Заключение ревизионной комиссии ООО

1101
В силу обязательных требований закона или при проверке финансово-хозяйственной деятельности по собственной инициативе у компании может возникнуть необходимость проведения ревизии (внутреннего аудита). Результаты такой проверки оформляются заключением ревизионной комиссии.

 

Заключение ревизионной комиссии ООО
Мария Самойленко, юрисконсульт ООО «Коннектор Оптикс»

Когда применяется документ

Оспорить заключение комиссии не получится Законодательством не урегулирован вопрос о возможности оспаривания заключения комиссии. Суды считают, что обжаловать этот документ невозможно. Связано это с тем, что, во-первых, комиссия выполняет специфическую функцию (внутренний аудит) и не является органом управления общества, чьи решения закон допускает обжаловать (ст. 43 закона № 14-ФЗ, п. 7 ст. 49, п. 5–8 ст. 68 закона № 208-ФЗ, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.05.11 по делу № А32-21924/2010). Во-вторых, в законе нет прямого указания на право участника (акционера) обжаловать заключение (постановление ФАС Центрального округа от 29.06.06 по делу № А35-7162/05-С21).

Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества до их утверждения ревизионной комиссией (п. 3 ст. 47 Федерального закона от 08.02.98 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – закон № 14ФЗ). Если годовой отчет и бухгалтерский баланс общества утверждены без предварительной проверки ревизионной комиссией, суд может признать недействительным такое решение общего собрания (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.03 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах”», постановления ФАС Московского округа от 09.10.09 по делу № А41-21809/08, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.08 по делу № А60-8614/2007). Кроме того, иногда обществу требуется провести внутреннюю проверку своей деятельности в ситуациях, когда законодательство этого не требует. Проверку финансово-хозяйственной деятельности (внутренний аудит, ревизию) обычно осуществляет ревизионная комиссия – особый контролирующий орган компании. Если в акционерных обществах формирование такой комиссии обязательно независимо от количества акционеров (п. 1 ст. 85 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее – закон № 208-ФЗ), то для общества с ограниченной ответственностью это обязательное требование, если в его составе более 15 участников (п. 6 ст. 32 закона № 14-ФЗ). Для обществ с меньшим количеством участников образование ревизионной комиссии обязательно, только если это предусмотрено уставом. В любом случае вместо избрания ревизионной комиссии может быть назначен один ревизор.

Итоги проверки ревизионной комиссии вне зависимости от того, по чьей инициативе она проводилась, отражаются в заключении (п. 3 ст. 47 закона № 14-ФЗ). Но унифицированной формы этого документа нет. Для акционерных обществ закон № 208-ФЗ указывает, какая информация должна быть отражена в заключении ревизионной комиссии или ревизора (ст. 87 закона № 208-ФЗ). В законе № 14-ФЗ таких норм нет, но, учитывая, что многие нормы закона № 208-ФЗ по аналогии применяются к обществам с ограниченной ответственностью, в части содержания заключения ревизионной комиссии обществ с ограниченной ответственностью можно ориентироваться на статью 87 закона № 208-ФЗ. Таким образом, заключение ревизионной комиссии должно содержать вывод о подтверждении достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества, вывод о наличии или отсутствии фактов нарушения обществом порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также фактов нарушений при осуществлении обществом финансово-хозяйственной деятельности.

Закон обязывает хранить заключение ревизионной комиссии по местонахождению единоличного исполнительного органа общества или в ином месте, известном и доступном участникам общества (п. 2 ст. 50 закона № 14-ФЗ).

Перечень инициаторов ревизии для ООО неограничен В законе № 14-ФЗ нет нормы, называющей лиц, которые могут инициировать ревизию, когда она не является обязательной (то есть помимо утверждения годового отчета и бухгалтерского баланса). В акционерных обществах круг таких лиц ограничен: это может быть сама ревизионная комиссия (ревизор), общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) или акционер (акционеры), в совокупности владеющие не менее чем 10 процентами голосующих акций общества (п. 3 ст. 85 закона № 208-ФЗ). При этом судебной практики, применяющей этот закрытый перечень по аналогии к обществам с ограниченной ответственностью, нет.

Заключение ревизионной комиссии ООО

Отсутствие деятельности ревизионной комиссии не является основанием для ликвидации ООО Если общество с количеством менее 15 участников, для которого закон не предусматривает обязательное образование ревизионной комиссии, предусмотрело ее создание в уставе, но не выполняет данное требование, это не является нарушением, за которое его можно принудительно ликвидировать (постановление Президиума ВАС РФ от 27.02.02 № 9216/01, 9215/01).

