«Ни одна рекламная акция не запускается без одобрения юридического отдела»

98
Многие инхаус-юристы традиционно открещиваются от налоговой функции, 
считая ее «вотчиной» лишь узкопрофильных специалистов (как правило, внешних консультантов). Но бывает и по-другому: руководство налоговой и юридической функциями компании удается сосредоточить в одних руках. О плюсах такого подхода 
нам рассказал Виктор Денисенко, директор по вопросам налогообложения и права 
сети Media Markt.


 

«Ни одна рекламная акция не запускается без одобрения юридического отдела»
Виктор Денисенко, директор по вопросам налогообложения и права сети Media Markt

Компания Сеть Media Markt – лидер по продаже бытовой техники и электроники в Германии и Европе. Бренд принадлежит международной компании Media-Saturn-Holding GmbH. Сеть образована в 1979 году в Германии и присутствует на российском рынке с 2006 года. В мире работает более 700 магазинов Media Markt в 15 странах. В России на июль 2013 года – 48 магазинов Media Markt в 24 городах. В мегамагазинах Media Markt представлен широкий ассортимент товаров известных брендов (около 45 тыс. наименований техники).

Структура юридической службы

– Вы руководите одновременно двумя функциями – юридической и налоговой или у вас обе эти функции объединены в одном подразделении?
– Так исторически сложилось, что я отвечаю за два блока – юридический и налоговый, но эти две функции в компании осуществляют два самостоятельных отдела, они не объединены.

– С учетом такой двойной должности вы, наверное, сумели добиться того, чтобы ваши юристы-договорники знали хотя бы азы налогового права?
– По крайней мере я стремлюсь к этому. Стараюсь сделать так, чтобы у нас постоянно происходил обмен знаниями внутри: чтобы коллеги из налоговой функции обучали коллег из юридического отдела, и наоборот. Это позволяет, в частности, не футболить договор между двумя подразделениями при его согласовании, а поручить оценить все правовые риски, включая налоговые, одному сотруднику.

Специфика работы

– Какие из блоков работы юридической службы вы как руководитель выделяете в качестве самых важных или самых сложных?
– Я бы выделил некоторые блоки, исходя не из сложности, а из их стратегического значения для компании (в плане сложности или объема работы все они примерно одинаковы). Учитывая, что наша задача в постоянном развитии и росте, в первую очередь я назвал бы блок, касающийся экспансии, – то есть вопросы недвижимости и строительства, договоров аренды. Второй важный блок – интеллектуальная собственность, потому что товарные знаки – это тоже очень важный наш актив, причем требующий постоянной защиты. В-третьих, я бы выделил корпоративное право, несмотря на то что у нас довольно простая корпоративная структура. Этот блок требует постоянного контроля просто в силу большого объема технической работы. Нам важно, чтобы все корпоративные документы были в полном порядке. Кроме того, учитывая, что наша компания – дочерняя по отношению к компании Metro AG, которая является публичной, мы должны соблюдать большое количество дополнительных внутренних формальностей, подчас не имеющих отношения к российскому корпоративному праву.

– Немного удивляет, что вы поставили на второе место интеллектуальную собственность. Разве у вас так много товарных знаков?
– Кроме товарного знака «Media Markt» в различных вариациях и комбинациях есть еще ряд других товарных знаков, которые представляют собой наши рекламные слоганы.

– А в чем смысл регистрации рекламного слогана в качестве товарного знака?
– Это позволяет избежать использования наших слоганов конкурентами на рынке бытовой техники. Кроме того, использование в рекламе иностранных слов без перевода на русский язык допускается, если слово или фраза являются товарным знаком, знаком обслуживания или фирменным наименованием*.

– У вас бывали случаи, когда кто-то пытался незаконно открыть магазин под вывеской «Media Markt» или похожим названием?
– Бывали. В основном это, конечно, интернет-магазины, но однажды мне пришлось столкнуться с таким явлением и в отношении обычного магазина. В 2007 году в Сочи появился магазин техники под вывеской «МедиаМаркет». Это была довольно забавная ситуация: мы тогда решили оказать серьезное противодействие и провести нотариальное закрепление доказательств на месте, но, когда приехали к магазину с нотариусом, чтобы зафиксировать факт незаконного использования товарного знака, похожего на наш, – вывески уже не было – видимо, ее сняли буквально за ночь, испугавшись возможных санкций.

