Новые ориентиры для налоговых споров. Что изменил Пленум ВАС РФ

318

 

Новые ориентиры для налоговых споров. Что изменил Пленум ВАС РФ
Алексей Артюх, старший юрист юридической компании «Налоговая помощь» (TaxHelp)

В конце августа на сайте Высшего арбитражного суда было опубликовано долгожданное постановление Пленума Высшего арбитражного суда от 30.07.13 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление № 57). У этого постановления была долгая история: публичное обсуждение его проекта длилось почти два года, а необходимость его принятия назрела гораздо раньше. Предыдущее постановление Пленума Высшего арбитражного суда по аналогичным вопросам (от 28.02.01 № 5, далее – постановление № 5) было принято 12 лет назад, и за это время в законодательстве и практике в области российского налогообложения произошли многочисленные изменения, которые требовали обновления значимых позиций для налоговых споров.

Постановление № 57 получилось во многом достаточно сбалансированным и компромиссным. В нем есть довольно либеральные подходы, выгодные налогоплательщикам, но в то же время прослеживается четкая линия на жесткую борьбу с уклонением от уплаты налогов и с формализмом со стороны налогоплательщиков (а именно с практикой оспаривания решений инспекций лишь по формальным основаниям).

От разработчиков проекта постановления № 57 не отстал и законодатель – минувшим летом в первую часть Налогового кодекса внесено большое количество поправок. В их число вошли, в частности, некоторые вопросы, которые рассмотрел Пленум Высшего арбитражного суда. Применяя постановление № 57 , необходимо учитывать, что решения, предложенные высшей судебной инстанцией и законодателем, не всегда совпадают друг с другом. А значит, практика судов по налоговым спорам может отличаться в зависимости от редакции норм Налогового кодекса.

Постановление № 57 нельзя назвать революционным – в нем не так много абсолютно новых правовых подходов. Большинство разъяснений так или иначе воспроизводят либо продолжают позиции Президиума ВАС РФ по конкретным делам, рассмотренным в течение последних трех-четырех лет. Но некоторые ранее выработанные подходы были скорректированы или изменены. Например, Президиум ВАС РФ раньше отрицал возможность обжалования бездействия вышестоящего налогового органа, не отвечающего на жалобу налогоплательщика ( постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.11 № 13065/10 ). Теперь Пленум, напротив, подтвердил такую возможность ( п. 71 постановления № 57). Частично воспроизведены и некоторые положения прежнего постановления № 5 (те, которые на сегодняшний день не утратили актуальности).

В этом справочнике собраны наиболее важные новые правовые позиции из постановления № 57 , которые обязательно нужно учесть, готовясь к налоговому спору.