Контрольные точки при оформлении

Поскольку заключение комиссии содержит информацию о финансовой деятельности общества и возможных нарушениях в этой сфере, целесообразно включить этот документ в перечень информации, составляющей коммерческую тайну общества (подп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», далее – закон № 98-ФЗ). Но при этом нужно учитывать, что в числе лиц, имеющих допуск к этому документу, должны быть и участники общества. Помимо включения отчетов ревизионной комиссии в перечень информации, составляющий коммерческую тайну, на каждом конкретном отчете необходимо проставлять гриф «коммерческая тайна» с указанием полного наименования и местонахождения компании (подп. 5 п. 1 ст. 10 закона № 98-ФЗ). Шаблон грифа, используемого на документах, составляющих коммерческую тайну, а также лицо, которое вправе проставлять на документах этот гриф, утверждаются внутренним документом общества, который регулирует вопросы коммерческой тайны. Обычно дата составления заключения ревизионной комиссии – это дата последнего дня ревизии. При проведении обязательной проверки годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества заключение комиссии нужно направить участникам общества с ограниченной ответственностью при подготовке общего собрания в числе материалов, которые предоставляются участникам для их утверждения общим собранием (п. 3 ст. 36 закона № 14-ФЗ). Соответственно, заключение комиссии направляется вместе с уведомлением о проведении (созыве) общего собрания (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.11 по делу № А46-20739/2009, Поволжского округа от 21.04.09 по делу № А49-3861/2008).
В акционерных обществах иначе: эти материалы должны быть доступны для ознакомления акционерам, имеющим право на участие в общем собрании, в течение 20 дней (а в случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, – в течение 30 дней) до проведения общего собрания. Акционеры могут ознакомиться с заключением комиссии и иными материалами в помещении исполнительного органа общества и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания акционеров (п. 3 ст. 52 закона № 208-ФЗ).
Поэтому как в акционерных обществах, так и в обществах с ограниченной ответственностью заключение комиссии составляется до уведомления о созыве общего собрания участников.
В тексте заключения указывается состав ревизионной комиссии, которая проводила проверку (председатель и члены комиссии). Вопрос образования ревизионной комиссии или избрания ревизора может быть решен как при создании общества – и тогда это отражается в решении о его учреждении (п. 2 ст. 11 закона № 14-ФЗ), так и позднее – тогда нужно, чтобы на общем собрании участников проголосовало квалифицированное большинство, то есть не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников общества (п. 4 ст. 11 закона № 14-ФЗ). Причем в уставе общества можно установить проведение кумулятивного голосования по вопросам избрания членов комиссии: закон это допускает (абз. 1 п. 9 ст. 37 закона № 14-ФЗ). При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому участнику общества, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган общества, и участник общества вправе отдать полученное таким образом число голосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (абз. 2 п. 9 ст. 37 закона № 14-ФЗ).
Закон не содержит каких-либо требований или ограничений относительно количества членов комиссии и срока, на который они избираются, а также относительно порядка исполнения функций по проверке финансово-хозяйственной деятельности. Все эти вопросы регулируются уставом или внутренними документами общества – например, положением о ревизионной комиссии (п. 4 ст. 47 закона № 14-ФЗ). Что касается требований к самим членам комиссии, то закон содержит всего одно ограничение: ими не могут быть руководитель компании, члены совета директоров (наблюдательного совета) и члены коллегиального исполнительного органа общества (п. 6 ст. 32 закона № 14-ФЗ). Других запретов и требований к ним нет – например, члены комиссии не обязательно должны быть участниками общества. Нередко общества сами устанавливают ограничения к кандидатуре члена комиссии своими внутренними документами. Обширной судебной практики в связи с такими положениями устава или внутренних документов нет. Но не исключено, что суд сочтет такие ограничения противоречащими закону (см. постановление ФАС Уральского округа от 02.12.09 по делу № А07-14900/2009).
На практике в качестве членов комиссии часто избирают работников общества, в том числе главного бухгалтера, юриста, финансового директора. Но, учитывая, что деятельность комиссии носит контрольный характер, желательно включать в ее состав независимых специалистов, которые не состоят в трудовых и (или) имущественных отношениях с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета), руководителем, членами коллегиального исполнительного органа и участниками общества или не имеют непосредственного отношения к проверяемой деятельности (как, например, главный бухгалтер или финансовый директор). Закон не содержит прямого запрета избирать в члены комиссии таких работников. Но в отношении акционерных обществ, для которых закон тоже запрещает совмещение функций члена ревизионной комиссии только для лиц, занимающих должности в органах управления общества (п. 6 ст. 85 закона № 208-ФЗ), суды толкуют это ограничение по-разному. Одни считают этот перечень закрытым и не видят препятствий к тому, чтобы членом комиссии был, например, главный бухгалтер (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.01.04 по делу № А32-9773/2003-15/267, Дальневосточного округа от 10.09.12 по делу № А24-4260/2011). Другие суды толкуют закон расширительно и квалифицируют в качестве «должности в органах управления», которые запрещено совмещать с членством в ревизионной комиссии, также должности, которые формально не соответствуют понятию «орган управления»: начальник планово-технического отдела, заместитель директора (определение ВАС РФ от 03.09.07 по делу № А76-18469/2006-5-44, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.06.04 по делу № Ф04/3224-492/А70-2004). Поэтому при подборе кандидатов для формирования ревизионной комиссии важно оценить риски по каждой кандидатуре.
В заключении указываются цели проведения проверки ревизионной комиссией. К полномочиям комиссии относятся, во-первых, проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, во-вторых, проверка годовых отчетов и бухгалтерских балансов компании, причем такая проверка является обязательной (п. 2, 3 ст. 47 закона № 14-ФЗ). Желательно перечислить основные документы, которые были предметом рассмотрения комиссии. Комиссия вправе получать доступ ко всей документации, которая касается деятельности общества, получать пояснения в письменной или устной форме от членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя, членов коллегиального исполнительного органа и работников (п. 2 ст. 47 закона № 14-ФЗ). Поэтому при проведении проверки комиссия вправе требовать от общества представить ей необходимые документы. Целесообразно закрепить в уставе или ином документе, регламентирующем порядок деятельности ревизионной комиссии, обязанность комиссии до начала проверки представить руководителю компании план проверки и перечень запрашиваемых документов. Самая значимая часть заключения ревизионной комиссии – выводы по результатам проверки. Закон № 14-ФЗ не содержит требований к содержанию заключения, но для заключений, составленных в обществах с ограниченной ответственностью, по аналогии применяются нормы закона № 208-ФЗ. Заключение должно содержать подтверждение или, наоборот, неподтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества, информацию о фактах нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, либо об отсутствии фактов таких нарушений (ст. 87 закона № 208-ФЗ). Если этих сведений не будет, суд не признает представленный документ заключением ревизионной комиссии (см. постановление ФАС Поволжского округа от 21.04.09 по делу № А49-3861/2008).


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.