Коммунальные платежи

645
Оплата коммунальных услуг часто вызывает множество вопросов. Эта подборка поможет разобраться в некоторых нюансах начисления коммунальных платежей и возможностях их уменьшения

 

Коммунальные платежи
На вопросы отвечает Анастасия Гирфанова, старший юрисконсульт ООО «Юнисервис»

1. Я часто уезжаю в длительные командировки, поэтому фактически проживаю в своей квартире непродолжительное время. Могу ли я как-то сократить расходы по оплате коммунальных услуг?

Да, можете, если в квартире не установлены счетчики. Вы вправе требовать от исполнителя коммунальных услуг (управляющей компании или ТСЖ) перерасчета за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия в жилом помещении, но только если оно не оборудовано прибором учета. Временным считается отсутствие более пяти полных календарных дней подряд (п. 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.11 № 354 (далее – правила № 354), апелляционное определение Вологодского областного суда от 28.11.12 № 33-4881/2012). Причем в период временного отсутствия не включаются дни вашего выбытия из жилого помещения и прибытия в него (п. 90 правил № 354). Перерасчет обязаны произвести в течение пяти дней после подачи заявления (абз. 1 п. 91 правил № 354). Заявление подается исполнителю коммунальных услуг до начала периода временного отсутствия или в течение 30 дней после его окончания. К нему нужно приложить документы, которые подтверждают продолжительность периода времени отсутствия. Перечень документов достаточно широкий и к тому же открытый. Например, это могут быть копия командировочного удостоверения, проездных документов (билетов), счета за проживание в гостинице и даже справка охранной компании, которая подтверждает начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование им не осуществлялось (п. 93, 94 правил № 354). Заявление лучше подготовить в двух экземплярах, чтобы на одном из них проставили отметку о получении. Правила не содержат такого требования, однако в спорной ситуации именно жильцу нужно будет доказать факт обращения с заявлением о перерасчете (определение Ленинградского областного суда от 25.10.12 № 33а-4837/2012). Нужно учитывать, что перерасчет производится не за все виды коммунальных услуг. Например, оплата услуг на общедомовые нужды, отопление и газоснабжение на цели отопления помещений не пересчитывается (п. 86, 88 правил № 354, апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 20.09.12 по делу № 33-166/12, 2-110/2012).

2. У нас часто отключают горячую воду. Можно ли уменьшить платежи за такую услугу или не платить за нее совсем?

Вы можете требовать перерасчет за неоказанную услугу или услугу ненадлежащего качества. Причем вне зависимости от того, установлен в квартире счетчик или нет. Потребитель вправе получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, требовать проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг (подп. «а», «в» п. 33 правил № 354), а также изменения размера платы за коммунальные услуги, если услуги оказаны ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность оказания услуг (подп. «д» п. 33 правил № 354). Все услуги должны оказываться бесперебойно и круглосуточно в течение года, а отопление – в течение отопительного сезона. Коммунальная услуга признается услугой ненадлежащего качества, если она не соответствует требованиям, установленным в приложении № 1 к правилам № 354. Так, допустимая продолжительность перерыва подачи воды – не более 8 часов (суммарно) в течение месяца и не более 4 часов единовременно (для горячей воды при аварии – не более 24 часов). Допустимая продолжительность перерыва газоснабжения составляет не более 4 часов (суммарно) в течение месяца. Если количество часов, в течение которых услуга не предоставлялась, превышает нормы, или есть отклонения по качеству услуги, исполнитель обязан уменьшить размер платы за нее вплоть до освобождения от оплаты (п. 98 Правил № 354). За каждый час, превышающий допустимый перерыв в подаче воды, водоотведения, отопления, газоснабжения размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента (п. 1, 4, 8, 9, 11 приложения № 1 к правилам № 354).

3. Как зафиксировать факт непредоставления коммунальной услуги или ее ненадлежащее качество для проведения перерасчета?

Для этого необходимо организовать проверку, по итогам которой будет составлен акт. Прежде всего нужно письменно или устно (по телефону) уведомить аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании или иного исполнителя коммунальных услуг (п. 34 правил № 354). Там обязаны зафиксировать ваше обращение в журнале заявок, сообщить фамилию, имя, отчество сотрудника, который принял сообщение, номер, за которым зарегистрировано сообщение, и время его регистрации (п. 106 правил № 354). Также сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить, известны ли ему причины нарушения качества коммунальной услуги, и сделать об этом отметку в журнале заявок (п. 107 правил № 354). Если причины ему неизвестны, он должен согласовать с вами дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Время проведения проверки должно быть назначено не позднее двух часов с момента получения сообщения, если не согласовано иное время (п. 108 правил № 354). По окончании проверки составляется акт проверки, в котором отмечается, установлен либо не установлен факт нарушения качества коммунальной услуги (п. 109 правил № 354). Вы вправе требовать выдачи этого акта (подп. «в» п. 33 правил № 354). Если он подтверждает факт непредоставления коммунальной услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества, вы вправе потребовать изменения размера платы за нее. При несогласии с выводами проверки можно инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги (абз. 2 п. 110 правил № 354).

