ремонт, и от того, насколько серьезны поломки. Когда с момента покупки автомобиля уже прошло 15 дней, право на замену или на возврат уплаченной суммы может возникнуть в одном из трех случаев (п. 1 ст. 18 закона от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителя», далее – закон № 2300-1, п. 13, 14 постановления Пленума Верховного суда от 28.06.12 № 17, далее – постановление № 17): во-первых, если поломка автомобиля существенная (когда дефект неустранимый или его невозможно устранить без несоразмерных расходов и когда один и тот же недостаток проявляется повторно), во-вторых, если срок одного ремонта превышал 45 дней (это максимально возможный срок ремонта). В-третьих, если на вашем автомобиле каждый раз ломаются разные детали (то есть нельзя сказать, что проявляется один и тот же недостаток), то для предъявления требований о возврате или замене машины будут основания при условии, что общий срок ремонтов в целом составил больше 30 дней в течение каждого гарантийного года.
Большое значение имеет и причина поломки, а именно: произошла ли она в связи с производственным дефектом или в результате неправильной эксплуатации. Если установлено, что причина поломки – неправильная эксплуатация, то оснований для предъявления требований дилеру или производителю нет, потому что вина в таком случае лежит на вас (см., например, постановление Московского городского суда от 14.12.11 по делу № 33-41617). При возникновении спора о причинах появления недостатков у автомобиля автосалон должен провести экспертизу за свой счет. Но если по результатам экспертизы будет установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые автосалон не отвечает, то вам придется возместить как расходы на саму экспертизу, так и связанные с ней расходы на хранение и транспортировку автомобиля (п. 5 ст. 18 закона от 07.02.92 № 2300-1). Если экспертиза покажет, что поломки вызваны неправльной эксплуатацией, и у вас есть сомнения в правильности этих выводов, вы вправе оспорить результаты экспертизы в судебном порядке.

2. У машины появилась неисправность. В дилерском сервисе случай признан гарантийным, машину оставили на ремонт, и она находится там уже больше месяца. Мне все время отвечают, что «не пришли запчасти». Регламентируются ли законом сроки гарантийного ремонта? У меня скоро закончится гарантия на автомобиль, и я переживаю, что из-за этого мне придется еще и заплатить за этот затянувшийся ремонт.

Если вы письменно договаривались с автосервисом о сроке гарантийного ремонта, то этот срок не может быть больше 45 дней. Это следует из пункта 1 статьи 20 закона № 2300-1. Если же никаких письменных соглашений о сроке не было, то применяется довольно обтекаемое понятие о сроке устранения недостатков – «незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа». Например, в одном споре, в котором ремонт продлился 56 дней, суд признал это нарушением вышеуказанного условия закона о незамедлительном сроке (определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.03.12 № 33-3366/2012). Некоторые суды полагают, что 45 дней – это в любом случае максимально возможный срок, даже когда соглашением сторон конкретный срок не установлен (определение Московского городского суда от 02.09.11 по делу № 33-24462). Затянувшийся ремонт дает вам право потребовать неустойку в размере одного процента от цены автомобиля за каждый день просрочки ремонта (п. 1 ст. 23 закона № 2300-1) и даже замены автомобиля или возврата денег за него. При этом отсутствие у официального дилера запасных частей не освобождает его от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон (абз. 2 п. 1 ст. 30 закона № 2300-1).
Не нужно опасаться того, что срок гарантии подходит к концу – он будет продлен на срок ремонта, в течение которого автомобиль не использовался (п. 3 ст. 20 закона № 2300-1-ФЗ).

3. При осмотре машины в дилерском автосервисе обнаружили, что в ней заменены некоторые детали и эта замена не отражена в сервисной книжке. Мне могут отказать в гарантийном обслуживании из-за того, что я однажды устранял мелкую поломку в негарантийном сервисе?

Нет, замена деталей автомобиля не в сервисном центре автодилера еще не означает прекращение действия гарантии. Автодилер отвечает за недостатки, возникшие в автомобиле в течение гарантийного срока, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (п. 6 ст. 18 закона № 2300-1). То есть отказ в гарантийном ремонте будет обоснованным тогда, когда доказана причинно-следственная связь между ремонтом или техобслуживанием, осуществленном не в дилерском сервисном центре, и теми поломками, с которыми вы обратились в дилерский гарантийный сервис. Например, если в негарантийном сервисе вам поменяли зеркало заднего вида, а дилерский автосервис, ссылаясь на это обстоятельство, отказывает в гарантийном ремонте автоматической коробки передач, то такой отказ незаконен. Тем не менее очень часто автодилеры включают в договоры с потребителями условие о том, что автомобиль снимается с гарантийного обслуживания в случае установления факта самостоятельного устранения поломок или установки дополнительного оборудования в сервисных центрах, не имеющих аккредитации производителя. Однако отказы в гарантийном ремонте на этом основании суды обычно признают незаконными (см. определения Рязанского областного суда от 29.08.12 по делу № 33-1571, Тюменского областного суда от 20.06.11 по делу № 33-3002/2011, постановление Вологодского областного суда от 17.10.11 № 44-г-37).

4. Я сдавал старую машину по trade-in. При оценке выяснилось, что у нее была заменена дверь, хотя я не попадал в ДТП и брал ее у другого дилера новой. Мне объяснили, что при перевозке новые машины иногда получают повреждения с последующей заменой деталей. Значит, тот салон не предупредил меня, что мне продают машину не «с конвейера», а после ремонта. Я могу теперь с него что-то потребовать?