– У Media Markt всегда заметная, яркая реклама. Юристы оценивают правовые риски при ее разработке?
– Ни одна рекламная акция не запускается без получения одобрения юридического отдела. Вообще, рекламное законодательство – это отдельная история. Казалось бы, закон о рекламе не такой уж большой и там, на первый взгляд, все просто. Но на самом деле он порождает много вопросов, которые, к сожалению, на сегодняшний день не урегулированы. Например, любому ритейлеру, у которого возможна покупка товаров в кредит, знакома проблема микротекста в рекламе кредитных продуктов. Эта реклама в обязательном порядке должна содержать внушительный перечень информации, отсутствие которой признается нарушением. Однако и при наличии всей необходимой информации может оказаться, что с точки зрения антимонопольного органа она отсутствует, так как текст не читаем. При этом критериев, какой размер шрифта допустим, а какой считается слишком мелким, не существует. Хотя они совершенно точно нужны.

Биография Виктор Денисенко родился в 1982 году в г. Кемерово. В 2004 году окончил юридический факультет МГИМО (Университет) МИД РФ. Работать по специальности начал еще до окончания вуза – помощником юриста в юридической фирме Noerr Stiefenhofer Lutz. После получения диплома два года работал в юридической фирме CMS, а в 2006 году перешел в юридический отдел сети Media Markt, где в 2012 году стал директором по вопросам налогообложения и права. В том же 2012 году прошел обучение по программе Executive MBA в ESCP Europe (Париж).

– Это вопрос отсутствия четких критериев в законодательстве. А бывают спорные ситуации, связанные с неоднозначным толкованием той или иной нормы?
– Тоже бывают. Например, года три назад в одном из регионов Media Markt проводил рекламную акцию со слоганом: «Октоберфест в Media Markt. В выходные свежайшее пиво всем покупателям!» Суть акции заключалась в том, что в определенные дни покупателей, совершивших в магазине покупку на любую сумму, угощали кружкой пива. Антимонопольный орган расценил буклет с этим слоганом как рекламу пива. А поскольку буклеты распространялись по почтовым ящикам в жилых домах, поводом для привлечения к ответственности стало то, что один из этих домов находился менее чем в ста метрах от поликлиники (напомню: закон о рекламе запрещает размещать рекламу пива на расстоянии ближе чем сто метров от медицинских организаций). Для нас было очевидно, что объект рекламирования – услуги магазинов, а не пиво (в рекламе даже не фигурировало наименование какой-то конкретной марки пива, да и конечной целью рекламы явно было не продвижение пива, а привлечение покупателей в наши магазины). Мы оспорили решение антимонопольного органа в суде. Но вопрос о том, что же выступало объектом рекламирования, даже для судов оказался неоднозначным – отстоять свою позицию нам удалось только в апелляционной инстанции.

– Вы можете выделить среди ваших повседневных вопросов какие-то наиболее злободневные, связанные с пробелами или коллизиями в законодательстве?
– Я бы сказал, все наиболее трудноразрешимые вопросы касаются налоговой сферы. Например, долгое время над нами дамокловым мечом висел вопрос о том, влияют ли бонусы, получаемые от поставщиков, на себестоимость товара и, соответственно, возникает ли у нас обязанность уменьшать свои вычеты по НДС в связи с получением бонусов. Пока этот вопрос не был решен законодательно, мы были вынуждены очень пристально отслеживать судебную практику по такого рода спорам. Сейчас актуален вопрос налогового учета неотделимых улучшений, осуществляемых арендатором. Мы в данном случае не изобретаем велосипед и действуем так же, как другие участники рынка, но проблема в том, что судебная практика пока противоречива.

Не только о работеРаньше вы работали в юридическом консалтинге. Формат работы инхаус-юристом вам оказался ближе?
Да, лично мне он более близок. Консалтинг предполагает консультирование клиентов, но обычно не предполагает последующей реализации предложенных рекомендаций. А юрист компании не только вырабатывает правовую позицию, но и в дальнейшем реализует ее, для чего требуется глубокое знание бизнес-процессов конкретной компании.
Вы в свое время легко определились с выбором профессии?
Все в моей семье были врачами, и я тоже думал сначала об этой профессии, но со временем решил, что мне нужно что-то новое. Кстати, моя младшая сестра пошла по моим стопам и тоже стала юристом.
Вы любитель технических новинок?
Скорее я был таким раньше (покупал новые модели мобильных телефонов через считанные дни после старта продаж). Со временем это прошло, теперь я более консервативен в выборе новых гаджетов. Но в то же время я с интересом слежу за новинками в нашей сети, иногда хожу на презентации новых товаров. Мне кажется странным работать в сфере продаж бытовой техники и ничего не знать о новинках на этом рынке.

