«Когда начинаешь заниматься интеллектуальными правами, понимаешь, что это самое интересное»

150
Казалось бы: работа юристов любой компании независимо от сферы бизнеса полна серьезных и по большому счету рутинных вопросов. Но в Уолт Дисней Компани СНГ даже у юристов работа сказочная – в ней очень много интересного, нестандартного, «вкусного». И почти совсем нет рутины. Об этом нам рассказала Ольга Корнеева, директор по юридическим вопросам.

 

«Когда начинаешь заниматься интеллектуальными правами, понимаешь, что это самое интересное»
Ольга Корнеева, директор по юридическим вопросам

Компания Уолт Дисней Компани СНГ, дочерняя компания The Walt Disney Company, была основана в апреле 2006 года. Со дня открытия российского офиса компания успешно реализовала множество проектов, включая запуск федерального развлекательного телеканала для всей семьи — канала Disney, а также крупнейшего семейного портала рунета — www.disney.ru. Компания занимает в России лидирующие позиции на рынках лицензирования и кинопроката и уделяет большое внимание производству российского контента под брендом Disney для всей семьи.

Устройство юридической службы

- Спросите любого взрослого или ребенка, чем занимается компания Disney, и он ответит: выпускает чудесные мультфильмы и кино. И еще он, конечно, вспомнит парки развлечений Disneyland. А чем компания занимается в России?
- Компания Disney — мировой лидер индустрии развлечений, и, конечно, бизнес этой гигантской корпорации не ограничивается только кинопроизводством и парками развлечений! Безусловно, анимация — это то, с чего когда-то началась компания, но сейчас под управлением компании собрано огромное количество различных брендов и направлений бизнеса. И все они развиваются в России. Вернее, почти все, потому что, к сожалению, у нас достаточно суровый климат для постройки парка развлечений Disneyland. Но все остальное, что есть у компании Disney, российский офис бережно приносит в нашу страну. Если укрупнять, то это четыре направления бизнеса: студии, медиасети, интерактивные проекты, потребительские товары. В России для проката фильмов у компании создано совместное предприятие с Sony. По схожему принципу управляется семейный эфирный канал Disney в партнерстве с холдингом ЮТВ. Кроме того, Disney является безоговорочным лидером в лицензировании: по лицензиям компании производятся одежда, игрушки, товары для детей, канцелярские принадлежности, продукты питания, косметические товары и многое другое. Компания является крупнейшим издателем по лицензии книг и журналов для детей и юношества, а также лидером в области производства и дистрибуции мобильного и интернет-контента. Кроме того, в сферу приоритетов входит цифровое направление — разработка и дистрибуция игр для ПК и консолей, а также игр для социальных сетей.

- Правовой поддержкой всех линий бизнеса, которые вы перечислили, занимается ваш юридический отдел?
- Да, сейчас юридический отдел компании поддерживает все направления бизнеса Disney в России. Конечно, есть и некоторые особенности, в частности в том, что касается юридической поддержки наших совместных предприятий. Например, на канале Disney работает юрист, который занимается только вопросами, связанными с каналом. В кинопрокатной деятельности немного иная ситуация: мы поддерживаем деятельность компании в отношении тех юридических вопросов, которые имеют отношение к бизнесу Disney, и не касаемся вопросов, связанных с проектами нашего партнера.

- По какому принципу в вашем отделе распределяются функции между юристами? Каждый из них поддерживает определенное направление бизнеса?
- В глобальной структуре юридического департамента Disney действует разделение и по линиям бизнеса, и по функциям. Это такая своеобразная матрица, где все друг с другом в итоге пересекаются. Юристы, поддерживающие направления бизнеса, глубоко погружены в его детали и особенности, и у них накоплен большой опыт. В России мы, с одной стороны, используем похожий принцип: за каждым юристом закреплено одно или несколько бизнес-направлений, и юрист является не просто консультантом, а полноценным участником команды. Вместе с тем есть и ряд смежных блоков работы (я их называю «платформенными функциями»), которые относятся сразу ко всем линиям бизнеса или к компании в целом. Это, например, реклама и продвижение бренда, комплаенс, персональные данные, защита интеллектуальной собственности, корпоративные вопросы. Такими платформенными функциями занимаются в той или иной степени все юристы.