4. Правда ли, что из квартиры можно выселить собственника, который в течение какого-то периода времени не оплачивает коммунальные услуги?

Нет, собственника на этом основании выселить нельзя. Это возможно в отношении владельца квартиры по договору социального найма, если он не оплачивает жилищно-коммунальные услуги более шести месяцев подряд (ст. 90 ЖК РФ). И то лишь в судебном порядке и с предоставлением взамен другого жилого помещения в том же населенном пункте из расчета 6 кв. метров жилой площади на одного человека (ст. 90, п. 1 ст. 105 ЖК РФ). Причем суд должен выяснить, в течение какого периода и по каким причинам не производилась оплата (п. 39 постановления Пленума ВС РФ от 02.07.09 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», далее – постановление № 14). Тяжелое материальное положение в некоторых случаях признается уважительной причиной (п. 38 постановления № 14). В отношении собственника квартиры возможна только одна мера: ему могут ограничить или вовсе приостановить предоставление коммунальной услуги (подп. «а» п. 117 правил № 354) и обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности.

5. Почему при расчете моих коммунальных платежей управляющая компания использует нормативы потребления, а не показания счетчика, который у меня установлен?

Для применения нормативов может быть несколько оснований, все зависит от ситуации. Норматив потребления – это определенный установленный объем потребления коммунального ресурса, который предъявляется к оплате за коммунальную услугу (холодной и горячей воды, газа, теплоэнергии) при отсутствии приборов учета. Во-первых, нормативы применяются, если у потребителя не установлен индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета – счетчик (абз. 2, 3 п. 42 правил № 354). Во-вторых, нормативы применяются, если счетчик установлен, но потребитель не сдает его показания, а также если счетчик вышел из строя, утрачен или срок его эксплуатации истек. В этих случаях потребителю сначала (в течение трех месяцев) начисляют коммунальные платежи по среднемесячному объему потребления, а затем – по нормативам потребления коммунальных услуг (п. 59, 60 правил № 354). Эти нормативы для жилых помещений, а также для общедомовых нужд и при использовании земельного участка и надворных построек закреплены в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.03.12 № 258.

Чтобы такого не произошло, необходимо помнить о том, что обязанность снимать в установленные сроки показания приборов учета возложена на собственника жилья (апелляционное определение Московского городского суда от 30.08.12 по делу № 11-16058). Снимать показания счетчика нужно с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать данные исполнителю не позднее 26-го числа этого же месяца (подп. «в» п. 34 правил № 354). Иногда показания может снимать сам исполнитель коммунальных услуг: например, если такое решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (абз. 2 подп. «ж» п. 31 правил № 354).

Если же счетчик установлен, вы сдавали показания и оснований для расчета платы по нормативам нет, но в квитанции это не учтено, нужно обратиться с заявлением к управляющей компании (ТСЖ) и провести перерасчет.

6. Почему платеж за отопление квартиры в течение холодного времени года каждый месяц оказывается разный, хотя температура в квартире не меняется?

Скорее всего это происходит из-за периодического изменения установленных тарифов и объемов потребления теплоэнергии. Если помещение оборудовано счетчиком теплоэнергии, размер платы определяется из объема потребленной теплоэнергии по показаниям счетчика, умноженного на установленный тариф на коммунальный ресурс (п. 1 приложения № 2 к правилам № 354). Иная ситуация, если счетчик не установлен, а квартира находится в многоквартирном доме, который не оборудован общедомовым прибором учета теплоэнергии, либо прибор учета есть, но счетчики установлены не во всех помещениях. Тогда размер платы определяется исходя из умножения тарифа на норматив потребления коммунальной услуги по отоплению и на общую площадь квартиры (п. 2 приложения № 2 к правилам № 354). Наконец, третья ситуация: многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета, но во всех помещениях этого дома счетчиков нет. Размер платы определяется так: общая площадь конкретной квартиры делится на общую площадь всех помещений дома (включая общее имущество). Результат умножается на объем потребленной теплоэнергии (по показаниям общедомового прибора учета). Этот показатель умножается на установленный тариф (п. 3 приложения № 2 к правилам № 354). Тем самым в первой и третьей ситуациях размер оплаты зависит от объема потребленной теплоэнергии (по индивидуальному или общедомовому счетчику) и тарифов, а во второй ситуации – от установленных нормативов и тарифов.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль