• Главная страница
  • » Статьи
  • » Бонусные соглашения с покупателями и дистрибьюторами. Без каких условий договор могут приравнять к дарению

Бонусные соглашения с покупателями и дистрибьюторами. Без каких условий договор могут приравнять к дарению

749
Зона риска: заключение соглашения, предусматривающего выплату покупателю (дистрибьютору) бонусов Участники: стороны бонусного соглашения Негативные последствия: без соблюдения некоторых условий бонусное соглашение может быть квалифицировано как договор дарения, заключение которого между коммерческими компаниями запрещено. Ссылаясь на это обстоятельство, сторона, которая должна выплатить бонус, в конфликтной ситуации может отказаться от выплаты или потребовать возврата уплаченной суммы

 

Бонусные соглашения с покупателями и дистрибьюторами. Без каких условий договор могут приравнять к дарению
Сергей Стефанишин, партнер компании EY

Бонусные соглашения с покупателями и дистрибьюторами. Без каких условий договор могут приравнять к дарению
Андрей Глебашев, старший юрист компании EY

Бонусные соглашения с покупателями и дистрибьюторами. Без каких условий договор могут приравнять к дарению
Анастасия Кавешникова, юрист компании EY

Сделка

В последнее время выплата бонусов получила широкое распространение в коммерческой практике, особенно во взаимоотношениях между производителями и дистрибьюторами. Как правило, бонусы выплачиваются за выполнение покупателем (дистрибьютором) определенных условий – приобретение либо реализацию товаров на определенную сумму. Сумма бонуса представляет собой либо процент от совокупной стоимости приобретенных или поставленных товаров, либо фиксированную денежную сумму. При этом первоначальная стоимость товаров, согласованная сторонами до момента поставки товаров, обычно остается без изменений.

В результате, чем больше покупатель (дистрибьютор) закупит или реализует товаров, тем больше будет размер его вознаграждения. Поставщик (производитель) товаров тоже заинтересован: мотивируя покупателя (дистрибьютора) покупать или продавать больше товаров, поставщик тем самым увеличивает объемы своих продаж. Поэтому бонус является удобным инструментом стимулирования продаж для обеих сторон.

Если налоговый аспект выплаты бонусов часто становится предметом споров, то о гражданско-правовом аспекте бонусных соглашений редко кто задумывается. Но это не значит, что с точки зрения гражданского права с бонусами все предельно понятно и никаких рисков выплаты бонуса с точки зрения гражданско-правового законодательства не существует.

Риски

На практике чаще всего заключают простые бонусные соглашения, предметом которых выступает только сам бонусный платеж. Проблема в том, что такую сделку можно квалифицировать в качестве дарения, которое между коммерческими организациями прямо запрещено (п. 1 ст. 575 ГК РФ). Распространение такие соглашения получили из-за широкого представления о том, что риск их признания недействительными очень низок.

Nota bene! Соглашение, заключенное после 01.09.13 и нарушающее требование закона, может быть признано ничтожным только в том случае, когда оно посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц (п. 2 ст. 168 ГК РФ). Представляется маловероятным, что бонусное соглашение будет отвечать данным условиям. Однако для однозначного вывода лучше подождать развития судебной практики.

Риски по сделкам, заключенным до 01.09.13. Согласно предыдущей редакции Гражданского кодекса, сделка, противоречащая закону, считалась ничтожной (ст. 168 ГК РФ в прежней редакции). То есть она не влекла за собой каких-либо правовых последствий с момента ее совершения вне зависимости от признания ее ничтожной судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ в прежней редакции). Это касается в том числе бонусных соглашений, заключенных до 01.09.13 и сформированных по модели дарения, – к ним применяется прежняя редакция Гражданского кодекса (п. 3, 6 ст. 3 Федерального закона от 07.05.13 № 100-ФЗ).