Биография Ольга Корнеева родилась в 1976 году в Твери. В 2000 году окончила магистратуру МГИМО Университета МИД России по специальности «международное и европейское право». Карьеру начала помощником юриста, затем перешла в юридическую службу инвестиционной компании. В 2003 году проходила стажировку во Франции в Международном арбитражном суде при Международной Торгово-промышленной палате. Возглавляла юридические службы российских подразделений международных корпораций Pfizer и Hewlett-Packard. С мая 2012 года — директор по юридическим вопросам Уолт Дисней Компани СНГ.

Специфика работы

- Вы можете сказать, что из тех блоков работы, которые вы перечислили, какие-то требуют от вас более пристального внимания?
- Пристального внимания требует все. Но, конечно, наибольшего внимания требует деятельность, которую невозможно стандартизировать. Вот, например, в лицензировании потребительских товаров активно применяется типовой договор. Пусть очень объемный и подробный, но уже достаточно устоявшийся и какого-то постоянного творчества или глубинной проработки не требующий. А вопросы, связанные с производством контента (например, приобретение формата или совместное — c третьим лицом — производство фильма), цифровая медиадистрибуция или интерактивные проекты часто требуют нестандартного, творческого подхода, разработки новых документов под каждую сделку.

- С чем это связано?
- Часто могут возникать неоднозначные вопросы. Например, в рамках телепроизводства снимаются сериалы или телепрограммы по форматам. В практике западных компаний формат — это большая книга с описанием структуры, основных героев, сюжетных линий, требований и стандартов, которые нужно учесть как при создании сценария на основе формате, так и при съемке. И вот возникает вопрос: а что такое формат с точки зрения юриста? Является он объектом авторского права или это только идея? И какими свойствами должен обладать формат, чтобы получить охрану? В российском законодательстве нет ни определения формата, ни какого-либо регулирования. В других странах, кстати, этот вопрос тоже либо не урегулирован, либо урегулирован слабо, сделки заключаются на основании сложившейся практики. Но ведь когда мы приобретаем или продаем права на форматы, мы должны понимать, с каким именно объектом интеллектуальной собственности имеем дело и в какой степени защищены наши интересы.

- Расскажите про правовую поддержку кинопроката. Вот вышел новый фильм: какая работа требуется от юристов, чтобы начался его показ в России?
- Здесь может быть два сценария. Обычно все, что касается проката фильмов производства Disney (в том числе студий Walt Disney Pictures, Walt Disney Animation, Pixar Animation, Touchstone Pictures, MARVEL), не требует каких-то титанических усилий юристов, так как уже подготовлена договорная база и прокат осуществляется по утвержденной модели. Ответственным вопросом здесь всегда является проверка русского варианта названия фильма, а иногда и слоганов, для исключения потенциального конфликта с иными объектами интеллектуальной собственности, другими названиями и товарными знаками. Другая ситуация возникает, если компания выводит на рынок фильмы производства третьих лиц: например, в прошлом году совместное предприятие компании по прокату кинофильмов представляло в кинотеатрах привлеченный проект — фильм российского режиссера Михаила Сегала «Рассказы». В таких случаях объем работы юриста увеличивается: необходимо подписать договор с правообладателем, согласовав подробно все условия, а также убедиться, что никаких рисков, связанных со спорами вокруг прав, у нас не возникнет.

Не только о работеаш любимый вариант зимнего отдыха?
У меня нет единого варианта. Обычно это или горы, или город (особенно люблю Нью-Йорк).
У вас есть любимый с детства мультфильм?
В детстве я очень любила «Утиные истории», а сейчас мне больше всего нравятся «Король лев» и «Алладин».
Сколько раз вы были в Диснейленде?
Пока два раза. Первый — лет десять назад в Париже с мужем. А второй раз — в этом году. Я побывала в самом первом парке Disneyland в Калифорнии с командой моих коллег — юристов Disney. Мы даже зашли в домик самого Уолта Диснея, в котором он отдыхал с семьей!

- Ольга, а есть у вас хоть какие-то крупные блоки работы, не связанные с интеллектуальной собственностью?
- Конечно, и немало. Просто когда начинаешь так плотно заниматься интеллектуальными правами, то понимаешь, что это самое интересное. Однако, как в любой крупной компании, есть и иные не менее важные блоки работы. И, вы знаете, у нас часто возникают интересные ситуации, не обязательно связанные с авторским правом, которые требуют мозговых штурмов и обсуждений.

- Можете привести пример?
- Например, в 2012 году был принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который определил условия распространения информации, направленной на детей, и ввел критерии определения категорий информационной продукции для детей разного возраста. В той или иной степени данный закон коснулся всех направлений бизнеса компании Disney, начиная с телевидения и заканчивая интерактивными играми. И сразу же возникло много открытых вопросов, на которые надо было находить ответы, причем очень оперативно. Например, было не ясно, по какому принципу определять категории тех анимационных и художественных фильмов, которые появились до принятия закона, как присваивать категорию трейлерам фильмов, когда сам фильм еще в процессе съемок, как быть с комиксами и раскрасками, где изображены драки, сражения и битвы. Некоторые положения закона носят достаточно общий характер, и зачастую принять решение по конкретному случаю не так-то просто. В ряде ситуаций мы направляли запросы в Министерство культуры РФ, участвовали в общественных дискуссиях на встречах с государственными органами и преподавателями факультета психологии МГУ.

- А в итоге работу по присвоению новой продукции категорий удалось как-то стандартизировать?
- Сейчас можно сказать, что да. Хотя это потребовало времени и определенных усилий. Сначала мы сделали описание закона в приложении к разным видам деятельности нашей компании, потом собирались с представителями разных бизнес-направлений, обсуждали спорные и неоднозначные моменты и пути их решения, договаривались о том, как мы будем работу централизовать. Например, если мы присваиваем определенную категорию фильму, то мы должны ее придерживаться в дальнейшем и в медиадистрибуции. Сейчас у нас есть общая база, в которой каждой продукции присваивается категория. Если вопрос неоднозначный, то юристы участвуют в тестировании той или иной продукции, например, смотрят фильм или играют в игру, чтобы понять, какую категорию нужно присвоить.

- Вы можете вспомнить какой-то проект, который стал для вас за время работы в Disney самым сложным и одновременно интересным (с юридической точки зрения)?
- Вы знаете, в компании Disney очень много сложных и интересных юридических моментов. И совсем не обязательно это должен быть гигантский проект, зачастую это может быть и небольшая, но очень нетривиальная задача или вопрос, с которым ранее нам не приходилось иметь дело.
Например, при создании новой российской телевизионной передачи для канала Disney мы должны были ответить на вопрос, является ли исполнение песен детьми пародией. Или вот еще пример: вывод на рынок нового комплексного интерактивного продукта, когда процесс подготовки проекта похож на собирание паззла. Нам необходимо зарегистрировать товарные знаки, проанализировать процесс сбора данных, изучить вопросы, связанные с рекламой, с защитой детей от вредной информации, утвердить финансовую модель и обязательно учесть опыт запуска данного продукта в других регионах. Мы часть глобальной команды и активно общаемся с юристами из штаб-квартиры и других регионов, обмениваемся опытом, вместе работаем над проектами, обсуждаем локальную специфику, найденные решения и подходы. Все кусочки паззла нужно собрать воедино. Это невероятно увлекательная задача!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.