Новые позиции ВАС РФ для налоговых споров

О чем вывод Содержание вывода Значение вывода
Возложение на налогового агента обязанности по уплате недоимки за налогоплательщика ( п. 2 постановления № 57) Теперь с налогового агента могут быть взысканы не только сумма штрафа и пени, но и сама недоимка в случае, когда он имел возможность удержать, но не удержал и не уплатил налог в бюджет. В частности, это касается выплат иностранным лицам, не состоящим на налоговом учете в России Ранее Президиум ВАС РФ подтвердил допустимость взыскания недоимки по НДС с российской компании, не удержавшей и не уплатившей налог со своего иностранного контрагента ( постановление от 03.04.12 № 15483/11 ). Теперь этот подход действует и в иных случаях, кроме тех, когда в тексте НК РФ прямо не указано иное (например, статья 231 НК РФ запрещает уплату агентом НДФЛ за счет собственных средств). В связи с этим возросли риски для российских компаний, выплачивающих доход, в том числе дивиденды, иностранным лицам
Расчетный метод для определения размера налоговых обязательств ( п. 8 постановления № 57) Инспекция вправе определять суммы налогов расчетным методом не только при отсутствии у налогоплательщика документов, на основании которых рассчитываются налоги, но и в случае признания их ненадлежащими В постановлении № 57 не раскрывается, в каких случаях документы считаются ненадлежащими. Скорее всего предпосылкой для этого пункта стало дело, в котором налогоплательщик представил в инспекцию нечитаемые копии первичных документов ( постановление Президиума ВАС РФ от 10.04.12 № 16282/11 ). Но не исключено, что суды будут трактовать понятие «ненадлежащие документы» шире
Освобождение от ответственности за неуплату недоимки при наличии переплаты по налогу ( п. 20 постановления № 57) Налогоплательщик может избежать штрафа за неуплату налога, если у него одновременно с недоимкой была переплата по тому же налогу на дату, соответствующую сроку уплаты налога, и на дату вынесения инспекцией решения по итогам проверки. Другими словами, временной интервал между образованием недоимки и переплаты не имеет значения – главное, чтобы они существовали на указанные даты. Размер переплаты может быть и меньше недоимки, тогда освобождение от ответственности возможно только в пропорциональной части Об отсутствии оснований для штрафа, если помимо недоимки у компании есть незачтенная переплата, говорилось еще в старом постановлении № 5. Но не было ясности в вопросах о том, должна переплата полностью перекрывать недоимку или она может быть меньше недоимки и должна ли переплата сохраняться в течение всего периода между датой по сроку уплаты налога за спорный период и датой вынесения решения по проверке. Теперь в судебной практике нет разночтений по этим вопросам
Осмотр помещений (территории) налогоплательщика ( п. 24 постановления № 57) Осмотр помещений (территории) налогоплательщика сотрудниками инспекции возможен только при проведении выездной налоговой проверки в отношении данного налогоплательщика. Вне рамок выездной налоговой проверки по смыслу статей 91 и 92 НК РФ это недопустимо С 01.01.15 это разъяснение не будет касаться камеральных проверок деклараций по НДС (вступит в силу новая редакция пункта 1 статьи 91 и пункта 1 статьи 92 НК РФ). Но в любом случае это разъяснение полезно компаниям, которых обвиняют в получении необоснованной налоговой выгоды по операциям с фирмами-однодневками. В качестве доказательств инспекции обычно в рамках встречных проверок осматривают места нахождения сомнительных контрагентов. Теперь протоколы таких осмотров будут считаться в суде недопустимым доказательством
Получение инспекцией доказательств после истечения срока проверки ( п. 26 , 27 постановления № 57) Если инспекция истребовала документы в пределах срока проверки, компания обязана их предоставить даже при том, что срок на выполнение этого требования истекает уже за пределами проверки. Хотя доказательства получены за пределами проверки, инспекция вправе их использовать Довольно часто налоговики направляют требование о предоставлении значительного объема документов в последний день проверки или за день до ее приостановления. Несмотря на явные признаки злоупотребления правом со стороны инспекции в этих ситуациях, ВАС РФ подтвердил: такое требование в любом случае придется исполнять в общем порядке
Возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке ( п. 33 постановления № 57) Право на подачу иска о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возникает у компании только в случае отказа инспекции в удовлетворении заявления о возврате или зачете, либо если компания не получила от инспекции ответ в установленный срок Формально в этом пункте говорится лишь об обязательном досудебном порядке разрешения спора о возврате переплаты. Но формулировка, которую использовал ВАС РФ, еще и завуалированно указывает момент, с которым связано нарушение прав налогоплательщика, а значит, и начало исчисления срока давности для обращения в суд ( определение КС РФ от 21.06.01 № 173-О ). Трехлетний срок исчисляется не с момента образования переплаты, а с момента отказа инспекции в возврате (зачете)
Рассмотрение материалов проверки после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля ( п. 38 постановления № 57) По окончании дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция обязана направить проверяемой компании материалы этих мероприятий и дать ей возможность представить свои возражения и объяснения НК РФ напрямую не регулирует процедуру рассмотрения материалов проверки после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля – ВАС РФ восполнил этот пробел. Но некоторые неясности остались: ничего не сказано о сроках, в течение которых налогоплательщик должен представить возражения, а инспекция – рассмотреть материалы проверки с учетом проведенных дополнительных мероприятий. Если применять по аналогии сроки из пункта 6 статьи 100 и пункта 1 статьи 101 НК РФ, то рассмотрение материалов перерастут в чрезмерно длительную процедуру
Использование в качестве доказательств материалов оперативно-розыскной деятельности ( п. 45 постановления № 57) При рассмотрении материалов проверки инспекция вправе использовать в числе других доказательств материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий Это разъяснение расширяет доказательственную базу инспекций в налоговых спорах. Причем оно вступает в противоречие с Федеральным законом от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» , запрещающим использовать результаты ОРД для целей и задач, не упомянутых прямо в этом законе, а также с запретом на использование доказательств, полученных не в соответствии с НК РФ ( п. 4 ст. 101 НК РФ)
Оспаривание актов и действий, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафа ( п. 63 постановления № 57) Оспаривание актов и действий, направленных на взыскание налогов, пеней и штрафа, возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия. Оспаривание по мотиву необоснованности доначисления не допускается, равно как и по мотиву грубого нарушения процедуры принятия решения о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности, на основании которого был вынесен акт или осуществлено действие Теперь компании не смогут обжаловать в суде требования об уплате налога и последующие решения, принятые во исполнение этого требования (например, списание недоимки со счета), если в действительности компания пытается оспаривать основания взыскания налога, пеней и штрафа. То есть, если компания, например, пропустила срок на обжалование решения о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности, она не сможет оспорить доначисления путем обжалования требования об уплате налогов, выставленного на основании этого решения
Последствия нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки в случае обжалования решения ( п. 68 , 69 постановления № 57) При оспаривании решения по итогам проверки суд учтет доводы компании о формальных существенных нарушениях процедуры рассмотрения материалов проверки ( п. 14 ст. 101 НК РФ), только если компания приводила эти доводы при досудебном обжаловании. Причем, когда компания заявляет эти доводы в досудебном обжаловании, вышестоящая инспекция вправе заново рассмотреть материалы проверки с участием компании, но не вправе вернуть материалы на новое рассмотрение в нижестоящую инспекцию (по аналогии с судом) Эта позиция фактически сузила возможности налогоплательщиков для обжалования решений инспекций по формальным основаниям. Во-первых, теперь соответствующие аргументы нет смысла утаивать от инспекции до суда. Во-вторых, при раскрытии этих аргументов на досудебной стадии формальные нарушения скорее всего будут устраняться за счет повторного пересмотра материалов проверки вышестоящей инспекцией – соответственно, до суда эти аргументы могут просто не дойти. Кстати, право вышестоящей инспекции пересмотреть материалы проверки, если нижестоящая инспекция сделала это с существенными нарушениями процедуры, теперь прямо закреплено в пункте 5 статьи 140 НК РФ
Предоставление новых доказательств в суде ( п. 78 постановления № 57) Компания в налоговом споре вправе представить в суд дополнительные доказательства, которые она не представляла во время рассмотрения материалов налоговой проверки и досудебного обжалования. Но из-за этого суд может возложить на компанию судебные расходы, даже если она выиграет. Этого не произойдет, если компания обоснует объективные препятствия, по которым она не могла раскрыть дополнительные доказательства раньше. Эти же правила распространяются на инспекцию Прежнее постановление № 5 предписывало судам в любом случае принимать новые доказательства от налогоплательщика и оценивать их. В результате суды зачастую были вынуждены заново проводить своеобразную налоговую проверку по новым документам, которые не фигурировали при рассмотрении материалов проверки инспекцией. Новая позиция ВАС РФ более жесткая, но она не означает полный запрет на представление в суд нераскрытых ранее доказательств. Такая тактика ведения налоговых споров по-прежнему возможна, но, выбирая ее, компания рискует суммой судебных расходов. Правда, они зачастую несопоставимы с ценой самого спора, поэтому это не самый большой риск для компании. Но при этом надо учитывать еще и то, что сторона, злоупотребляющая процессуальными правами, дополнительно рискует выглядеть в невыгодном свете в глазах судьи. Поэтому прибегать к подобной тактике нужно крайне осторожно


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.