Да, если докажете, что автомобиль уже был с таким недостатком на момент его покупки. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 закона № 2300-1, если автомобиль был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), то приобретателю должна предоставляться информация об этом. Кроме того, салон обязан был передать вам автомобиль, качество которого соответствует договору (п. 1 ст. 4 закона № 2300-1-ФЗ), чего он в данном случае не сделал. Учитывая, что недостаток, о котором идет речь, вряд ли можно признать существенным, нарушение требований к качеству дает вам основания требовать от автосалона, продавшего вам машину, соразмерного уменьшения цены (п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 12 закона № 2300-1) при условии, что не истек гарантийный срок (п. 1 ст. 19 закона № 2300-1). Но даже если гарантийный срок истек, вы вправе потребовать возмещения убытков, причиненных вам тем, что автосалон нарушил свою обязанность проинформировать вас о недостатке товара (п. 1 ст. 12, п. 3 ст. 13 закона № 2300-1, п. 31 постановления № 17). В частности, в качестве убытков вы можете заявить разницу в оценке автомобиля (между тем, сколько бы он стоил, если бы у него не была заменена дверь, и тем, во сколько его оценили с учетом имевшейся замены двери).

5. Я купила в салоне подержанную машину, и вскоре выяснилось, что она в залоге. Предыдущий владелец не выплатил кредит, и теперь банк обратился в суд и требует обратить взыскание на машину. Салон не предупредил меня при покупке, что машина в залоге, на ПТС не было никаких отметок. Есть ли у меня шансы избежать взыскания или хотя бы добиться от автосалона возврата денег, уплаченных за машину?

Избежать обращения взыскания на автомобиль не получится, но шансы вернуть деньги есть. Право залога следует за предметом залога (ст. 353 ГК РФ). То, что вы, приобретая автомобиль, не знали о залоге, не препятствует обращению взыскания на этот автомобиль. Судебная практика по таким спорам пока складывается не в пользу приобретателей заложенных автомобилей (определения суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.02.12 по делу № 33-595/2012, Красноярского краевого суда от 31.10.12 по делу № 33-9452/2012, Саратовского областного суда от 23.10.12 по делу № 33-6242/2012).
Но вы можете потребовать от автосалона, в котором купили эту машину, вернуть деньги. Чаще всего автосалоны продают подержанные машины как посредники. Но если автосалон заключал с вами договор купли-продажи от своего имени, для вас не должно иметь значения, что он посредник – требования вы можете предъявлять напрямую ему (п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Если же договор был заключен от лица собственника автомобиля, то требования нужно предъявлять ему, а не салону. Но в любом случае сначала нужно привлечь продавца машины к участию в том судебном деле, в котором банк требует обращения взыскания на ваш автомобиль (ст. 462 ГК РФ), иначе вы не сможете потом предъявить свои требования.
Если автомобиль у вас еще не изъяли, вы можете требовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег (ст. 460 ГК РФ). Скорее всего суд обяжет вас вернуть продавцу машину, и банк будет изымать ее уже у него. Если автомобиль у вас уже изъяли, то от продавца можно требовать возмещения убытков (ст. 461 ГК РФ), в качестве которых суды обычно рассматривают среднерыночную стоимость автомобиля на момент его изъятия (определение Хабаровского краевого суда от 18.07.12 по делу № 33-4127).

6. Я заключил с автодилером договор купли-продажи нового автомобиля, внес аванс. Но пока я ожидал свою машину, в другом автосалоне появилось более выгодное предложение на автомобили аналогичного класса, и я передумал брать первую машину. В автосалоне мне сказали, что я могу отказаться от договора, но аванс мне не вернут. Это законно? Ведь я отдаю деньги ни за что.

Законно, если аванс по условиям договора выполняет функцию задатка. Задаток – это сумма, выдаваемая одной из сторон в счет причитающихся платежей по договору, в обеспечение его исполнения. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, то он остается у другой стороны (п. 2 ст. 381 ГК РФ). Таким образом, задаток выполняет три функции: платежную (его сумма засчитывается в счет оплаты по договору), обеспечительную и штрафную. Штрафная функция включается, когда договор не исполняется. В частности, договор с автодилером может предусматривать, что в случае вашего отказа от договора без предусмотренных законом оснований (то есть когда отказ не связан с какими-либо нарушениями со стороны автодилера), сумма задатка остается у автодилера. Если в договоре нет условия о задатке, то вернуть деньги можно. Тогда аванс выполняет только платежную функцию и не является способом обеспечения исполнения обязательств. Поэтому в связи с расторжением договора у автодилера пропадают основания для удержания аванса. Но тут есть одна особенность: по общему правилу односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ), поэтому сторона, не исполнившая обязательство, должна возместить другой стороне убытки (п. 1 ст. 393 ГК РФ). Следовательно, если на момент вашего отказа от договора автодилер понес какие-либо расходы, связанные с его исполнением (например, он специально для вас заказывал у производителя автомобиль в определенной комплектации), то вам придется возместить эти расходы. В том числе это возможно за счет внесенного вами аванса. Если же автодилер никаких расходов не понес или утверждает, что понес, но не может их убедительно обосновать, то вы ничего ему не должны.

7. Я сдал автомобиль в гарантийный ремонт, и меня предупредили, что он будет долгим. Могу ли я на время ремонта требовать выдачи мне аналогичного автомобиля? В сервисе и автосалоне утверждают, что это невозможно.

Вам действительно не обязаны предоставлять на время ремонта заменяющий автомобиль. Дело в том, что автомобили входят в специальный Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55, – в нем указаны товары длительного пользования, на которые не распространяются правила предоставления аналогичного товара на срок ремонта. Это означает, что на автомобили не распространяется общее правило о том, что изготовитель, продавец либо уполномоченная организация обязаны по требованию потребителя в трехдневный срок безвозмездно предоставить ему на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами (п. 2 ст. 20 закона № 2300-1).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.