– Кстати, об учете. На сайте Media Markt я нашла информацию о том, что ваши покупатели, которые по каким-то причинам хотят вернуть товар, могут сделать это не только в том магазине, где совершили покупку, а в любом магазине сети. Для потребителей это, безусловно, удобно, а вот для учета, думаю, не очень. Как вы решили проблему оформления возврата в другой магазин?
– Безусловно, для нас это не простая процедура. И то, что вся сеть Media Markt – одно юридическое лицо, не облегчает задачу с точки зрения российского бухучета и документооборота. Но те трудозатраты, с которыми связано оформление операции по возврату товара, купленного в одном магазине, в другой магазин, мы склонны расценивать как наши инвестиции в лояльность потребителей.

– Я слышала, что в случае возврата потребителями бракованных товаров у ритейлеров бывают трудности с последующим возмещением своих убытков поставщиками этих товаров. Вы с этой проблемой сталкиваетесь?
– Любой поставщик не встречает с распростертыми объятиями ритейлера, требующего возместить суммы, которые он вернул потребителю за бракованный товар. Но это проблема не юридического характера. Если экспертиза показала заводской брак, то юридически тут спорить не о чем. Конечно, поставщик может упираться. Например, он может придираться к тому, как была проведена наша экспертиза, провести свою экспертизу с другими результатами и т. д. Но эти вопросы обычно решаются путем взаимодействия с поставщиком нашей сервисной службы и магазина. Вообще, в основном сложности возникают лишь с поставщиками, с которыми мы уже не работаем. А если это поставщик, с которым мы по-прежнему сотрудничаем, то такие вопросы решаются по-партнерски: ясно, что товар стоимостью, например, 10 тыс. рублей не должен становиться помехой для дальнейшего сотрудничества. Еще одна проблемная ситуация – когда компания, поставившая нам бракованный товар, уже не существует. Тут уже ничего не поделаешь, потому что в отличие от конечных потребителей мы не можем предъявлять требования напрямую изготовителю – нет такой специальной нормы.

– Вы уже семь лет работаете в Media Markt. Из тех задач, которые вы решали за эти годы, какую вы можете назвать самой масштабной?
– Пожалуй, это процесс реорганизации сети в 2008 году. Когда Media Markt только начинал свою деятельность в России, каждый новый магазин создавался как отдельное юридическое лицо. Функции бэк-офиса для всех магазинов выполняла управляющая компания группы. Это была калька с германской модели работы. Но практика показала, что в России эта модель неэффективна: из-за очень большого документооборота, не свойственного Германии, у нас трудно перемещать товары между магазинами внутри сети, в силу особенностей налоговых правоотношений у нас трудно обосновывать затраты на оплату услуг, которые управляющая компания оказывает остальным компаниям группы. Одним словом, в России такая модель влекла за собой высокие налоговые риски. Это не говоря уже о том, что юридическое и финансовое сопровождение отдельных юридических лиц, расположенных в разных городах, представляло собой большую сложность. Сеть быстро развивалась, у нас росли обороты, нами активно интересовались налоговые органы, поэтому, например, наш налоговый юрист, можно сказать, жил в самолете. Не удивительно, что в какой-то момент было принято решение сделать систему более эффективной. И мы стали переходить на филиальную сеть, для чего все магазины нужно было присоединить к одному юридическому лицу. Но сделать это требовалось без ущерба для операционного бизнеса, то есть так, чтобы ни один магазин не закрывался ни на один день. При этом возник, например, вопрос с кассами: как сделать так, чтобы кассы, которые сегодня работают на одно юридическое лицо, завтра уже были оформлены на другое юридическое лицо, учитывая, что регистрация ККТ в налоговых органах требует времени?

– И какой был найден выход?
– Выходом стал некий переходный период, в течение которого существовали как кассы, зарегистрированные и на ту компанию, к которой планировалось присоединение, так и кассы, зарегистрированные на компании, которые присоединялись. В один момент мы отключали «старые» кассы и включали новые. И вопрос с кассами – это еще мелочи. Было гораздо больше процедурных и отчетных вопросов, связанных с реорганизацией, оформление большого объема документации, в том числе связанной с уведомлением контрагентов. В результате всю процедуру мы завершили где-то за полгода.

* Это предусмотрено частью 2 статьи 3 Федерального закона от 01.06.05 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.