Ничтожность бонусного соглашения означает, что поставщик (производитель товаров) может не исполнять установленную таким соглашением обязанность заплатить бонус, а если он его все-таки заплатил, то получатель бонуса обязан его вернуть (п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ в прежней редакции). Причем потребовать применения последствий ничтожности договора или признания договора ничтожным согласно предыдущим нормам Гражданского кодекса может любое заинтересованное лицо, а также теоретически последствия ничтожности суд может применить по собственной инициативе, рассматривая любой спор по поводу бонусного соглашения (п. 2 ст. 166 ГК РФ в прежней редакции, п. 32 постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»). Правда, практическая реализация судом этого права представляется сомнительной, так как Арбитражно-процессуальный кодекс не предоставляет арбитражному суду право при принятии решения выходить за рамки заявленных требований.

Кто же может быть заинтересован в применении последствий ничтожности бонусного соглашения? Очевидно, что не получатель бонуса. Теоретически это может быть только поставщик товаров, который выплатил бонус покупателю (дистрибьютору). Но представить такое развитие событий на практике сложно из-за заинтересованности поставщика в отношениях с дистрибьютором. Тем не менее в очень редких случаях (скорее всего в конфликтных ситуациях) плательщики бонусов все-таки предпринимали такие попытки (см. постановление ФАС Московского округа от 27.09.10 по делу № А40-5992/10-151-44).

Nota bene! При структурировании бонусных отношений следует также учитывать требования специального законодательства, которые могут в значительной степени ограничить возможности сторон в выборе условий. Например, Федеральный закон от 28.12.09 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» существенно ограничивает возможность выплаты бонуса при поставке продовольственных товаров.

Иных заинтересованных лиц просто нет. Именно поэтому большинство участников бонусного соглашения по модели дарения пренебрегали рисками, полагая, что ни поставщик, ни покупатель, ни какие-либо другие лица не будут ссылаться на недействительность такой сделки. Но все равно у бонусных соглашений, заключенных до 01.09.13 по модели дарения, остается определенный риск. Вследствие того что недействительное бонусное соглашение не порождает правовых последствий, его стороны не могут рассчитывать на судебную защиту своих интересов, связанных с данным соглашением. Например, одна сторона выполнила все условия, необходимые для выплаты ей бонуса, но бонус так и не получила и обратилась в суд. А суд отказал в удовлетворении иска, поскольку счел бонусное соглашение ничтожным из-за нарушения запрета дарения между коммерческими организациями (см. решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.01.10 по делу № А21-9532/2009). Правда, конкретно в этом деле вышестоящие инстанции не согласились с квалификацией соглашения в качестве дарения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.09.10 по делу № А21-9532/2009), но в этом помогло правильное формулирование условий соглашения. В иных обстоятельствах истец мог так и не найти поддержки в суде.

Риски по сделкам, заключенным начиная с 01.09.13. Согласно новой редакции Гражданского кодекса, соглашения, нарушающие требования закона, признаются по общему правилу не ничтожными, как это было ранее, а оспоримыми сделками (ст. 168 ГК РФ). Оспорить такую сделку могут исключительно ее стороны или лица, поименованные в законе (п. 2 ст. 166 ГК РФ).

Исходя из формального толкования вышеуказанных норм, бонусное соглашение, заключенное после 01.09.13, могут оспорить только его стороны. При отсутствии заявленных требований об оспаривании бонусного соглашения последнее должно рассматриваться в качестве действительной сделки, права из которой подлежат судебной защите, даже если это соглашение заключено по модели дарения.

Таким образом, по-прежнему остается риск возможного оспаривания соглашения стороной, которая должна выплатить или уже выплатила его.

Меры предосторожности

Если речь идет об уже действующем бонусном соглашении по модели дарения, то говорить о мерах предосторожности уже не приходится. Можно предложить контрагенту заключить это соглашение на новых условиях либо остается надеяться, что сторона, выплачивающая бонус, не будет ссылаться на недействительность соглашения. Если же спор все-таки возникнет, то стороне, получающей бонус, необходимо будет обосновать действительность соглашения, а именно отсутствие в нем безвозмездности как главного признака дарения. Например, в упомянутом выше деле № А21-9532/2009 суды приняли во внимание, что сторона, выплачивающая бонус, имела в этом свой экономический интерес. Высший арбитражный суд не раз отмечал, что безвозмездность передачи имущества является не единственным признаком договора дарения. Обязательным квалифицирующим признаком дарения является вытекающее из соглашения сторон очевидное намерение дарителя передать имущество в качестве дара (с намерением облагодетельствовать одаряемого), а не по какому-либо другому основанию, вытекающему из экономических отношений сторон сделки (постановления Президиума ВАС РФ от 25.04.06 № 13952/05 , от 04.12.12 № 8989/12).

Nota bene! При использовании второго и третьего способов структурирования бонусных отношений нужно иметь в виду, что выплата бонуса возможна только за наступление тех обстоятельств, на которые исполнитель по договору может повлиять. Иначе условие о выплате бонуса может быть признано недействительным со ссылкой на позицию ВАС РФ, который указал, что размер оплаты услуг не может зависеть от тех обстоятельств, на которые исполнитель по договору фактически не может повлиять (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.09.99 № 48).

Если же речь идет о заключении нового бонусного соглашения, то избежать рисков его квалификации в качестве дарения можно с помощью грамотного, продуманного формулирования его условий. Существует как минимум четыре способа. Их объединяет то, что бонус в каждом из этих вариантов является средством платежа, а не объектом возникающих правоотношений.

Первый способ. Стороны согласовывают в договоре определенную формулу, на основании которой общая цена договора будет зависеть от выполнения определенных условий – например, от объема закупок. В итоге цена договора является переменной и формируется, например, по принципу: чем больше количество товаров покупатель приобретет, тем ниже будет цена за каждую единицу купленного товара. Полученная разница и будет составлять бонус покупателя. Такое оформление отношений по выплате бонуса основано на возможности согласования в договоре цены не только в виде твердой суммы, но и путем установления порядка ее определения (ст. 424 ГК РФ).

Второй способ. Бонус можно определить в качестве дополнительного вознаграждения за совершение действий по превышению определенных пороговых значений в процессе закупки товаров (например, за закупку сверх определенного количества в месяц). В отличие от первого способа в данном случае бонус рассматривается как средство платежа за действие, которое можно расценивать в качестве оказание отдельной услуги. Данный способ требует повышенного внимания, потому что, по сути, он означает, что в основной договор поставки включаются элементы договора оказания услуг (исполнителем становится покупатель – получатель бонуса). То есть договор становится смешанным, и его условия в части предмета возмездного оказания услуг требуют тщательной проработки.

Третий способ. Этот вариант тоже основан на использовании договора возмездного оказания услуг, но в отличие от предыдущего способа он предполагает выплату бонуса не за совершение действий по закупке товаров, а за оказание услуг по продвижению товаров поставщика посредством осуществления рекламных, маркетинговых и иных подобных активностей. Поэтому сформулировать предмет отношений в рамках условий для выплаты бонуса при этом варианте проще. На практике чаще всего при данном варианте бонусные отношения не включаются в договор поставки, а являются предметом отдельного договора оказания услуг.

Четвертый способ. Еще один вариант предполагает использование агентского договора, по которому бонус является платежом в составе агентского вознаграждения. Вознаграждение выплачивается за совершение определенных действий получателем бонуса, который действует в качестве агента плательщика бонуса. Обычно это действия по стимулированию продаж товаров конечным покупателям. Действия получателя бонуса в качестве агента обусловлены заинтересованностью в росте продаж плательщика бонуса (поставщика товаров). Поэтому действие получателя бонуса в интересах плательщика бонуса вполне обоснованно. При использовании этого способа нужно помнить, что модель агентского договора по общему правилу требует предоставления агентом регулярной отчетности о совершенных действиях (п. 1 ст. 1008 ГК РФ).

Вы внимательно прочитали статью? Тогда ответьте на вопрос: В договоре между поставщиком и дистрибьютором есть условие о том, что, если закупки дистрибьютора у поставщика превысят определенное пороговое значение, дистрибьютор имеет право на получение бонуса — выплату в определенной сумме. Есть ли риск признания этого условия дарением? Да, есть. Нет, такого риска нет. Риск есть, но он не имеет значения, так как практики оспаривания таких условий вообще нет. Такой риск есть, поскольку это бонусное соглашение может быть расценено как дарение между компаниями.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.